Современное состояние государственной охраны объектов археологического наследия на территории Иркутской области | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №39 (434) сентябрь 2022 г.

Дата публикации: 25.09.2022

Статья просмотрена: 122 раза

Библиографическое описание:

Купцова, А. С. Современное состояние государственной охраны объектов археологического наследия на территории Иркутской области / А. С. Купцова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 39 (434). — С. 123-128. — URL: https://moluch.ru/archive/434/95103/ (дата обращения: 16.12.2024).



В статье рассматриваются отдельные вопросы государственной охраны объектов археологического наследия, как одной из приоритетной составляющей современной культурной политики. Описана практика применения действующего законодательства по охране объектов археологического наследия на территории Иркутской области, а также узловые проблемы в данной сфере. Особое внимание уделяется учёту, мониторингу и популяризации объектов археологии.

Ключевые слова: культура, археология, государственная охрана, культурное наследие, объекты археологического наследия.

Введение.

Объекты археологического наследия являются частью мирового историко-культурного наследия. Несмотря на то, что в стране ежегодно выявляются десятки новых археологических объектов, количество их сокращается в результате воздействия негативных антропогенных и природных факторов. Проблема сохранения археологического наследия, наряду с научным изучением, в настоящее время приобретает особую актуальность на фоне увеличившихся темпов хозяйственного и промышленного освоения новых территорий.

В Российской Федерации закреплен комплекс мер по государственной охране, использованию, сохранению и популяризации археологического наследия, который отражен главным образом в Федеральном законе от 25 июня 2002 года № 73-ФЗ «Об объектах культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации» (далее — ФЗ‑73) и Положении о государственной историко-культурной экспертизе. Исключительное право по регламентации полевых археологических работ, включая установление на всей территории Российской Федерации единого порядка их проведения и единых требований к методам научных исследований объектов археологического наследия, принадлежит Российской академии наук. Археологические исследования регламентируются Положением о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной отчётной документации и проводятся на основании выдаваемого Министерства культуры РФ разрешения на основании Правил выдачи, прекращения и приостановления действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия [3;4;5].

Согласно ст. 33 ФЗ-73 под государственной охраной подразумевается учёт объектов культурного наследия, установление ограничений права собственности; установление ответственности за причинение вреда, ежегодный мониторинг состояния; утверждение предмета охраны, границ территории объектов. Мероприятия, проводимые уполномоченными государственными органами, позволяют предотвратить нарушение установленного порядка использования объектов культурного наследия, а также защитить их от негативного влияния антропогенных и природных факторов.

Следует отметить, что охрана и сохранение объектов культурного наследия не являются тождественными понятиями. Охрана объектов культурного наследия отражает комплекс «юридических» мер, тогда как сохранение объектов подразумевает выполнение мероприятий, направленных на обеспечение их физической сохранности в современной среде. Как пример можно рассмотреть один из уникальных объектов археологического наследия Иркутской области «Писаницы «Шишкинская шаманка». Объект представляет собой галерею рисунков отражающих духовную культуру древних сообществ на протяжении длительного времени от палеолита до средневековья. Археологический памятник поставлен на государственную охрану в 1960 году, в 2015 году приказом Министерства культуры РФ включен в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Российской Федерации (далее — реестр). Региональным органом охраны утверждены границы, предмет охраны и режим использования территории объекта, собственнику выдано охранное обязательство. Данные мероприятия являются мерами по государственной охране . В тоже время, администрацией муниципального района, для пресечения актов вандализма со стороны неорганизованных туристов, рядом с объектом установлен стационарный пост охраны с круглосуточно присутствующим сторожем. Силами центральных специализированных реставрационных институтов выполнены консервационные работы на скальных плоскостях с рисунками, что является мероприятиями по сохранению памятника .

В рамках данной статьи предлагается рассмотреть исключительно аспект государственной охраны объектов археологии.

Учет и систематизация объектов археологии.

На территории Иркутской области насчитывается 10016 памятников культурного наследия из них 4610 (46 %) объекты археологического наследия. Возраст самых древних находок более 100 тысяч лет, самых «юных» — 200–300 лет от наших дней. Коллекции археологического материала насчитывают сотни тысяч предметов из камня, кости, рога, бронзы, железа, хранятся и экспонируются они как в музеях области, так и в ведущих музеях страны.

Систематизация объектов культурного наследия в соответствии с категорией охраны

Рис. 1. Систематизация объектов культурного наследия в соответствии с категорией охраны

В соответствии с действующем законодательством в зависимости от категории историко-культурного значения объекты культурного наследия могут быть федерального, регионального и местного значения [6]. Стоит понимать, что разграничение касается только тех объектов культурного наследия, которые уже включены в реестр . Помимо объектов, включенных в реестр, региональные органы охраны ведут учет двух других категорий — объектов, обладающих признаками объектов культурного наследия и выявленных объектов культурного наследия (рисунок 1).

  1. На первом этапе после обнаружения, объект истории и архитектуры получает статус объекта, обладающего признаками объекта культурного наследия (ООПОКН). Региональные органы охраны ведут учет ООПОКН, но объекты археологии чаще всего данный этап «пропускают», так как в соответствии со п. 16 ст. 16.1 ФЗ-73 после обнаружения сразу получают статут выявленных объектов и встают на государственную охрану.
  2. В отношении объектов истории и архитектуры, после проведения процедуры определения историко-культурной ценности, региональным органом охраны принимается решение о включении или об отказе во включении такого объекта в перечень выявленных объектов. Объекты археологического наследия включаются в перечень выявленных объектов в течение трех рабочих дней после получения уведомления от археолога об их обнаружении. В свою очередь археолог, получивший разрешение (открытый лист) на проведение археологических полевых работ, обязан письменно уведомить региональный орган охраны о выявлении нового объекта в течение 10 дней после обнаружения. Кроме того, археолог обязан не только предоставить текстовое описание обнаруженного объекта, но и характерные точки его границ. Следует отметить, что в большинстве случаев данное требование закона является для археологов трудновыполнимым. Зачастую, новые объекты выявляются на территории, значительно удаленной не только от центров административно-территориальных образований, но и от небольших населенных пунктов. На момент обнаружения объекта археологии, специалисту не всегда удается связаться с региональным органом охраны по телекоммуникационным сетям, тем более проинформировать его письменно.

В настоящее время в Иркутской области на учете из 4610 числится 4222 выявленных объекта археологии, что превышает в 11 раз число объектов, включенных в реестр. Очевидно, что процесс выявления объектов непосредственно связан с хозяйственным освоением территории, поскольку до начала строительных и земляных работ, в соответствии с действующим законодательством, проводится государственная историко-культурная экспертиза участка, которая имеет форму археологической разведки [6]. Заказчиками историко-культурной экспертизы земельных участков являются физические и юридические лица, которые в большинстве случаев не заинтересованы в выявлении новых объектов на «своей» территории, поскольку это обременяет их денежными затратами на проведение мероприятий по сохранению или проведению спасательных археологических работ. Не все объекты выявляются в ходе экспертиз объектов нового строительства, многие из них обнаруживаются в результате целевых археологических разведок исходя из научных интересов археологов. Небольшая часть объектов выявляется в ходе реализации ведомственных целевых государственных программ.

За последние три года в Иркутском регионе было выявлено около 120 объектов археологии. Территориальное распределение выявленных объектов весьма неравномерно. Причиной тому труднодоступность и не освоенность северных районов области.

Иркутская область занимает 4 место по площади территории регионов России [2]. Регион в основном расположен в зоне тайги, часть территории расположена в районах, приравненных к районам Крайнего Севера, следовательно, процесс освоения территории происходит неравномерно и, к сожалению, большая часть северных районах области остается необследованной археологами (рисунок 2).

Карта расположения объектов археологического наследия Иркутской области

Рис. 2. Карта расположения объектов археологического наследия Иркутской области

  1. В том случае если выявленный объект культурного наследия на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы было решено внести в реестр, он получает статус объекта, включённого в реестр. Историко-культурную экспертизу организует региональный орган охраны, но решение о регистрации объекта в реестре принимает Министерство культуры РФ. Стоит отметить, что объекты археологии включаются в реестр исключительно как объекты федерального значения. В настоящее время на учёте в Иркутской области стоят 388 памятников археологии, включённых в реестр. Большую часть из них составляют объекты, поставленные на государственную охрану ещё в 1950–2001 годах и в соответчики со ст. 64 ФЗ-73 «автоматически» включенные в реестр без проведения историко-культурной экспертизы. Только 8 памятников из 388 включены в реестр на основании положительного заключения государственной историко-культурной экспертизы. Это подтверждает, что процесс выявления новых археологических местонахождений значительно опережают процесс их постановки на государственную охрану (внесение в реестр).

Утверждение границ и предметов охраны объектов археологии.

Согласно Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года одним из приоритетных направлений государственной политики в данной сфере является обеспечение государственной охраны 100 % объектов культурного наследия путем утверждения границ их территории и предметов охраны. Установление границ памятника — задача археолога, утверждение границ — задача госоргана. Границы определяются археологом в ходе полевых работ, но после их определения региональный орган охраны предает этим границам нормативно-правовой «вид». Утверждение границ происходит путем издания правового акта, включающего в себя графическую информацию в виде схем, карт, географических координат и текстового описания границ объекта. Проанализировав публикации, посвящённые данной проблеме, можно сделать вывод, что определение и утверждение границ является актуальной и первоочередной проблемой в сохранении памятников в большинстве регионов страны. Иркутская область не является исключением, ведь у большинства объектов археологии границы территории до сих пор не установлены и не утверждены. Из 4610 объектов археологии только 764 имеют утверждённые правовым актом границы (17 %). Большую часть неустановленных археологами границ имеют объекты, выявленные в советский период. Отсутствие утверждённых границ приводит к невозможности определить правовой режим территории, что в свою очередь повышает риск причинению вреда в результате антропогенового воздействия.

Мониторинг состояния объектов археологии.

Государственная охрана включает в себя мероприятия по осмотру состоянию памятников археологии целях обеспечения их сохранности [6]. Количество объектов, подлежащих осмотру, определено Приказом Министерства культуры РФ от 20.04.2016 г. № 876 и составляет 20 % от общего числа объектов, включенных в реестр. Мониторинг выявленных объектов археологии законодатель не регламентирует, но на практике он осуществляется одновременно с осмотром реестровых объектов. Мониторинг позволяет выявить и зафиксировать факторы угрозы разрушения памятников, проследить динамику состояния объекта. Благодаря мониторингу в Иркутской области за последние 10 лет было выявлено около 7-ми нарушений режимов использования территории памятников, кроме этого ежегодно выявляется около 3-х случаев проведения несогласованных строительных работ, без проведения историко-культурной экспертизы земельных участков.

Несмотря на то, что законодатель определил регулярность проведения осмотра каждого памятника раз в пять лет, в отношении некоторых объектов такой срок не является оптимальным. Объекты, подвергающиеся высокому антропогенному воздействию, входящие в состав туристических маршрутов, для которых существует угроза утраты, осматриваются раз в год. Для повышения эффективности в регионе используется практика проведения мониторинга совместно со специалистами-археологами, профессиональный опыт которых необходим не только для более точного определения местонахождения объекта, но и для установления степени его сохранности.

Одной из главных проблем проведения результативного мониторинга является удалённость большинства памятников от населенных пунктов. Многие объекты расположены в труднодоступных местах, в таежной местности, на берегах горных рек, добраться до которых возможно только пешим способом или водным транспортом. Удаленность объектов, а также ограниченность бюджетных ресурсов, выделяемых для данных мероприятий, делает систематический мониторинг некоторых объектов трудновыполнимым. В этих условиях, совершенно очевидно, что традиционных методов осмотра недостаточно.

В отечественной и зарубежной практике существует опыт применения таких приемов, как аэрофотосъемка, космосъемка, дистанционное зондирование земли не только для выявления объектов, но и для проведения их государственной охраны. Применение данных методов в исключительных случаях позволяет контролировать деятельность строительных организаций, выполняющих работы в непосредственной близости от памятников и оперативно предотвращать нанесение им ущерба [1].

В Иркутском регионе применение подобных методов затруднительно, а зачастую вовсе невозможно. Причиной тому являются географические условия — более 75 % территории Иркутской области занято тайгой. Густая темнохвойная растительность надежно «скрывает» как территорию самих археологических объектов, так и возможную хозяйственную деятельность в их границах. В географических условиях Иркутской области методы дистанционного зондирования применимы лишь для наблюдения за строительством крупных объектов — газопроводов и нефтепроводов, дорожной сети, открытой разработки карьеров полезных ископаемых. Следует отметить, что даже в этих случаях ценность наблюдений весьма сомнительна по причине отсутствия «оперативности». Получение информации дистанционного зондирования земли в реальном времени связано со значительными финансовыми затратами, которые трудно резервировать в региональном бюджете органов охраны, а использование общедоступных снимков земной поверхности годичной давности с открытых интернет-ресурсов сводит на нет целесообразность такого «мониторинга».

По мнению автора, решение этой проблемы находится в компетенции государства, путем создания единой информационной системы оперативного спутникового мониторинга для органов исполнительной власти, занимающихся охраной лесов, водных объектов, объектов животного мира и, в том числе, объектов культурного наследия.

Проблема собственности объектов археологии.

Согласно ст.48 ФЗ‑73, объекты культурного наследия могут находиться как в федеральной, так и региональной, муниципальной или частной собственности. В отличие от других типов памятников, объекты археологии могут находиться исключительно в государственной собственности, т. е. в региональной или федеральной. Стоит упомянуть, что объект археологии и земельный участок, на котором он расположен, находятся в гражданском обороте раздельно. В тоже время именно на собственнике земельного участка, на котором расположен памятник археологии, лежит обременение об обеспечении сохранности памятника. Собственник участка обязан соблюдать режим использования территории, обеспечить неизменность внешнего облика и предмета охраны памятника, обеспечить беспрепятственный доступ граждан к объекту культурного наследия. В настоящее время из 4610 объектов археологии Иркутской области, собственник определен только у 25-ти объектов федерального значения. Остальные объекты не учтены в государственном реестре имущества ни Российской Федерации, ни Иркутской области. Отсутствие собственника не дает возможности установить ограничения (обременения) имущественных прав и требования по содержанию и использованию объектов археологии, которые содержаться в охранном обязательстве.

Подготовка и утверждение охранных обязательств собственников объектов культурного наследия является одним из мероприятий по государственной охране. До 2020 года региональным органом охраны Иркутской области велась работа по утверждению охранных обязательств и регистрации их в Едином государственном реестре недвижимости. Собственники земельных участков всегда информировались о наличии на их территории объектов археологии. В настоящее время, в связи с утверждением новой формы охранного обязательства (приказ Министерства культуры РФ от 13.07.2020 г. № 774), в его подготовке возникают определенные трудности. Новая форма охранных обязательств предусматривает обязательное согласование с собственником объекта перечня и сроков мероприятий по его сохранению, а также условия обеспечения доступа к объекту. Отсутствие собственника не дает возможность согласовать мероприятия, и, следовательно, утвердить охранное обязательство.

Проблема популяризации.

Одной из задач государственной охраны является популяризация объектов археологического наследия.На первый взгляд может показаться, что популяризация не является первоочередной и важной задачей, но именно она является элементом стратегического управления культурным наследием. Зачастую научные археологические открытия остаются известны только в узких профессиональных кругах. От того насколько общество владеет информацией о науке археологии как таковой и об археологических памятниках, в частности, понимает их ценность и значимость, зависит сохранность объектов. Информация о существовании на территории Сибири уникальных археологических объектов не должна быть изложена только в специализированных научных изданиях, она должна получить дальнейшее распространение в обществе через современные средства информации.

Несмотря на сложность и опасность сильной антропогенной нагрузки, объекты археологического наследия должны быть включены в туристический оборот. Объекты археологии, могут стать такой же точкой притяжения туристов, как и объекты природного наследия области. Популяризация памятников археологии и науки археологи в целом может включать в себя такие элементы как увеличение в школьной программе количества часов, уделенных древней истории, быту и хозяйственному укладу древнего населения; повышение информативности и аттрактивности музейных экспозиций; увеличение количества и качества научных информационных интернет-каналов, позволяющих не только познакомиться, но и визуализировать научные открытия и др.

В настоящее время единая концепция археологического туристического развития и популяризации памятников археологии Иркутской области только начинает свое развитие. В 2021 году в рамках работы поручений Правительства о развитии регионального туризма и культурного потенциала области была разработана концепция сохранения уникальных объектов археологии «Стоянка «Мальта» и «Комплекс памятников «Глазковский некрополь». Проект создания археологического кластера «Мальта» разработан на основе частичной музеефикации археологического объекта федерального значения «Стоянка Мальта». Проектом предлагается создать на месте стоянки археологический полифункциональный музейный комплекс, включающий в себя три «квартала»: туристический, рекреационный и научно-музейный. Идея музеефикации «Глазковского некрополя» зародилась в научных кругах еще во второй половине ХХ века. В 1998 г. были выполнены работы по изучению истории археологических изысканий и разработана схема функционального и охранного зонирования территории памятника. В 2006 г. идея музеефикации памятника была представлена на презентации Иркутской области в Пекине как «музей древностей». В 2008 г. разрабатывается эскизный проект музейного комплекса и в октябре 2010 г. он был представлен в Представительстве Иркутской области в г. Москва на встрече руководителя региона с представителями федеральными органами власти в части культурного потенциала Иркутской области. До настоящего времени проект не реализован, и одной из многих причин этому является отсутствие поддержки бизнес-структур. Проект является долгосрочным и требует большого объёма финансирования, в связи с этим привлечение элементов государственно-частного партнёрства могло бы ускорить процесс его реализации.

Заключение.

Несомненно, культурный потенциал археологического наследия должен быть «широко реализован», как историческое и научное достояние государства, грамотно включен в туристический оборот регионов и бережно сохранен для будущих поколений и науки.

За более чем сто лет развития археологии, в Иркутской области была накоплена огромная база научных исследований, выросли целые поколения именитых археологов. В российском и международном научном сообществе известен термин «иркутская школа археологии». Сильной стороной археологического наследия области является не только большое количество уникальных объектов, но и хорошая сохранность их культурного слоя, что делает возможным их музеефикацию и дальнейшее изучение.

Необходимость проведения работ по музеефикации памятников археологии становится всё более актуальной в связи с угрозой их утраты. С каждым годом ускоряющиеся темпы хозяйственного освоения территорий и новое строительство приводят к разрушению уникальных археологических объектов. Недостаточная осведомленность общества усугубляет существующую проблему. Популяризация научных знаний и введение в туристический оборот памятников археологии, могут быть вариантами выходов из сложившейся ситуации. Вовлечение в туристический оборот памятников приводит в действие механизм проведения работ по их сохранению, включающий реставрацию, исследование, археологические раскопки, которые можно рассматривать как первый этап подготовки к музеефикации и экспонированию.

Другой проблемой сохранения памятников археологии остается отсутствие специализированных фондохранилищ археологического материала. Археологические предметы, требуют специальных методов обработки и хранения. Приказом Министерства культуры РФ от 27.11.2015 г. № 2877 предусмотрена обязанность исследователя в 3-х летный срок после завершения обработки археологического материала сдать его в государственную часть музейного фонда, но, к сожалению, музеи не могут принять все археологические находки. При наличии огромного количества археологических материалов, коллекции временно хранятся в научных центрах, лабораториях университетов. Научные археологические подразделения вынуждено становятся «нарушителями закона», не имея возможности сдать археологический материал в государственный музейный фонд в установленном порядке.

Государственную охрану археологического наследия необходимо рассматривать, как отдельный элемент государственной охраны культурного наследия, который имеет свои особенности. Целью государственной охраны памятников археологии должно быть не только обеспечение сохранности объектов, но и создание условий для увеличения общественного интереса к информации о научных археологических открытиях.

Иркутская область является одним из лидирующих субъектов по количеству учтенных объектов археологии, создание единой концепции сохранения и развития археологического потенциала позволит включить в научный и культурный оборот уникальное историческое достояние, повысит рейтинг и инвестиционную привлекательность региона.

Литература:

  1. Кениг Александр Владимирович, Зайцева Евгения Александровна Применение технологии ГИС и методов ДЗЗ в системе выявления, мониторинга и охраны объектов археологического наследия // Интерэкспо Гео-Сибирь. 2013. №. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/primenenie-tehnologii-gis-i-metodov-dzz-v-sisteme-vyyavleniya-monitoringa-i-ohrany-obektov-arheologicheskogo-naslediya (дата обращения: 10.09.2022).
  2. Площади территорий регионов России// Worldgeo: Всемирная география, 2022. URL: http://worldgeo.ru/russia/lists/?id=22 (дата обращения 28.08.2022 г.).
  3. Положения о порядке проведения археологических полевых работ и составления научной документации (утверждено постановлением Российской Академии наук от 20 июня 2018 года № 32) URL: https://base.garant.ru/72031634/ (дата обращения: 10.09.2022).
  4. Постановление Правительства РФ от 15 июля 2009 г. № 569 «Об утверждении Положения о государственной историко-культурной экспертизе» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2009 г. — № 30. — Ст. 3812.
  5. Постановление Правительства РФ от 20.02.2014 г. № 127. «Об утверждении Правил выдачи, приостановления и прекращения действия разрешений (открытых листов) на проведение работ по выявлению и изучению объектов археологического наследия» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2014. — № 9. — Ст. 910.
  6. Федеральный закон от 25 июня 2002 года № 73 «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) РФ» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 2002. — № 26. — Ст. 2519.
Основные термины (генерируются автоматически): культурное наследие, иркутская область, государственная охрана, археологическое наследие, региональный орган охраны, археология, Российская Федерация, утверждение границ, археологический материал, государственная историко-культурная экспертиза.


Ключевые слова

культура, культурное наследие, археология, государственная охрана, объекты археологического наследия

Похожие статьи

Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области

В статье обозначены проблемы, связанные с объектами культурного наследия на территории нашей страны и Калужской области. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти региона, государственных учреждений, общественных организаций, направл...

Охрана и мониторинг территорий памятников культуры Пензенской области на примере музея-заповедника Тарханы

В статье приводятся актуальные на данный момент проблемы охраны памятников культуры Пензенской области, а также методы решения данной проблемы.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий г. Курска и Курской области

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Развитие архитектуры Курской области и внедрение практики охраны объектов культурного наследия сопряжено с сохранением уник...

Актуальные вопросы охраны особо охраняемых природных территории в России

В статье раскрываются особенности охраны особо охраняемых природных территорий, как объектов национального достояния. Также, анализируется статистика правонарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных террит...

Общая характеристика природоохранной деятельности в Российской Федерации

В статье установлено главенствование административно-командных методов регулирования государством сферы экологических отношений. Доказано, что современная государственная политика в природоохранной сфере в РФ финансируется по так называемому остаточн...

Некоторые проблемы применения законодательства о правовом режиме особо охраняемых природных территорий

В данной статье рассматриваются основные проблемы использования и охраны растительного и животного мира на особо охраняемых природных территориях. Предлагается решение некоторых из указанных проблем.

Проблемы правового регулирования памятников природы регионального и местного значения

Памятники природы — безусловно значимые природные объекты, которым необходима серьезная законодательно урегулированная правовая охрана. Данная тема является актуальной особенно в контексте памятников природы регионального и местного значения, которым...

Нормативно-правовое регулирование различных видов деятельности по экологической защите северной среды на примере Ненецкого автономного округа

Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования различных видов деятельности по экологической защите северной среды на примере Ненецкого автономного округа. В ней рассмотрены проблемы и пути решения экологической безопасности данного...

Характерные особенности законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности

В данной статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности, экологолизация образования. Также, на основании анализа российского законодательства и нормативной базы, определены задач...

Туристические и рекреационные ресурсы Республики Башкортостан

В этой статье проводилось исследование развития туризма и рекреационных ресурсов Республики Башкортостан. В ней описываются туристско-рекреационные объекты Республики Башкортостан. Описаны некоторые проблемы туризма и пути их решения.

Похожие статьи

Изучение опыта сохранения и популяризации культурного наследия на примере Калужской области

В статье обозначены проблемы, связанные с объектами культурного наследия на территории нашей страны и Калужской области. Рассматривается деятельность органов исполнительной власти региона, государственных учреждений, общественных организаций, направл...

Охрана и мониторинг территорий памятников культуры Пензенской области на примере музея-заповедника Тарханы

В статье приводятся актуальные на данный момент проблемы охраны памятников культуры Пензенской области, а также методы решения данной проблемы.

Проблема реставрации и реконструкции исторических зданий г. Курска и Курской области

В современном мире одним из важнейших направлений научного исследования становится обращение к проблемам культурного наследия. Развитие архитектуры Курской области и внедрение практики охраны объектов культурного наследия сопряжено с сохранением уник...

Актуальные вопросы охраны особо охраняемых природных территории в России

В статье раскрываются особенности охраны особо охраняемых природных территорий, как объектов национального достояния. Также, анализируется статистика правонарушений правил охраны и использования природных ресурсов на особо охраняемых природных террит...

Общая характеристика природоохранной деятельности в Российской Федерации

В статье установлено главенствование административно-командных методов регулирования государством сферы экологических отношений. Доказано, что современная государственная политика в природоохранной сфере в РФ финансируется по так называемому остаточн...

Некоторые проблемы применения законодательства о правовом режиме особо охраняемых природных территорий

В данной статье рассматриваются основные проблемы использования и охраны растительного и животного мира на особо охраняемых природных территориях. Предлагается решение некоторых из указанных проблем.

Проблемы правового регулирования памятников природы регионального и местного значения

Памятники природы — безусловно значимые природные объекты, которым необходима серьезная законодательно урегулированная правовая охрана. Данная тема является актуальной особенно в контексте памятников природы регионального и местного значения, которым...

Нормативно-правовое регулирование различных видов деятельности по экологической защите северной среды на примере Ненецкого автономного округа

Статья посвящена особенностям нормативно-правового регулирования различных видов деятельности по экологической защите северной среды на примере Ненецкого автономного округа. В ней рассмотрены проблемы и пути решения экологической безопасности данного...

Характерные особенности законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности

В данной статье рассмотрены вопросы законодательного регулирования подготовки специалистов в области экологической безопасности, экологолизация образования. Также, на основании анализа российского законодательства и нормативной базы, определены задач...

Туристические и рекреационные ресурсы Республики Башкортостан

В этой статье проводилось исследование развития туризма и рекреационных ресурсов Республики Башкортостан. В ней описываются туристско-рекреационные объекты Республики Башкортостан. Описаны некоторые проблемы туризма и пути их решения.

Задать вопрос