Поднимается проблема актуальности визуализации учебного материала на гуманитарных предметах с целью повышения эффективности обучения.
Ключевые слова: информация, ученик, визуальная память, визуальное мышление, ребенок, схема.
В современном мире, пожалуй, самым главном источником получения информации является интернет — всемирная ассоциация компьютерных сетей, интегрированная сетевая паутина, состоящая из различных физически неоднородных коммуникационных сетей, объединённых в единую логическую архитектуру, и объединяет множество серверов, на которых находится огромный объём информации по разнообразным темам [4]. Как и у всего в этом мире, у интернета, несомненно, есть положительные и отрицательные стороны. Рассмотрим подробнее второе, а именно — вещание слишком большого объема информации. В огромном потоке информации человеку довольно тяжело ее разграничивать, что очень часто имеет негативные последствия.
Компьютер и интернет прочно вошли не только в нашу повседневную жизнь, но стали неотъемлемыми помощниками в обучении. Сегодня невозможно представить себе школьника без телефона или планшета в руках. Гаджеты дали детям возможность иметь доступ к любой информации, разнообразным развлечениям и круглосуточному общению друг с другом, а родителям снять с себя малою долю ответственности за обучение и воспитание. Так, за частую, по воле родителей гаджеты оказываются в руках ребенка уже с первых дней его жизни и оказывают огромное влияние на его развитие. Но, так ли это позитивно, как нам кажется на первый взгляд?
Ряд ученых приходит к выводу о том, что телевизионные и интернет — программы, направленные на детскую аудиторию, в действительности не помогают им учиться, а в некоторых случаях способствуют замедлению их обучения. Одно из исследований показало обратную зависимость между временем проводим за гаджетом, и развитием речевых навыков у ребенка. Имеется много исследований о неблагоприятном влиянии экранов на развитие мозга.
Многие исследования зарубежных специалистов показывают, что чем больше ребенок до 3-х лет смотрит телевизор, тем больше у него проблем с чтением и вниманием в дальнейшем. Исследование 2007 года показало, что чем длительнее просмотр телепередач ребенком от 8 до 16 месяцев, тем меньше слов он знает [3, с.26]. Избыточный интерес к гаджетам приводит к развитию невнимательности, потери концентрации внимания и контроля.
Действительно, сегодня качество современного контингента школьников, является проблемой, связанной с развитием информационных технологий. К этому качеству относится низкий уровень знаний по фундаментальным дисциплинам, низкий уровень культуры и низкий уровень способности к обучению [2, с.6].
Новое поколение учеников, выросших в мире визуализации, не способно получать знания в существующем образовании. Большая часть информации без визуализации банально не воспринимается современными детьми. [2, с.6] В данных реалиях педагогам приходится адаптировать образовательный процесс под учеников.
Перед педагогами встает ряд непростых задач, во — первых: обеспечить понимание большого количества информации, во — вторых: сделать так, чтобы эта информация была воспринята учениками на должном уровне. Многие психологи считают, что визуальная память является ведущей в познании. Визуальная память определяет и визуальное мышление [5, с.428]. Визуальное мышление определяется как «умственная деятельность, в основе которой лежит оперирование наглядными … пространственно-структурированными схемами» [6, с.138]. Визуализация учебного процесса помогает структурировать информацию, создать зрительную модель.
В последнее время большинство преподавателей в школах используют новые средства представления информации ученикам — презентации, видео и аудио материалы, различные схемы, диаграммы, рисунки, разнообразные контекстные элементы, интеллект-карты, скрайбинг и другие.
Многолетние изучения показали, что визуальное представление стало одним из самых действенных способов обучения. Особенно продуктивным представляется применение интеллект-карт на гуманитарных дисциплинах. Данная методика позволяет задействовать образное и логическое мышление у учеников. В ходе создания ментальной карты ученики концентрируются на существенных аспектах темы. Но данная технология имеет свои недостатки, в основном их помечают учителя. К таким недостаткам относится неприятие технологии родителями, так как они воспринимают методику как некую игру, развлечение. Еще одна трудность — это оценивание работ данного вида, ведь это является продуктом творческой деятельности учеников.
Намного лучше в процессе урока представляется применение опорных схем. Данная технология не нова, впервые ее применил советский педагог В. Ф. Шаталов в 70-е гг. прошлого века. Особую популярность этот метод получил в 80–90-х гг. Данные схемы позволяли добиться довольного высоких результатов обучения. Сегодня к опорным схемам мы возвращаемся, но под другим название — инфографика. Большое преимущество использования инфографики состоит в том, что качественно сделанные визуальные эффекты в сочетании с интересной информацией могут продлить актуальность разработанных уроков. Помимо этого, если инфографика визуально привлекательна, ученики сильнее вовлекаются в тему и интересуются информацией, кроме того, она не создает визуального шума и позволяет ученикам лучше сконцентрироваться на изучаемой теме.
Другой новой и крайне редко используемой технологией визуализации является скрайбинг. Скрайбинг — это визуализация смысла с помощью знаков и образов, при котором отрисовка элементов происходит прямо во время процесса объяснения [1, с.46]. Преимуществом данного метода является задействование сразу и слуха, и зрения, и воображения, то есть задействование сразу двух полушарий мозга. Как и упомянутые выше технологии, скрайбинг помогает структурировать учебный материал, выделить ключевые моменты темы и лучше запоминать, и понимать информацию.
Визуализация, заложенная в основу данных технологий, является важным элементом, ведь нам мозг обрабатывает визуальную информацию в 60 тысяч раз быстрее. Цвета, рисунки, разнообразные контекстные элементы лучше отпечатываются в памяти, чем текст, особенно у детей. Технологии визуализации помогают систематизировать идеи и выявить связь и иерархию. Благодаря цвету, рисункам и символам конспекты становятся более наглядными, проще запоминаются.
Подводя итог, хотелось бы отметить, что применение различных методов визуализации в процессе обучения является довольно актуальной практикой учитывая особенности развития современных детей. Особенно это касается гуманитарных дисциплин, на которых детям необходим высокий уровень концентрации внимания. Наглядный метод позволяет конструктивно преподносить ту или иную информацию, помогая ученикам в освоении предметов и получении знаний в области фундаментальных дисциплин.
Литература:
- Ворошилова Наталья Владимировна, Толмачева Анна Валерьевна, and Кукса Екатерина Николаевна. «Технологии визуализации в преподавании истории и обществознания» Известия Волгоградского государственного педагогического университета, no. 2 (155), 2021, pp. 43–50.
- Гафурова, Н. В. Информатизация образования как педагогическая проблема / Н. В. Гафурова // Современные проблемы науки и образования. — 2012. — № 3. — С. 193. — EDN PAAFLX.
- Лукьянец Г. Н., Макарова Л. В., Параничева Т. М., Тюрина Е. В., and Шибалова М. С.. «Влияние гаджетов на развитие детей» Новые исследования, no. 1 (57), 2019, pp. 25–35.
- Педагогический энциклопедический словарь / Гл. ред. Б. М. Бим-Бад; Редкол.: М. М. Безруких, В. А. Болотов, Л. С. Глебова и др. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 2003. — 528с.
- Покудов Олег Александрович. «Визуализация учебной информации средствами ИКТ» Евразийский научный журнал, no. 6, 2016, pp. 428–429.
- Современный философский словарь / Под ред. В. Е. Кемерова. — 2-е изд., испр. и доп. — Лондон, Франкфурт-на-Майне, Париж, Люксембург, Москва, Минск: Панпринт, 1998. — С.138.