Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Гончар, С. Н. Субъективное благополучие как условие формирования позитивного подхода к разрешению проблем современной молодежи / С. Н. Гончар. — Текст : непосредственный // Психологические науки: теория и практика : материалы I Междунар. науч. конф. (г. Москва, февраль 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 5-7. — URL: https://moluch.ru/conf/psy/archive/33/1804/ (дата обращения: 16.12.2024).

Радикальные изменения, произошедшие в современном обществе, затронули самые разнообразные стороны жизнедеятельности. Ситуация, в которой находится современная молодежь, неоднозначна: с одной стороны, политические и социальные условия действительности значительно расширили их возможности, с другой – константой стала ситуация нестабильности общества в целом. Быстрые и непредсказуемые преобразования, вызвавшие нестабильность общества, отразились на настроении, самочувствии и субъективном благополучии и той части общества, которая в общепринятой возрастной периодизации квалифицируется как юношество. Представляется особенно важным выявление тех связей и факторов благополучия, которые могут оказать влияние на все последующее жизнеопределение юношества. Значительная часть студентов склонна к переживанию психоэмоционального напряжения. Наиболее сильно подвержены риску возникновения трудностей студенты первых курсов, значительная часть которых не достаточно адаптирована к новой для себя ситуации учебы в университете.

Изучение проблемы субъективного благополучия необходимо для выработки путей и способов реализации личности, раскрытия потенциала современного молодого человека, конструктивному отношению к действительности, формированию позитивного подхода к решению стоящих перед студентами задач и разрешению возникающих проблем.

Понятие «субъективное благополучие», широко используемое в зарубеж­ной психологической литературе, появилось в отечественной психологии не­давно. По мнению P.М. Шамионова, субъективное бла­гополучие — понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное значение для личности с точки зрения усвоенных нормативных представлений о внешней и внутренней среде и характеризующееся ощущением удовлетворенности [11,с. 143-148].

Понятие субъективного благополучия очень неоднозначно. Опираясь на известные исследования в области субъективного благополучия и счастья [3,5,11], Пучкова Г.Л. выделила следующие психологические признаки субъективно­го благополучия [7]:

1. Субъективность. Это означает, что субъективное благополучие су­ществует внутри индивидуального опыта.

2. Позитивность измерения. Субъективное благополучие – это не про­сто отсутствие негативных факторов, что характерно для большинства опреде­лений психического здоровья. Необходимо наличие определенных позитивных показателей.

3. Глобальность измерения. Субъективное благополучие обычно включает глобальную оценку всех аспектов жизни личности в период от не­скольких недель до десятков лет.

Именно субъективное отношение личности к жизни, её коллизиям и изменениям определяет душевное и моральное удовлетворение собственной жизнью.

В рамках позитивной психологии [4, 9] было введено понятие «субъективное благополучие» (subjective well-being), которое используется в качестве синонима понятия «счастье». Оно соотносится с тем, как люди оценивают свою собственную жизнь в терминах когнитивных и аффективных объяснений, и может быть выражено некоторой формулой [4, с. 51]:

Субъективное благополучие = удовлетворённость жизнью + аффект,

где удовлетворённость жизнью – отражает оценку человеком его собственной жизни, аффект – представляет собой эмоциональную сторону, причем как положительные, так и отрицательные эмоции и состояния, связанные с повседневным опытом.

М.Селигман [4, с. 56] ввел формулу счастья (С): С = И+О+В

Счастье = индивидуальный диапазон + внешние обстоятельства + волевой контроль,

где, И – индивидуальный диапазон, генетически предопределённый уровень счастья, который остаётся относительно стабильным на протяжении жизни и, к которому мы возвращаемся вскоре после большинства значительных событий в нашей жизни. Определяет счастье приблизительно на 50 %. О – это внешние жизненные обстоятельства (семья, дети, религия, повседневная деятельность), определяет счастье приблизительно на 10 %. В – факторы, поддающиеся волевому контролю, т.е. сознательные, намеренные и требующие усилий действия, которые человек может выбрать для себя (определяют счастье на 40 %).

Чтобы выявить, как студенты-первокурсники на стадии адаптации к обучению в вузе оценивают свою собственную жизнь, мы провели «Эмоциональный тест Фордайса» [9, с.30]. По результатам тестирования, в котором приняло участие более 130 респондентов – студентов-первокурсников ПГУ им. Т.Г.Шевченко г. Тирасполя факультета педагогики и психологии, физико-математического и экономического факультетов, были получены следующие результаты. На вопрос – насколько счастливым или несчастным вы чувствуете себя в целом – большинство респондентов (44%) ответили, что они довольно-таки счастливы; 21,5% – счастливы серединка на половинку; иногда счастливыми ощущают себя 12,3% студентов; очень счастливыми себя считают 8,3% опрошенной молодежи, а 6,6% – в высшей степени счастливыми; ни счастливыми, ни несчастными чувствуют себя 4%; слегка несчастными – 2,5% и 0,8% – чувствуют себя глубоко несчастными, испытывают депрессию и подавленность. Проанализировав результаты тестирования по факультетам, мы пришли к выводу, что наблюдаются различия в том, насколько счастливыми ощущают себя студенты разных факультетов (таблица №1).


Таблица 1

ФАКУЛЬТЕТ

Насколько счастливым или несчастным вы чувствуете себя в целом, %

в высшей степени счастливым

очень счастливым

довольно-таки счастливым

серединка на половинку

иногда счастливым

Нейтра

льным

слегка несчастным

глубоко несчастным

ФПиП

6

14,7

38,2

23,5

11,7

5,9

-

-

ФМФ

2,7

8,1

48,6

19

13,5

2,7

5,4

-

ЭФ

10

4

44

22

12

4

2

2

Общее значение

6,6

8,3

44

21,5

12,3

4

2,5

0,8


Тестирование показало, что 55,3% опрошенной молодежи более половины своего времени чувствуют себя счастливыми. 22,3% первокурсников половину своего времени проводят «на подъеме», 49,6% – большую половину своего времени и 28,1% – менее половины своего времени проводят «на подъеме».

Так же нами была проведена методика «Самочувствие, активность, настроение» (САН), которая представляет собой карту (таблицу), содержащую 30 пар слов, отражающих особенности психоэмоционального состояния (самочувствие, настроение, активность) [6, с. 226-227]. Анализ результатов показал, что, в целом, у студентов – первокурсников психоэмоциональное состояние благоприятное (таблица №2).

Таблица №2.

ФАКУЛЬТЕТ

Самочувствие

(сред. ариф.)

Активность

(сред. ариф.)

Настроение

(сред. ариф.)

ФПиП

5,1

4,7

5,9

ФМФ

4,8

4,5

5,3

ЭФ

5,6

4,7

5,6


Общее значение


5,2


4,6


5,6


Как мы видим, преобладает положительное настроение (5,6), наблюдается хорошее самочувствие (5,2). Однако была выявлена общая тенденция для всех факультетов – сниженная активность молодежи. В построении своих планов на будущее, в разрешении жизненно важных проблем многие юноши и девушки ждут помощи, каких-либо благоприятных внешних условий и мало кто понимает, что многое зависит только от него самого. А ведь именно субъективное отношение личности к жизни, её активность определяет удовлетворение собственной жизнью и способствует позитивному разрешению стоящих перед ней проблем. Жизнь ставит молодого человека перед необходимостью принятия ряда важнейших решений, разрешения жизненно важных проблем в условиях дефицита жизненного опыта. Поэтому перед обществом возникает задача формирования у современной молодежи навыков принятия обоснованных решений, принимаемых в связи с преодолением жизненно важных проблем, развитие навыков практического применения знаний о закономерностях развития личности в ходе профессионального становления и реализации жизненных планов.


Литература:

  1. Аврелий, А. Исповедь / А. Аврелий.- М.,1992.- 67с.

  2. Амосов, Н.М. Книга о счастье и несчастьях/ Н.М.Амосов . — М.: Мол. гвардия, 1986.-285 с.

  3. Аргайл, М. Психология счастья / М.Аргайл; Под ред. М.В. Кларина; Пер. с англ. — М.: Прогресс, 1990. — 268 с.

  4. Бонивелл, И. Ключи к благополучию. Что может позитивная психология / Пер. с англ. М. Бабичевой. – М.:Время, 2009. – 192 с.

  5. Джидарьян, И.А. Представление о счастье в российском менталитете / И.А. Джидарьян. – СПб.: Алетейя, 2001. – 242 с.

  6. Огнев, А.С. Теоретические основы психологии субъектогенеза. – Воронеж, 1997 – 121 с.

  7. Пучкова, ГЛ. Субъективное благополучие как фактор самоактуализации личности: Автореф. дис.... канд. психол. наук/ Г.Л. Пучкова .-Хабаровск, 2003. – 17 с.

  8. Рубинштейн, CJL Основы общей психологии: Учеб. / С.Л. Рубинштейн. – Спб.: Питер, 2000. – 705 с.

  9. Селигман, Мартин Э.П. Новая позитивная психология: Научный взгляд на счастье и смысл жизни / Перев. С англ. – М.: Издательство «София», 2006. – 368 с.

  10. Хонин, С.М. Индивид как субъект жизнедеятельности / С.М. Хонин – Куйбышев, 1990.

  11. Шамионов, P.M. Психология субъективного благополучия: (к разработке интегративиой концепции) / P.M. Шамионов // Мир психологии. — 2002,-№2.-С. 143-148.

Основные термины (генерируются автоматически): Субъективное благополучие, собственная жизнь, волевой контроль, жизнь, индивидуальный диапазон, общее значение, опрошенная молодежь, психоэмоциональное состояние, результат тестирования, субъективное отношение личности.

Похожие статьи

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Здоровый образ жизни как условие формирования общей культуры будущего специалиста

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды

Похожие статьи

Профессиональная мобильность педагогов как необходимое условие модернизации современного дошкольного образования

Взаимодействие с родителями как одно из условий формирования предпосылок саморазвития детей в проектной деятельности

Взаимодействие семьи и школы как важный фактор социализации подрастающего поколения

Семейное воспитание как основа формирования личности ребенка

Модернизация трудового обучения на основе требований рыночной экономики как фактор формирования гармонично развитого поколения

Здоровый образ жизни как условие формирования общей культуры будущего специалиста

Воспитание личности в условиях межкультурного общения и национального самосознания

Учебная дискуссия как эффективная модель формирования ценностных ориентиров школьников

Качество продукции как фактор обеспечения конкурентоспособности современных бизнес-структур

Педагогика сотрудничества как фактор гуманизации образовательной среды