Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве
Автор: Искакова Насибахан Абдуманаповна
Рубрика: 12. Технические средства обучения
Опубликовано в
XI международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Казань, декабрь 2019)
Дата публикации: 05.12.2019
Статья просмотрена: 1024 раза
Библиографическое описание:
Искакова, Н. А. Инфографика на уроках всемирной истории как инструмент развития навыка ориентации во времени и пространстве / Н. А. Искакова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы XI Междунар. науч. конф. (г. Казань, декабрь 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 46-50. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/351/15442/ (дата обращения: 23.11.2024).
В статье рассматривается использование инфографики как инструмента развития навыка ориентации во времени и пространстве, на уроках всемирной истории. Проанализированы актуальность, возможности и перспективы применения инфографики. Предложены примеры объединения ленты времени и исторической карты, как основных инструментов наглядности на уроках истории.
Выявлена и обоснована необходимость совместного использования указанных инструментов для развития навыка ориентации во времени и пространстве, как основного предметного навыка и соответствия принципам историзма. Параллельно развиваются способности учащихся, необходимые для развития одаренности, такие как творческие способности, креативность. Предложены варианты оценивания учебной деятельности, связанной с инфографикой. Подведены итоги, доказывающие эффективность работы с инфографикой на уроках всемирной истории.
Ключевые слова: инфографика, лента времени, историческая карта, информационное общество, визуальная грамотность, историческое исследование.
XXI век — это век информационных технологий, информационного общества. Поток информации огромен, возросли возможности ее передачи, эти факторы осложняют процесс преподавания и обучения. Язык такого общества основан в большей степени не на словах, а на изображениях. Одной из важных задач в образовании, на сегодняшний день, является формирование и развитие визуальной грамотности. Уилл Айснер в книге «Графическое повествование и визуальный нарратив» (1996) писал: «Расширенное использование изображений как средства коммуникаций обусловливается ростом технологий, которые все реже требуют от коммуниканта навыков чтения текстов … В нашем веке визуальная грамотность вышла на первый план среди коммуникативных умений».
Таким образом, возникла потребность развития таких педагогических технологий, которые упрощали и ускоряли бы обучение, способствуя при этом развитию визуальной грамотности. Эта проблема, как эффективно применять наглядность и визуализацию учебной информации рассматривалась классиками мировой и отечественной дидактики Я. А. Коменским, Дж. Дьюи, К. Д. Ушинским, И. Я. Лернером, М. И. Махмутовым. Использование визуально-информационной модели изучались С. В. Арановой, А. А. Вербицким, М. К. Мамардашвили и теоретиком визуальных исследований Дж. Митчеллом. В своих трудах они разграничили понятия «наглядный» и «визуальный». В первом случае, это демонстрация готового объекта, явления, процесса, а «визуальный» -представление в виде образа, предполагающее осмысление информации. Традиционно считалось, что основные средства обучения — это текст и речь. Однако, также известно, что «среднестатистический человек, а тем более учащийся не способен быстро запоминать большое количество текстовой информации, естественно, что больше половины информации не усваивается, и дело не в ученике, а в способе подачи самой информации…. Учащиеся гораздо легче воспринимают зрительные образы (визуалы) — изображения, схемы, таблицы, коллажи, и в меньшей степени — текст». [1]
Решению этой задачи способствует метод инфографики — преобразования информации в краткой, емкой, красочной форме. Использование данного метода помогает реализовать такие дидактические принципы, как наглядность, доступность, принцип учета индивидуальных особенностей учащихся. «В обучении метод инфографики играет очень важную роль, потому что она целиком направлена на визуальное восприятие и закрепление образов, задействует зрительную и ассоциативную память учащегося. Использование инфографики позволяет сконцентрировать большие объемы информации в изображениях, наглядно продемонстрировать соотношение объектов и явлений, размещенных в пространстве и во времени, показать развитие и тенденции». [2]
Она помогает наглядно продемонстрировать взаимосвязи между явлениями, фактами в пространстве и времени. По характеру визуализации данных, по используемым элементам, выделяют следующие виды инфографики: диаграммы, интеллект-карты, линии времени, иллюстрации.
Инфографика способствует формированию универсальных учебных действий, в частности, навыка целеполагания. Создание инфографики требует от учащихся навыков извлечения информации, ее анализа и отбора, сравнения, использования знаний из других предметов. При этом возрастает глубина понимания учащимися учебного материала, развиваются самоконтроль, исследовательские и метакогнитивные навыки; развиваются такие способности как креативность, творческий подход к подаче учебного материала. Работа по созданию инфографики может быть организована индивидуально, в парах, группах. Согласно исследованию, канадских ученых в 2014 году, уровень развития коммуникативных навыков учеников повысился при выполнении самостоятельно заданий, связанных с созданием инфографики. Исследование, которое было проведено компанией Dell в Китае, Германии и США, показало, что 9 из 10 студентов и преподавателей высших учебных заведений отметили роль использования инфографики в повышении эффективности обучения.
Как применить в практике данный метод? Предметное обучение, с использованием инфографики, будет эффективным, только при условии системной деятельности по развитию навыков визуальной подачи информации. Универсальность метода проявляется в возможности представления информации в виде графика, схемы, таблицы, линии времени. Учитель может использовать его при проектном обучении, заменить им написание исследовательских эссе. Инфографика способствует реализации дифференцированного подхода в изучении учебного материала.
Однако есть определенные проблемы, связанные с ограничением во времени учебной деятельности, возможностью использования компьютеров и спецификой самого предмета. Без регламентированного применения инфографики в уроках, данный метод будет неэффективным. Поэтому учителю важно определить те элементы инфографики, которые способствуя развитию визуальной грамотности, также будут развивать необходимые предметные навыки и способности. Большое значение имеет возможность применять выбранные элементы без привязки к компьютерным программам.
Исходя из собственного опыта, на уроках истории предлагается применение ленты времени, исторической карты, как элементов инфографики. Чем был обусловлен выбор этих элементов? История — это предмет, который рассматривает пространственно-временные связи происходящих событий. Данные связи «выражаются в утверждениях, что после какого-то события в таком-то месте произошло нечто, что такие-то события имели место в то же самое время в других местах или какой-то процесс продолжается в такой-то стране(месте) столько-то лет». [3] На уроках истории очень важно развитие принципов исторического исследования, главными из которых являются:
– принцип историзма;
– принцип системного подхода (системности);
– принцип объективности;
– принцип ценностного подхода.
Рассмотрим на двух ведущих принципах возможность использования указанных элементов. Принцип историзма включает в себя понимание преемственности и непрерывности исторического процесса, закономерности изменений, взаимосвязи причин и следствий; отрицает модернизацию (осовременивание прошлого). Советский историк С. Л. Утченко считал, что «история начинается там и тогда, когда явление, факт, событие рассматриваются в развитии». [4] Оценка события, явления производится по критериям современной событию эпохе.
Применение ленты времени в совокупности с исторической картой позволяет визуализировать информацию и реализовать данный принцип: какие изменения на карте происходят с течением времени; какие возможности есть у государства, исходя из его положения, и были ли они использованы, какие изменения с ним происходят. Данная деятельность способствует достижению принципа системности, когда любые исторические явление, событие рассматриваются как часть целого, когда развитие общества воспринимается закономерным процессом, сохраняющим при всех изменениях, свою целостность. Выявление закономерностей очень сложно, однако лента времени позволяет выстраивать линии взаимосвязей и обобщений.
Большую роль имеет в данных случаях понятие «историческое пространство». А. И. Стражев писал, что «Не помещённое во времени и пространстве историческое событие представляется нам пустой абстракцией, лишённой реального содержания, не отражающей исторической действительности».
Как использовать ленту времени, карту, в качестве инфографики?
Возможен вариант их объединения, когда положительные стороны использования элементов, дополняют друг друга. Так, например, системное использование исторических карт способствует развитию у учащихся навыка работы с условными обозначениями:
- Знакомство с легендой карты и сводом принятых исторических условных обозначений;
- Определение месторасположение объекта, акцентируя внимание на правильном употреблении терминологии. Например, на уроке, посвященном причинам долговечности Византийской империи, учащиеся могут ответить на следующие вопросы по карте: почему ее называют Восточно-Римской империей? В чем преимущество ее географического положения? Какие занятия могли быть у местных жителей в данных условиях? Как это могло повлиять на развитие ее экономики? Какую роль играл Иран на Великом шелковом пути, исходя из своего месторасположения?
- Извлечение информации из карты, ее чтение: что я заметил? Какие изменения произошли за определенный промежуток времени? Для определения причин быстрого распространения чумы, при работе с картой, учащиеся отвечают на вопросы: какую роль сыграл Великий шелковый путь в распространении чумы? Как болезнь достигла государств на Средиземном море? Почему она быстро распространилась по Европе?
На каждом этапе возможно применение ленты времени, для установления периода, во время которого происходят выявленные изменения. Так как границы государств до сегодняшнего дня постоянно менялись, то очень важно указывать период времени, для которого актуальны предлагаемые вопросы. Происходит постепенное системное развитие навыка ориентации во времени и пространстве, при этом учебная информация предстает в визуальной форме. Учащийся также начинает осознавать такое понятие, как локализация. Согласно историческому словарю — это ограничение действия того или иного явления известными пространственными пределам.
Так учащиеся смогут понять возможность «закрытия» Японии, зная, что государство расположено на островах и доступ к ней возможен только по морю, через порты. Указав на ленте времени даты «закрытия» и «открытия» Японии, затем учащиеся могут расположить на ней причины этих событий; события, которые произошли до и после указанных, и могут являться как причинами, так и следствиями. Учитель может предложить определить взаимосвязи между ними, проследить параллельно за этапами изменений во внешней политике США, которые заставили ее «открыть» Японию.
Работа с лентой времени формирует у ученика понимание даты, как вехи времени, затем по мере накопления знаний, дата ассоциируется с длительностью, позже с последовательностью и относительностью. Для объяснения событий по ленте времени, используется определенный набор специальных терминов, обозначающих время, например, учащийся Е. так рассказывает об установлении абсолютной власти монархов «Во Франции абсолютизм установился раньше, чем в России, однако в странах Азии еще раньше, чем в европейских». «Самые яркие представления учащихся о прошлом, если они не связаны с представлениями об определённом времени, в значительной мере лишены познавательной ценности, не являются знанием истории, которая вся развивается во времени», — писал А. А. Вагин.
Регулярная работа с картами и лентой времени, позволяет сформировать исторические представления. Ученые классифицируют их на три вида:
- Преставления о фактах прошлого;
- Представление об историческом времени;
- Представление об историческом пространстве.
Благодаря этим представлениям формируются исторические понятия: чем лучше ученик представляет, когда, где, почему и как это происходило, тем содержательнее для него становится система понятий. Понятие о том, что такое время способствует формированию представления о движении исторического времени, а впоследствии и закономерности развития исторического процесса.
Учащийся, также развивает навык структурирования учебного материала для запоминания больших объемов информации, что в совокупности с опытом работы с условными обозначениями, формирует визуальную грамотность в виде инфографики.
Как оценить прогресс учащегося в этом направлении? Для каждого конкретного случая применения инфографики необходимо разработка критериев оценивания. Их выбор зависит от целей обучения, от индивидуальных особенностей класса. Важным моментом является учет как количественных, так и качественных показателей. Например, количественные показатели: сколько учеников в классе смогли выполнить работу, соответствующую всем критериям; сколько на 75 %; сколько учащихся выполнили на 50 %. Качественные показатели основываются на содержании критерия: показал ли ученик максимальное количество причин или следствий; продемонстрировал ли информацию из нескольких источников, возможно с различными взглядами на проблему или же представил только одно мнение.
Таким образом, реалии современного времени, стандартизация и информатизация образования, необходимость развития концептуального мышления, компетентностный подход, требуют применения инновационных технологий. Одной из них является инфографика. С ее помощью достигаются следующие результаты:
– формируются навыки работы с текстом, поиском источников;
– развиваются умения устанавливать причинно-следственные связи и закономерности, выстраивать умозаключения;
– развиваются исследовательские и проектные навыки: высказывания гипотезы, определения направлений, поиска решений;
– облегчается понимание учебного материала;
– развиваются креативность, творческие способности.
Литература:
1. Лекомцев, А. А. Использование инфографики в образовательном процессе / А. А.Лекомцев // Наука, образование, общество: тенденции и перспективы: материалы междунар. науч.-практ. конф. 28 нояб. 2014 г.: в 5 частях. Часть III. –М.: «АР-Консалт», 2014 г.
2. Медведева Т. М., Флеров А. В. Исследование возможностей инфографики //Наука и образование в современном обществе: вектор развития: Сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции 3 апреля 2014 г. В 7 частях. Часть IV. — М.: «АР-Консалт». — 2014. — С. 113–114..
3. Студеникин М. Г. Методика преподавания истории в школе. М.: Владос, 2000 г.
4. Утченко С. //. Глазами историка. М., 1966. С. 243–244.
Ключевые слова
информационное общество, инфографика, лента времени, историческая карта, визуальная грамотность, историческое исследованиеПохожие статьи
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма
Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....
Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий
Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...
Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ
В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...
Коммуникативные особенности гибридного обучения
Анализируется опыт использования гибридного курса, разработанного для магистрантов высшего учебного заведения. Особое внимание уделяется коммуникативным особенностям гибридного курса. Демонстрируется изменение ролей отправителя и получателя в электро...
Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов
В статье авторы сделали попытку показать один из педагогических путей оптимизации и структурирования учебного материала в высшей школе — использование ментальных карт. Данная педагогическая технология рассматривается как эффективное вспомогательное с...
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы
В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...
Похожие статьи
Проблемное обучение как инструмент формирования читательской грамотности и креативного мышления у обучающихся на уроках истории
В статье рассмотрены механизмы формирования функциональных компетенций обучающихся в области читательской грамотности и креативного мышления в рамках учебного предмета «История». Описаны формы организации этапов работы с источниками как в рамках уроч...
Использование интерактивных технологий в процессе формирования профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации
В статье представлены сущность и основные показатели сформированности профессионально-речевой культуры у современного руководителя образовательной организации. На основе обобщения современных достижений педагогической теории и практики авторами предс...
Проблемы усвоения понятийно-терминологического аппарата географии в условиях билингвизма
Данная статья посвящена современным проблемам обучения географии в условиях билингвизма. В статье акцентируется внимание на исследовании возможных путей и средств усвоения географических понятий и терминов в новых условиях реформирования образования....
Совершенствование социокультурной компетенции школьников на основе применения аудиовизуальных технологий
Статья посвящена исследованию процесса совершенствования социокультурной компетенции школьников с использованием аудиовизуальных технологий. В работе рассматривается эффективность применения таких технологий в образовательном процессе с целью расшире...
Рефлексия в обучении иностранному языку с использованием ИКТ
В статье обозначены особенности развития рефлексии при обучении иностранному языку с использованием ИКТ; говорится о преимуществах, доступности, гибкости, эффективности восприятия обучения на базе ИКТ; рассматривается проявление рефлексии в творческо...
Коммуникативные особенности гибридного обучения
Анализируется опыт использования гибридного курса, разработанного для магистрантов высшего учебного заведения. Особое внимание уделяется коммуникативным особенностям гибридного курса. Демонстрируется изменение ролей отправителя и получателя в электро...
Применение ментальных карт при обучении иностранных студентов
В статье авторы сделали попытку показать один из педагогических путей оптимизации и структурирования учебного материала в высшей школе — использование ментальных карт. Данная педагогическая технология рассматривается как эффективное вспомогательное с...
Веб-квест-технологии на уроках обществознания и во внеурочной деятельности
Статья предназначена для педагогов. В данной статье презентован опыт употребления веб-квеста на уроках обществознания. Отражены специфические особенности данной технологии, предполагающей поисковую активность обучающихся с использованием информационн...
Внедрение информационно-коммуникативных технологий в образовательный процесс как средство развития интеллектуальных способностей учащихся
В данной статье рассматриваются информационно-коммуникационные технологии, их классификация и характеристики, так как создание и развитие информационного общества предполагает их широкое применение в образовании. Описывается цифровой образовательный ...
Принципы реализации когнитивного подхода в образовательном процессе начальной школы
В статье рассматриваются основные положения когнитивного подхода, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями при обучении школьников в начальной школе. Обоснована ак...