Законодательство об охране культурных ценностей: проблемы и перспективы развития | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Юриспруденция

Опубликовано в Молодой учёный №25 (367) июнь 2021 г.

Дата публикации: 18.06.2021

Статья просмотрена: 637 раз

Библиографическое описание:

Данилов, В. А. Законодательство об охране культурных ценностей: проблемы и перспективы развития / В. А. Данилов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 25 (367). — С. 278-280. — URL: https://moluch.ru/archive/367/82589/ (дата обращения: 17.12.2024).



Право на доступ к культурным ценностям каждого гражданина, и, одновременно, его обязанность по сохранению — вот тот правовой базис, который законодатель закрепил в Конституции, Основном Законе Российской Федерации.

Вместе с тем часть 4 статьи 15 Конституции [4] определяет, что «Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью её правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора».

Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО), в соответствии с пунктом 2 статьи 1 своего устава [8], помогает сохранению, прогрессу и распространению знаний, заботясь о сохранении и об охране всеобщего наследия человечества — книг, произведений искусства и других памятников исторического и научного значения, а также рекомендуя заинтересованным народам заключение соответствующих международных конвенций.

Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта (Гаагская конвенция) [2], включает:

— определение культурных ценностей (ст. 1);

— защиту и охрану культурных ценностей (ст. 2, 3).

Государства-участники обязуются обеспечить в мирное время охрану культурных ценностей, расположенных на их собственной территории, от возможных последствий вооруженного конфликта, принимая меры, которые они считают необходимыми, также государство должно запрещать, предупреждать и, если необходимо, пресекать любые акты кражи, грабежа или незаконного присвоения культурных ценностей в какой бы то ни было форме, в том числе любые акты вандализма в отношении указанных ценностей.

Обязанность в принятии всех возможных мер в рамках своего национального законодательства, выявление и применение санкций к виновным лицам закреплена в статье 28 Конвенции. К недостаткам следует отнести отсутствие ответственности за недолжное исполнение указанной нормы.

Охрану культурных ценностей обеспечивает и Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности (Париж, 14 ноября 1970 года) [3], ратификационная грамота СССР передана генеральному директору ЮНЕСКО в 1988 — государства-участники Конвенции «признают, что незаконные ввоз, вывоз и передача права собственности на культурные ценности являются одной из главных причин обеднения культурного наследия стран происхождения этих ценностей и что международное сотрудничество является одним из наиболее действенных средств обеспечения охраны принадлежащих им культурных ценностей от всех связанных с этим опасностей». Поэтому «государства-участники обязуются противодействовать имеющимися в их распоряжении средствами подобной практике, искореняя её причины, прекращая её осуществление и помогая производить необходимое возмещение».

Конвенция также устанавливает основания незаконности ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности. Им является совершение указанных действий «в нарушение правил, принятых государствами-участниками в соответствии с настоящей Конвенцией», «принудительные вывоз и передача права собственности на культурные ценности, являющиеся прямым или косвенным результатом оккупации страны иностранной державой».

На государства возложены обязанности:

— создать на своей территории, с учётом каждой страны, одну или несколько национальных служб охраны культурного наследия (ст. 5);

— запретить вывоз со своей территории культурных ценностей, к которым не приложено разрешение (ст. 6);

— принимать все необходимые меры, направленные на предотвращение приобретения музеями и другими аналогичными учреждениями, расположенными на их территориях, культурных ценностей, происходящих и незаконно вывезенных из другого государства-участника Конвенции (п. «a» ст. 7);

— запрещать ввоз культурных ценностей, похищенных из музея или религиозного или светского исторического памятника, или подобного учреждения другого государства-участника Конвенции (п. «b» (i) ст. 7);

— по требованию государства-участника предпринимать соответствующие шаги для обнаружения и возвращения культурных ценностей, похищенных из музея или религиозного и светского исторического памятника, или подобного учреждения другого государства (п. «b» (ii) ст. 7);

— подвергать уголовному или административному наказанию всех лиц, ответственных за нарушение запрещений, предусмотренных выше (ст. 8).

В российском национальном законодательстве действуют:

  1. Основы законодательства о культуре [5] — реализуют нормы международного права, признавая основополагающую роль культуры в развитии и самореализации личности, гуманизации общества и сохранении национальной самобытности народов, утверждении их достоинства, отмечая неразрывную связь создания и сохранения культурных ценностей, приобщения к ним всех граждан с социально-экономическим прогрессом, развитием демократии, укреплением целостности и суверенитета Российской Федерации, выражая стремление к межнациональному культурному сотрудничеству и интеграции отечественной культуры в мировую культуру.

Культурные ценности — нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты.

  1. Закон «О вывозе и ввозе культурных ценностей» [1] — реализуя нормы международного права, одновременно, является гарантом сохранения культурных ценностей.

Культурные ценности — движимые предметы материального мира независимо от времени их создания, имеющие историческое, художественное, научное или культурное значение.

Культурные ценности, имеющие особое значение — культурные ценности, отнесенные в соответствии с критериями, установленными Правительством Российской Федерации, к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение.

  1. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ [9], регулирует отношения в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и направлен на реализацию конституционного права каждого на доступ к культурным ценностям и конституционной обязанности каждого заботиться о сохранении исторического и культурного наследия, беречь памятники истории и культуры, а также на реализацию прав народов и иных этнических общностей в Российской Федерации на сохранение и развитие своей культурно-национальной самобытности, защиту, восстановление и сохранение историко-культурной среды обитания, защиту и сохранение источников информации о зарождении и развитии культуры.

Основной проблемой данных нормативных актов является отсутствие единого понятийного аппарата, что в свою очередь, создаёт дуализм в правоприменительной практике.

Вопросы защиты и охраны культурных ценностей законодатель реализует путём установления уголовной ответственности в статьях Уголовного кодекса Российской Федерации.

В настоящее время уголовный закон содержит следующие нормы, которые должны обеспечить защиту и охрану:

— хищение предметов, имеющих особую ценность (статья 164);

— невозвращение на территорию Российской Федерации культурных ценностей (статья 190);

— контрабанда сильнодействующих, ядовитых, отравляющих, взрывчатых, радиоактивных веществ, радиационных источников, ядерных материалов, огнестрельного оружия или его основных частей, взрывных устройств, боеприпасов, оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а также материалов и оборудования, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иного вооружения, иной военной техники, а равно стратегически важных товаров и ресурсов или культурных ценностей либо особо ценных диких животных и водных биологических ресурсов (статья 226.1);

— уничтожение или повреждение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, выявленных объектов культурного наследия, природных комплексов, объектов, взятых под охрану государства, или культурных ценностей (статья 243);

— нарушение требований сохранения или использования объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, включенных в единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, либо выявленных объектов культурного наследия (статья 243.1);

— незаконные поиск и (или) изъятие археологических предметов из мест залегания (статья 243.2);

— уклонение исполнителя земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных или иных работ либо археологических полевых работ, осуществляемых на основании разрешения (открытого листа), от обязательной передачи государству обнаруженных при проведении таких работ предметов, имеющих особую культурную ценность, или культурных ценностей в крупном размере (статья 243.3);

— уничтожение либо повреждение воинских захоронений, а также памятников, стел, обелисков, других мемориальных сооружений или объектов, увековечивающих память погибших при защите Отечества или его интересов либо посвященных дням воинской славы России (статья 243.4).

Указанные преступления имеют различный объект преступного посягательства, но объединяет их один и тот же предмет преступления.

Нормы Уголовного кодекса РФ, которые непосредственно должны обеспечивать сохранение культурных ценностей, исключая возможность их хищения, носят бланкетный характер и не содержат чётко сформулированных дефиниций указанных понятий, что особенно сказывается на начальном этапе расследования данной категории преступлений.

  1. Постановление Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение» [6] определило Правила, которые начали действовать с 1 января 2021 года, что, безусловно, должно положительно сказаться на правильном разрешении вопросов квалификации.

Подводя итог краткому обзору действующих норм законодательства о культурных ценностях можно сделать следующий вывод: нормативно-правовая база имеет плохо структурированный понятийный аппарат, что затрудняет правоприменительную практику, и, несмотря на незначительный удельный вес в структуре совершаемых в Российской Федерации преступлений, предметом которых являются культурные ценности, проблема борьбы с хищениями и их незаконным оборотом вряд ли может быть решена в настоящее время.

Литература:

  1. Закон Российской Федерации от 15.04.1993 № 4804-I «О вывозе и ввозе культурных ценностей». // Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 29.07.1993 № 20, ст.718.
  2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта, 14.05.1954. // UNESDOC цифровая библиотека, — unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000082464
  3. Конвенция о мерах, направленных на запрещение и предупреждение незаконного ввоза, вывоза и передачи права собственности на культурные ценности, 14.11.1970. // UNESDOC цифровая библиотека, — unesdoc.unesco.org/ark:/48223/pf0000133378
  4. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020). // Российская газета, 25.12.1993, поправки вступили в силу 04.07.2020 (Указ Президента РФ от 03.07.2020 № 445).
  5. Основы законодательства Российской Федерации о культуре, утверждены Верховным Советом РФ 09.10.1992 № 3612–1. // Ведомостях Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 19.11.1992, № 46, ст.2615.
  6. Постановление Правительства РФ от 14.09.2020 № 1425 «Об утверждении Правил проведения экспертизы культурных ценностей и направления экспертом экспертного заключения в Министерство культуры Российской Федерации, а также критериев отнесения движимых предметов к культурным ценностям и отнесения культурных ценностей к культурным ценностям, имеющим особое историческое, художественное, научное или культурное значение». // Собрание законодательства РФ, 21.09.2020, № 38, ст.5899.
  7. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 17.06.1996, № 25, ст.2954.
  8. Устав ЮНЕСКО, 16.11.1945. // UNESCO цифровая библиотека, — unesco.ru/wp-content/uploads/add/unesco_constitution_ru.pdf
  9. Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25.06.2002 № 73-ФЗ. // Собрание законодательства РФ, 01.07.2002, № 26, ст.2519.
Основные термины (генерируются автоматически): Российская Федерация, ценность, культурное наследие, памятник истории, культурное значение, единый государственный реестр, международный договор, подобное учреждение, правоприменительная практика, светский исторический памятник.


Похожие статьи

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Законодательное регулирование применения контрольно-кассовой техники: современное состояние и пути совершенствования

Применение технологий и информационных систем в уголовном процессе: возможности и ограничения

Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве

Гарантии прав и свобод личности: проблемы понятия

Законодательство зарубежных стран о борьбе с религиозным экстремизмом: конституционно-правовой анализ

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав в сети Интернет

Нормы финансового права как инструмент механизма борьбы с коррупцией

Похожие статьи

Правовое регулирование прав и обязанностей муниципального служащего: проблемы и пути решения

Законодательное регулирование применения контрольно-кассовой техники: современное состояние и пути совершенствования

Применение технологий и информационных систем в уголовном процессе: возможности и ограничения

Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве

Гарантии прав и свобод личности: проблемы понятия

Законодательство зарубежных стран о борьбе с религиозным экстремизмом: конституционно-правовой анализ

Семейное воспитание: проблемы и пути их решения

Исторические этапы возникновения и развития понятия налоговой амнистии

Гражданско-правовые способы защиты авторских прав в сети Интернет

Нормы финансового права как инструмент механизма борьбы с коррупцией

Задать вопрос