Сознание человека состоит из двух взаимосвязанных компонентов: сознания внешнего мира и самосознания, которое является его основой. «Самосознание — осознание человеком себя как индивидуальности» [1, с. 438].
Л. Д. Столяренко выделила в структуре самосознания 4 компонента:
– Осознание близких и отдаленных целей мотивов своего «Я» («Я как действующий субъект»).
– Осознание своих реальных и желаемых качеств («Реальное Я» и «Идеальное Я»).
– Познавательные, когнитивные представления о себе («Я как наблюдаемый объект»).
– Эмоциональное, чувственное представление о себе [3].
Наиболее сложным компонентом самосознания является самооценка, которая активно развивается в дошкольном возрасте. Самооценка формируется у детей в ходе сравнения себя со сверстниками. Умение сравнивать себя с другими детьми достигает высокого уровня в старшем дошкольном возрасте. Однако оценить сверстника детям-дошкольникам значительно проще, чем себя. Ребенок оценивает других детей объективно, а самооценка — ярко аффективно окрашена. В основном, дети оценивают себя положительно. Даже если ребенок делает что-то плохое, он не всегда в состоянии признать это, вследствие желания «быть хорошим». Вместе с тем, в старшем дошкольном возрасте дети оценивают себя более критично, нежели более младшие. С возрастом самооценка становится более адекватной. В 3–4 года ребенок переоценивает свои возможности, так как мало знает о личностных качествах и познавательных возможностях. Ребенок 5-ти лет уже имеет некоторое представление о своих познавательных возможностях, личностных качествах, внешнем облике, он адекватно реагирует на успех и неудачу. Старший дошкольник хорошо осознает свои возможности, правильно оценивает их; представления о личностных качествах и умственных возможностях полностью складываются к концу дошкольного возраста [2].
Исследование индивидуальных особенностей личности дошкольников проводилось нами на базе БДОУ г. Омска «Детский сад № 4». Нами были использованы методики: «Цветовая социометрия» и «Рисунок человека» К.Маховера, Ф.Гудинафа [4; 5]. В исследовании приняли участие 19 детей в возрасте 6 лет. Основываясь на результатах методики «Цветовая социометрия» и анализе рисунков детей, мы можем сделать некоторые выводы.
Чаще всего дети выбирали розовый цвет (8 испытуемых), что указывает на их эгоистическую направленность и тревогу из-за неудовлетворенности какой-то значимой потребности. Этой потребностью может являться потребность в общении. Это было выявлено в результате проведения методики «Рисунок человека». У 5-ых испытуемых сложности в построении контактов могут быть обусловлены их эгоизмом, самоуверенностью и повышенным вниманием к себе. У других 3-их испытуемых — робостью и неуверенностью в себе. Так как данный цвет выбирали исключительно девочки, мы можем сделать вывод о формировании у них половой идентификации.
Вторыми по количеству выборов стали желтый и черный цвета (по 3 испытуемых). Выбор желтого цвета может характеризовать детей как свободных от комплексов, оптимистичных. Как людей, стремящихся воплотить свои фантазии в жизнь. Дети могут испытывать сложности в адаптации, возможно связанные с их эгоцентризмом. Черный цвет может означать, что дети испытывают агрессию со стороны окружающих, у них много необоснованных страхов. Этим детям также свойственно упрямство и любознательность. Агрессию со стороны окружающих дети могут испытывать вследствие их неуверенности, необщительности и равнодушия, а сама агрессия может служить причиной их тревоги и отчужденности.
Зеленый цвет был выбран 2-ми испытуемыми, что может свидетельствовать об их желании самоутвердиться и понравиться окружающим, а также об их стремлении к реальному удовлетворению потребностей. Анализ рисунков показал, что для данных испытуемых характерными особенностями являются надменность и высокомерие, внимание к себе, общительность и активное взаимодействие с окружающими.
Синий, красный и оранжевый цвета выбрали по 1-му испытуемому. Выбор синего цвета может быть обусловлен тем, что ребенок жалеет себя и часто обижается на мелочи, склонен к мечтаниям и фантазированию, миролюбивый и печальный. Несмотря на частые обиды, ребенка характеризует открытость и общительность, желание быть привлекательным, прямолинейность, уравновешенность и уверенность в себе. Красный цвет характеризует ребенка как веселого, целеустремленного и склонного к активным действиям человека, а также указывает на некоторую неуравновешенность, которая может быть обусловлена экспрессивностью и энергичностью; самоуважение, уверенность в себе и желание быть привлекательным могут вызывать склонность к активным действиям. Оранжевый цвет указывает на оптимизм ребенка и его озабоченность своим внешним видом, причиной которой могут служить сложности в общении, тревожность и неуверенность.
Рис. 1. Распределение испытуемых по выбору цвета по отношению к себе
Таким образом, мы можем сделать выводы о том, что уровень сформированности самосознания у детей соответствует возрасту. Также, подводя итоги, нельзя не отметить, что многие из детей испытывают сложности в общении, которые были выявлены в ходе проведения исследования.
Литература:
1. Мещеряков, Б. Г. Большой психологический словарь / Б. Г. Мещеряков, В. П. Зинченко. — СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. — 632 с.
2. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учеб. пособие / Г. А. Урунтаева. — М.: Академия, 2006. — 368 с.
3. Чеснокова, И. И. Проблема самосознания в психологии / И. И. Чеснокова. — М.: Наука, 1977. — 144 с.
4. Методика «Цветовая социометрия» [Электронный ресурс] // StudFiles, 2015. URL: https://studfiles.net/preview/3005572/ (дата обращения: 13.12.2018)
5. Тест «Рисунок человека» (К. Маховер, Ф. Гудинаф) [Электронный ресурс] // Всетесты.ru, 2008. URL: https://vsetesti.ru/442/ (дата обращения: 13.12.2018)