Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 23 ноября, печатный экземпляр отправим 27 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Педагогика

Опубликовано в Молодой учёный №26 (368) июнь 2021 г.

Дата публикации: 24.06.2021

Статья просмотрена: 283 раза

Библиографическое описание:

Соложнина, Н. А. Профессиональная мобильность как важный компонент квалификационной структуры выпускника учреждения среднего профессионального образования / Н. А. Соложнина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 26 (368). — С. 406-409. — URL: https://moluch.ru/archive/368/82791/ (дата обращения: 15.11.2024).



В статье актуализируется проблема формирования профессиональной мобильности специалиста в условиях стремительной модернизации системы среднего профессионального образования. На основе изучения результатов исследований современных ученых определена структура профессиональной мобильности студента СПО, которая составит основу разработки модели образовательной среды техникума.

Ключевые слова: профессиональная мобильность, компетентностный подход, модель образовательной среды.

Современный мир характеризуется динамичностью: возникают новые сферы деятельности, происходят серьезнейшие структурные перестройки экономики, в производство стремительно внедряются новейшие технологии и оборудование. Научно-техническая революция требует и резкого повышения профессиональной мобильности специалистов.

Существенный вклад в рост профессиональной мобильности специалиста вносит стремительно изменяющая система среднего профессионального образования России. Так, введение нового уровня образования «Профессионалитет» позволит в ближайшем времени не только оптимизировать сроки обучения по рабочим профессиям и специальностям, но и создать на базе российских колледжей центры молодежных стартапов, волонтерства и совместных общественных проектов, коворкинг-пространства; выработать механизмы привлечения партнеров из разных отраслей к содержанию деятельности профессиональных образовательных организаций.

Новые возможности для формирования профессиональной мобильности выпускников средних профессиональных образовательных организаций открыли и последние изменения в Законе «Об образовании РФ». Новые подходы к учету профессиональных стандартов при разработке образовательных программ СПО, возможность включения компетенций, отнесенных к нескольким профессиям (укрупненным группам), возможность получения обучающимися одновременно нескольких квалификаций позволят колледжам уйти «от жесткого регулирования содержания образовательных программ» и «оперативно и гибко реагировать на актуальные изменения на рынке труда».

По словам декана факультета политологии Южно-Российского института управления РАНХиГС Татьяны Черкасовой, возможность обучающимися высших учебных заведений одновременно получать несколько квалификаций позволит студентам «индивидуализировать свою траекторию обучения, исходя из целевых установок, работоспособности и желания получить несколько квалификаций».

Студенты СПО смогут осваивать смежные получаемой профессии программы обучения, которые обеспечат углубление или расширение формируемых профессиональных компетенций, и как следствие востребованность на рынке труда.

Проблема формирования профессиональной мобильности, безусловно, не нова, но особенно актуальна сегодня в свете новых требований к результатам профессиональной подготовки выпускника техникума.

Современные исследования проблемы профессиональной подготовки мобильных специалистов в системе профессиональных учебных заведений позволяют актуализировать ряд противоречий:

Во-первых, на уровне определения цели подготовки специалиста:

– между социальным заказом на подготовку мобильного специалиста, способного выстраивать свою жизненную и профессиональную траекторию в постоянно меняющихся условиях, и реальным состоянием профессиональной подготовки, ориентированной в основном на формирование функциональной готовности к деятельности;

– между необходимостью специальной подготовки профессионально мобильного специалиста и отсутствием концептуальной модели обучения и развития студентов, разработанной в контексте современного среднего профессионального образования, ориентированной главным образом на развитие трудовых умений;

Во-вторых, на уровне организации и обеспечения профессиональной подготовки:

– между постоянно меняющимися требованиями рынка труда и отсутствием гибкости в системе подготовки;

– между потребностью в организации образовательного пространства, обеспечивающего профессиональную мобильность студента, и неразработанностью методического материала, обеспечивающего этот процесс;

– между требованиями работодателей к выпускникам в части знания нового оборудования и технологий и возможностями материально-технической базы образовательной организации, не соответствующей в должной мере современному оборудованию, используемому на производстве.

Осмысление выделенных противоречий обуславливает актуальность проблемы формирования профессиональной мобильности будущего специалиста. А именно, каким должна быть профессиональная подготовка специалиста, готового к осуществлению профессиональной мобильности с учетом современных преобразований в сфере среднего профессионального образования, характеризующихся в первую очередь изменением отношений между образованием и сферой труда.

Проблема формирования профессиональной мобильности молодых специалистов изучается в настоящее время не только с точки зрения педагогической науки. К данному феномену обращены взгляды психологов и социологов. В работах российских и зарубежных исследователей встречается как «узкое» понимание профессиональной мобильности, когда подразумевают перемещения между работодателями, между профессиями и шаги по карьерной лестнице, между различными видами контрактов, а также устройство на работу и уход с работы [5, c. 5], так и «широкое» — готовность к быстрому передвижению, действию, выполнению заданий.

В словаре психологических терминов «профессиональная мобильность» трактуется как способность и готовность личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профориентационной деятельности [1]. В социологии выделяют горизонтальный тип профессиональной мобильности, под которой понимают переход индивида из одной профессиональной группы в другую, расположенную на том же уровне в плане оплаты и престижности профессии и вертикальный тип — перемещения индивида из одного профессионального пласта в другой. В диссертации Т. И. Мясниковой «Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе» формирование и развитие профессиональной мобильности студента рассматривается как один из этапов становления профессиональной мобильности будущего специалиста. Понятие «профессиональная мобильность» определяется как «способность быстро и качественно осваивать смежные виды профессиональной деятельности и готовность к эффективной адаптации на современном рынке труда, обеспечивающие возможность оптимальной перестройки в новых условиях и конкурентоспособность будущего специалиста» [4, c. 6].

Профессиональная мобильность связана с получением дополнительных или смежных профессий, повышением разряда, категории.

Отечественные авторы подробно раскрывают сущность и структуру понятия профессиональной мобильности, отмечая ее двухсторонний характер. Мобильный человек обладает определенными личностными и профессиональными качествами, но говорить о степени и уровне мобильности человека следует только при условии ее реализации в деятельности.

Особенности и характеристики профессиональной мобильности рассмотрены в трудах Н. И. Томина, П. М. Ратниковой, Ю. И. Калиновского, О. В. Амосовой, О. М. Дудиной и др. Механизмы возникновения и развития конструкторской мобильности человека изучены и описаны в исследованиях Н. Ф. Хорошко.

Мы солидарны с позицией Л. В. Горюновой, которая уделяет внимание возможности компетентностного подхода к определению составляющих профессиональной мобильности молодого специалиста [2]. В основе структуры профессионально мобильного специалиста автор выделяет социально-коммуникативные, образовательные, общенаучные и ценностно-смысловые компетенции. Второй составляющей профессиональной мобильности является, по мнению ученого, готовность специалиста к переменам, а третьей — собственная активность личности.

Б. М. Игошев из перечня необходимых качеств и способностей профессионально мобильных специалистов [3, c. 108−109] выделяет: социальную активность, выражающуюся в готовности участвовать и участии в различных общественных мероприятиях, проектах разной содержательной направленности; деятельный интерес к разным сферам социальной и профессиональной активности; высокая адаптивность к различным общественным ситуациям, функционально различным видам деятельности; креативность, настроенность на творческое отношение к любому делу, творческое преобразование любой ситуации.

Опираясь на компетентностный подход, мы можем представить картину становления профессиональной мобильности будущего специалиста через развитие определенных компетенций. Понимание составляющих профессиональной мобильности как комбинацию важных качеств успешной личности, способной достигать поставленных целей, обладающей творческим потенциалом и адаптивностью к изменяющимся условиям помогает спроектировать модель образовательной среды для развития профессионально мобильного выпускника техникума. При этом осознавая, что для целенаправленного формирования профессиональной мобильности собственно учебного процесса недостаточно. Необходим целый комплекс продуманных мер и мероприятий, основывающийся на анализе условий материально-технических базы, потенциале педагогических кадров и сложившихся в образовательной организации традициях.

Резюмируя вышеизложенное, отметим, что анализ результатов современных исследований, посвященных проблеме формирования профессиональной мобильности специалиста, позволяет нам определить ключевые составляющие структуры профессиональной мобильности обучающегося техникума. К ним относятся: социально-коммуникативные, образовательные (общеобразовательные и профессиональные), общенаучные и ценностно-смысловые компетенции и определенные личностные качества, проявляющиеся в социальной активности, готовности к переменам. На основе полученных результатов, учитывая материально-техническую базу техникума, его образовательный потенциал и сложившиеся традиции воспитательной системы нами будет спроектирована и внедрена модель развивающей среды образовательной организации, создающая условия для формирования профессиональной мобильности — важного компонента квалификационной структуры будущего специалиста.

Литература:

  1. Большой психологический словарь / под ред. Б. Г. Мещерякова, В. П. Зинченко. — 4-е изд. — СПб.: Прайм — ЕВРОЗНАК, 2009. — 811 с.
  2. Горюнова, Л. В. Составляющие профессиональной мобильности современного специалиста // Известия ВУЗов. Поволжский регион. Общественные науки. 2007. № 1. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sostavlyayuschie-professionalnoy-mobilnosti-sovremennogo-spetsialista (дата обращения: 17.06.2021).
  3. Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: моногр. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 201 с
  4. Мясникова, Т. В. Развитие профессиональной мобильности в процессе профилизации подготовки будущих специалистов в вузе: дис. …канд. пед. наук. — Екатеринбург, 2010. — 192 с
  5. Формирование профессиональной мобильности молодого специалиста. Методические рекомендации для высших учебных заведений. СПб.: РГГМУ. — 2013. — 88 с.
Основные термины (генерируются автоматически): профессиональная мобильность, будущий специалист, проблема формирования, мобильный специалист, образовательная организация, профессиональная мобильность специалиста, профессиональная мобильность студента, профессиональная подготовка, профессиональное образование, образовательная среда.


Ключевые слова

компетентностный подход, профессиональная мобильность, модель образовательной среды

Похожие статьи

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...

Похожие статьи

Образовательная среда современного вуза и ее профессионально ориентирующая функция

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Целеполагание как основа становления обучающихся гражданами государства

В статье представлен опыт деятельности краевой инновационной площадки «Формирование гражданской идентичности обучающихся колледжа». Методологической основой материалов статьи является системный подход к управлению образованием. В работе предлагается ...

Опыт формирования общих компетенций студентов учреждений среднего профессионального образования в условиях современности

Статья посвящена актуальной проблеме развития общих компетенций студентов системы среднего профессионального образования. Рассматриваются основные теоретические и методические аспекты вопроса, дается краткая характеристика общих компетенций, дается а...

Пути стимулирования профессионально ориентирующей функции образовательной среды современного вуза

Коллективом авторов исследована проблематика развития некоторых средовых функций педагогического вуза, а в качестве результата ими представлены конкретные направления деятельности, среди которых предлагается уникальная модель повышения эффективности ...

Развитие конфликтологической компетентности педагогов в условиях образовательной среды колледжа

В статье рассматриваются вопросы развития конфликтологической компетентности у педагогов системы среднего профессионального образования. Обоснованный выбор системы педагогических средств и условий способствуют эффективному развитию преподавателей в у...

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Обучающий потенциал тренинговых занятий в подготовке бакалавров психолого-педагогического образования

В статье автором рассматривается возможность использования тренинга и занятий с его элементами для организации образовательного процесса при реализации компетентностного подхода в современном вузе. На основе анализа психолого-педагогической литератур...

Особенности формирования коммуникативной культуры руководителей в условиях современной социокультурной среды

В статье исследовано коммуникативную культуру как необходимую составляющую профессионализма руководителей учебных заведений в условиях современной социокультурной среды. В ходе анализа психолого-педагогической литературы было представлено определение...

Психолого-педагогические условия развития мотивации изучения иностранного языка студентов СПО

В статье рассматривается проблема создания психолого-педагогических условий развития мотивации изучения иностранного языка студентов учреждений среднего профессионального образования. Раскрываются особенности реализации компетентностного подхода и ис...

Анализ проблемы успешного профессионального становления будущих практических психологов

В статье проанализированы концептуальные теоретические подходы к изучению проблемы профессионального становления личности, предпринято продуктивную попытку раскрыть специфику профессиональной подготовки будущих специалистов в отрасли практической пси...

Задать вопрос