Модернизация профессионального образования России идет по пути фундаментальной подготовки компетентных специалистов, готовых на «выходе» к решению сложных профессиональных задач, к разработке и реализации масштабных проектных решений, инновационному видению с постоянной направленностью на преобразование различных сфер общества [1], [2], [3].
Одной из важнейших образовательных подструктур вуза, обладающей свойством адаптивного и точного реагирования на запросы рынка труда, является система дополнительного образования. Чутко реагируя на изменение профессиональной и рыночной среды, она постоянно предлагает студентам наиболее востребованные и перспективные программы, курсы, тренинги, мастер-классы, семинары, деловые игры и т. д., способные дополнять основное образование самыми востребованными компетенциями; предоставляет студентам значительный перечень услуг высокой образовательной и профессиональной рентабельности.
Система ДПО играет роль дополнительного стимулятора для изменения управленческой и образовательной политики вуза в сторону четко наметившихся стратегий преобразований, акцентирует внимание на необходимости пересмотра направлений профессиональной подготовки, изменения качества организации образовательного процесса.
Дополнительное профессиональное образование должно брать на себя совместно с системой основной профессиональной подготовки важнейшее направление совместной деятельности — организацию профориентационной работы со студентами в части расширения видения профессионального пути, достраивания профессии актуальными навыками и компетенциями, овладения смежными профессиями и т. д.
Отметим, что профессиональная ориентация, имеющая богатейшие научные и практические достижения в советское время (И. Н. Шпильрейн, Е. А. Климов, Н. И. Пряжников и др.), находится на сегодняшний день в глубоком кризисе как практическое направление при растущем методическом и теоретическом прогрессе [6].
И.Соломин замечает в качестве печальной тенденции, что «практически никто не готовит молодежь к эффективному поведению в условиях современного рынка труда, в условиях… жесткой конкуренции, в условиях, когда для достижения профессионального успеха человеку необходимо в полной мере реализовать имеющиеся у него способности» [6].
Современные вузы в своем коммерческом стремлении привлечь все большее количество абитуриентов на предлагаемые специальности не ориентируются на личностное соответствие поступающих выбранному направлению подготовки, не учитывают их реальные стремления и интересы, способствуя, тем самым, увеличению риска подготовки специалистов с низким уровнем мотивации на будущую профессию и недостаточной степенью профессиональной готовности.
Одной из идей, снижающей подобные риски в сложившейся ситуации отбора абитуриентов и позволяющей активно осуществлять профориентационную работу в системе дополнительного образования вуза, является внедрение профориентационных образовательных курсов (PRO-курсов — авторский термин С. Н. Злобиной).
Данные курсы представляют собой краткосрочные курсы обучения (от 18 часов и более) по направлениям профессиональной специализации студентов с элементами профориентационной работы и возможностью реализации важных развивающих целей и задач.
PRO-курсы были разработаны и прошли начальную апробацию в 2015 году на базе факультета дополнительного образования Брянского государственного университета. Курсы запускались нами для студентов разных специализаций — филологов, журналистов, pr-специалистов, экономистов и менеджеров. Предпочтение отдавалось студентам 1–2 курсов. Для проведения занятий и осуществления консультаций приглашались практикующие специалисты, потенциальные работодатели и лучшие преподаватели вуза.
Профориентационные образовательные курсы были направлены на формирование у студентов адекватного представления о мире современных профессий и профессиях будущего в значительной временной перспективе (до 30 лет). Студентам была предоставлена системная информацию о глобальных профессиональных тенденциях, оказана помощь в определении личных перспектив и оценке долгосрочности выбранных профессий, выявлена возможность их естественных трансформаций и преобразований, актуализирована необходимость рассмотрения возможности смены профессии и т. д.
PRO-курсы позволяли освещать тенденции рынка труда, основные требования работодателей с учетом специфики выбранной студентами профессиональной специализации, помогали увидеть наиболее актуальные и востребованные профессии и компетенции, оценить востребованность своей профессии на сегодняшний день.
В ходе работы каждым студентом определялась возможность трудоустройства по обучаемой специальности, формировались реальные ожидания студентов с позиций заработной платы, предоставляемых социальных гарантий, перспектив профессионального роста и движения в профессии в ближайшие несколько лет.
Важным приобретением студентов на профориентационных образовательных курсах стало расширенное представление о своих профессиональных возможностях, желаниях и намерениях с учетом полученных знаний и работы с наставниками-консультантами; усиление мотивации на самообразование и саморазвитие, профессиональную самоактуализацию и постоянный рост.
В рамках PRO-курсов реализовалась возможность конкретизации модели профессиональной деятельности по специализациям, выделялись дополнительные компетенции, которые не могли быть полноценно сформированы или образовательно «покрыты» в рамках стандартной образовательной программы и требовали дополнительной подготовки.
Выделяя и актуализируя в сознании студентов данные компетенции, мы помогали конкретизировать и дополнять их личностную образовательную стратегию через новые направления, новые смыслы и задачи, делая их выбор в системе дополнительного образования более осознанным, конкретным и продуктивным.
Тем самым, профориентационные образовательные курсы предоставляли студентам множественные профессиональные альтернативы — от определения необходимости «выхода» в новую профессию (дополнительно к получаемой) до формирования важных и востребованных микрокомпетенций в рамках получаемой профессии, делающих будущего выпускника привлекательным на рынке труда как в рамках получаемой им специальности, так и вне ее.
Важным результатом PRO-курсов явилось расширенное знакомство студентов с актуальными и перспективными возможностями информационных технологий в профессиональной деятельности с учетом специфики их подготовки.
Подобная пропедевтическая функция PRO-курсов создавала возможность формирования комплексного, многомерного, многофункционального представления о возможностях ИКТ в каждой профессии, уровне и перспективах развития современных информационных технологий и необходимости их обязательного изучения в рамках стандартных образовательных дисциплин, предлагаемых курсов системы дополнительного профессионального образования и последующего самообучения.
Информационная и консультационная помощь авторитетных практиков, потенциальных работодателей усиливала эффективность последующей работы преподавателей в силу правильно расставленных ими акцентов на профессиональных требованиях, компетенциях и направлениях обучения и самоподготовки.
Также была реализована возможность правильной коррекции нацеленности и мотивации студентов на изучение возможностей современных технологий в их профессиональной деятельности и вне ее в качестве средства повышения их конкурентоспособности на своевременном рынке труда.
В PRO-курсах уделялось особое внимание навыкам поиска работы на рынке труда, знакомству с соответствующими сервисами, информационными услугами и технологиями, рядом имеющихся программных продуктов.
Тем самым, мы давали студентам основы культуры грамотного поиска наиболее подходящей работы, представления-презентации себя в разной форме потенциальным работодателям, составления портфолио студента как показателя его реальных достижений в изучаемой и постигаемой профессии, оптимального поиска временной работы по специальности. Мы ориентировали студентов на необходимость участия в бесплатных стажировках в профильных организациях, обязательность получения ими профессиональной практики.
Осваивая на курсах роль конкурентоспособного претендента, обучающиеся студенты осознавали всю важность обучения в системе вуза, ориентированность на фундаментальную подготовку по всем предлагаемым дисциплинам, становились более ответственными в отношении учебных дисциплин и собственной самоорганизации.
PRO-курсы стали для студентов своеобразным информационным проводником в мир системы дополнительного профессионального образования вуза со всеми возможностями работы с лучшими преподавателями, наставниками, консультантами, тьюторами, тренерами, специалистами-практиками.
Студенты погружались в современное образовательное пространство, существующее как пространство современных форм, методов и средств обучения, обогащенных ИКТ-возможностями и ориентирующих студентов на максимальное проявление самостоятельности, творчества, инновационности, постоянную интерактивность образовательного процесса, высокую индивидуальную и групповую результативность [4], [5].
Предложенная и апробированная нами идея PRO-курсов может транслироваться в работу любого вуза с возможностью ее расширения и обогащения индивидуальным и коллективным видением всех заинтересованных лиц и групп, помогая образовательным учреждениям находить и осваивать новые пути воспитания поколения профессионалов будущего, способных к самостоятельному профессиональному росту и самообучению, успешному и долгосрочному движению в мире профессий.
Литература:
- Злобина С. Н., Глушач Н. Н. Креативно-ориентированное образование — новый образовательный путь подготовки современных специалистов // Международная научная школа психологии и педагогики VII (15). Новосибирск, 2015. С.33–36.
- Злобина С. Н., Глушач Н. Н. Развитие креативной личности как актуальная потребность постиндустриальной эпохи // Национальная ассоциация ученых. Ежемесячный научный журнал, № 3 (8), Часть 3. Екатеринбург, 2015. С.15–18.
- Каку М. Учеба уже не будет базироваться на запоминании [Электронный ресурс] URL: http://www.dsnews.ua/society/mitio-kaku-ucheba-uzhe-ne-budet-bazirovatsya-na-zapominanii-28082014231600 (дата обращения: 19.01.2015).
- Злобина С. Н., Макарова Г. В., Савин А. В. и др. Проблемы развития образования и воспитания: теория и практика, книга 3 [монография]. М.: Издательство «Перо», 2015 г. 102 с.
- Современные образовательные технологии: педагогика и психология: монография. Книга 16/ О. К. Асекретов, Б. А. Борисов, С. Н. Злобина и др. — Новосибирск: Издательство ЦРНС, 2015. 318 с.
- Соломин И. Профориентация. Россия. ХХ век. [Электронный ресурс] URL: http://psy.1september.ru/article.php?ID=200002407 (дата обращения: 19.01.2015).