Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве
Автор: Шевелева Анастасия Сергеевна
Рубрика: Теория государства и права
Опубликовано в Новый юридический вестник №9 (23) ноябрь 2020 г.
Дата публикации: 30.10.2020
Статья просмотрена: 46 раз
Библиографическое описание:
Шевелева, А. С. Правовое регулирование общественного достояния в российском и зарубежном законодательстве / А. С. Шевелева. — Текст : непосредственный // Новый юридический вестник. — 2020. — № 9 (23). — С. 1-3. — URL: https://moluch.ru/th/9/archive/180/5655/ (дата обращения: 15.11.2024).
В данной статье мы рассмотрим общие функции, которые общественное достояние может выполнять в современном обществе в рамках трансграничных правоотношений в сфере авторского права.
В широком смысле, как отмечает В. О. Калятин, «в сферу общественного достояния, включаются все результаты интеллектуальной деятельности, в отношении которых не действуют исключительные права, какова бы причина этого ни была: неохраноспособность объекта, специальный закон или истечение срока действия исключительного права» [1, с. 6]. Например, такой подход можно наблюдать в утверждении «институт авторского права делает необходимым получение разрешения перед использованием, режим общественного достояния позволяет использовать без необходимости получения разрешения. Очевидно, что сюда относятся произведения, которые по каким-либо причинам не могут считаться защищенными авторским правом» [2, с. 107].
При таком широком подходе общественное достояние может включать такие объекты, как:
— несоблюдение установленных критериев защиты. Если рассматривать этот критерий в области авторского права, то произведение, не обладающее достаточной оригинальностью, будет являться таким несоответствием, когда автор не проявил достаточной степени творческой самостоятельности и не обладает достаточной оригинальностью, либо техническим решением, не отвечающим требованиям новизны, изобретательского уровня, промышленной применимости и т. д. Однако важно иметь в виду, что критерии охраны, применяемые к одним и тем же объектам, варьируются от страны к стране; например, в Российской Федерации;
— произведение должно быть выражено в объективной форме, в то время как в США ему потребуется фиксация произведения, соответственно, публично произнесенное, но не записанное, произведение будет находиться в общественном достоянии в США, но охраняться в России;
— те, которые явно исключены из охраны;
— произведения, которые не охраняется на территории соответствующей страны в соответствии с применением принципа территориальной защиты;
— исключительные права в отношении которых истекли сроки охраны. Международные соглашения предусматривают минимальный срок охраны авторских прав: например, Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (далее — Бернская конвенция) и Соглашение ТРИПС предусматривают минимальный срок действия авторских прав, равный жизни автора и 50 лет после его смерти.
На практике условия охраны варьируются в разных странах, тем более что, помимо общего срока, законодательство может также предусматривать специальные варианты расчета сроков. Кроме того, ст. 7 Бернской конвенции, провозглашая, что срок определяется законодательством страны, в которой истребуется охрана, в то же время уточняет: «однако, если законодательством этой страны не предусмотрено иное, этот срок не может превышать срока, установленного в стране происхождения произведения». Это дает возможность произведению войти в общественное достояние даже раньше установленного в стране срока.
Проанализируем более подробно институт общественного достояния в США, его сходства и отличия от общественного достояния в Российской Федерации.
Общественное достояние в США . К общественному достоянию относятся произведения, в отношении которых истек срок охраны авторских прав, и произведения, не подлежащие охране авторских прав. Необходимо отметить, что Конгресс США многократно увеличил сроки охраны исключительных прав, и за последние 40 лет такие изменения были внесены 11 раз. Например, специальные поправки к закону об авторском праве, принятые после Первой и после Второй мировых войн с целью продления истекших сроков охраны произведений авторов из стран, воевавших на стороне США. Таким образом, произведения, созданные в разные временные периоды, имеют свою специфику перехода в общественное достояние.
Сегодня срок действия исключительных прав на произведения в США определяется законом Сонни Боно об авторских правах 1998 года, это срок жизни автора и 70 лет после его смерти, а для корпоративных произведений с момента создания — 95 лет. Этот закон не только увеличил срок охраны произведений, созданных после его вступления в силу, но и «перенес в будущее и заморозил» дату передачи в общественное достояние в США произведений, охраняемых более старыми законами об авторском праве. Однако охрана произведений, исключительные права на которые истекли, не восстанавливается. Опубликованные произведения, созданные до 1923 года, оставались в общественном достоянии США, в то время как неопубликованные произведения возвращались под защиту авторских прав по крайней мере в течение 70 лет после смерти автора.
Однако закон также затронул срок действия исключительных прав на охраняемые авторским правом произведения, опубликованные до 1 января 1978 года, увеличив их на 20 лет, отложив момент передачи произведений в общественное достояние до 2047 года. При этом произведения, которые были созданы до указанной даты, но не были опубликованы или зарегистрированы, остались под регулированием § 303 с. 17 Кодекса США и будут защищены авторским правом до 2047 года.
Конституционность решения о продлении срока охраны авторских прав была оспорена в Верховном суде США на том основании, что первая поправка к Конституции США устанавливает право Конгресса на пропаганду науки и полезных ремесел, закрепляя за авторами исключительные права на их произведения только на ограниченный срок.
Общественное достояние в Российской Федерации. Прекращение исключительного права является общим правилом для передачи в общественное достояние как опубликованных, так и неопубликованных произведений науки, литературы или искусства в России. Именно « прекращение исключительного права » (а не истечение срока) позволяет нам учитывать случаи возможного досрочного прекращения исключительного права или, наоборот, его продления.
В свою очередь, Россия присоединившись к Бернской конвенции, использовала оговорку относительно обратной силы конвенции, что означало, что конвенция не распространяется на произведения, которые уже находились в общественном достоянии на дату вступления Конвенции в силу для России.
Срок действия исключительных прав на территории Российской Федерации продлевался на 4 года, если автор работал в годы Великой Отечественной войны или участвовал в ней, то есть срок составляет 74 года после смерти автора. Если автор был посмертно реабилитирован после репрессий, то срок защиты прав начинается с 1 января года, следующего за годом реабилитации, и составляет также 70 лет (пункт 4 статьи 1281 Гражданского кодекса Российской Федерации). Эти правила не применяются, если произведение поступило в общественное достояние до 1 января 1993 года.
По истечении 70 лет со дня законного опубликования произведения или со дня создания неопубликованного произведения авторское право юридических лиц, возникшее до вступления в силу закона Российской Федерации 1993 года «Об авторском праве и смежных правах», прекращается. Исходя из этого, сегодня отечественные студийные фильмы, вышедшие на экраны более 70 лет назад, считаются перешедшими в общественное достояние.
Передача произведения в общественное достояние допускается законом досрочно, а точнее до истечения срока действия исключительного права. Неопубликованное произведение, перешедшее в общественное достояние, может быть обнародовано любым лицом при условии, что такое раскрытие не противоречит воле автора и выражено в письменной форме, то есть при составлении завещания, письма и т. п. Однако не оговаривается, каким именно образом должна быть выражена воля автора для передачи его произведения в общественное достояние до истечения срока действия исключительного права и чтобы его решение впоследствии не могло быть оспорено наследниками.
Итак, подведем итоги анализа общественного достояния в трансграничных авторских отношениях, отметив основные особенности его развития в современном регулировании. Можно сказать, что Бернская конвенция является практически единственным объединяющим международным договором, нормы которого закреплены в соответствующих статьях и которые в общем смысле подтверждают статус института общественного достояния. Если не принимать во внимание слабое развитие института на международном уровне и, так сказать, пробелы практически во всех региональных и двусторонних межгосударственных договорных уровнях, то сущность этого института трактуется практически всеми государствами одинаково, что может свидетельствовать о гармонизации института общественного достояния в международном авторском праве. Но остается еще ряд проблем в трансграничных отношениях, обусловленных разным уровнем экономического и культурного развития государств, а также расположением международного авторского права, что проявляется в дифференциации объекта части общественного достояния, различных подходах к определению произведения в публичном государстве.
Литература:
- Калятин В. О. «Проблемы определения сферы общественного достояния в современном информационном обществе» // Право. 2016. № 2. С. 6.
- Deazley R. Rethinking Copyright History, Theory, Language. Northampton. 2006. P. 107
- О. В. Луткова «Общественное достояние в трансграничных авторско-правовых отношениях»
- Гражданский кодекс Российской Федерации (СПС «КонсультантПлюс»)