Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 13 июля, печатный экземпляр отправим 17 июля.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Научный руководитель:

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №23 (522) июнь 2024 г.

Дата публикации: 06.06.2024

Статья просмотрена: 18 раз

Библиографическое описание:

Слаутина, Я. Н. Рисунок как средство психодиагностики возрастных переживаний / Я. Н. Слаутина. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 23 (522). — С. 366-368. — URL: https://moluch.ru/archive/522/115351/ (дата обращения: 30.06.2024).



В статье автор исследует возможности выявления возрастных переживаний в ходе изобразительной деятельности дошкольников 6–7 лет. Представлено итоговое резюме кейса одного из испытуемых.

Ключевые слова: школа, мотивационная готовность, проективная рисуночная методика, школьная жизнь, рисунок, психодиагностика, амбивалентные возрастные переживания на переходе к школьному обучению.

Л. С. Выготский говорил, что «анализ детского рисунка с несомненностью показывает, что с психологической точки зрения мы должны рассматривать его как своеобразную детскую речь» [1, с. 186]. Эта речь наиболее ярко отражается в «динамичных» рисунках. В них разворачиваются события и яснее проявляются возрастные переживания ребёнка в период перехода к школьному обучению. При анализе детских рисунков особенно важна связь сюжета и того символического содержания, которым ребёнок свой рисунок наполняет. Последний критерий хорошо прослеживается в «клинической беседе» по ходу рисования, когда испытуемому задаются вопросы о его предполагаемой жизни в школе (чем он станет там заниматься, с чем справится, с чем не справится и т. п.).

Исследование возрастных переживаний детей 6–7 лет проводилось с февраля по март 2024 года на базе учебных учреждений г. Москвы: дошкольного отделения № 4 (г. Москва, Песчаный переулок, д. 4А) и дошкольного отделения № 3 (г. Москва, ул. Алабяна, д. 15) ГБОУ г. Москвы «Школа № 1251 имени генерала Шарля де Голля»; ГБОУ г. Москвы «Школа № 1569 «Созвездие»» (г. Москва, ул. Шипиловская, д. 55, корп.2). Всего было исследовано 34 дошкольника в возрасте 6–7 лет.

В ходе исследования проводилась «клиническая беседа» о том, в чём ребёнок уверен, с чем справится либо не справится в школе. Также у всех детей определялся уровень мотивационной готовности к школе по методике Т. А. Нежновой и определялся уровень самооценки по тесту Дембо-Рубинштейн. Использовалась проективная рисуночная методика «Моя жизнь в школе и вне школы».

Пример кейса Артёма Б. (6 лет 11 мес.) (итоговое резюме) и его рисунок жизни в школе и вне школы:

На рисунках в ходе исследования отражались возрастные переживания детей. Наиболее ярко они проявлялись в «динамических рисунках».

Проиллюстрируем это на рис. 1.

Артём Б. (6 лет 11 месяцев) «Моя жизнь в школе и вне школы»

Рис. 1. Артём Б. (6 лет 11 месяцев) «Моя жизнь в школе и вне школы»

Содержание рисунка : 1). с мысл происходящего в школе события : мальчик предчувствовал и изобразил мир школы как рискованное место, где не гарантированный благополучный исход событий (об этом свидетельствует низкая оценка своей уверенности в тесте самооценки): «Она (учительница) не может вести урок, провалилась в пропасть. Я не спасу». Тем не менее, он — герой, намеренно идет в школу: «Я улетаю домой, раздеваюсь и снова прилетаю. Я готов. Футболка, бицухи (=бицепсы) у меня под кофтой, ноги с бицухами, я готов к школе». При этом происходящее изображается как залитое солнцем место; 2). смысл происходящего дома : продолжение игры в супергероев, причём в их роли оказывается даже мама мальчика. Её крик Артёму не нравится, он не хочет его слышать и практически сразу, как открыла рот, мама превращается в его воображении в супергероя, а у него на время крика что-то случается с ухом (он не слышит её крик).

Резюмируя результаты всего исследования, можно сказать следующее: Артём Б. показал самые высокие результаты теста мотивационной готовности к школе (Т. А. Нежнова), и адекватную возрасту дифференцированную самооценку. Однако «уверенность в себе» оценивает себя лишь на 5,6 баллов, что ниже не только оценки данного качества мамой (6,8 б.), но и учительницей (8,7 б.). Этот парадокс можно объяснить данными, полученными в проективном рисунке, которые свидетельствуют о его амбивалентных возрастных переживаниях. Он, с одной стороны, сомневается, справится ли с требованиями школы (которые оценивает, как трудные), а, с другой стороны, полон решимости участвовать в школьной жизни, уверен, что его успех возможен, и он преодолеет школьные трудности («я готов к школе»).

Проективная рисуночная методика отражает наличие у ребёнка представлений о школьной жизни и его непосредственной деятельности, а также возрастных переживаний: противоречий и сомнений в себе, своей успешности, способности справиться либо не справиться с возможными трудностями в школе. Дети, у которых есть братья и сестры старшего возраста, чаще называют в числе трудностей школьные предметы, с которыми не справляются их братья и сестры. Обозначение этих трудностей в школе по ходу рисования позволяет совместно с ребёнком поразмышлять, насколько эти трудности реальные. Некоторые дети не хотят идти в школу, потому что «родители накажут за двойку». Так, Таисия П. (6 лет 10 месяцев) видит, что происходит с братом-второклассником, когда он приносит двойки (отец его «лупит» ремнём). Соответственно, у девочки везде на рисунке «пятёрки», она словно пытается убедить себя, что с ней такого, как с братом, не произойдёт. И даже если произойдёт, папа с мамой подарят цветы, ведь она «двойку не хотела». На рисунке девочки разворачиваются драматические события дома и в школе, при этом они происходят как бы не с ней, а с подругой.

В «статичных» рисунках всё спокойно. И здесь важно учитывать результаты мотивационной готовности к школе (Т. А. Нежнова), теста Дембо-Рубинштейна и «клинической беседы».

Любой продукт творчества — это отражение автора, его состояния. Уже способные оценивать и видеть своё поведение со стороны, готовые к школе, дети на переходе к школьному обучению отражают в рисунке свои опасения, страхи («а получится ли у меня», «справлюсь ли»), проецируя на него возрастные переживания.

Старшие дошкольники способны оценить своё поведение, прочувствовать его, пережить. Это проявляется в изображении ребенком разных смысловых пространств (школьной и внешкольной жизни), наличии границы между ними; в «клинической беседе» (о заданиях, которые сможет/ не сможет выполнить); в предпочтении правил и содержания школьной жизни (в методике мотивационной готовности к школе Т. А. Нежновой); в дифференцированной самооценке (в методике самооценки Дембо-Рубинштейна) и в проективной рисуночной методике «Моя жизнь в школе и вне школы» для выявления возрастных переживаний старших дошкольников 6–7 лет.

Литература:

1. Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т. Т.3 Проблемы развития психики/Под ред. А. М. Матюшкина. — М.: Педагогика, 1983. — 368 с., c. 186.

Основные термины (генерируются автоматически): школа, москва, мотивационная готовность, проективная рисуночная методика, школьная жизнь, Моя жизнь, школьное обучение, возрастное переживание детей, дошкольное отделение, ход рисования.


Ключевые слова

психодиагностика, рисунок, школа, мотивационная готовность, школьная жизнь, проективная рисуночная методика, амбивалентные возрастные переживания на переходе к школьному обучению

Похожие статьи

Задать вопрос