В данной статье речь идет об особенностях интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Автор анализирует возможности применения современных технологий в целом и интернет-коммуникаций в частности в музейном деле на современном этапе его развития. Приводя в качестве примера различные успешно работающие интернет-коммуникации, к примеру, во ФГБУК «Всероссийское Музейное Объединение Государственная Третьяковская галерея» и других музеях с мировой известностью, автор делает вывод о том, что интернет-коммуникации — это возможность для музеев расширить спектр предлагаемых посетителям услуг, а также значительно облегчить работу сотрудников музеев.
Ключевые слова: музейное дело, интернет-коммуникации, диджитал, цифровое пространство, мультимедиа, социальные сети, интерактивность, современные технологии.
Актуальность исследования данной темы обусловлена тем, что в настоящий период времени мир столкнулся с достаточно серьезной угрозой, а именно с пандемией коронавируса COVID-19, которая продолжает распространяться. Ограничения, введенные правительствами всех без исключения стран, оказали значительное негативное влияние на все стороны жизни населения. Огромный ущерб был нанесен экономике и социальной политике, системе образования и здравоохранения. Безусловно, эти отрасли жизни любого государства, являются одними из самых важных. Однако, нельзя оставлять без внимания и тот факт, что культурная жизнь также оказалась подверженной сильному отрицательному влиянию. На протяжении длительного времени музеи, картинные галереи, театры и другие места проведения культурного досуга были полностью закрыты для посещения. После того, как культурная жизнь начала налаживаться, ограничения, тем не менее, не были сняты в полной мере. Так, к примеру, практически во всех музеях Российской Федерации существуют ограничения по количеству посетителей в единицу времени. Все вышеперечисленное, тем не менее, может быть если и не приведено к «допандемийным» показателям, то в определенной мере снивелировано посредством применения интернет-коммуникаций в современном музейном деле. Соответственно, представляется целесообразным проанализировать, каким образом интернет-коммуникации могут быть использованы в деятельности современных музеев.
Современные исследователи, например, Т.А., Смирнова в сфере музейного дела выделяют три наиболее значимых направления применения современных технологий в музейном деле, а именно: техническое, концептуальное и коммуникационное [5, с. 15], о которых представляется целесообразным рассказать более подробно.
Так, техническое направление представляется собой разнообразные аспекты проектирования экспозиций музеев в зависимости от того, насколько сложным является применяемое оборудование, которое может быть очень разным: от простых информационных панелей, до использования различных видов цифрового оборудования в рамках сценарного замысла экспозиции. В качестве примера последнего можно назвать экспозиции двух музеев в Москве: «Дом Н. В. Гоголя» и «Государственный Дарвиновский музей».
Концептуальное направление включает в себя применение цифровых технологий с целью формирования дополнительного информационного, образовательного и имиджевого контента. В качестве достаточно интересного примера концептуального аспекта можно назвать «Виртуальный филиал», являющийся проектом Русского музея. «Виртуальный филиал» был создан как единое образовательно-культурное и информационное пространство в сети Интернет, что делает его доступным для пользователей во всем мире.
Коммуникационное направление — это применение цифровых технологий для информационного обмена между посетителем и экспозицией музея. Сущность этого направления — в его интерактивности. Виртуальная среда является результатом реализации этого аспекта, при этом в рамках виртуальной среды имеет место проникновение виртуального мира в реальный [4].
В настоящий период времени имеет место высокий уровень конкуренции как между музеями, так и между иными возможностями проведения досуга у тех, кто мог бы стать потенциальным посетителем музея. Соответственно, на тех, в чьи обязанности входит привлечение посетителей в музеи и работа с ними, лежит ответственность не только за то, какие музеи будут наиболее популярными, но и за то, что именно будет выбрано потенциальной аудиторией: новые компьютерные игры, многочасовое сидение в социальных сетях, посещение онлайн-кинотеатров или же посещение музея.
В настоящий период времени экран компьютера или смартфона представляется собой потенциальное «окно» в мир музеев, что ведет к изменению формата общения музеев с посетителями. Так, например, в LAVA Lab было создано приложение #GoldenAge для «Портретной галереи золотого века» в Амстердамском Эрмитаже. Это приложение посредством iBeacons дает возможность всем желающим пообщаться с героями портретов — персонажами XVII века. В этом уникальном приложении посетители могут «подружиться» с людьми, изображенными на портретах и получать различные статусы [6].
Можно говорить о том, что музеи будущего могут быть в полной мере названы цифровыми пространствами, что обусловлено динамичным развитием современных технологий в музейной деятельности. Именно эти технологии дают возможность посетителю музея не просто посещать выставки, но и становиться их полноценными участниками. Этот партиципаторный подход является стратегическим для множества популярных музеев во всеми мире [3].
Также необходимо несколько слов сказать об особенностях общения музеев с молодым поколением посетителей. Современная молодежь представляет собой поколение, которое с самого раннего детства взаимодействует с цифровым миром, что, безусловно, оказывает огромное влияние на способы, формы и виды получения знаний об окружающем мире, в рамках которого необходимо принимать во внимание привычку детей, подростков и молодежи к ярким зрительным образам.
В условиях, когда современные технологии представляют собой неотъемлемую часть повседневной жизни, именно на них должна делаться опора в процессе удовлетворения запросов современно молодежи на получение новых знаний. Именно данный подход применяется в деятельность СПб ГБУК «Музейно-выставочного центра», чья работа началась с открытия в 2017 году исторического парка «Россия — моя история». В данном проекте имеется множество мультимедийных экспозиций, которые демонстрируют многолетнюю историю России. Здесь же представлена отдельная выставка «Санкт-Петербург. История развития», на которой использование мультимедиа и декораций направлено на то, чтобы показать Санкт-Петербург в качестве живого организма, который находится в постоянном развитии [2].
Хороший современный музей должен представлять собой «живую» коллекцию. К примеру, у Третьяковской галереи она является настолько обширной, что посредством ее использования может быть рассказана история любого человека или любого исторического периода. Диджитал дает возможность донести эти истории до каждого человека. Именно в этом и заключается потенциал взаимодействия со средствами массовой информации, поскольку музей посредством СМИ может заинтересовать и привлечь новых посетителей.
В Третьяковской галерее работа с мультимедиа подразделяется на два направления, а именно:
– первое — это все то, с чем посетители встречаются на выставке. Сюда можно отнести графику, информацию о контексте того или иного исторического периода, биографии живописцев и т. д. Данное направление представлено интерактивными экранами, слайд-шоу, тач-панелями и т. д.;
– второе — это мир музея онлайн. Сюда относятся сайты и соцсети, в которых представлены образовательные программы в режиме онлайн, отвечающие запросам аудитории [1].
Социальные сети представляют собой прямой канал связи с потенциальной аудиторией. Так, к примеру, половина аудитории Третьяковской галереи находится за пределами Москвы. В формате онлайн идет рассказ о новых сюжетах и темах выставок, которые могли бы быть интересны посетителям.
Необходимо отметить, что специалисты по интернет-коммуникациям из Третьяковской галереи проводят четкое разделение аудитории таких социальных сетей, как Вконтакте, Фейсбук, Инстаграм и т. д. Кроме того, каждый год имеет место анализ наиболее популярных публикаций и тем, которые вызвали наибольшее количество споров.
5 июня 2021 года в Третьяковской галерее был представлен проект с использованием виртуальной реальности. Этот проект был сделан в соавторстве с VRtech и получил название «Авангард в трех измерениях: Гончарова и Малевич». Проект посвящен наиболее известным представителям русского авангарда, совершившим революцию в искусстве. Данный проект дает возможность не только получить новые знания о творчестве Гончаровой и Малевича, но и самостоятельно воссоздать их произведения [1].
Кроме того, в Третьяковской галерее имеет место активное освоение формата онлайн-экскурсий. Музей приглашает интересных спикеров и специалистов из иных сфер деятельности для того, чтобы расширить аудиторию и представить программы по-другому. Так, например, к Пасхе в 2021 году была организована онлайн-экскурсия, которая была посвящена особенностям пасхального стола. На этой экскурсии шеф-повар ресторана русской кухни «Матрешка» в прямом эфире рассказывал о собственном видении пасхальных натюрмортов из коллекции музея в рамках выставки, посвященной Василию Верещагину.
Можно назвать пять основных принципов работы Третьяковской галереи с социальными сетями, а именно:
- Уникальный контент.
- Многоголосие — материалы о работе разных отделов пишут сами сотрудники
- Активная работа с жалобами и пожеланиями.
- Материалы, которые интересны конкретному посетителю: если он не любит современное искусство, он его и не увидит.
- Интерактив с фолловерами: конкурсы, фото и работы посетителей на страницах [1].
Специалисты Третьяковской галереи стараются делать так, чтобы современные интернет-коммуникации не просто усиливали впечатление от произведений, но и давали возможность посетителю взаимодействовать с художественным процессом на новом уровне посредством игры, в рамках которой посетитель музея может полностью погрузиться в образ мышления и стиль художника.
Таким образом, подводя итог проведенному исследованию, можно сделать ряд выводов относительно особенностей применения интернет-коммуникаций в современном музейном деле, а именно:
- Использование современных технологий и в особенности интернет-коммуникаций дает возможность облегчить деятельность работников музеев в том, что касается их работы с экспонатами, а также научно-исследовательской работы, поскольку интернет-коммуникации дают возможность практически мгновенной связи как с ведущими музеями мира, в том числе и зарубежными, так и с исследователями, консультации которых могут потребоваться в срочном порядке.
- Интернет-коммуникации позволяют вести работу с потенциальными посетителями музеев. Сюда можно отнести возможность для посетителя музея выбрать заинтересовавшую его экспозицию онлайн, приобрести билеты в музей, заказать экскурсию и т. д.
- Интернет-коммуникации также позволяют повысить культурный уровень населения посредством проведения виртуальных экскурсий, что уже реализовано во множестве музеев по всему миру, и в том числе во ФГУК Всероссийское Музейное Объединение «Государственная Третьяковская галерея». Жители самых отдаленных уголков России, равно как и те, кто проживает за пределами РФ, имеют возможность виртуально посетить Третьяковскую Галерею, насладившись как представленными там экспонатами, так и исчерпывающими объяснениями экскурсовода.
Подытоживая вышесказанное, можно сделать общий вывод о том, что необходимо дальнейшее развитие интернет-коммуникаций в современном музейном деле, поскольку это направление является весьма перспективным в современных условиях.
Литература:
- Гаранина Е. Третьяковка идет в диджитал: как устроен маркетинг музея и чем привлекают посетителей. — 30.07.2018. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://rb.ru/longread/tretyakovgallery/. Дата обращения: 03.09.2021.
- Каткова К. Проходите к тач-столу // Российская газета — Экономика Северо-Запада. — 28.04.2020. — № 92 (8146). — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://rg.ru/2020/04/28/reg-szfo/kak-cifrovye-tehnologii-pomogaiut-sovremennym-muzeiam.html. Дата обращения: 04.09.2021.
- Кислицын Б. Глава 5. Цифровые технологии в музее Краткий обзор самых интересных решений, которые позволяют посетителю взаимодействовать с экспонатами. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://polytech.bm.digital/article/777089207606731505/glava-5-tsifrovyie-tehnologii-v-muzee. Дата обращения: 04.09.2021.
- Клементьева Н. В. Информационные технологии в современном музейном пространстве // Научное обозрение. Международный научно-практический журнал. — 2018. — № 1. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/informatsionnye-tehnologii-v-sovremennom-muzeynom-prostranstve. Дата обращения: 04.09.2021.
- Смирнова Т. А. Цифровые технологии в информационном пространстве музея: современные тенденции и перспективы развития // Вестник ярославского государственного университета им. П. Г. Демидова. Серия «Гуманитарные науки». — 2012. — № 4 (22). — С. 14–18.
- Чарский Е., Воронина А. Все в музей!: 6 мировых трендов в музейных коммуникациях. Как музеи из пыльных архивов превращаются в современные пространства. — 03.05.2018. — Электронный ресурс. — Режим доступа: https://www.sostav.ru/publication/vse-v-muzej-6-mirovykh-trendov-v-muzejnykh-kommunikatsiyakh-31437.html. Дата обращения: 03.09.2021.