Инфографика на занятиях по культуре речи как инструмент конвергенции информации, полученной из медиаисточников
Автор: Меденцева Наталья Петровна
Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования
Опубликовано в
Дата публикации: 03.10.2017
Статья просмотрена: 249 раз
Библиографическое описание:
Меденцева, Н. П. Инфографика на занятиях по культуре речи как инструмент конвергенции информации, полученной из медиаисточников / Н. П. Меденцева. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VII Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2017 г.). — Казань : Бук, 2017. — С. 74-75. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/271/13048/ (дата обращения: 17.12.2024).
При обучении старшеклассников и учащихся академических лицеев культуре речи преподаватель стремится сделать урок не оторванным от действительности теоретическим занятием, а «жизненным», имеющим практическую значимость. Современная молодежь активно пользуется гаджетами, гораздо активнее внедрена в медиапространство, чем предыдущие поколения. Можно сказать, что пользование огромным количеством медийных источников обязывает учителя активно применять информацию, полученную из них, на занятиях.
И в этот момент перед преподавателем встает вопрос: каким образом объединить информацию, полученную из медийных источников, как конвергировать информацию и представить ее перед обучаемыми?
Эффективным инструментом может стать инфографика. Инфографика- это графический способ подачи информации, данных и знаний. Это визуальное отображение данных, содержащее небольшую по объему, но значимую и правильно оформленную информацию. Очень удобно использовать инфографику, когда необходимо эффективно и моментально что-то объяснить.
Инфографика уже достаточно большой период времени эффективно применяется на телевидении в новостных блоках и аналитических передачах, в маркетинговой среде. Поэтому разумно предположить, что инфографика очень успешно может быть применена и в образовательном процессе в школах и академических лицеях.
Инфографика способствует развитию мышления обучаемых. Ее применение на занятиях по культуре речи, помимо банального информирования, способствует развитию таких базовых начальных исследовательских умений у учеников, как анализ и сравнение источников, выделение нужной и отсеивание второстепенной информации, составление и анализ личностного перечня источников.
Кроме того, визуальная систематизация информации и сами способы ее добычи способствуют развитию рефлексии не только в осмыслении содержания инфографики, но и в формировании собственного опыта в решении исследовательских задач, что само по себе уже является основой для развития научного потенциала учеников на следующем этапе обучения в высшей школе.
Практически реализовать применение инфографики на уроках можно выполнив 5 этапов.
На первом этапе учитель должен осуществить выбор правильной инфографики в зависимости от задач, которые нужно выполнить на уроке. Наиболее популярными инструментами создания инфографики выступают:
Many Eyes позволяет преподавателю ввести собственные необходимые для урока данные, чтобы на высоком уровне преобразовать во время занятия текстовую информацию в визуальную.
Hobly — популярный сервис для создания диаграмм и графиков.
Pickocbart трансформирует информацию в увлекательные визуальные истории
Visual.ly позволяет генерировать ряд инфографик.
Fluxvfx- инструмент, с помощью которого можно создавать видеоинфографику.
Creately представляет собой удобный инструмент, способный создавать динамические схемы.
Tagedo трансформирует слова (например, афоризмы, новостные статьи и т.д)в облака слов, что усиливает визуальное воздействие на учащихся.
Cacoo — онлайн-инструмент для рисования. С помощью этого инструмента можно создавать разные виды инфографики, включая схемы страниц, сетевые графики и карты сайта.
Выбрав один или несколько из представленных инструментов, можно переходить к следующему этапу.
На втором этапе целесообразно создать контекст. Здесь достаточно эффективным материалом могут стать материалы из масс-медиа источников, такие как видео или новостные статьи, которые помогут создать полный, а самое главное, — актуальный, а значит, и интересный для учеников контекст.
На третьем этапе преподаватель дает учащимся заранее самостоятельно проанализировать графику. Это можно реализовать, разделив учеников на малые группы. Но при этом именно за преподавателем сохраняется направляющая роль в процессе обсуждения. Учитель должен составить список вопросов типа:
Посмотрите на представленную видеоинформацию. Что вам показалось нестандартным, удивительным?
Какую новую информацию вы получили из представленной инфографики?
Зачем создатель инфографики дает вам эту информацию? Что он пытается донести до вас?
На четвертом этапе каждая группа должна поделиться с другими выводами после анализа инфографики. Ученики должны подтверждать свои выводы доказательствами, содержащимися в схемах, графиках и сопроводительной информации. Далее следует обсудить различия и сходства между выводами каждой из групп.
На заключительном, пятом этапе ученики должны продемонстрировать уровень мышления. Учитель может предложить написать мини-сочинение, краткий анализ или отзыв по теме занятия по культуре речи. Ученики обязательно должны привести аргументы и выводы, основанные на визуализированной информации из инфографики.
Ориентация на информатизацию образования, в частности, внедрение инфографики при обучении старшеклассников и учащихся академических лицеев, в дальнейшем будет способствовать профессиональной мобильности будущих специалистов, развитию образного мышления, оперативности восприятия и обработки информации.
Модернизация учебного процесса призвана способствовать развитию умений учащихся конвергировать информацию, полученную из множества источников, поэтапно ее анализировать, выделять главное, оперативно принимать решения по уместности применения новых знаний. Применение инфографики по описанной методике значительно обогатит возможности дальнейшей работы в условиях совместных объединенных условий коллективной деятельности на любом этапе образования и самообразования.
Литература:
- Мелькумова Э. Информационно-коммуникативные технологии в профессиональном образовании. — infocom.uz/2016/07/27/
- Роберт И. В. Теория и методика информатизации образования (психолого- педагогический и технологический аспекты), Инновация в профессиональной школе. — М.: НП АПО, 2010
- infocom.uz/2016/05/27/vozmozhnosti-primeneniya-inf...processe-obucheniya