Включение системы СПО в подготовку профессионально мобильных трудовых ресурсов
Автор: Коваленко Сергей Анатольевич
Рубрика: 10. Образование взрослых, самообразование
Опубликовано в
Дата публикации: 30.03.2018
Статья просмотрена: 74 раза
Библиографическое описание:
Коваленко, С. А. Включение системы СПО в подготовку профессионально мобильных трудовых ресурсов / С. А. Коваленко. — Текст : непосредственный // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф. (г. Чита, апрель 2018 г.). — Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. — С. 128-130. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14054/ (дата обращения: 16.12.2024).
Чтобы оставаться востребованным специалистом — необходимо постоянно учиться. Какие способы получения знаний для взрослого человека существуют? В первую очередь, это огромное количество различных услуг по повышению квалификации. Все мы знаем, что в большинстве случаев, новые знания и технологии утрачивают свою актуальность в среднем раз в пять лет. Поэтому многие организации, именно раз в пять лет, а для некоторых специальностей и чаще, отправляют своих сотрудников на курсы, где их знакомят с новейшими достижениями в профессиональной сфере [4]. Так же для взрослых людей, при их желании, предоставляется получение второго и последующего образований. Таким образом, человек может не только узнать нечто новое, но и изменить свою специальность, а иногда и область профессиональной деятельности.
Желание включиться в процесс получения дополнительных компетенций может быть реализовано, в том числе и через интернет, путем освоения нового материала с использованием сетевых мастер-классов. Эти материалы обычные пользователи сети выкладывают на тематических форумах или же на своих страницах в различных социальных сетях. В основном они связаны с хобби. Часто случается так, что для многих хобби становится профессиональной деятельностью.
Мир быстро, если не сказать, стремительно меняется. Чтобы успеть за этими процессами, для человека возникает необходимость постоянно быть включенным в процесс обучения и освоения нового.
Москва, 14 февраля 2018 года — РИА Новости. Минобрнауки подтвердило подготовку реформы среднего профессионального образования в России, которая предполагает создание на базе колледжей центров профессиональной мобильности.
Ранее газета "Известия" сообщила, что Минобрнауки готовит масштабную реформу техникумов и колледжей. По сведениям издания, проект стратегии развития профессионального образования в России уже находится в высокой степени готовности и предполагает создание на базе колледжей региональных центров профессиональной мобильности. Предполагается, что такие центры будут ориентированы не только на выпускников школ, но и на непрерывное образование взрослых и связано это с тем, что спрос на кадры среднего звена постоянно растёт, причём в последние годы все больше со стороны малого и среднего бизнеса [5].
Профессиональная мобильность — это переход группы или индивида из одной профессиональной позиции в другую. В широком смысле под мобильностью (от латинского mobilis — подвижный) понимают готовность к быстрому передвижению, а именно подвижность, способность к оперативному выполнению заданий, активному действию [2].
Профессиональная мобильность — это способность и готовность человека достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности.
Форма социальной мобильности — это изменение трудовой позиции или роли специалиста, обусловленное переменой места работы или профессии. В понятии «профессиональная мобильность» выделяют объективную, субъективную и характерологическую стороны.
Объективная сторона включает научно-технические и социально-экономические предпосылки, а также сам процесс изменения профессии.
Субъективная сторона означает процесс изменения интересов работника и акт принятия решения о перемене места работы или профессии.
Движение работника по ступеням служебной лестницы, передвижение от низших уровней к высшим уровням и наоборот, определяется понятием вертикальной мобильности. Перемена вида работы в пределах одного и того же круга профессий или должностей определяется как горизонтальная мобильность. В содержании понятия «профессиональная мобильность» можно выделить: выбор профессии, повышение квалификации, определение условий перемены места работы или профессии.
По предварительным данным, в Самарской области продолжится сокращение численности населения трудоспособного возраста на 9,6 % в ближайшие пять лет. Это приведет к уменьшению объемов естественного восполнения трудовых ресурсов области и, в долгосрочной перспективе, скажется на масштабе предложения рабочей силы. Такая ситуация может заметно ограничить темпы развития экономики области и не в полной мере будет удовлетворять увеличивающийся спрос на рабочую силу.
В этих условиях для поддержания устойчивого экономического развития региона и повышения благосостояния граждан важнейшей задачей становится повышение эффективности использования трудовых ресурсов.
Решению этой задачи будут способствовать развитие трудовых ресурсов и повышение их качества, рост производительности труда, повышение трудовой мобильности и экономической активности населения.
В образовательных учреждениях системы СПО осуществляющих подготовку специалистов по программам заочного обучения накоплен значительный опыт работы со студентами старших возрастов, уже имеющих профессиональную подготовку. Опираясь на эту базу целесообразно уже сейчас начать прорабатывать варианты подготовки профессионально мобильных специалистов, взяв за основу понятие непрерывного образования как непрерывного профессионального образования или предельно широко, как образования на протяжении всей жизни.
В результате мы должны получить образование, которое обеспечит непрерывное обновление профессиональных знаний и навыков. Во многом такое понимание непрерывного образования совпадает с дополнительным профессиональным образованием, поскольку также включает в себя регулярное повышение квалификации и профессиональную переподготовку. Отличие состоит в том, что дополнительное профессиональное образование, по идее, должно соотноситься с основным, в то время как непрерывное профессиональное образование делает упор на постоянстве процесса обучения в профессиональной сфере, но никак не связывает его с характером базового образования. Это отличие существенно, поскольку внутри себя содержит разные представления о профессиональной карьере:
– логика дополнительного образования — линейна и связана с линейным развитием технологий;
– логика непрерывного профессионального образования не носит линейного характера и обусловлена быстрой сменой технологий, необходимостью для работника постоянно менять сферы деятельности, профессии или специальности неоднократно на протяжении профессиональной жизни. В логике непрерывного профессионального образования лежит получение многих образований, а также одновременное прохождение переподготовки и различных курсов повышения квалификации. Это дает возможность многоразовых смен профессиональных и образовательных направлений.
Компетентностный подход в образовании охватывает наряду со знаниями и навыками, такие категории как способности, готовность к познанию, социальные навыки. Компетентностный подход позволяет достичь желаемый результат образования через совокупность различного вида компетенций.
Для успешной профессиональной мобильности и осуществления профессиональной деятельности следует в центрах профессиональной мобильности дополнить официальные типы компетенций дополнительными компетенциями, которые необходимы специалистам: образовательные, общенаучные, социально-коммуникативные и ценностно-смысловые.
Образовательные компетенции, обеспечивают готовность будущего специалиста к научному, системному познанию мира, к овладению навыками самостоятельного освоения знаний и повышения своей квалификации или смене профессии, поддерживать свой профессионально-творческий и социальный потенциал в условиях научно-технического прогресса, к самосовершенствованию, к самообразованию.
Общенаучные компетенции, обеспечивают высокий уровень базовых общих знаний и общих знаний по профилю специальности, способность адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности.
Социально-коммуникативные компетенции, обеспечивающие готовность будущего специалиста к социализации в современном обществе, к работе с новыми информационными технологиями, к осуществлению своей профессиональной деятельности в неоднородных группах людей, адаптироваться к новым ситуациям.
Ценностно-смысловые компетенции, обеспечивают успешность ценностно-смысловой ориентации специалиста, готовность и стремление познать и совершенствовать самого себя, готовность к общественно одобряемой продуктивной деятельности и способствуют осознанию необходимости непрерывного самообразования, постоянной мотивации к обучению на протяжении всей жизни.
Главная цель освоения таких компетенций — готовность к самостоятельному поиску, способность легко адаптироваться к изменениям содержания социальной и профессиональной деятельности, умение анализировать ценностно-смысловые ориентиры в современных условиях.
Данные компетенции и являются основной составляющей профессиональной мобильности специалиста.
Процесс обучения любого специалиста не должен заканчиваться в каком-либо учебном заведении, он может быть продолжен в центрах профессиональной мобильности, а в идеале должен стать непрерывным. Упор должен быть сделан на способность специалиста самостоятельно добывать знания, уметь осуществлять их на практике для приобретения нового опыта, с помощью повышения квалификации и переподготовки кадров. Значительная возможность решить проблему развития профессиональной мобильности специалистов на этапе последипломного образования заключается в построении особой системы образования с гибкостью в программах повышения уровней компетенций или переподготовки с учетом направления индивидуального подхода и динамичности в обучении специалиста.
Всего этого не удастся достигнуть при традиционной системе обучения будущего специалиста, когда знания даются в готовом виде. Поэтому необходимо в процессе изучения вовлекать различные технологии, позволяющие в будущем генерировать новые идеи, а также критически мыслить. Благодаря такому подходу специалисты увлекаются активной познавательной деятельностью, приобретая качества, в будущем необходимые мобильной личности. Мобильные качества специалиста в своем проявлении не ограничиваются лишь отдельной сферой деятельности. Сейчас, когда общество переживает различные глобальные финансово-экономические кризисы, переходящие порой в кризисы политического уровня, специалист, как гражданин и активный участник социально-политических процессов, должен выступать борцом с безнравственностью, политической близорукостью, социальной несправедливостью. В такой борьбе у мобильной личности так же усиливаются гражданские качества. Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что для формирования профессиональной мобильности специалиста необходимо освоение компетенций, благодаря которым личность сможет всесторонне развиваться, повышая свою самооценку. Это является одним из показателей развития системы повышения квалификации и переподготовки специалистов — главного фактора инновационного развития педагогики.
Литература:
- Зеер, Э. Ф. Профессиональная мобильность — интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сыманюк // Инновации в практике и образовании. Педагогическое образование. — № 5. — Екатеринбург; Н. Тагил: 2011. — С. 90–96.
- Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скварцовой. 26-е изд. пере- работ. и доп. — М.: ОНИКС, 2008. — С. 298.
- Компетентностный подход в педагогическом образовании: коллективная монография /под редакцией проф. В. А. Козырева, проф. Н. Ф. Радионовой и проф. А. П. Тряпицыной. — Санкт-Петербург: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008 — С.284–285.
- Хайруллина Э. Р. Концептуальные предпосылки индивидуализации про- фессионального воспитания // Образование и саморазвитие. — Т. 6. — 2009. — № 16. — С.19–24.
- РИА Новости https://ria.ru/society/20180214/1514600277.html