Инфографика в коррекционно-логопедической работе
Автор: Дондокова Ирина Баторовна
Рубрика: 7. Дефектология
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, май 2018)
Дата публикации: 16.04.2018
Статья просмотрена: 1727 раз
Библиографическое описание:
Дондокова, И. Б. Инфографика в коррекционно-логопедической работе / И. Б. Дондокова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2018 г.). — Казань : Молодой ученый, 2018. — С. 106-107. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/278/14123/ (дата обращения: 17.12.2024).
В коррекционно-логопедической работе применяются разнообразные способы, методы, приемы, техники. Все они безусловно способствуют профилактике и коррекции нарушений речи у детей. Самым распространённым в педагогическом процессе является метод наглядного обучения.
Под наглядными методами обучения понимаются такие, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. В педагогике этот метод относится к древнейшим средствам обучения, но даже сейчас, в современном образовании, в соответствии с требованиями ФГОС, он не теряет своей актуальности.
С интенсивным развитием информационных технологий человечество получает все больше возможностей быстро и качественно собирать и представлять информацию. В этом помогает инфографика.
Инфогра́фика (от лат. informatio — осведомление, разъяснение, изложение; и др.-греч. γραφικός — письменный, от γράφω — пишу) — это графический способ подачи информации, данных и знаний.
Инфографика — это визуальное представление информации. Используется там, где сложную информацию нужно представить быстро и чётко.
Она появилась более 25 лет назад на страницах зарубежных массовых периодических изданий. От переизбытка информации в нашем современном образовании появилась потребность кратко и интересно излагать учебный материал. Согласно статистике, 90 % информации, которую мы помним, основывается на визуальном восприятии, поэтому можно легко понять, почему такое простое и наглядное средство визуализации данных, как инфографика, выделяется среди других средств обучения. То есть инфографика, как метод обучения, способствует лучшему запоминанию информации.
Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет познавательную роль, служит инструментом познания.
Основная цель инфографики — совершенствование процесса восприятия информации, объяснение сложной информации простыми образами, а также передача данных в кратком и необычном виде.
Принципы создания инфографики:
‒ актуальность,
‒ лаконичность,
‒ образность,
‒ последовательность,
‒ эстетичность.
К сожалению, инфографику воспринимают как визуализированную статистику — цифры, проценты, анализ. Так каким же образом инфографику связать коррекционно-логопедической работой с детьми? В этом случае работает принцип «дети не любят читать, они любят смотреть и участвовать».
Использование этого метода помогает организовать интересное логопедическое занятие, а также повысить уровень мотивации дошкольников к выполнению конкретных заданий. При помощи инфографики, к примеру, один графический рисунок можно легко отразить в большой рассказ. Этот уникальный подход в подаче информации может быстрее привлечь внимание детей и способствовать размышлению, составлению рассказов и быстрому запоминанию дидактического материала.
Для создания инфографики используются различные компьютерные программы (работа оффлайн) и сервисов (работа онлайн), но самые популярные и простые в использовании:
- PowerPoint
- ActivInspire
- Infogr.am
- Piktochart.com
- Prezi.com
- Datawrapper.de
В коррекционно-логопедической работе самая востребованная техника инфографики — мнемо, способствующая быстрому запоминанию информации и воспроизведение путём образования ассоциаций.
Использование мнемотехники для заучивания стихотворений и развития связной речи по опорным картинкам и схемам. Современные информационно-коммуникативные технологии помогают усовершенствовать это направление работы и способствуют созданию интерактивных плакатов. Выбрав вид мнемотехники (квадраты, дорожки, таблицы) и с помощью компьютерной программы или сервиса можем создать удобное дидактическое пособие, причем абсолютно бесплатно.
Применение интерактивной инфографики активизирует дошкольников, возбуждает их внимание и делает занятие более интересным. Инфографика наряду с наглядной, иллюстративной функцией выполняет еще и познавательную, служит инструментом познания. Коррекционный процесс проходит увлекательно, зрелищно, в форме игры, что особенно важно для детей с нарушениями речи так как для них характерна быстрая утомляемость.
Интерактивные мнемоматериалы очень яркие и эстетически оформлены, а интерактивность переходов или подачи инфографики повышает мотивацию детей к обучению.