Модернизация системы дошкольного образования, как определено в Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., является основой экономического роста и социального развития общества, фактором благополучия граждан и безопасности страны [4].
Переход системы дошкольного образования на новый этап развития нашел отражение в изменении нормативной базы, принятии новых нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность дошкольных образовательных организаций. Признание Федеральным законом «Об образовании» дошкольной ступени самостоятельным уровнем образования повлекло за собой принятие новых нормативных документов: федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, представляющего собой совокупность обязательных требований к дошкольному образованию, Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по общеобразовательным программам дошкольного образования, устанавливающего правила организации и осуществления образовательной деятельности в дошкольных организациях.
Обновление нормативно-правовой базы в системе дошкольного образования повлияло на изменение требований к педагогу дошкольного образования.
Новый образовательный стандарт нацеливает педагогов дошкольных образовательных организаций на освоение новых видов деятельности — проектных, творческих, исследовательских. Уже в возрасте 3–6 лет формируются такие ключевые для сегодняшнего общества качества, как креативность, способность к поиску новой информации. Поэтому современная модель образования предполагает высокие технологии развития воображения, познавательных, творческих и других базовых способностей детей. Использование этих технологий требует высокой квалификации воспитателей — педагогов. До сих пор работа воспитателя рассматривалась преимущественно с точки зрения присмотра за детьми. Новое время диктует новые условия. Спектр проблем, стоящих перед современным педагогом, настолько широк, что от него требуется владение информационными технологиями, умение эффективно сотрудничать с другими людьми, полноценно использовать личностные ресурсы, проектировать собственную образовательную траекторию, обеспечивая успешность и конкурентоспособность. К характеристикам успешного педагога-профессионала в современном социуме являются готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Таким образом, современный педагог дошкольной образовательной организации должен стать независимым образованным профессионалом, берущим на себя полную ответственность за все, что он делает, стать центром процесса повышения качества дошкольного образования. Все это требует, на наш взгляд, от педагога проявления профессиональной мобильности.
В последнее время в научно-педагогических исследованиях все чаще встречаются термины «мобильность», «академическая мобильность», «социально-профессиональная мобильность», «образовательная мобильность» и др. Стабильно растущий интерес к феномену мобильности вполне закономерен и оправдан, поскольку современное общество нуждается в специалистах, готовых к качественному осуществлению педагогической деятельности в постоянно изменяющихся условиях — социальных, экономических, профессиональных и т. д. Только мобильные специалисты смогут успешно реализовать модернизацию современного общества, а также обеспечить его стабильное развитие и интеграцию в мировое образовательное пространство. Другими словами, исследование проблемы профессиональной мобильности педагогов, в частности педагогов дошкольного образования, является не просто данью очередной моде, а объективной необходимостью [2].
Исследование профессиональной мобильности педагогов, выступающей в качестве одного из необходимых условий модернизации современного образования, обуславливает необходимость уточнения понятия.
Впервые термин «мобильность» (от лат. … — подвижный, способный к быстрому передвижению, действию) появился в 1927 году с выходом в печать работы «Social Mobility» П. А. Сорокина. Русский социолог, эмигрант «первой волны» в США П. А. Сорокин предложил рассматривать социальную мобильность как изменение индивидом или группой лиц места, занимаемого в социальной структуре, либо перемещение из одного социального слоя в другой [3]. Исследователь различал вертикальную мобильность, связанную с карьерным ростом, изменением социального статуса, и горизонтальную мобильность, к которой относил смену гражданства, места жительства, работы и т. п.
В 80-х гг. прошлого столетия впервые были разделены понятия «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность». В «Кратком философском словаре» понятие «социальная мобильность» определяется как перемещение людей из одного социального слоя в другой или смена занятий в пределах одного и того же социального слоя. Понятие же «профессиональная мобильность» рассматривается как изменение человеком или группой лиц одной профессии на другую [1].
Е. Д. Гражданников и И. В. Удалова, рассматривая профессиональную мобильность как вид социальной мобильности, ввели в науку понятие «социально-профессиональная мобильность», которую предложили рассматривать как смену профессии, сопровождаемую изменением социального статуса. Е. И. Огарев подчеркивает необходимость учета личностных характеристик человека при определении социальной и профессиональной мобильности. По мнению исследователя, социально мобильная личность обладает такими характеристиками, как гибкость, способность к изменениям, умение оперативно реагировать на вызовы времени. Применительно к сфере образования Е. И. Огарев рассматривает понятие «социальная мобильность» в двух ракурсах:
горизонтальные и вертикальные перемещения личности, связанные с изменениями ее образовательного статуса;
способность легко и быстро осваивать новые реалии в различных сферах жизнедеятельности, находить адекватные способы разрешения неожиданных ситуаций и решать нестандартные задачи как личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности.
В начале 21 века к исследованию феномена мобильности подключились педагоги. Ю. К. Калиновский доказывает взаимозависимость образования и мобильности: чем образованнее человек, тем он мобильнее. Е. Л. Шарова, рассматривая мобильность как интегральное свойство личности, описывает две ее стороны — социальную профессиональную. На ее взгляд, именно социально-профессиональная мобильность активно влияет на расширение жизненных возможностей человека. Исследователь подчеркивает, что социально-профессиональная мобильность тесно связана с профессионально значимыми качествами, такими как компетентность и профессионализм.
В педагогической сфере профессиональная мобильность рассматривается как особое качество личности, формируемое в процессе обучения и воспитания и оказывающее важнейшее влияние на профессионализм будущего специалиста.
Современные исследователи, рассматривая понятие «профессиональная мобильность педагога», включают в его содержание различные аспекты. В частности, к профессиональным качествам мобильного педагога исследователи относят следующие:
многофункциональность как способность и готовность выполнять разнообразные виды деятельности, относящиеся к разным специальностям и профессиям;
инновационность как умение решать нестандартные задачи и вносить целесообразные изменения в функционирование уже сложившейся системы;
профессиональная динамичность как способность адекватно реагировать на изменения профессионально-образовательной среды и успешно адаптироваться к ним;
синергичность, смыслообразующим фактором которой является самоорганизация как способность взаимодействовать с другими, проявлять социально-профессиональное единение и корпоративность;
интеллектуальная гибкость как умение корректировать содержание и процесс деятельности в соответствии с проблемными ситуациями, что позволяет педагогу преодолевать сложившиеся стереотипы деятельности, консерватизм и ригидность [5].
В настоящее время феномен профессиональной мобильности педагогов рассматривается преимущественно в отношении к педагогам общего, профессионального и высшего образования, в то время как проблема развития профессиональной мобильности педагогов дошкольного образования недостаточно разработана. Вместе с тем, современные реалии, происходящие в системе дошкольного образования, требуют разработки содержания понятия «профессиональная мобильность педагога дошкольного образования», определения ее структуры, а также изучения условий, необходимых для развития профессиональной мобильности.
Обзор научной психолого-педагогической литературы по проблеме позволяет сделать вывод о том, что профессиональная мобильность педагогов является необходимым условием модернизации современного дошкольного образования, поскольку основным субъектом реализации происходящих перемен в области образования является фигура педагога. Только квалифицированные, высокопрофессиональные педагогические кадры, способные к выполнению разнообразных видов деятельности, обладающие профессиональной динамичностью и интеллектуальной гибкостью, готовностью к непрерывному личностно-профессиональному развитию способны взять на себя ответственность за эффективное внедрение нововведений в сфере образования. Другими словами, успешность модернизации образования во многом определяется готовностью педагогических работников к инновационной деятельности, к мобильному реагированию на быстро меняющиеся потребности общества, рынка труда, развивающиеся социально-экономические технологии и непрерывно обновляющуюся информацию. Следовательно, управление развитием профессиональной мобильности педагогов является одной из важных составляющих управленческой деятельности в современной дошкольной образовательной организации. При этом важно отметить, что под управлением развитием профессиональной мобильности педагогов понимается не просто управление совершенствованием мастерства (в широком смысле этого слова) на основе смены профессиональных видов деятельности, а проектирование целостного образовательного процесса на основе внедрения новых психолого-педагогических, информационных и управленческих технологий. Для того, чтобы управлять развитием профессиональной мобильности педагогов дошкольной образовательной организации, необходимо, во-первых, определить, кто будет объектом управления — воспитатели, специалисты или педагогический коллектив детского сада в целом. Во-вторых, предстоит определиться с моделью феномена «профессиональная мобильность», адаптированной под дошкольную образовательную организацию, и в-третьих, необходимо оценить фактическое и реальное ее состояние, сформулировать цели и задачи и составить соответствующий проект.
Литература:
- Горбачев, В. В. Формирование социально-профессиональной мобильности личности курсанта в развивающей среде ВУЗа МВД России [Текст]: автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. пед. наук (13.00.01) / Горбачев Владимир Викторович; Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Костромской государственный университет имени Н. А. Некрасова». — Кострома, 2015. — 34 с.
- Зеер, Э. Ф. Профессиональная мобильность — интегральное качество субъекта инновационной деятельности / Э. Ф. Зеер, С. А. Морозова, Э. Э. Сыманюк // Педагогическое образование в России. — 2011. — № 5. — С. 90–97.
- Зеер, Э. Ф. Многозначность феномена мобильность в профессиональном образовании [Электронный ресурс], http://elar.rsvpu.ru/bitstream/123456789/670/1/spm_2014_04.pdf — статья в интернете.
- Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. [Текст]: распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 № 1662-р // Собрание законодательства. — 2008. — № 47. — Ст. 5489.
- Степанова, И. А. Профессиональная мобильность педагога как научно-педагогический феномен / И. А. Степанова // Образование и наука. — 2009. — № 5 (62). — С. 37–45.