Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №34 (272) август 2019 г.

Дата публикации: 26.08.2019

Статья просмотрена: 1612 раз

Библиографическое описание:

Чигвинцева, С. М. Опыт реализации технологий дистанционного обучения в практике дополнительного образования детей технической направленности / С. М. Чигвинцева. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 34 (272). — С. 71-75. — URL: https://moluch.ru/archive/272/62130/ (дата обращения: 16.11.2024).



Развитие современного общества невозможно без развития научно-технического прогресса. Сегодня одной из проблем в России обозначена — недостаточность инженерно-технических кадров, дефицит молодых инженеров конструкторов для российских предприятий. У абитуриентов, поступающих в вузы, выявляется недостаток представления о работе инженеров конструкторов и работе, которую они выполняют в рабочей среде. Но с развитием технологий у школьников появляется интерес к научно-техническому творчеству. В центрах дополнительного образования детей активно демонстрируется профессия инженера.

Согласно приказу Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», занятия в объединениях могут проводиться по дополнительным общеобразовательным программам по шести направленностям, одна из них техническая [8].

Для начала определим, чем отличается техническое творчество от других видов. Техническое творчество строится на изобретательности, практической составляющей, связанной с разработкой, созданием и применением технических устройств. В процессе работы обучающиеся изготавливают различные модели, которые реально работают: это модели средств передвижения, модели самолетов, квадрокоптеров, которые летают, модели плавающих судов, электронные роботы, которые выполняют заданные команды. Несмотря на то, что некоторые модели не могут функционировать в полном объеме, результат творчества юного техника виден. А это создает позитивный эмоциональный настрой и стимулирует к совершенствованию или изобретению чего -то нового.

Занятия техническим творчеством — это не просто работа по изготовлению нового устройства, а умение применять знания из межпредметных областей. Необходимо хорошо знать математику, физику, механику, чтобы изобрести что-то новое. Поэтому техническое творчество стимулирует к познаниям других предметов, расширению кругозора.

Ценность этого творчества состоит и в воспитательной функции. В процессе поисковой, исследовательской работы, конструкторской деятельности, в проектировании нового устройства юный изобретатель получает и гибкие навыки (softskills) — это навыки работы в команде, он учится устанавливать коммуникации с другими участниками, приобретает умения ставить научно- технические эксперименты, работать со своими успехами и неудачами. В процессе работы над сложным техническим изделием развивается техническое мышление, активизируется умственная активность. Здесь нет готовых шаблонов, по которым нужно что-то изготовить, есть схемы чертежи, прототипы, аналоги, где нужно уметь провести отбор, придумать образ, создать чертеж, построить прототип модели.

Техническое направление развивается в России давно, существует оно в центрах технического творчества, кружках моделирования, в клубах. Наряду с занятиями в кружках, в прошлом столетии существовала система заочных клубов. Работа в них состояла в распространении методических брошюр по позиционированию технических знаний, но эта деятельность никак не контролировалась. Из-за фрагментарности, прерывности, и несистематичности такая система не прижилась и потеряла свою актуальность. В конце 20 века интерес молодежи к техническому творчеству пошел на спад, закрылись многие технические центры, кружковые движения, снизилась потребность в обучении. С развитием технологий интерес среди молодежи к техническому творчеству возродился вновь, но сегодня нужны новые подходы к обучению, современные и более гибкие, в соответствии с запросами обучающихся. Фактически эта сфера становится инновационной площадкой для отработки образовательных моделей и технологий будущего, а персонализация дополнительного образования определяется как ведущий тренд развития образования в ХХI веке [9]. Получают распространение новые организационные формы, такие как детские технопарки, детские IT- студии, классы робототехники, 3D — моделирования и другие. Об этом свидетельствует открытие «Кванториумов» в регионах России. «К концу 2019 года будет уже 76 регионов, где есть Кванториумы, и сеть будет уже насчитывать не менее 110 площадок”, — заявила Марина Ракова, добавив, что на сегодняшний день «Кванториумы» открыты в 62 регионах страны, там работают 89 технопарков. Говоря об эффективности технопарков, замминистра отметила, что уже есть проекты воспитанников «Кванториумов»

, которые от идей перешли в стадию монетизации и коммерциализации, внедрения в различные отрасли. «Есть внедренные в достаточно серьезные отрасли, к примеру, в оборонную промышленность. Показатель успеха этого внедрения, в том, что дети, выходя из системы дополнительного образования, идут в университет на инженерные направления» [7].

Исследуя интерес российских подростков и родителей к дополнительному образованию детей технической направленности, в поисковой системе Яндекс мы обнаружили, что по словосочетанию «техническое творчество» за апрель 2019 года поступило 16 960 запросов. Проведя исследования по месяцам, мы выяснили, что максимальный запрос данного словосочетания у пользователей интернета приходится на сентябрь, это обусловлено увеличением популярности в связи с наступлением учебного года. Проанализировав региональную популярность — выявили, что интерес к техническому творчеству присутствует во всех субъектах РФ, особенно в отдаленных от Москвы и МО регионах (ЯНАО, Чукотская область, ХМАО и др.). Скорее всего, эти регионы менее охвачены дополнительным образованием технической направленности, поэтому их запрос на данное обучение выше. Использование информационных технологий, внедрение дистанционного обучения в систему дополнительного образования технической направленности позволяет охватить большее количество детей и дает им возможность заниматься в удобное для них время и в удобном месте, оно предоставляет равный доступ детей к дополнительному образованию в соответствии с их интересами и запросами, независимо от места проживания и состояния здоровья. У них появляется возможность обучаться новым направлениям, развиваться, представлять свои результаты на различных конкурсах, олимпиадах.

И безусловно, назрела необходимость использовать новые подходы и средства обучения современных детей техническому творчеству. Для выявления эффективных методов, мы рассмотрели опыт педагогов, использующих дистанционное обучение в технической составляющей дополнительного образования детей.

Так, в 2004 году, когда образовательные учреждения еще не были так оснащены современными компьютерными системами, Малая техническая академия Краевого центра детско-юношеского технического творчества в Ставропольском крае начала осуществлять свою деятельность с использованием дистанционных образовательных программ. В диссертационной работе Э. В. Самойленко [9] представляет систему дистанционного обучения для спортивно- технического направления деятельности, включающее в себя авиа- и ракетомоделирование, судомоделирование и автомоделирование, основы рационализации и конструирования, автоматизированные технологии, радиотехника и электроника. Одной из форм реализации обучения стала работа по индивидуализации учебного плана в соответствии с интересами и потребностями каждого обучающегося. В ее работе представлены модульная система и кейс-технология дистанционного обучения, а также метод проектов. В качестве модулей подготовлены письменные задания, включающие отдельные темы или разделы. Они способствуют пониманию изучаемого предмета в ходе групповых дискуссий, выработке практических навыков делового общения. В ходе обучения обучающимся нередко требуются индивидуальные консультации преподавателей по изготовлению действующего образца. В таких случаях используется кейс-технология. Необходимые консультации оформляются в письменной форме (с чертежами, схемами и пояснениями к ним) и отправляются традиционной почтой или по электронной почте. Для получения обучающимися необходимых консультаций используется также и «голосовая почта» [9].

Основным качественным показателем является успешность участия воспитанников в краевой научно-практической конференции и других краевых массовых мероприятиях по направлениям обучения. Проекты по Судомоделированию каждый год занимали призовые места [9].

В связи с модернизацией содержания дополнительного образования детей, а также с появлением компьютерной техники, мобильных средств связи, получали свое развитие новые (сетевые и дистанционные) технологии. Так, Центр дистанционного образования «Эйдос» осуществляет инновационный образовательный процесс на протяжении 10 лет, используя распределенное образование [1]. Систему распределенного обучения Андрианова Г. А., характеризует как «систему, в которой различные субъекты обучения, сохраняя пространственную и временную удаленность, осуществляют совместный процесс управлением образования на базе телекоммуникаций». Распределенная деятельность Центра «Эйдос» является новшеством для образования детей. Одной из инноваций, которые реализуются в распределенной деятельности ЦДО «Эйдос» является эвристическое обучение. Эвристическое обучение дает возможность обучающемуся создавать свой собственный творческий продукт по выбранному предмету. Наиболее ярко эвристическое обучение реализуется во Всероссийских дистанционных эвристических олимпиадах, в которых в течение 10 лет приняло участие свыше 170 тыс. школьников [1].

Дистанционная олимпиада позволяет принимать в ней участие детям «из глубинки», организованным группам, имеющим дома подключение к Интернет [1].

Главным новшеством в эвристических олимпиадах являются открытые задания, которые не предполагают заранее известного результата. Для выполнения задания эвристической олимпиады, участники осуществляют разные виды эвристической деятельности: наблюдение, эксперимент, моделирование, конструирование, прогнозирование, фантазирование и др. В процессе эвристической деятельности обучающийся применяет универсальные эвристические методы познания объекта или решения проблемы: установление закономерности, образное представление объекта, создание алгоритма действий. В дистанционной олимпиаде в заданиях с элементами мультимедийных технологий используется графика, анимация, звук, видео, что создает творческую интерактивность участников. По технической направленности ежегодно проводятся дистанционные образовательные конкурсы с привлечением значительного числа индивидуальных участников (обучающихся всех регионов России и зарубежья), а также целых коллективов образовательных учреждений (например, конкурс «HI-TECH календарь класса», Конкурс «Программные фишки” — создание компьютерных мини-программ, Конкурс на лучшую математическую головоломку и др.). Участники проекта получают инструкции и рекомендации по созданию своих программ, имеют возможность общаться друг с другом, дискутировать и получать консультации ведущего проекта в рамках форума и чата [4].

В удалённых областях, различных регионах, где наблюдается ограниченный выбор образовательных услуг для детей, педагоги учреждений дополнительного образования постоянно работают над поиском новых моделей повышения доступности дополнительного образования в сельском социуме. Такие модели дистанционного обучения представляет Асфарова Т. Ф. [2]. Одна из моделей «Сетевое взаимодействие». Суть модели — создание сети заинтересованных партнёров в реализации проекта. Партнёрами могут быть представители бизнеса, социальной сферы. Такое взаимодействие генерирует новые формы работы: создаются образовательные комплексы, совместные образовательные программы, осуществляется сетевое взаимодействие между учреждением дополнительного и учреждениями общего и профессионального образования и др. Вклад в реализацию проекта вносят все участники взаимодействия, в том числе и в виде ресурсов. Примером может служить региональный проект «Академия современных технологий», который реализуется в Костромской области. В проекте используется региональный опыт деятельности профильных авторских лагерей. Проект включает в себя реализацию программ «Школа ювелирного дизайна», «Школа робототехники», характеризующихся современным содержанием, технологиями и обеспечивающих доступность дополнительного образования независимо от места проживания обучающихся (реализуемых в сетевой форме, в том числе и на базе образовательных профильных лагерей), на основе механизмов государственно-частного и социального партнёрства, аккумулирования ресурсов системы образования, производства и бизнеса. Используются авторские технологии деловых и проектных игр, технологии дистанционного обучения, открытого образования, программы проектной и исследовательской деятельности школьников области с включением их в реальную практику, в профессиональные пробы. В составе образовательной сети более 20 организаций дополнительного образования детей Костромской области; представители бизнеса, представители некоммерческих организаций [2].

Вторая модель которую описывает Асфарова Т. Ф. — это модель «Дистанционное обучение». Особенности этой модели состоят в том, что при разработке индивидуального образовательного маршрута обучающегося используются современные технологии, собранные в кейсы: содержание, инструментарий, методические рекомендации. Кейсы объединены в единый образовательный дистанционный «блог», реализуемый при включении всех участников образовательного процесса (учащихся, родителей, педагогов, социальных партнеров). Содержание «блога» включает создание школьных бизнес-стартапов в ходе прохождения и изучения дистанционных кейсов, профессиональных проб, практикумов на базе загородных детских лагерей, доступно для подростков и педагогов независимо от места проживания и обучения» [2].

Еще одним из направлений популяризации дистанционного обучения в дополнительном образовании рассматривается образовательный каворкинг. Маясова Т. В., Лекомцева А. А., Федянина С. П. рассматривают образовательный каворкинг, как новый комплекс взаимосвязанных действий и процедур, который сможет обеспечить качество образовательных услуг. Для реализации технологии образовательного каворкинга в «Академии знаний» ГБУДО «Центр развития творчества детей и юношества Нижегородской области» активно используется ИКТ-технологии, расширяется сфера дистанционного обучения, создается единая образовательная среда для детей 6–18 лет. Для обучающихся созданы специальные группы в соцсети «вконтакте». Обучение проходит в режимах онлайн и офлайн, а также путем знакомства с вики-материалами интересных страниц, тематических сообществ, видео — или аудиозаписями, размещенными в сети Интернет. Онлайн-обучение осуществляется через чат-уроки, которые планируются заранее, определяется точная дата и время проведения, и обучающиеся одновременно подключаются через Skype. Офлайн-обучение осуществляется без привязки ко времени, информацию необходимую для обучения заранее размещают через новостную ленту, личные сообщения, электронную почту [6].

Говоря о том, что «Сегодняшние дети — это поколение Z. Синонимом к данному названию может стать термин «цифровой человек». Д. Н. Маковчик считает важным для современных детей использовать мобильное обучение. Он дает определение, что «мобильное обучение — это форма организации учебного процесса, основанная на применении средств мобильных ИКТ и беспроводной связи. Учитывая различные трактовки понятия «мобильное обучение» мобильным можно называть обучение, когда обучающийся имеет непрерывный доступ к образовательным ресурсам, может взаимодействовать с учителем и одноклассниками. Мобильное обучение также является разновидностью дистанционного обучения с использованием средств ИКТ» [5].

В своих исследованиях он предлагает провести интеграцию технологий «мобильного обучения» на базе МБОУ «СШ № 14» г. Нижневартовска в «Школьный технопарк», в модуль «Робототехника» и проводить реализацию через использование «сканер QR-кодов, приложений для создания и совместной работы с интеллект-картами, приложения Plickers для организации и проведения тестирования, приложения для управления робототехническими устройствами [5].

Наиболее интересным для нас представляется опыт е-ЦИТТ. е-ЦИТТ — это электронные центры инженерно-технического творчества детей — созданные в качестве экспериментальной деятельности для развития дополнительного образования детей технической составляющей: исследовательской, инженерной, технической и конструкторской направленности [10].

«В 2014 году идея воплотить модель Дворцов пионеров в формате современного электронного обучения нашла поддержку в Минобрнауки России в связи с развитием системы дополнительного образования детей. Результатом стали концепция и модель Электронных центров инженерно-технического творчества и обучения детей и молодежи, на основе которых мы создали не имеющий аналогов российский продукт для дополнительного образования», — говорит Владимир Бабешко [3]

Обучение в е-ЦИТТ организовано посредством интерактивного онлайн-обучения в игровом формате. Здесь созданы и используются для обучения виртуальные лаборатории; поддерживаются научно-исследовательские интересы. В состав электронных центров входят следующие электронные направления: «Виртуальная робототехника», «Веб-программирование» и «Цифровое моделирование». Основными особенностями в образовательном процессе используются элементы игрофикации. Обучающимся предоставлен доступ к виртуальным моделям и специализированным программным средствам [3].

Результаты апробации концепт-модели электронных центров инженерно-технического творчества, а также опыта педагогов, внедряющих дистанционные технологии в дополнительное обучение детей позволили сделать следующие выводы: Методики и технологии с использованием дистанционных технологий вызывают огромный интерес среди детей, что позволяет увеличить охват детей программами дополнительного образования, способствуют повышению интереса детей и молодежи к научно-технической сфере деятельности. Использование элементов игрофикации, облачных технологий, удаленного доступа, виртуальных лабораторий, а также современного контента оказывает положительное влияние на результаты обучения.

Исходя из вышеизложенного, мы видим, что использование дистанционной формы обучения в системе технического творчества имеет широкие педагогические возможности для развития творческих способностей, интеллектуального и культурного потенциала молодежи, её самореализации. Применение дистанционной формы обучения открывает возможности для развития детского технического творчества в отдаленных от научных и культурных центров малых городах и поселках.

Литература:

  1. Андрианова Г. А. Пять инноваций распределённой деятельности Центра дистанционного образования «Эйдос»: [Электронный ресурс] — URL: http://eidos.ru/journal/2009/0114–1.htm (дата обращения 07.08.2019).
  2. Асфарова Т. Ф. Модели повышения доступности дополнительного образования детей в сельском социуме. /Асфарова, Т.Ф.// Педагогика. Психология. Социокинетика — 2017. — № 2. — С.163–168.
  3. Бабешко В. Н. Электронные центры инженерно-технического творчества — инновационный инструмент для профориентации и дополнительного образования детей / Бабешко В. Н., Логинов, К.Е., Воякин Е. А.//Профессиональное образование и рынок труда — 2015. — № 5/6. — [Электронный ресурс]. — URL: https://cyberleninka.ru/article/v/elektronnye-tsentry-inzhenerno-tehnicheskogo-tvorchestva-innovatsionnyy-instrument-dlya-proforientatsii-i-dopolnitelnogo (дата обращения 12.03.2019).
  4. Дистанционные конкурсы и проекты. [Электронный ресурс] — URL: http://eidos.ru/project/index.htm (дата обращения 07.08.2019).
  5. Маковчик Д. Н.; Обобщение результатов опыта использования дистанционных образовательных технологий при реализации дополнительных общеобразовательных (общеразвивающих) программ технической направленности, включая рекомендации по внедрению подобных образовательных технологий в образовательных организациях автономного округа: сборник методических материалов /Маковчик Д. Н.// /электронное издание / сост.: автономное учреждение дополнительного профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа — Югры «Институт развития образования». — Ханты-Мансийск: Институт развития образования — 2016. –106 с..
  6. Маясова Т. В. Перспектива реализации коворкинга в дистанционном обучении на примере системы дополнительного образования детей. /Маясова Т. В., Лекомцева А. А., Федянина С. П.// Современные наукоемкие технологии — 2018. — № 7 — С. 204–208.
  7. Будущее России. Национальные проекты. Новые «Кванториумы” откроются в 14 регионах России до конца года. [Электронный ресурс] URL: https://futurerussia.gov.ru/nacionalnye-proekty/623671?utm_source=yxnews&utm_medium=desktop (дата обращения 26.07.2019).
  8. Приказ Министерства просвещения РФ от 9 ноября 2018 г. N 196 “Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам”
  9. Самойленко Э. В. Развитие системы технического творчества в условиях дополнительного образования детей с использованием дистанционной формы обучения: дис.... канд. пед. наук. — Ставрополь, 2004–209 c.
  10. Электронный центр инженерно-технического творчества и обучения детей (е-ЦИТТ) [Электронный ресурс] URL: https://www.ibs.ru/public-sector-solutions/organy-upravleniya-obrazovaniem/elektronnyy-tsentr-inzhenerno-tekhnicheskogo-tvorchestva-e-tsitt-/ (дата обращения 06.08.2019 г.).
Основные термины (генерируются автоматически): дополнительное образование, техническое творчество, дистанционное обучение, дополнительное образование детей, модель, обучающийся, техническая направленность, мобильное обучение, Россия, эвристическое обучение.


Похожие статьи

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Похожие статьи

Опыт организации проектно-исследовательской деятельности студентов при изучении математики в условиях дистанционного обучения

Опыт внедрения профориентационных образовательных курсов в систему дополнительного профессионального образования в процессе модернизации российского образования

Опыт корпоративного повышения квалификации педагогических работников учреждений профессионального образования

Совершенствование педагогического мастерства преподавателя в условиях дистанционного обучения в системе СПО

Развитие инициативности в самостоятельной деятельности детей дошкольного возраста в условиях образовательного пространства ДОУ

Практики профессионального самоопределения в условиях детского дома

Опыт работы по формированию основ безопасного поведения в быту у дошкольников старшего возраста через проектную деятельность

Эффективные подходы к формированию опыта самостоятельной творческой деятельности обучающихся на уроках химии

Перспективы использования технологии сотрудничества в процессе подготовки педагога профессионального образования

Применение инновационных педагогических технологий в работе с детьми дошкольного возраста в условиях реализации ФГОС

Задать вопрос