В статье автор пытается определить важность сохранения культурного наследия.
Ключевые слова: культурное наследие, объект культурного наследия, Курганская область.
Объекты культурного наследия являются основой для формирования уважения и гордости страны, внося значительный вклад в развитие общественной жизни. Значительный потенциал исторических памятников накладывает ответственность на государство за их сохранение и передачу грядущим поколениям. Потеря культурных ценностей невосполнима, состояние многих памятников архитектуры России находится в достаточно плачевном состоянии. Восстановительные мероприятия многих объектов ведется постоянно, но из-за процессов разрушения реставрация бывает невозможна.
Российские памятники архитектуры, расположенные во многих регионах, являются неотъемлемой частью мирового культурного наследия, стимулом прогресса и развития общества, способствуют интеллектуальному становлению человека. Значимые объекты культуры являются хранителями исторической памяти, придают особенную атмосферу и колорит местам, где они расположены. Практически все исторические памятники уже известны и описаны исследователями, но благодаря археологическим раскопкам обнаруживаются новые памятники, являющиеся ценнейшим носителем информации и представляющие значительную ценность. Не всегда найденные объекты находятся в хорошем состоянии. Кроме разрушений из-за времени, часто памятники подвержены разграблению «черными копателями» или расположены на частных и дорогих землевладениях, где невозможно отслеживать их сохранность.
Поэтому так важны работы по восстановлению и реставрации памятников истории и культуры, а также защита от посягательства. Для действенной защиты объектов культурного наследия необходимо руководствоваться в первую очередь правовыми нормами. В действующем законодательстве предусмотрены механизмы и способы обеспечения охраны исторических памятников, а также конституционные права граждан на ознакомление с ними и возможность использования. Значимость культурных объектов, составляющих историческое наследие, необходимость их сохранности и использования, формируют правовое регулирование публичных отношений.
В Федеральном законе от 24 мая 2002 года № 73-ФЗ значится: «В Российской Федерации гарантируется сохранность объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации в интересах настоящего и будущего поколений многонационального народа Российской Федерации. Государственная охрана объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) является одной из приоритетных задач органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления» [1].
Несмотря на важность, ряд аспектов, касающихся государственной правовой защиты культурных объектов, требует дополнительного изучения и проработки. Проработка нюансов этой темы встречается в публикациях многих историков, культурологов и юристов.
Многие сложности, связанные с обеспечением охраны многих исторических памятников, свидетельствуют о том, что государственная охрана объектов культурного наследия далека от совершенства. Во многих статьях, публикуемых в специальных изданиях и средствах массовой информации, говорится о недостаточных мерах, принимаемых госорганами, по сохранению исторических объектов.
К объектам культурного наследия относятся все без исключения недвижимые культурные ценности, созданные предыдущими поколениями, которые появились в результате целенаправленного воздействия человека. Эти объекты должны быть занесены в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации на основании нормативно-правовых актов, изданных уполномоченными органами государственной власти. Особому режиму охраны подлежат только недвижимые объекты, внесенные в данный реестр.
В соответствии с законодательством к объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры), находящимся на территории Курганской области, относятся находящиеся на территории Курганской области объекты недвижимого имущества (включая объекты археологического наследия) и иные объекты с исторически связанными с ними территориями, произведениями живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, объектами науки и техники и иными предметами материальной культуры, возникшие в результате исторических событий, представляющие собой ценность с точки зрения истории, археологии, архитектуры, градостроительства, искусства, науки и техники, эстетики, этнологии или антропологии, социальной культуры и являющиеся свидетельством эпох и цивилизаций, подлинными источниками информации о зарождении и развитии культуры [2].
На территории Курганской области расположено 1 142 объекта культурного наследия, включенных в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, что сопоставимо с большинством других регионов России. Культурное наследие Курганской области по определению охраняется государством.
В Курганской области государственной охраной объектов культурного наследия занимаются управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области и государственное казенное учреждение «Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области».
Управление охраны объектов культурного наследия Правительства Курганской области является органом исполнительной власти Курганской области, осуществляющим в пределах своей компетенции государственное управление и нормативно-правовое регулирование в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации [3].
Государственное казенное учреждение «Научно-производственный центр по охране и использованию объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области», являющееся подведомственным Правительству Курганской области, тоже осуществляет свою деятельность в данной сфере [4].
Правовое регулирование взаимоотношений в сфере сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) Курганской области базируется на положениях Конституции Российской Федерации, осуществляется в соответствии с Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, а также принимаемыми в соответствии с ними, в пределах компетенции субъектов Российской Федерации, законом Курганской области «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области», законами Курганской области, постановлениями Правительства Курганской области в сфере государственной охраны объектов культурного наследия.
Литература:
- Федеральный закон от 25.06.2002 № 73-ФЗ (ред. от 24.04.2020) «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации»
- Закон Курганской области от 03.03.2004 № 386 (ред. от 26.09.2019) «О государственной охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), находящихся на территории Курганской области»
- Распоряжение Губернатора Курганской области от 08.06.2015 № 187-р «О внесении изменений в распоряжение Губернатора Курганской области от 21 июля 2009 года № 255-р «Об утверждении Положения об Аппарате Правительства Курганской области»
- Постановление Правительства Курганской области от 01.12.2010 № 561 (ред. от 09.08.2011) «О создании государственных казенных учреждений Курганской области»