Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей
Автор: Жуйкова Тамара Павловна
Рубрика: 1. Общая педагогика
Опубликовано в
II международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, май 2012)
Статья просмотрена: 1964 раза
Библиографическое описание:
Жуйкова, Т. П. Аксиологический подход к формированию профессиональной направленности студентов педагогических специальностей / Т. П. Жуйкова. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь : Меркурий, 2012. — С. 3-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/58/2285/ (дата обращения: 16.12.2024).
Одной из ведущих тенденций развития образовательной ситуации сегодня становится переход к ценностной парадигме. Этот переход подготовлен восхождением педагогической мысли от односторонне-функционального к целостному представлению об образовании как универсальной ценности.
Над проблемой ценностных ориентаций высшее педагогическое образование активно работают: А.М. Булынин, Б.З. Вульфов, Б.С. Гершунский, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, Н.Д. Никандров, В.А. Сластёнин, З.И. Равкин, Е.Н. Шиянов и др. Ими выявлены аксиологические приоритеты современного образовательного процесса в высшей педагогической школе, которые используются современной практикой как основополагающие.
Несмотря на все социальные изменения современной жизни, система ценностей высшего педагогического образования развивается и обогащается. Служение Отечеству, уважение к личности человека, необходимость признания его в качестве высшей ценности бытия, верность профессиональному долгу, направленность на служение духовным приоритетам, стремление к творчеству и др. дополняются национальными ценностями образования, составляющими ценностное ядро региональных систем образования.
Исследователями установлены группы ценностей высшего педагогического образования:
ценности, связанные с утверждением в обществе, в ближайшей социальной среде;
ценности, связаны с удовлетворением в потребности в общении;
ценности, связанные с самосовершенствованием;
ценности, связанные с самовыражением учителя;
ценности, связанные с утилитарно-прагматическими запросами [1].
Теоретический анализ источников позволил установить, что категориальный аппарат современной аксиологии включает в себя ценности-цели и ценности-средства, аксиологическую характеристику личности как субъекта ценностных отношений, складывающихся в целостном педагогическом процессе, основные аксиологические категории, отражающие ценностные приоритеты мирового педагогического процесса, а также национальных региональных систем образования.
Контент-анализ источников позволил утверждать, что ценностный подход в значительной мере реализуется в современной теории и практике высшего педагогического образования и тесным образом связан с профессионально-педагогическим, антрополого-гуманистическим, культурологическим подходами в построении концептуальных основ в подготовке учителя. Наиболее разработанными в педагогической аксиологии являются вопросы типологии учителей на основе доминирования профессиональных ценностных ориентаций (Л.В. Разживина), управления развитием ценностных предпочтений педагогов (Л.Х. Магомадова, Г.И. Чижакова), формирования мотивационно-ценностного отношения к педагогической профессии (А.М. Булынин, Е.Н. Шиянов). Важное место в формировании образа педагога отводится ценностям национальной культуры (В.Г. Пряникова, З.И. Равкин).
Имманентно присущие образовательному процессу ценности, как правило, выполняют стимулирующие функции, побуждающие созревание и развитие личных характеристик субъектов педагогического процесса.
В психологии влияние ценностных ориентаций на формирование такого интегрального личностного свойства как направленность личности изучали: В.Н. Мясищев, Б.Г. Ананьев, Л.И. Божович и д.р. С точки зрения В.Н. Мясищева направленность личности есть явно выраженные доминирующие отношения, подчиняющие себе другие отношения и определяющие жизненный путь человека. Б.Г. Ананьев утверждал, что направленность личности определяется ведущими ее ценностными ориентациями. Л.И. Божович ведущим компонентом направленности личности полагала доминирующую систему мотивов в структуре деятельности человека.
В нашем исследовании отмечается, что содержательная характеристика профессиональной направленности студентов раскрывается не только через аксиологические приоритеты педагогического образования прошлого и настоящего. В ней также исследован процесс влияния национальных ценностных приоритетов Восточно-Сибирского региона, (в частности, национальных традиций развития культуры и образования Хакассии), на представления об образе учителя, признание значения его профессиональной деятельности, отношений к ребенку, личностно-профессиональных характеристиках, играющие ведущую роль в нравственном облике учителя и т.д.
Этот процесс отражен в трудах Н.Ф. Катанова, М.И. Боргоякова, М.А. Унгвицкой, С.П. Ултургашева, В.Г. Карпова и др.
Изучение формирующего влияния ценностных приоритетов истории, культуры и этнопедагогики Хакассии на формирование профессиональной направленности личности учителя в известной мере является отличительной чертой проведенного исследования.
Анализ охарактеризованных выше концепций формирования профессиональной направленности студентов позволил выявить, что общим для них является представление о профессиональной направленности студентов как сложном образовании, которое входит в структуру личности и наиболее полно выражает способ ее общественного и профессионального поведения и деятельности, выражающиеся в целях и мотивах личности, ее потребностях, интересах и установках. Как правило, профессиональная направленность студентов в них рассматривается сквозь призму измерения ее конкретных элементов: потребности в профессионально-педагогическом воспитании и развитии; совокупности устойчивых мотивов личности, стимулирующих овладение педагогической профессией; педагогического признания; жизненных установок, намерений и склонностей, связанных с профессией учителя; наличие идеала учителя; самостоятельности и творческой активности в овладении педагогическими знаниями.
Теоретический анализ процесса формирования профессиональной направленности студентов с позиции современного аксиологического подхода к проблемам образования позволяет выделить следующие пути его осуществления:
концентрация внимания студентов на базисных педагогических ценностях, присущих теории и практике образования в различные исторические периоды;
раскрытие образов ведущих педагогов прошлого и настоящего и их идей, составляющих «аксиологическое ядро» педагогических концепций прошлого и настоящего;
системное освоение основополагающих, педагогических категорий и их значение в развитии профессионального педагогического мастерства;
использование инновационных и педагогических технологий образования, стимулирующих формирование ценностных приоритетов профессиональной деятельности учителя.
В ходе исследования были выявлены критерии и показатели сформированности профессиональной педагогической направленности студентов на основе ценностных приоритетов, при этом мы опирались на ранее проведенные исследования (Г.И. Аксенова, Е.И. Артомоновой, А.М. Булынина, Л.К. Гребенкиной, В.А. Сластенина, Г.И. Чижаковой и др.) [2].
Экспериментальное исследование процесса формирования профессиональной направленности студентов педагогических специальностей включало в себя поиск путей и исследования аксиологических ценностей, влияющих, на становление будущего педагога прослеживалась динамика развития аксиологической направленности студентов и выявлялись педагогические условия, позволяющие совершенствовать данный процесс.
Опытно-экспериментальная работа проводилась в определённой логической последовательности, предусматривающей природу и закономерности процесса формирования профессиональной направленности студентов. Выявив начальный уровень знаний студентов относительно педагогической профессии и её ценности в процессе включённого наблюдения, диагностики суждения студентов о привлекательности педагогической деятельности, мы проанализировали полученный иерархический ряд этих ценностей и на основе этого проследили динамику суждений студентов о привлекательности педагогической профессии.
Анализируя результаты, можно отметить, что ранговое положение одной ценности на разных курсах оказалось различным. Так, например, результативность привлекательности педагогической деятельности возрастало от курса к курсу. В идеале от 58,2% до 65,2% опрошенных студентов считают педагогическую профессию одной из важнейших в обществе и личностно значимой ценностью для себя. Показатель возможности заниматься с детьми и молодёжью увеличивается примерно на 10 % и к пятому курсу составляет 78,4%. Если вначале только 36,1% студентов начальных курсов отмечали творческий характер учительской профессии, то на пятом курсе после прохождения практики в инновационных учреждениях это утверждение подтвердили 80,2%.
Таким образом, результаты показывают, что изменяется удельный вес тех ценностей, которые составляют смысл и сущность педагогической профессии (творческий потенциал, профессия педагога одна из важнейших в обществе, работа с детьми, молодёжью и др.).
Установление исходного состояния ценностных приоритетов профессиональной направленности студентов происходило через психолого-педагогическую диагностику ценностей-целей, ценностей-средств, и при этом было обнаружено, что в иерархии ценностных систем студентов от большего числа предпочтений к меньшему ответы распределились таким образом: здоровье – 76,9%; эрудированность в профессиональных вопросах – 39 %; любовь – 35,9 %; познание – 28,2 %; порядок в делах – 25,6 %; наличие хороших и верных друзей – 20,5 %; хорошая обстановка в стране и в нашем обществе – 19,5 %; рационализм – 19,2 %; честность – 15,3 % и др. Эти ценности оказались наиболее приоритетными для будущих учителей. Завершающим результатом начального исследования идеалов студентов педагогических специальностей явилось то, что студенты ясно выразили свое отношение к ценностным приоритетам учительской профессии таким как: любовь и интерес к детям, справедливость, педагогический такт, терпение и выдержку; педагогическая зрелость и наблюдательность, общительность, находчивость и чувство юмора, гуманность, творчество в работе.
Дальнейшая дифференцированная работа со студентами экспериментальной группы показала, что поскольку достаточно сформированными оказались любовь к детям и увлеченность педагогической деятельностью, то именно эти качества и стали цементирующими профессионально-педагогическую направленность личности будущего учителя.
Само содержание опытно-экспериментальной работы предусматривало следующие направления:
Целенаправленный отбор и структурирование учебного материала по дисциплинам педагогического цикла, позволяющие вычленить гуманистические педагогические ценности, предъявляемые к усвоению студентам.
Организация учебно-практической деятельности студентов. Профессионально значимые качества аксиологических ценностей педагогической профессии выделяются в специальную задачу, в самостоятельное действие, стимулирующее проявление и осознание своей личности, своего «профессионального Я».
Применение технологий, актуализирующих личностный смысл учения и побуждающих студентов к рефлексии и преодолению трудностей.
Применение активных методов учебно-познавательной деятельности, способствующих профессиональному становлению студентов на основе сравнения себя с другими и стимулирующих развитие самостоятельности и творчества.
Анализ сущности и механизма формирования ценностных приоритетов в профессиональной направленности личности студентов позволил нам конкретизировать содержание педагогических дисциплин, введя в него спецкурсы: «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности», «Актуальные проблемы образования в контексте исторических знаний». Были прослежены тенденции развития таких проблем как активность, самостоятельность, свободная школа, социализация и др. Это позволило студентам уяснить сущность гуманистического подхода к личности, ее роли в собственном развитии, обеспечивая понимание важности педагогической диагностики и прогнозирования личности школьника в демократически организованном педагогическом процессе.
В содержании педагогических знаний, развивающих ценностные приоритеты студентов, активно использовались региональные программы по внеаудиторной воспитательной работе, включающие вопросы национального воспитания культуры молодежи. Исследование показало, что данное направление носит информационно-познавательный характер и даёт возможность студенту получить объём знаний по истории и культуре Хакасии, их роли в развитии национальных приоритетов.
Особый интерес у студентов вызвала проблема развивающего обучения в начальной школе и у дошкольников, так как они смогли проследить развитие педагогических идей и их практическую реализацию в практике современной школы.
Проследив функционирование образовательных ценностей в целостном педагогическом процессе профессиональной подготовки педагогов, необходимо отметить, что отличительной чертой этого процесса является устойчивое доминирование в нем ценностей гуманистического плана. Любовь к детям, бережное отношение к эмоционально-психологическому состоянию детей, понимание и желание активного содействия в разрешении реальных проблем жизни детей, чуткое отношение к чувствам родителей и т.д. Именно они устойчиво определяют ценностный характер профессиональной подготовки будущих педагогов.
Проведенное исследование содержит репрезентативный материал, убеждающий в эффективности разработанной модели формирования профессиональной направленности студентов на основе ценностных приоритетов современного высшего педагогического образования.
В исследовании теоретически обоснована необходимость и экспериментально подтверждена реальность влияния ценностных приоритетов на формирование профессиональной направленности студентов психолго-педагогических факультетов; разработаны психолого-педагогические основы процесса формирования профессиональной направленности студентов под влиянием ценностных педагогических приоритетов; выявлены критерии и показатели сформированности профессиональной направленности студентов педагогических вузов, сформированной под влиянием аксиологических приоритетов:
знание педагогических идей, отражающих ценностный потенциал всемирного педагогического процесса и умение использовать их в своей педагогической деятельности;
овладение студентами современной педагогической аксиологией, понимание ее места, значения, функций в структуре профессиональной подготовки;
преобладание смыслообразующих ценностей педагогической деятельности в структуре мотивов, побуждающих студентов к осознанному педагогическому творчеству;
устойчивый интерес и активность в личностном освоении ценностного потенциала педагогической деятельности.
Определены педагогические условия влияния ценностных приоритетов на формирование профессиональной направленности студентов. Введение изменений в содержании и технологии педагогического процесса с целью раскрытия смыслообразующих аспектов в профессиональной педагогической деятельности учителя; осознание студентами соответствия особенностей своей личности требованиям педагогического процесса; организация целенаправленной педагогической практики в инновационных учреждениях, способствующей формированию гуманистических ценностных приоритетов в профессиональной деятельности и овладении приёмами их творческой интерпретации; осуществление целенаправленного исполнения практики решения изобретательских задач как стимул актуализации ценностных приоритетов профессиональной направленности студентов психолого-педагогического факультета; проведение спецкурса «Аксиология и инноватика в педагогической деятельности» как специфическая форма развития ценностно–потребностного потенциала студента.
Литература:
Сластенин В.А., Шиянов Е.Н. Образование в 12-летней школе: аксиологические основания //Известия РАО. Под. ред. В.А.Сластенина – М.: 2000. – №4. – С.80.
Сластенин В. Чижакова Г.И. Введение в педагогическую аксиологию: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003. – 192 с.