Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда | Статья в журнале «Образование и воспитание»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Карповская, И. В. Дополнительное профессиональное образование как фактор повышения конкурентоспособности молодых специалистов на рынке труда / И. В. Карповская, Ю. Р. Пермякова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2023. — № 3.1 (44.1). — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/251/8358/ (дата обращения: 16.12.2024).



Статья посвящена вопросам дополнительного профессионального образования. Представлена нормативная база, регулирующая оказание дополнительного профессионального образования в профессиональных образовательных учреждениях. Описан опыт СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» по предоставлению дополнительного профессионального образования.

Ключевые слова: дополнительное профессиональное образование, обучающиеся, рынок труда, конкурентоспособность.

В быстро развивающемся технологическом мире для повышения конкурентоспособности выпускников необходимо по мере получения основного профессионального образования также осваивать ряд смежных профессий. Дополнительное профессиональное образование — необходимость, которая помогает соответствовать требованиям рынка. Если каждый молодой человек будет добиваться новых высот, самосовершенствоваться, то это обеспечит ему яркую, насыщенную и комфортную жизнь.

Согласно 78 статье Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 17.02.2023) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 28.02.2023) «Дополнительное профессиональное образование направлено на удовлетворение образовательных и профессиональных потребностей, профессиональное развитие человека, обеспечение соответствия его квалификации меняющимся условиям профессиональной деятельности и социальной среды» [4].

Дополнительное профессиональное образование помогает индивидуальному развитию подростков, так как в основе лежит объединение теоретических знаний и творческого потенциала будущих специалистов, адаптация на рынке труда, организация саморазвития и усовершенствование приобретённых навыков.

Дополнительное профессиональное образование основано на выборе студентов в соответствии с интересами и склонностями.

В связи с изменением функций труда изменяются требования к компетенциям работников, происходит многократное расширение, углубление и обновление профессиональных знаний, что требует непрерывного повышения квалификации рабочего и специалиста.

Дополнительные профессиональные программы направлены на получение компетенций, необходимых для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации.

Содержание рабочих программ дополнительного образования СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» строится исходя из федеральных, региональных требований, потребностей обучающихся, особенностей и возможностей колледжа. Студентам предоставлена возможность в получении дополнительного профессионального образования в процессе обучения в колледже.

Дополнительное образование перед классическими формами профессионального образования имеет ряд преимуществ:

— возможность овладения за время обучения основной профессией или специальностью, несколькими квалификациями;

— краткосрочность обучения;

— гибкий график учебного процесса;

— небольшая наполняемость групп;

— изучение новейших информационных технологий;

— наилучшее сочетание теории и практики;

— разумную плату за обучение;

— индивидуальный подход;

— высококвалифицированные преподаватели, имеющие большой практический опыт работы с новейшими технологиями.

В соответствии с Федеральным законом от 29.12.2012 № 273- ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в Санкт-Петербурге» в СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» можно получить образовательные услуги по программам дополнительного образования и профессионального обучения:

  1. Реализация основных программ профессионального обучения — программ подготовки по профессиям: помощник машиниста электровоза; помощник машиниста электропоезда; помощник машиниста тепловоза; помощник машиниста рельсового автобуса; помощник машиниста дизель-поезда; машинист автомотрисы, 5 разряд; стропальщик, 2 разряд;
  2. Реализация основных программ профессионального обучения — программ повышения квалификации: составитель поездов, 6 разряд; аккумуляторщик, 3 разряд;
  3. Реализация дополнительных профессиональных программ повышения квалификации: «Проектирование в системе КОМПАС 3D»; «Обеспечение безопасности на железнодорожном транспорте необщего пользования»; «Электробезопасность»;
  4. Реализация дополнительных общеразвивающих программ: «Общая физическая подготовка»; «Стрельба из пневматического оружия»; «Английский язык»; «Физика в задачах»; «Математика для всех. Курс закрепления знаний»; «Практикум по математике. Подготовка к экзамену в рамках реализации ОП»; «Физика для всех».

Учебные группы комплектуются из числа лиц старше 18 лет, имеющих среднее общее образование, прошедших психологический и профессиональный отбор, и годных по состоянию здоровья [4].

В целях лучшего усвоения обучающимися учебного материала преподавателями используются электронные тренажеры; компьютерные, обучающие программы; схемы; наглядные учебные пособия; технические средства обучения; предусматривается самостоятельная работа со справочной и технической литературой.

Наиболее популярными у обучающихся программами профессиональной переподготовки являются программы по профессии «Помощник машиниста», программы повышения квалификации «Проектирование в системе КОМПАС 3D» и «Электробезопасность», а так же одна из новых общеразвивающих программ «Стрельба из пневматического оружия».

Обучающимся, успешно освоившим дополнительную профессиональную программу, и прошедшим итоговую аттестацию СПб ГБПОУ «Колледж метрополитена» выдает документы о квалификации. Параллельно с получением среднего профессионального образования выдается и удостоверение о повышении квалификации или диплом о профессиональной переподготовке выдаются одновременно с получением соответствующего документа об образовании и о квалификации.

Получение дополнительного профессионального образования, подтвержденное соответствующим дипломом (или удостоверением), во-первых, позволяет осуществлять профессиональную деятельность (если для занятия указанной должности не требуется наличия диплома о получении высшего или среднего профессионального образования), поскольку подтверждает наличие навыков и компетенций, необходимых для осуществления указанного вида деятельности. Кроме того, он удостоверяет право специалиста на ведение профессиональной деятельности в определенной сфере на базе имеющегося высшего или среднего профессионального образования в соответствии с установленными квалификационными требованиями по должностным категориям работников, а также увеличивает преференции для прохождения конкурса на занимаемую должность.

В заключении следует отметить, что в настоящее время перед учреждениями СПО стоит задача формирования и развития конкурентоспособного выпускника, используя потенциал и возможности системы ДПО, ориентированной на потребности современного рынка труда с учетом конкурентной образовательной среды. Профессиональное обучение и подготовка высококвалифицированных кадров в рамках системы дополнительного профессионального образования будет способствовать обеспечению занятости населения и более эффективной реализации карьерных траекторий молодых специалистов.

Литература:

  1. Дорожкин Е. М. Дополнительное профессиональное образование: социально-педагогическая теория и практика. — М.: Издательский центр «Академия», 2005. — 144 c.
  2. Постановление Правительства Российской Федерации от 15.09.2020 № 1441 «Об утверждении правил оказания платных образовательных услуг в Санкт — Петербурге» / СПС Консультант плюс; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 23.03.2023 г).
  3. Потапова Е. Н. Современные принципы дополнительного образования и их теоретическое обоснование // Молодой ученый. — 2014. — № 17. — c. 532–535.
  4. Федеральный закон РФ от 29.12.2010 № 237-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»/ СПС Консультант плюс; URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения 23.03.2023 г).
  5. Шубенкова Е. В., Войкина Е. А., Куксова О. Д. Российский опыт реализации образовательных программ в сфере социального предпринимательства // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. — 2017. — № 5(69). — c. 165–168.

Похожие статьи

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Современные формы взаимодействия с работодателем как путь расширения границы среднего профессионального образования

В статье рассмотрена модель взаимодействия среднего профессионального образования и работодателя.

Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+

В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО

В статье представлены аспекты развития системы конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся как фактор улучшения качества образования в СПО.

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Молодой специалист — работодатель: проблемы и перспективы

В статье выявляются проблемные аспекты начала трудовой деятельности молодых специалистов по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и рассматриваются области сотрудничества по повышению профессиональной компетентности студент...

Похожие статьи

К вопросу о формировании профессиональных компетенций будущего педагога дополнительного профессионального образования в области охраны труда

В статье авторы освещают актуальные аспекты формирования профессиональных компетенций будущих педагогов дополнительного профессионального образования в сфере охраны труда в современных условиях модернизации образования. Охарактеризована структура про...

Современные формы взаимодействия с работодателем как путь расширения границы среднего профессионального образования

В статье рассмотрена модель взаимодействия среднего профессионального образования и работодателя.

Потенциальные возможности использования электронных образовательных ресурсов в условиях реализации профессиональных модулей ФГОС СПО 3+

В статье определяется роль электронных образовательных ресурсов в системе подготовки специалистов среднего звена. Отмечается, что в современных условиях интенсивно наращивается материальная база учреждений СПО, но остаются нерешенными вопросы эффекти...

Подготовка обучающихся к конкурсам профессионального мастерства как фактор качества образования в СПО

В статье представлены аспекты развития системы конкурсов профессионального мастерства среди обучающихся как фактор улучшения качества образования в СПО.

Организационно-педагогические условия совершенствования внутренней экспертизы в системе дополнительного образования

В статье обоснована актуальность организационно-педагогических условий совершенствования внутренней экспертизы. Рассмотрен процесс внутренней экспертизы, его структура и содержание, а также востребованность в системе дополнительного образования. Отме...

Эффективность сетевого взаимодействия методических объединений преподавателей технического английского

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Повышение качества преподавания технического английского языка в профессиональных образовательных организациях Хабаровского края посредством сетевого взаимодействия». Представлены...

Перспективы использования технологий дистанционного обучения в юридических вузах

В статье рассмотрена роль дистанционных образовательных технологий в юридических вузах. Проведен анализ данных технологий, выявлены положительные и отрицательные стороны дистанционного обучения.

Перспективы развития инновационной образовательной технологии дистанционного обучения в системе среднего профессионального образования

В статье рассматривается дистанционное обучение как одно из перспективных и инновационных направлений работы при подготовке высококвалифицированных кадров в условиях среднего профессионального образования, сущность, особенности организации, методы ко...

Педагог технических специальностей

Проведен анализ современной ситуации в области преподавания технических специальностей в колледже. Выявлена проблема острой нехватки квалифицированных педагогов технического профиля. Определены основные противоречия между требованиями к современному ...

Молодой специалист — работодатель: проблемы и перспективы

В статье выявляются проблемные аспекты начала трудовой деятельности молодых специалистов по должности «Педагог дополнительного образования детей и взрослых» и рассматриваются области сотрудничества по повышению профессиональной компетентности студент...

Задать вопрос