Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (473) июнь 2023 г.

Дата публикации: 28.06.2023

Статья просмотрена: 180 раз

Библиографическое описание:

Заикина, А. Е. Использование тестирования как формы контроля самостоятельной работы обучающихся на уроках иностранного языка в школе / А. Е. Заикина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 26 (473). — С. 154-158. — URL: https://moluch.ru/archive/473/104561/ (дата обращения: 16.12.2024).



Актуальность исследования обусловлена особой ролью информатизации общества, которая принадлежит системе образования, в этой связи и возросшим значением самостоятельной работы обучающихся, в том числе и по предмету «иностранный язык». В российском образовании большинство учебных заданий дается обучающимся, в том числе и для оценки результатов самостоятельной работы, не в тестовой форме. В основном это вопросы, задачи, упражнения. Тест же, имея ряд преимуществ, является наиболее подходящим качественным и объективным способом оценивания результатов различных видов речевой деятельности на иностранном языке. Тестирование — метод контроля сформированности ряда компетенций и в формате ЕГЭ, активное использование тестирования на уроках английского языка способствует адаптации обучающихся к этой форме контроля.

Целью данного исследования являлось проведение контроля сформированности лексических навыков с помощью использования различных типов тестовых заданий. Для достижения поставленной цели в рамках реализации научно-исследовательского эксперимента была разработана серия уроков, охватывающая 1 образовательную тему, направленную на формирование лексических навыков.

С целью реализации поставленной задачи была определена экспериментальная группа, состоящая из 13 человек, имеющая средний уровень сформированности лексических навыков.

Материал эксперимента включал УМК «Английский в фокусе (Spotlight 5)», аутентичные видеоматериалы, раздаточные материалы (тексты, фразы-клише) и интерактивные формы актуализации и систематизации лексического материала. Для экспериментальной группы были предусмотрены различные виды тестирования от традиционного до интерактивного в качестве формы контроля самостоятельной работы обучающихся. Для использования интерактивного вида тестирований предусматривалось наличие сотовых телефонов с доступом к Интернету у обучающихся, а так же интерактивная доска в рабочем классе.

Главными принципами использования тестирования, включенных в описываемую серию уроков стали следующие:

— принцип цели — определение цели контроля. Формулировка цели контроля должна быть ориентирована на то содержание учебного курса или те или иные его аспекты, усвоение которых будет контролироваться;

— принцип объективности вывода результатов — установление конкретных объективно необходимых результатов обучения. При контроле результатов усвоения обучающими сформированности навыка должно предусматриваться не только выявление этих результатов, но и их диагностика, т. е. установление причин ошибок и пробелов в знаниях обучающихся;

— принцип организации — организация контроля. По мере изучения учебного материала идет углубление и расширение знаний;

— принцип сотрудничества, направленный на совместно — учебную познавательную деятельность обучающихся с учителем;

— принцип объективности оценки результатов — нахождение пути объективного анализа и оценки итогов контроля. Анализ и оценка итогов контроля подразумевают сопоставление свойств (качеств) достигнутых обучающимися результатов с запланированными необходимые результаты усвоения.

В обучающие задачи процесса контроля сформированности лексических навыков с использованием тестирования входят:

  1. Создание условий для успешной реализации контроля сформированности лексических навыков с использованием тестирования;
  2. Освоение обучающимися речевого и языкового материала для контроля сформированности лексических навыков с использованием тестирования.

В качестве развивающей задачи необходимо обозначить умение переносить знания в новую ситуацию.

В воспитательные задачи включены:

  1. Формирование у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;
  2. Воспитание культуры конструктивного мышления;
  3. Формирование условий для положительного интереса к изучаемому предмету;
  4. Показ важности и практической значимости применения знания по предметам.

В процессе применения тестирования как формы контроля сформированности лексических навыков в процессе обучения английскому языку в школе обучающиеся вовлекаются в следующие формы работы: отработка лексических навыков, индивидуальная и групповая работа.

Применение тестирования позволило нам оценить уровень сформированности лексических навыков у обучающихся. Опишем образовательную тему в рамках эксперимента, обозначим определить цель, задачи и планируемые результаты.

Целью образовательной темы «Celebrations», 8 модуля «Special days» является расширение знаний, кругозора обучающихся, основ празднования разных мероприятий, освоение иноязычным лексическим материалом по обозначенной теме. В результате работы с данной темой обучающиеся развивают лексические и аудитивные навыки.

В процессе реализации данной темы учитель знакомит обучающихся с новыми лексическими единицами. По теме предусмотрены задания на отработку навыков чтения, аудирования и письма.

В процессе изучения темы обучающие должны знать лексический материал (таблица 1).

Таблица 1

Лексический материал темы « Celebrations »

Thematic field

Vocabulary

Celebrations

light bonfires / set off fireworks / dress up / have street parades / exchange gifts / cook special food / have a family dinner / decorate the house / run free / a sauce / a dessert / a wheat / varieties /a cookery / a paint / carrots / a festival / a biscuit / thanksgiving / Hindu / farmers / Holi / a Banana Festival / harvest / parades / competition.

В рамках эксперимента осуществлялся контроль уровня сформированности лексических навыков у обучающиеся с помощью различных форм тестирования.

Каждый из шести разработанных нами уроков сопровождался той или иной формой тестирования для контроля самостоятельной работы обучающихся. Обучающимся были представлены как традиционные письменные тесты, так и нестандартные интерактивные, с которыми обучающиеся до этого не работали. На каждое из тестирований отводилось 10–15 минут в начале урока как проверка самостоятельной работы над лексическим материалом, с которым обучающиеся работали дома.

Нами был сделан упор на нетипичные тестовые задания, вызвавшие наибольшие трудности при решении тестирования на констатирующем этапе, поскольку обучающиеся умеют решать тип заданий, предусматриваемый УМК «Spotlight 5», и сталкиваются с проблемами при решении нестандартных для данного УМК типом заданий.

Помимо традиционного тестирования, обучающимся были предложены онлайн тесты, для решения которых им необходимо было иметь телефон с возможным выходом в интернет (Рис.1–4).

Онлайн-задание на соотнесение

Рис. 1. Онлайн-задание на соотнесение

Онлайн-задание на выбор правильного ответа

Рис. 2. Онлайн-задание на выбор правильного ответа

Онлайн-задание на соотнесение

Рис. 3. Онлайн-задание на соотнесение

Онлайн-задание на исключение лишнего

Рис. 4. Онлайн-задание на исключение лишнего

Данное тестирование было предложено обучающимся после первого урока в рамках новой темы «Celebrations» для оценки домашнего задания. В качестве самостоятельной работы дома обучающимся предстояло решение следующей практической задачи: Learn vocabulary by heart p.86–90 (Выучите наизусть лексику на станицах 96) [1].

Обучающиеся привыкли, что проверка такого рода практических задач происходит в виде заданий на обратный перевод или диктанта, поэтому наше тестирование было для них нестандартным. Несмотря на это, каждый из обучающихся выполнил задание без ошибок.

Преимущество онлайн-тестов заключается в том, что обучающийся сразу может увидеть свой результат, а также задания, в которых допустил ошибки, не дожидаясь проверки учителя.

На протяжении эксперимента, в который входило 6 уроков с использованием различных форм тестирования в качестве проверки самостоятельной работы обучающихся, обучающиеся показывали наибольшую заинтересованность в процессе обучения и проверки самостоятельно работы нетипичным для них ранее образом.

В завершении урока каждый обучающийся поделился своим мнением и ответил на ряд вопросов. Обучающимся был предложен следующий вариант опроса:

«Дайте ответ на каждый вопрос, используя форму короткого ответа (да/нет)».

1) Было ли Вам сложно проходить онлайн тестирование?

2) Считаете ли Вы свой результат достоверным и точным?

3) Считаете ли Вы, что моментальное появление результатов теста является преимуществом онлайн тестирования?

4) Как Вы думаете, прохождение теста через онлайн тестирование проходит быстрее, чем написание диктанта по теме?

5) Хотели ли бы Вы в будущем решать подобные тесты?»

На основе результатов опроса, нами были сделаны выводы, что цифровое тестирование, по мнению обучающихся, вызывает у них больший интерес, повышает мотивацию к обучению у детей данного возраста, а также при выполнении заданий данный вид тестирования не вызвал у обучающихся трудностей (рис. 5).

Результаты опроса

Рис. 5. Результаты опроса

Таким образом, в результате эксперимента, был успешно разработан и апробирован цикл уроков с применением различных форм тестирования как средство контроля сформированности лексических навыков. Обучающимися было реализовано прохождение тестирования по теме «Celebrations», которая входила в образовательный модуль «Special days» в УМК «Английский в фокусе (Spotlight 5)».

З аключение

Проведенное исследование по теме « Тестирование как форма контроля самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку в школе» подтвердило актуальность выбранной темы. Анализ психолого-педагогической литературы помог нам обосновать ключевые особенности в процессе проведения контроля лексических навыков у обучающихся по английскому языку.

Проанализировав требования ФГОС, была определена необходимость в разработке и применении нетрадиционной технологии контроля уровня сформированности лексических навыков обучающихся среднего школьного возраста. Вариантом такой технологии в настоящей работе стало нетрадиционное по своей структуре (типам тестовых заданий) тестирование.

Мною была поставлена цель исследования: теоретически обосновать и практически доказать эффективность использования тестирования как средства оценки результатов самостоятельной работы обучающихся.

В основу исследования была положена гипотеза, согласно которой оценка результатов самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку будет более результативной, объективной при условии использования тестирования.

Гипотеза исследования о предположении, что оценка результатов самостоятельной работы обучающихся по иностранному языку будет более результативной, объективной при условии использования тестирования — подтвердилась.

Литература:

  1. Английский язык. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю. Е. Ваулина, Д. Дули, О. Е. Подоляко, В. Эванс. — Москва: Express Publishing: Просвещение, 2012. — 216, [1] c.– (Английский в фокусе). Текст: электронный.
  2. Берман И. М. Основы методики преподавания иностранных языков: учеб. для студентов ин-тов и фак. иностр. яз / под ред. В. А. Бухбиндера, В. Штраусса. — Киев: Вища шк.: Изд — во при Киев. ун-те, 1986. — 175 с. URL: https://rusneb.ru/catalog/000201_000064_BJVVV1048602 — (дата обращения: 08.02.2023). — Режим доступа: по подписке. — Текст: электронный.
Основные термины (генерируются автоматически): обучающийся, самостоятельная работа обучающихся, навык, иностранный язык, лексический материал, английский язык, использование тестирования, онлайн тестирование, оценка результатов, различная форма тестирования.


Похожие статьи

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Похожие статьи

Использование видеоматериалов для формирования коммуникативной компетенции учащихся на уроках английского языка

Проектное обучение как средство развития учебно-исследовательской деятельности школьников в процессе освоения иностранного языка

Использование технических средств обучения на уроках русского языка и литературы

Использование современных технологий обучения в начальной школе в процессе реализации ФГОС

Использование тестовых форм контроля по иностранному языку в начальной школе

Использование ИКТ на уроках английского языка как способ повышения мотивации обучающихся в средней школе

Использование мультимедийных средств обучения на уроках английского языка как условие повышения уровня знаний и познавательной активности обучающихся

Использование современных информационных технологий при обучении в начальной школе в условиях реализации ФГОС

Использование интерактивного подхода к обучению говорению на уроках английского языка в средней школе

Самостоятельная деятельность младших школьников как средство формирования лингвистических компетенций на уроках русского языка

Задать вопрос