В данной статье рассматривается вопросы развития жизненной перспективы старшеклассников. В статье приводятся результаты эмпирического исследования по тесту «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева и личностному опроснику Стефансона .
Ключевые слова: юношеский возраст, жизненные перспективы, временная перспектива.
В современном обществе старшеклассники часто сталкиваются с необходимостью принятия важных решений, которые будут иметь долгосрочное влияние на их жизнь. Одна из таких решающих точек — выбор профессии и определение своих жизненных целей. Жизненные перспективы старшеклассников являются компонентом личностного образовательного результата, который формируется в процессе обучения.
Жизненные перспективы — это представление о будущем, связанное с ожиданиями, планами и целями человека. Для старшеклассников эти перспективы могут быть связаны с процессом жизненного самоопределения, переосмысливанием социальной значимости тех или иных жизненных целей и ценностей, выбором профессии или карьерного пути. Поэтому проблему формирования жизненных перспектив актуально рассматривать с начала юношеского возраста, который приходится на 10–11 классы школы (16–18 лет), так как данный возрастной период является важным для формирования личности.
«Жизненную перспективу трактуют как целостную картину мира, образ будущей жизни, совокупность обстоятельств и условий жизни, цепочку жизненных выборов» [1].
В настоящее время два основных термина используются для описания того, как люди относятся к своему будущему: первый, происходящий из области психологии, называется «жизненная перспектива», в то время как второй, заимствованный из социологии, известен как «жизненная стратегия».
Сейчас жизненное самоопределение как социологическая проблема изучается таким учеными как Л. В. Сохань, Е. И. Головаха, О. М. Балакирева, И. О. Мартынюк [3].
В работах отечественных ученых было обнаружено, что проблема жизненной перспективы становится все более актуальной в современном обществе. Исследования психолога С. Л. Рубинштейна и наставницы К. А. Абульхановой-Славской показали, что существуют различные типы перспективы: психологическая, личностная и жизненная. Под руководством К. А. Абульхановой-Славской было проведено изучение этих явлений и выявлены их основные характеристики.
Социолог Е. И. Головаха, исследуя проблему жизненной перспективы, дает такое определение: жизненная перспектива — это целостная картина будущего в сложной взаимосвязи между программированными и ожидаемыми событиями, с которыми человека связывает социальная ценность и индивидуальный смысл собственной жизни [2].
В качестве структурных компонентов жизненной перспективы он выделяет:
– жизненные цели. Согласно автору цели представляют собой масштабные ориентиры будущего. Но цели не имеют хронологической определенности.
– жизненные планы по мнению Е. И. Головахи мощный инструмент для достижения своих целей. Они помогают увидеть путь к успеху и определить, какие шаги нужно предпринять для их достижения. Важно четко определить свои цели, разбить их на этапы и следовать определенному порядку действий для их реализации. Жизненные планы позволяют нам визуализировать будущее как последовательность запланированных действий, распределенных во времени. Планы нашей жизни наполнены неопределенностью, что связано с постоянными изменениями вокруг нас. После достижения определенных задач, мы видим себя в будущем, изменившимся и развившимся.
– ценностные ориентации становятся основой для согласованных планов и целей [2].
По мнению ряда исследователей, жизненная перспектива — это динамичный образ будущего, а не раз и навсегда выбранная стратегия поведения.
Для каждой новой стадии развития человека характерно свое уникальное видение будущего. Время, когда человек наиболее открыт к формированию и росту своих долгосрочных целей, приходится на ранние годы юности. В этот период юноши и девушки особенно нацелены на размышления о том, что их ждет впереди.
Исследование проводилось на СОШ № 2 и ОШ «Университетская» ЕИ КФУ, г. Елабуга. В нем приняли участие 50 респондентов (юношей и девушек) в возрасте 15–17 лет.
Гипотеза исследования заключается в том, что наблюдается жизненная перспектива старшеклассников, выражается через ценностные ориентации личности.
Исследование жизненной перспективы проводилось с использованием методик: тест «Смысложизненные ориентации» (методика СЖО) Д. А. Леонтьева; личностный опросник Стефансона.
В данной группе испытуемых преобладает удовлетворенность своими достижениями и общая активность. Они ощущают радость от успехов и стремятся к дальнейшему развитию. Эти люди воспринимают свою жизнь как достаточно увлекательную, хотя и не переполненную эмоциями, но обладающую четкой целью и ориентированной на будущее. Они уверены в своей способности влиять на определенные аспекты своего существования, стремясь соотносить их с личными амбициями. Тем не менее, при столкновении с препятствиями, старшеклассники могут проявлять независимость от внешних обстоятельств, одновременно испытывая трудности с активным поиском способов самореализации и преодоления внутренних препятствий на пути к личным целям.
Среди личностных качеств по смысловым показателям испытуемых назовем высокую целеустремленность и осмысленность жизни; эмоциональную насыщенность жизни; зависимость саморазвития от внешних обстоятельств, то есть не способность к инициативе; «локус контроля — Я».
Рис. 1. Показатели смысложизненных ориентаций старшеклассников
В рамках следующего этапа исследования, обратимся к результатам исследования самооценки по методики В. Стефансона. Как видно из таблицы 2 по сопряженной паре «зависимость — независимость» не наблюдается преобладающих тенденций ни к независимости, ни к зависимости. Это говорит о внутреннем стремлении испытуемых к принятию групповых стандартов и ценностей: социальных и морально — этических; тенденция к личностному конфликту составляет 20испытуемых старшеклассников. Отметим, что 30 испытуемых имеют тенденцию к зависимости, значит, независимости они предпочитают зависимость, то есть стремление к принятию групповых стандартов (см. Таблица 1).
Таблица 1
Результаты исследования старшеклассников по методике В. Стефансона
Зависимость |
Независимость |
|||||
Нет тенденции |
Личностный конфликт |
Есть тенденция |
Нет тенденции |
Личностный конфликт |
Есть тенденция |
|
|
60 |
10 |
30 |
60 |
20 |
20 |
Общительность |
Необщительность |
|||||
Нет тенденции |
Личностный конфликт |
Есть тенденция |
Нет тенденции |
Личностный конфликт |
Есть тенденция |
|
|
10 |
15 |
75 |
15 |
15 |
70 |
Принятие борьбы |
Избегание борьбы |
|||||
Нет тенденции |
Личностный конфликт |
Есть тенденция |
Нет тенденции |
Личностный конфликт |
Есть тенденция |
|
|
20 |
20 |
60 |
50 |
25 |
25 |
В сопряженной паре «общительность — необщительность» имеется выраженная тенденция к общительности (75испытуемых), это свидетельствует о контактности, стремлении образовывать эмоциональные связи, как в своей группе, так и за её пределами; можно предположить, что 15 испытуемых юношеского возраста могут иметь внутренний личностный конфликт; следовательно, 15 испытуемых относятся к тенденции противоположной общительности (необщительность) (см. Таблица 1).
Что касается сопряженной пары «принятие — избегание борьбы» можно отметить, что в данном случае преобладает тенденция к принятию борьбы — 60 испытуемых данной выборки, значит, можно сделать предположение о том, что испытуемые имеют активное стремление участвовать в групповой жизни, добиваться более высокого статуса в системе межличностных взаимоотношений. 50старшеклассников склонны к избеганию борьбы, что показывает стремление уйти от взаимодействия, сохранить нейтралитет в групповых спорах и конфликтах, склонность к компромиссным решениям; также имеет место внутренний личностный конфликт у испытуемых (см. Таблица 1).
Таким образом, согласно результатам по личностному опроснику В. Стефансона, старшеклассники проявляют внутреннее стремление к принятию групповых норм, ценностей. Также старшеклассники демонстрируют выраженную тенденцию к общению; высокую мотивацию к вовлечению в социальные процессы и стремление к повышению своего статуса в рамках межличностных отношений.
Согласно полученным результатам, можно утверждать, что жизненная перспектива большинства старшеклассников проявляется ориентацией целями на будущее, ответственным отношением за реализацию собственных целей через осмысленность и целеустремленность. Однако старшеклассники не до конца удовлетворены своей настоящей жизнью. Возможно, это связано с тем, что старшеклассники стоят перед важным жизненным выбором.
В качестве психолого-педагогических рекомендаций можно выделить работу, направленную на синхронизацию временных локусов смысла, согласование ценностей прошлого, настоящего и будущего, повышение показателей осмысленности жизни.
Литература:
1. Емельянова, Т.П., Викентьева Е. Н. Переживание будущего: жизненные перспективы людей предпенсионного возраста // Социальная психология и общество. — 2023. — Том 14. — № 2. –С. 116–133.
2. Головаха, Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности / Е. И. Головаха // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000. — С. 256–269.
3. Чупина, В. Б. / В. Б. Чупина, Л. С. Гавриленко, Н. В. Попенко Возможности формирования жизненных перспектив старшеклассников // Азимут научных исследований: педагогика и психология. — 2019. — № 8 (2 (27)) — С. 403–405.