Применение тестовых заданий для контроля знаний обучающихся в системе профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №1 (291) январь 2020 г.

Дата публикации: 06.01.2020

Статья просмотрена: 1929 раз

Библиографическое описание:

Слободенюк, Д. П. Применение тестовых заданий для контроля знаний обучающихся в системе профессионального образования / Д. П. Слободенюк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 1 (291). — С. 144-147. — URL: https://moluch.ru/archive/291/65914/ (дата обращения: 16.12.2024).



Прежде чем применять тесты для контроля знаний, надо определиться, как обучающиеся должны усвоить данный учебный материал: только узнавать, различать, или уметь выполнять какие — то задания, что — то определять, доказывать, то есть действовать как в известной им стандартной ситуации, так и в новой ситуации [15].

Тесты могут не только фиксировать рейтинг достижений при завершении семестра или учебного года, но выступать и как средство контроля знаний и умений обучающихся по вопросам, имеющим ключевое значение для изучения нового материала. При этом можно удачно сочетать тест, направленный на проверку знаний и умений, с упражнениями по актуализации (и в случае необходимости коррекции) этих знаний и умений, т. е. оптимально совмещать контроль и повторение. В учреждениях профессионального обучения можно использовать тесты трех видов: входные тесты (перед началом изучения профессионального модуля, МДК или отдельного раздела программы), промежуточные тесты (для проведения контрольных срезов внутри изучения темы, выявления проблемных вопросов, на которые впоследствии будет обращено более пристальное внимание, проведение тренировочных тестов перед итоговым контролем) и тесты итогового контроля [16].

К настоящему времени наиболее часто в профессиональной педагогике используется следующий подход к определению уровня сложности тестового задания, основанный на выделении четырёх уровней усвоения знаний (по В. П. Беспалько) [5]:

Первый, самый простой уровень — уровень узнавания. Все ответы представлены, обучающийся «узнаёт» правильный.

Второй, более сложный уровень — уровень распознавания, воспроизведения, алгоритмический. Обучающийся должен вписать правильный ответ, «воспроизвести» его.

Третий, самый сложный уровень, реализуемый в тестирующих системах — уровень применения знаний в привычных условиях, эвристический. Обучающийся выполняет задание в соответствии с известной стандартной методикой, используя знания теории.

Четвёртый уровень усвоения учебного материала невозможно выявить с помощью теста, для этого используется портфолио достижений, выполняются учебно-исследовательские проекты. Это уровень применения знаний в новых условиях, творческое применение знаний.

Главной задачей профессиональной подготовки, несомненно, является определение объёма и качества знаний, а также уровня умений и навыков будущего выпускника. В связи с этим выделяют три класса тестов: знаний, умений и навыков. Типы тестовых заданий определяются способами однозначного распознавания ответных действий тестируемого [13, с.5].

Типы тестовых заданий по блоку «знания»:

– альтернативные вопросы (требуют ответа «да/нет»);

– вопросы с выбором (ответ выбирается из готового набора вариантов);

– вопросы, ответы на которые можно контролировать по набору ключевых слов;

– вопросы, ответы на которые можно распознать каким-либо методом однозначно.

Типы тестовых заданий по блоку «навыки» (распознание деятельности по конечному результату):

– задания на стандартные алгоритмы (альтернативные, выбор из набора вариантов);

– выполнение определенных действий.

Типы тестовых заданий по блоку «умения»:

– задания на нестандартные алгоритмы;

– выполнение определенных действий.

Тесты можно составить по всему курсу или по отдельной изучаемой теме и использовать при повторении. Тесты и по назначению могут быть разные: входное тестирование, тест — разминка, контрольное тестирование, аттестационное тестирование и т. д. [18, c. 7].

Требования к составлению тестов

Тест должен быть:

– краткосрочным (не требовать больших затрат времени);

– однозначным (не допускать произвольного толкования тестового задания);

– правильным (исключать возможность формулирования многозначных ответов);

– кратким (требующими сжатых ответов);

– информационным;

– удобным (пригодными для быстрой обработки результатов);

– стандартным (пригодными для широкого практического использования измерения уровня обученности, овладевающих одинаковым объёмом знаний на одном и том же уровне обучения);

– вопросы теста не должны содержать «ловушек»;

– многословные задания не могут считаться тестовыми. Идеальным считается задание, в котором не более 7 слов.

Затем составляется шкала отметок, в соответствии с которой оцениваются работы обучающихся. Шкалирование теста — это метод для определения системы преобразования индивидуальных необработанных баллов испытуемых в результате тестирования в баллы, которые окончательно сообщаются пользователям теста или тестовых программ [19].

Перед выполнением тестового задания необходимо провести краткий устный инструктаж по выполнению теста. Например, важно сообщить учащимся, чтобы при затруднениях в выполнении того или иного задания, они не теряли времени, а переходили к выполнению следующих заданий. Инструкция к тесту должна быть простая, краткая, содержащая информацию по каждому из пунктов.

Применение тестовых заданий для контроля обучающихся в системе профессионального образования позволяет:

– Эффективно использовать время занятий.

– Качественно оценить знания обучающихся.

– Освободить преподавателя от трудоёмкой проверки письменных работ.

– Повысить заинтересованность обучающихся в получении новых универсальных учебных навыков.

– В кратчайший срок проверить знания и умения больших групп обучающихся (оперативность получения обратной связи).

– Выявить проблемы при изложении и усвоении учебного материала.

– Применить методы математической статистики для оценки степени его усвоения всеми испытуемыми.

Возможность преодоления субъективизма выставления оценок (используется заранее продуманная система оценивания результатов) [4, c.16].

На различных этапах занятия тестовые задания могут выполнять различные функции.

Этап проверки домашнего задания — проверка усвоения и понимания различных определений, правил, логического осмысления материала.

Этап актуализации знаний перед изучением нового материала — с помощью теста учащиеся вспоминают ранее изученный материал или выясняют, какие пробелы в знаниях у них существуют и могут помешать изучению новой темы.

Этап изучения нового материала — тестовый материал служит основой для ориентировки в новой информации, позволяет выделить главное, существенное.

Этап первичной проверки усвоения изученного материала — используется небольшое тестовое задание, которое выполняется самостоятельно и коллективно проверяется с необходимым обсуждением правильных ответов и ошибок.

Этапы закрепления, повторения и обобщения изученного материала — тестовый материал служит для закрепления полученных знаний и если нужно их корректировки.

Этапы контроля, самоконтроля и коррекции — с помощью тестовых заданий осуществляется проверка и оценка знаний и способов деятельности обучающихся [22].

В настоящее время реализация тестового контроля в профессиональном образовании организуется как для диагностирования текущего обучения, так и с целью итогового контроля уровня профессиональной подготовки. Используются практически все его виды: входной, текущий, промежуточный, итоговый [2].

Критериально ориентированные тесты позволяют преподавателям и мастерам производственного обучения определить уровень подготовленности обучающихся относительно полноты объёма знаний, необходимого для усвоения учебного материала. Тестовые задания представляются, в основном, в закрытой форме (с выбором вариантов ответов). Наиболее распространённым примером являются задания, состоящие из основы и четырех-пяти вариантов ответа, либо задания на восстановление последовательности. Реже конструируются задания смешанной формы.

Систематическое применение тестового контроля в профессиональной подготовке стимулирует обучающихся к стабильной подготовке домашних заданий и регулярному повторению пройденного материала, что очень важно для изучения последующих тем. При этом оно исключает механическое заучивание, приучает к логическому мышлению и умению делать правильный выбор. Сэкономленное учебное время может быть использовано преподавателем для выполнения практических работ, а также для закрепления полученных навыков на практике.

Литература:

  1. Теоретические и практические аспекты: учебное пособие. — 2-е изд., стер. — М.: Академия, 2009. — 288с.
  2. Матросова Е. А. Актуальные формы контроля в профессиональной подготовке студента колледжа // Молодой ученый. — 2018. — № 1. — С. 136 -138. — URL 3.https://moluch.ru/archive/187/47431/
  3. Миронова Г. В. Развитие личности в период ранней юности (15–20 лет): структура, сущностные характеристики и закономерности // Вестник Тувинского государственного университета. № 4. Педагогические науки. 2013. Т. 4. № 4 (19). — С. 75–86.
  4. Миронова Г. В. Соотношение личностно-профессионального и акмеологического развития человека // Акмеология. — 2014. — № S1–2. — С. 153–154
  5. Некрасова С. В. Формы и методы контроля и оценки знаний обучающихся на занятиях по спецдисциплинам // Молодой ученый. -2017. -№ 39. — С. 96–98. -URL 8. https://moluch.ru/archive/173/45765/
  6. Оконь В. Введение в общую дидактику. Пер. с пол. Л. Г. Кашкуревича, Н. Г. Горина. — М.: Высш. шк., — 1990. — 382 с.
  7. Оценка как элемент управления качеством. Режим доступа https://studfiles.net/preview/6268087/page:2/
  8. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. — М: Педагогическое общество России, — 1998. — 640 с.
  9. Пехальский А. П., Пехальский И. А. Устройство автомобилей. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. Издательство: Academia, — 2010. — 528 с.
  10. Привалов Н. И., Полянина А. С. Тестовый контроль знаний студентов // Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований. — 2018. — № 4. — С. 140–144;
  11. Седов, Н. Е. Соколов, Е. В. Соколова. Исследование влияния формы проведения педагогического теста на объективность оценки // Гуманитарные науки. Педагогика. — 2015. — № 4(36). — С. 269–279
  12. Скакун В. А. Организация и методика профессионального обучения: Учебное пособие. [Электронный ресурс] Режим доступа: http://osvarke.info/200-logikaprocessa-professionalnogo-obucheniya.html
  13. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие / Е. В. Лопаткина. Владим. гос. ун-т имени Александра Григорьевича и Николая Григорьевича Столетовых. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2012. — 110 с.
  14. Тюшев Ю. Выбор профессии. — М.: «Питер», -2006. — 160 с.
  15. 19. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 23.01.03 Автомеханик.
  16. Филипчук О. В. Психолого-дидактические особенности контроля знаний в техническом вузе: канд. пед. наук. — Йошкар-Ола, — 2002
  17. Челышкова М. Б. Теория и практика конструирования педагогических тестов: Учебное пособие. — М.: Логос, — 2002. — 432 с.: ил.
  18. Эрганова Н. Е. Методика профессионального обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. Е. Эрганова. — М.: Издат. центр «Академия», — 2007. — 160 с.
  19. http://op.vlsu.ru/fileadmin/Programmy/Bacalavr_academ/44.03.05/Matem_Inform/Metod_doc/E.V._Lopatkina_Sovremennye_sredstva_ocenivanija_rezultatov_obuchenija.pdf
  20. http://spouppk.narod.ru/
  21. https://core.ac.uk/download/pdf/42054918.pdf]
  22. https://gigabaza.ru/doc/123714.html
  23. https://nsportal.ru/shkola/raznoe/library/2016/02/01/testovyy-kontrol-odna-iz-form-otsenki-znaniy-i-umeniy-uchashchihsya
  24. https://otherreferats.allbest.ru/pedagogics/00116175_0.html
  25. https://pandia.ru/text/79/451/9792.php
  26. https://sites.google.com/site/pedagogikahome/home/tema-7–1-ponatie-kontrola-v-obucenii-zadaci-i-funkcii-kontrola
  27. https://uchebnikionline.com/pedagogika/pedagogika_-_palchevskiy_ss/ponyattya_pro_kontrol_navchalnoyi_diyalnosti_yogo_sutnist_funktsiyi.htm
  28. https://www.metod-kopilka.ru/testovyy_kontrol_znaniy_na_urokah-27180.htm
Основные термины (генерируются автоматически): задание, тест, учебный материал, знание, изученный материал, ответ, профессиональная подготовка, тестовое задание, итоговый контроль, профессиональное образование.


Похожие статьи

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей

Похожие статьи

Использование игровых технологий на уроках в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта

Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе

О формировании готовности курсантов к применению информационных технологий в профессиональной деятельности

Применение дистанционных технологий в системе дополнительного профессионального образования

Использование проектной методики как средства развития творческих способностей обучающихся на уроках математики

Применение игровых методик для развития познавательного интереса на уроках географии

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Применение дистанционных образовательных технологий в дополнительном образовании детей

Задать вопрос