Компьютерная программа My test как средство осуществления тестового контроля сформированности лексических навыков на уроках английского языка (средняя ступень общеобразовательной школы) | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Информационные технологии

Опубликовано в Молодой учёный №29 (319) июль 2020 г.

Дата публикации: 16.07.2020

Статья просмотрена: 944 раза

Библиографическое описание:

Чубакова, Н. А. Компьютерная программа My test как средство осуществления тестового контроля сформированности лексических навыков на уроках английского языка (средняя ступень общеобразовательной школы) / Н. А. Чубакова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 29 (319). — С. 21-29. — URL: https://moluch.ru/archive/319/72660/ (дата обращения: 18.11.2024).



Качественно сформированные лексические навыки являются базой для успешной коммуникации на иностранном языке. Формирование лексических навыков при обучении иностранному языку является одной из наиболее важных проблем в современной методике преподавания иностранных языков. Эта проблема до сих пор является актуальной, требует более глубокого исследования, предполагает нахождение и использование новых форм и тактик обучения лексическому аспекту. Лексика — это основной строительный материал нашей речи. Как известно, с помощью лексики передаётся и воспринимается содержательная сторона речи. Для того, чтобы качественно формировать лексические навыки, учителю необходимо знать современные методы и тактики обучения английскому языку.

Реформирование системы образования вовлекает в школьную практику использование новых информационных технологий. Большая часть из них заимствуется из западных методик обучения и приспосабливаются к использованию в общеобразовательных учреждениях. Одной из задач учителя в наше время является необходимость контролировать учебную деятельность школьников. Для увеличения производительности труда и качества работы, необходимо применять такие формы контроля, которые позволят эффективно, быстро, объективно определить уровень сформированности навыков и умений учащихся. Таким требованиям соответствует тестирование — одна из форм контроля, эффективно используемая уже несколько десятилетий в западной методике преподавания и последние десять лет активно входящая в практику школ.

В отечественной практике обучения иностранным языкам тестирование является эффективным способом проверки знаний и находит в школе всё большее применение. Интерес к тестированию объясняется тем, что кроме своей главной функции — контроля, оно может служить показателем качества обученности и предсказать успешность или неуспешность обучения, а так же средством диагностики трудностей языкового материала учащихся.

Тестирование положено в основу создания контрольных измерительных материалов по иностранным языкам и проведение итоговой аттестации выпускников в форме ЕГЭ и ОГЭ. По этой причине требуется обязательно вводить тестовые технологии в систему образования.

С помощью тестов можно получить реальную оценку уровня знаний, навыков и умений, обнаружить недостатки в подготовке учащихся, проверить соответствие уровня подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов.

Если такая форма проверки будет носить регулярный характер, то она приучит школьников к ответственности за весь материал цикла, что будет, в свою очередь, способствовать успешности их обучения. Это дисциплинирует, организует и направляет деятельность учащихся. Тесты обладают безусловными преимуществами по сравнению с традиционными формами контроля: тест позволяет охватить сразу большое количество учащихся, результаты не требуют временных затрат на получение надежных итогов контроля, регулярное тестирование повышает активность и внимание учеников на уроке, повышает их чувство ответственности при выполнении заданий. Результаты тестирования проверяются учителем и являются, с одной стороны, показателем уровня знаний, а с другой — результатом работы самого учителя, что позволяет ему внести определенные изменения в процесс обучения и тем самым предупредить повторение ошибок школьников.

Поэтому тестирование становится особенно актуальным в наши дни в условиях преподавания иностранного языка в средней школе, где количество учеников в группе превышает тринадцать человек, а время контроля ограничено.

В данной статье мы:

  1. выявим компоненты содержания обучения лексике;
  2. выявим возможности компьютерной программы «My Test» для контроля сформированности лексических навыков;

Компоненты содержания обучения лексике

Одной из важных проблем в обучении иностранному языку является проблема формирования лексических навыков. Лексические единицы являются важнейшим компонентом речевой деятельности: говорения, аудирования, чтения и письма. Роль лексики очень важна, как и роль фонетики и грамматики, поскольку именно лексика является основным строительным материалом нашей речи. Лексика передает предмет мысли, она отражает не только реальную действительность, но и воображаемую. По этой причине, учителя акцентируют особое внимание на формировании лексических навыков, так как лексические навыки представляют лексическую сторону речи, они являются элементами речевых умений, и создают основу для обеспечения использования языка как средства общения [Кабанова, 2010, с.113].

Структура лексического навыка состоит из следующих компонентов:

  1. Звуковая форма и графическая форма;
  2. Действия по выбору лексической единицы;
  3. Действия по сочетанию лексических единиц, а так же способность включать новые лексические единицы в известные грамматические структуры и сочетать новые лексические единицы с усвоенными ранее [Коростелёв, 1990, с.57].

Данные компоненты лексического навыка мы будем проверять с помощью тестов. При тестировании учащиеся выполняют определенные действия и операции со словом, с его формой , значением и употреблением .

«Говоря о формах слова, мы имеем в виду его звуковую форму, без которой невозможно правильно понять слово со слуха и адекватно озвучить его самому, а также графическую форму, без которой слово не будет узнано при чтении и не сможет быть написано. Если у слова есть некоторые особенности образования грамматических форм, то об этом также следует сообщить обучаемым уже на стадии ознакомления во избежание ошибок в последующем использовании данного слова» [Соловова, 2002, с.81].

Под значением слова понимается лексическое и грамматическое значение. «Лексическое значение слова — основная часть семантики слова, которая формируется предметно-понятийной связью слова и его отношением с другими словами в лексической системе, включает обязательный денотативный и возможный коннотативный компоненты» [Куликова, Салмина, 2017, с.252]. В английском языке слова чаще всего полисемантичны, поэтому задача учащихся заключается в том, чтобы вызвать из долговременной памяти подходящее слово.

«Грамматическое значение — это дополнительная к лексическому и одновременно обязательная, обслуживающая связную речь часть семантики слова, которая указывает на принадлежность слова к определенному грамматическому классу» [Куликова, Салмина, 2017, с.303].

Говоря об употреблении слова, мы имеем в виду не только его коннотацию, но и управление в предложении.

Затруднения изучения лексики иностранного языка и большое значение лексики для формирования умений речевой деятельности подтверждает важность ее усвоения. Практика показывает, что в первую очередь сложностью для школьников среднего звена является усвоение иноязычных лексических единиц, сохранение их в памяти, и проблемой их использования при построении монологов и диалогов, а так же при построении высказываний в ходе обсуждения текстов.

В современной школе необходимо создать условия в первую очередь для развития лексического навыка, для расширения словарного запаса учащихся, поскольку лексическая единица является основой, без которого невозможно развитие навыков устного и письменного общения (говорения, аудирования, чтения, письма [Воскерчьян, 2003, с.19].

Тестирование является одним из наиболее успешных способов решения данной проблемы. Российская система образования, введение ЕГЭ и ОГЭ для всех учащихся, а так же реализация стандартов в любой образовательной области, ставит перед учителем задачу овладения методикой использования тестовых заданий и их разработок на разных этапах обучения для всех возрастных категорий учащихся.

Возможности компьютерной программы «My Test» для контроля сформированности лексических навыков УМК «Starlight-6»

Одной из задач учителя в процессе обучения является контроль уровня знаний учащихся. Существует большое количество форм контроля, применяемые педагогами, но чаще всего используются устные и письменные опросы. При проведении устного опроса учитель затрачивает большую часть времени урока, при проведении письменных работ учитель затрачивает много времени на проверку. К сожалению, данные формы контроля не лишены недостатков. Решением данной проблемы является тестирование. Тестирование на сегодняшний день находит в школе все большее применение. При проведении теста используются как бумажные, так и электронные варианты. Последние обладают большими преимуществами, поскольку по завершении теста можно сразу же получить результаты.

Контроль для преподавателя — это трудоемкая часть работы. Облегчить процесс контроля можно с помощью использования специальных программ-оболочек и с помощью специальных инструментальных программных средств. В настоящее время существует множество продуктов (в том числе мультимедийных), с готовыми тестовыми заданиями, так и программы-оболочки для самостоятельного создания тестов. Разработанные компьютерные тесты на основе инструментальных программ обладают свойствами, присущими подобным системам: открытостью, стандартностью, адаптивностью, способностью осуществлять групповой и индивидуальный контроль знаний.

Такой инструментальной программой является программа «My Test» — это система программ, которая состоит из редактора тестов, программы тестирования учащихся и журнал результатов. Это специальная программа, созданная для создания и проведения компьютерного тестирования, сбора и анализа результатов, выставления оценки по указанной в тесте шкале [26].

«Программа MyTest X работает с восьмью типами заданий:

  1. множественный выбор,
  2. одиночный выбор,
  3. установление соответствия,
  4. установление порядка следования,
  5. указание истинности или ложности утверждений,
  6. ручной ввод числа (чисел),
  7. ручной ввод текста, выбор места на изображении,
  8. перестановка букв» [26].

В программе можно использовать любое количество видов тестовых заданий. Так же в программе имеются три модуля для создания, апробирования и результатов тестов. Программа включает четыре модуля:

  1. Редактор тестов (MyTestEditor).
  2. Модуль тестирования (MyTestStudent).
  3. Журнал тестирования (MyTestServer).
  4. Автономные тесты (MyTestBuilder).

Редактор тестов (MyTestEditor) позволяет создать либо новый тест, либо изменить существующий. Так же в редакторе можно настраивать параметры теста: порядок заданий и вариантов, бальная система, ограничение времени, шкала оценивания. Более того, электронный вариант теста можно экспортировать в бумажный тест.

Модуль тестирования (MyTestStudent) является программой для учеников и студентов. Модуль тестирования позволяет открыть или получить по сети файл с тестом и пройти тестирование. После прохождения теста учащиеся получают результаты с процентным соотношением правильных и неправильных ответов. Результаты тестирования, ход тестирования, сигналы и сообщения об ошибках, способ вывода результата тестирования зависит от параметров теста, заданных в редакторе.

Журнал тестирования (MyTestServer) организовывает тестирование более удобным образом. С помощью него можно раздавать файлы с тестами по почте, по сети, получать результаты со всех компьютеров тестируемых и анализировать их в удобном виде.

Также имеется дополнительный модуль автономные тесты (MyTestBuilder), который позволяет создать тесты в формате exe.

Программа обладает огромными возможностями форматирования вариантов ответа и текста. С помощью инструментов можно определить шрифт, цвет символов и фона, разбивать текст на абзацы и применять к ним расширенное форматирование, использовать списки, вставлять рисунки, музыку, видео.

Данная программа является очень эффективной для обучения, поскольку она поддерживает несколько режимов:

  1. Штрафной.
  2. Обучающий.
  3. Монопольный.
  4. Свободный.

В штрафном режиме тестируемый имеет право пропустить задания, но при этом за неверные ответы у него отнимаются баллы. В обучающем режиме можно настроить вступления и объяснения к заданиям. В данном режиме тестируемый видит инструкции к заданиям, так же выводятся сообщения об его ошибках. Монопольный режим занимает всё окно программы и его невозможно свернуть. В свободном режиме тестируемый может смотреть объяснения к заданиям, читать инструкции, отвечать на вопросы в любой последовательности, переходить самостоятельно от одного вопроса к другому. В одном файле теста хранятся параметры тестирования, заголовки, автор, описание, задания, заметки, аудио и изображения к заданиям для каждого отдельного теста. Данная программа защищает как сами тестовые задания, так и результаты заданий. Получить ключи к тесту невозможно, благодаря тому что для теста можно задать несколько паролей. В программе есть пароли для защиты результатов. Результаты тестирования сохраняются в специальный защищённый файл, поэтому оценки учащихся всегда объективны. Результаты тестирования сохраняются как на локальных компьютерах, так и на компьютере преподавателя, поэтому вероятность утери результатов сводится к 0 %. Программа показала высокую валидность и надежность работы как в школах, так и в ВУЗах России и стран ближнего зарубежья. В программе предусмотрены различные варианты защиты тестов от несанкционированного получения ответов, например пароли: открытие для редактирования, защищённые результаты, открытие для тестирования, начало тестирования.

Программа MyTest X уникальна, поскольку можно осуществить местное и сетевое тестирование. При сетевом тестировании результаты передаются в журнал, а могут быть отправлены по электронной почте. Если нет возможности провести электронное тестирование, то из электронного теста можно быстро сформировать и распечатать «бумажный» тест.

Преимущества данной программы:

  1. Объективность. Со стороны преподавателя исключается фактор субъективного подхода. Результаты теста обрабатываются через компьютер. Более того, все открыть, редактировать, украсть ключи к тесту становится невозможно.
  2. Простота. Тестовые вопросы чёткие, ясные и понятные. Тестовые вопросы конкретнее и лаконичнее обычных экзаменационных билетов и не требуют развернутых ответов или обоснований — необходимо только выбрать правильный ответ, заполнить пропуски или установить соответствие.
  3. Исключается фактор счастливого или несчастливого билета обычного экзамена. Большое количество заданий теста охватывает не одни аспект, а весь объем материала раздела, что дает возможность учащимся шире проявить свой кругозор.
  4. Массовость и кратковременность. За определённый промежуток времени можно охватить сразу большое количество учащихся. Учитель имеет возможность в оставшееся время лучше изучить новый материал или закрепить старый.
  5. Технологичность. Проведение экзамена в форме тестирования весьма технологично, так как позволяет использовать автоматическую обработку.
  6. Достоверность информации о том, на сколько глубоко был изучен материал. В данной программе есть раздел ЗУН, который в процентных соотношениях показывает все верные и неверные ответы всего класса.
  7. Дифференцирующая способность. Преподаватель может создавать дифференцирующие задания, то есть задания разного уровня трудности.
  8. Осуществление индивидуального подхода в обучении. Благодаря четырём режимам возможна отработка материала, индивидуальная проверка и самопроверка знаний учащихся.

Наряду с преимуществами у компьютерной программы “My test” есть и свои недостатки:

  1. К сожалению, тестовый контроль не способствует развитию устной и письменной речи учащихся.
  2. Учителя, как правило, имеют дело только с полученными результатами, но они не видят учащихся и не общаются с ними. При таких условиях трудно выяснить действительный объем знаний.
  3. При компьютерном тестировании может произойти случайный выбор. Это искажает результаты теста, приходится проводить анализ по каждому ученику в отдельности. Например, тестируемый, не ответивший на простой вопрос, может правильно ответить на более сложный. Учащийся может случайно ошибиться в первом вопросе, но случайно ответить на второй.
  4. Эффект психологического барьера. Бывает так, что учащиеся испытывают дискомфорт и вообще не способны ответить на вопросы потому, что «боятся» компьютера. Возможно и включение психологических защитных механизмов, связанных с нежеланием тестируемого раскрываться, стремлением избежать излишней откровенности или намеренным искажением результатов.
  5. Настроение учащегося. Большинство учащихся не спокойно относятся к компьютерному тестированию, поскольку общение человека с компьютером имеет свою специфику. Если процедура тестирования будет слишком напряжённой, затянутой, или содержание теста не заинтересует ученика, то положительный настрой может смениться отрицательным.

С помощью программы «My Test» мы сделаем тестовые задания, нацеленные отдельно на форму, на значение, на употребление, а затем все вместе в комплексе и переведем их в тестовую форму для лучшего усвоения лексики.

Бумажный вариант теста, нацеленный на контроль формы, значения и употребления

Тестируемый: _______________________ Дата: _____________________

Задания, нацеленные на знание формальных признаков

Задание № 1

PNMTEAVE

>>

Задание № 2

GEOLNICSLVRES

>>

Задание № 3

UNENLT

>>

Задание № 4

BRDEIG

>>

Задание № 5

AR SCBGZONSIRE

>>

Задание № 6

BLENSUA

>>

Задание № 7

ISORAGD N

>>

Задание № 8

AHCT ILGFTFIR

>>

Задания, нацеленные на значение слов

Задание 9 Match words to their definitions

1)

Pedestrians should use it when they cross the road.

1)

pavement

2)

Place where pedestrians walk next to the road.

2)

level crossing

3)

It stops and starts traffic.

3)

bridge

4)

A place where a train crosses a road.

4)

traffic light

5)

Only public transport vehicles can travel along it.

5)

bus lane

6)

An underground passage for cars or trains.

6)

road sign

7)

It gives information to drivers.

7)

tunnel

8)

It allows people or vehicles to cross over a river, road.

8)

zebra crossing

Задания, нацеленные на сочетаемость слов и на употребление

Задание № 10 Complete the sentence

You must stop when the …..... is red

Задание № 11 Complete the sentence

Pay attention to the …..... so that you don’t get lost.

Задание № 12 Complete the sentence

You have to cross the …..... to get over the river.

Задание № 13 Complete the sentence

Drivers should be careful of trains when going over a….....

Задание 14 Match the words to form collocations

1)

oncoming

1)

footage

2)

video

2)

driving

3)

reality

3)

traffic

4)

bad

4)

shows

5)

channel

5)

hop

Таким образом, в данной статье мы выяснили, что одной из задач учителя в процессе обучения является контроль уровня знаний учащихся. Существует большое количество форм контроля, но облегчить и систематизировать трудоёмкую часть работы учителя можно с помощью инструментальных программных средств. Данной программой является компьютерная программа «My Test». С помощью данной программы мы разработали лексический тест в текущем контроле, нацеленный на контроль знания формальных признаков слова, значения и употребления. Мы видим, что при компьютерном тестировании преподаватель вообще не затрачивает времени на проверку знаний, получая готовые оценки. Более того, большое количество заданий теста охватывает весь объем материала, учитель может создавать задания различного уровня трудности.

Литература:

  1. Балыхина, Т. М. Словарь терминов и понятий тестологии. — M.: Русский язык, 2006. — 162 с.
  2. Воскерчьян, С. И. Некоторые вопросы педагогического тестирования [Текст] / С. И. Воскерчьян // Проблема контроля при обучении ИЯ в вузе. — M.: Таганрог, 2003. — 32 с.
  3. Гулидов, И. Н. Педагогический контроль и его обеспечение — M.: ФОРУМ, 2005. — 175 с.
  4. Звонников, В. И., Челышкова М. Б. Современные средства оценивания результатов обучения: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений– 3-е изд., стер. — M.: Издательский центр Академия, 2011. — 224 с.
  5. Кабанова, Т. А., Новиков В. А. Тестирование в современном образовании. Учебное пособие. — М.: Высшая школа, 2010. — 381 с.
  6. Коккота, В. А. Лингводидактическое тестирование: [научно-теоретическое пособие] / В. А. Коккота. — М.: Высшая школа, 1989. — 127 с.
  7. Конышева, А. В. Контроль результатов обучения иностранному языку. — M.: Издательство «Четыре четверти», 2004. — 144с.
  8. Копылова, В., Баранова К., Дули Д., Милруд Р. Контрольные работы (Звёздный английский). — M.: Просвещение, 2013. — 37с.
  9. Коростелев, В. С. Основы функционального обучения иноязычной лексике. — M.: Воронеж: ВГУ, 1990. — 157с.
  10. Куликова, И. С., Д. В. Салмина. Введение в языкознание — M.: Издательство Юрайт, 2017. — 339 с.
  11. Майоров, А. Н. Теория и практика создания тестов для системы образования: Как выбирать, создавать и использовать тесты для целей образования. — M.: Интеллект-Центр, 2002. — 296 с.
  12. Миньяр–Белоручев, Р. К. Толковый словарь терминов методики обучения языкам. — M.: Высшая школа, 1996. — 240 с.
  13. Миролюбова, А. А. Вопросы контроля обученности учащимся иностранному языку: Метод. Пособие/ Под ред. — Обнинск: Титул, 1999. — 245 с.
  14. Пассов, Е. И. Формирование лексических навыков: учебное пособие [Текст] / Е. И. Пассов. — M.: Воронеж: НОУ «Интерлингва», 2002. — 40с.
  15. Поляков, О. Г. О некоторых проблемах использования тестов как одного из средств контроля обучения школьников по иностранному языку // Иностр. языки в школе — № 2. –2003. — 104 с.
  16. Рогова, Г. В., Рабинович Ф. М., Сахарова Т. Е. Методика обучения иностранным языкам в средней школе [текст]/ Г. В. Рогова, Ф. М. Рабинович, Т. Е. Сахарова. — M.: Просвещение, 1991. — 96 с.
  17. Самылкина, Н. Н. Современные средства оценивания результатов обучения: [курс лекций] / Н. Н. Самылкина.— 3-е изд. (эл.). — M.: Лаборатория знаний, 2015. — 175 с.
  18. Соловова, Е. Н. Методика обучения иностранным языкам: Базовый курс лекций. Пособие для студентов пед. вузов и учителей. — M.: Просвещение, 2002. — 239 с.
  19. Цатурова, И. А. Функции теста как средства контроля. Проблемы контроля при обучении иностранным языкам в ВУЗе. — Саратов, 1984. — 256 с.
  20. Шатилов С. Ф. Методика обучения немецкому языку в средней школе: учеб. пос. для студ. пединститутов. — M.: Высшая школа,1986. — 212 с.
  21. Штульман, М. С., Штульман, Э. А. Знания студентов по иностранному языку как один из объектов тестирования. / Проблема контроля при обучении иностранным языкам в вузе. Вып. 1, Таганрог, 1972. — 121 с.
  22. Эванс В., Дули Д., Баранова К., Копылова В., Милруд Р. Рабочая тетрадь (Звёздный английский). — M.: Просвещение, 2013. — 95 с.
  23. Комарова Е. В. Социокультурная компетенция как часть языкового поликультурного образования средствами иностранного языка // Гуманитарные научные исследования. 2015. № 1 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2015/01/9423
  24. URL: http://mytest.klyaksa.net/
Основные термины (генерируются автоматически): задание, программа, иностранный язык, форма контроля, компьютерная программа, компьютерное тестирование, результат тестирования, тест, тестирование, лексический навык.


Похожие статьи

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Программное обеспечение для формирования частотных словарей в процессе обучения английскому языку в техническом вузе

Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения

В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.

Наиболее эффективные способы организации внеурочной деятельности в начальных классах для формирования социолингвистической компетенции на английском языке

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене

Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Использование конструктора Bunchems (Банчемс) как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра

Похожие статьи

Использование интерактивных тренажеров при обучении чтению на английском языке в начальной школе как одна из форм индивидуального подхода (из опыта работы)

Программное обеспечение для формирования частотных словарей в процессе обучения английскому языку в техническом вузе

Использование лексических игр на уроке английского языка на среднем этапе обучения

В статье исследуется важность использования игровых технологий, при обучении лексике на уроках английского языка.

Наиболее эффективные способы организации внеурочной деятельности в начальных классах для формирования социолингвистической компетенции на английском языке

Применение сервиса Genially для повышения мотивации учеников на уроках английского языка

Внеклассная работа по литературе как средство развития творческих литературных способностей школьников средних классов (на примере элективного курса «Мир фантастики»)

Использование игровых технологий для развития навыков говорения на уроках английского языка в среднем звене

Роль аудитивных игр в обучении аудированию на начальном этапе в средней школе

Особенности контроля и оценки результатов усвоения учебных достижений по математике в начальной школе с использованием современных образовательных технологий (на примере проектной технологии и технологии учебных циклов)

Использование конструктора Bunchems (Банчемс) как инновационный подход в работе учителя-логопеда с детьми с расстройствами аутистического спектра

Задать вопрос