Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг | Статья в сборнике международной научной конференции

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Библиографическое описание:

Петрова, Е. А. Тренинг личностного роста как метод формирования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг / Е. А. Петрова, М. А. Колоколова. — Текст : непосредственный // Исследования молодых ученых : материалы LXI Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2023 г.). — Казань : Молодой ученый, 2023. — С. 66-75. — URL: https://moluch.ru/conf/stud/archive/492/18025/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье авторы представляют результаты эмпирического исследования эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций. По результатам исследования были выявлены низкие и средние показатели сформированности эмоционального интеллекта молодых специалистов, что позволило сделать выводы о необходимости создания тренинга личностного роста «Привет индивидуальность!». В статье описаны цели, задачи тренинга, целевая аудитория, тематический план занятий и предполагаемые результаты. Дальнейшая цель работы авторов — проведение повторной диагностики и анализ эффективности тренинга.

Ключевые слова: личностный рост, эмоциональный интеллект, эмпатия, тренинг личностного роста.

Сфера сервиса стала неотъемлемой частью культуры современного общества. Главной целью сервисной деятельности является установление эффективных и доверительных отношений с клиентом. Специфика профессиональной деятельности требует от молодых специалистов сферы услуг развитие личностных качеств и социально-психологических компетенций, которые способствуют успешному достижению главной цели сервиса. Ключевая социально-психологическая компетенция в работе специалиста сервиса — это эмоциональный интеллект, который включает в себя следующие компоненты [7]:

– перцепцию, идентификацию эмоций (восприятие и понимание собственных эмоций и их вербальных и невербальных источников);

– анализ и сравнение эмоций друг с другом на основе жизненного опыта (понимание новых эмоций через призму уже известных индивиду схожих эмоций);

– рефлексию и интерпретацию эмоций (понимание эмоций других и причину их возникновения, что позволяет выстраивать стратегию взаимоотношений);

– регулирование и управление эмоциями (регулирование собственных и чужих эмоций с целью эффективного выстраивания взаимоотношений).

Для того, чтобы посмотреть, насколько развиты данные компетенции у молодых профессионалов, мы провели эмпирическое исследование эмоционального интеллекта молодых специалистов сферы услуг с целью выявления уровня сформированности необходимых социально-психологических компетенций, который позволяют выстраивать эффективные и доверительные отношения.

Исходя из цели исследования, были использованы следующие методики:

– Методика Н. Холла оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) [3];

– Опросник эмоциональной эмпатии (А. Мехрабиан) [2];

– «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда [8].

В исследовании приняло участие 16 человек, из них 13 девушек и 3 юношей в возрасте от 16 до 23 лет. Исследование проводилось в одном из техникумов Великого Новгорода.

Методика Н. Холла была проведена с целью диагностики способности понимания личностью отношений, отражаемых в эмоциях и умений управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений. Получились следующие результаты.

Тестовые показатели студентов общего уровня эмоционального интеллекта по методике Н. Холла

Рис. 1. Тестовые показатели студентов общего уровня эмоционального интеллекта по методике Н. Холла

В данном случае (Рисунок 1) прослеживается преобладание низкого общего уровня эмоционального интеллекта (76 %). Студенты с низким уровнем ЭИ слабо понимают собственные эмоции и не всегда замечают изменения своего эмоционального состояния, они редко задумываются над тем, как эмоции могут отразиться на их поведении. У них могут возникать затруднения в выражении эмоций словами. Можно заметить, что высоким уровнем ЭИ не обладает никто из всей выборки (0 %), а также намного меньше процентов в отличии от низкого уровня, студенты имеют средний уровень ЭИ (24 %).

Опросник эмоциональной эмпатии А. Мехрабиана был проведен с целью определения уровня эмпатических тенденций. Эмпатия в работе специалиста сферы услуг является одной из главных компетенций. Эмпатия позволяет анализировать и понимать эмоции других людей, предугадывать их эмоциональное состояние и поведение. По результатам проведенного опросника (Рисунок 2), мы наблюдаем похожую картину, что и в первой методике.

Тестовые показатели уровня эмоциональной эмпатии студентов по методике А. Мехрабиана

Рис. 2. Тестовые показатели уровня эмоциональной эмпатии студентов по методике А. Мехрабиана

Преобладание низких показателей уровня эмоциональной эмпатии у студентов (50 %) свидетельствует о низких навыках восприятия и понимания чужих эмоций, о неумении ставить себя на место других людей. Средний уровень эмоциональной эмпатии наблюдается у 44 % испытуемых. Такие студенты владеют основными навыками эмпатии, однако могут испытывать некоторые трудности во взаимодействии с другими людьми. Причины могут быть разными. Только один испытуемый (6 %) владеет высокой эмоциональной эмпатией, что говорит о нем, как о человеке, способном сопереживать собеседнику и умеющем считывать эмоции другого человека.

Последняя методика нашего исследования «Личностный дифференциал» Ч. Осгуда направлена на выявление представлений индивида о собственной значимости, уровне притязаний, волевой саморегуляции и развитости коммуникационных способностей в межличностных отношениях. Данные показатели важны для диагностики, потому что личность будущего специалиста сервиса, его самовосприятие, особенности эмоционально-волевой сферы и способность к активному взаимодействию с клиентами, напрямую зависят от эффективности взаимоотношений с другими людьми. Как было сказано нами ранее, эффективное взаимодействие с клиентами является одной из главных задач в культуре сервисной деятельности.

Тестовые показатели фактора «Оценка» по методике Ч. Осгуда

Рис. 3. Тестовые показатели фактора «Оценка» по методике Ч. Осгуда

По результатам диагностики фактора «Оценка» (Рисунок 3), прослеживается тенденция к средней (38 %), то есть адекватной самооценке испытуемых. Студенты с адекватной самооценкой имеют объективный взгляд на свои достоинства и недостатки, им присущ вполне реалистический подход к жизни. Такие люди удовлетворены собой и оптимистичны.

Студенты с завышенной (31 %) и высокой (31 %) самооценкой имеют тенденции к преувеличиванию своих достоинств. Возможен также момент неоправданного усиления самоуважения, утверждение своей значимости как форма вызова со стороны индивидуальности. Низкого (0 %) и очень низкого (0 %) уровня развития фактора «Оценка» не наблюдается.

Результаты исследования второго фактора «Сила» (Рисунок 4), говорят о высоких показателях. Испытуемые с высоким уровнем развития данного фактора (44 %) в основном реалистически оценивают свои волевые возможности, однако в определенной мере склонны продемонстрировать силу и уверенность своего характера. В данному случае, студенты вполне работоспособны и рассчитывают в основном на свои силы, уверены в себе и занимают независимую позицию, больше склонны к лидерству, чем к подчинению.

Тестовые показатели фактора «Сила» по методике Ч. Осгуда

Рис. 4. Тестовые показатели фактора «Сила» по методике Ч. Осгуда

У студентов с низким уровнем развития фактора «Сила» (31 %) самоконтроль не всегда оказывается достаточно эффективным, существует определенная зависимость от внешних обстоятельств, при неудачах возможен отказ от борьбы, уход или позиция примиренчества. Избегание лидерства и, по возможности, любой ответственности. Студенты с очень низким уровнем развития фактора «Сила» (19 %) могут быть заметно тревожны и астеничны, боятся любой ответственности, мало уверены в своих силах, при малейших неудачах паникуют и угнетается. Очень высокого уровня развития фактора «Сила» в данном случае не наблюдается.

По анализу результатов исследования последнего фактора «Активность» (Рисунок 5) можно сделать вывод о том, что преобладает в данном случае количество студентов со среднем уровнем развития данного фактора (37 %). Студенты со среднем уровнем развития фактора «Активность» в основном оценивает себя как в меру активного, энергичного и общительного субъекта (преобладание экстраверсии). Предпочитают занимать открытую и деятельную позицию по отношению к окружающим, могут вступать первыми в контакт, хотя в очень корректных формах, без какой-либо навязчивости.

Тестовые показатели фактора «Активность» по методике Ч. Осгуда

Рис. 5. Тестовые показатели фактора «Активность» по методике Ч. Осгуда

Студенты с высоким уровнем фактора «Активность» (25 %) легко вступают первыми в контакт, но могут оказаться навязчивыми в общении, а в делах доходить до суетливости. Охотно выступают неким активным и организующим началом в коллективе, привыкли быть в центре событий и внимания. Испытуемые с очень высоким показателем фактора «Активность» (6 %) нередко оказываются слишком навязчивыми в общении, а в делах чрезвычайно суетливыми. Подобная форма самооценки очень характерна для людей демонстративно-истероидного типа поведения, что предполагает явную переоценку своих деловых качеств.

Испытуемые с низким показателем фактора «Активность» (13 %) проявляют коммуникационные и прочие активные деятельностные качества лишь при достаточно высокой мотивации и предрасположенности ситуации. В противном случае они стараются избегать лишней суеты, шума, внимания и всего того, что понимается под активной организационной и административной деятельностью. Студенты с очень низким показателем фактора «Активность» (19 %) оценивают себя как в меру замкнутых и стремящихся к уединению людей (преобладание интроверсии), т. е. они однозначно предпочитают спокойствие и индивидуальный фронт работ, чем активную организаторскую деятельность со значительной коммуникационной нагрузкой.

Исходя из вышеизложенного, мы приходим к выводу о том, что по результатам пилотажного исследования прослеживается низкий и средний уровень показателей. Следовательно, следующим шагом нашей работы является проведение тренинга личностного роста, который мы назвали «Привет, индивидуальность!». Его целью является формирование тех социально-психологических компетенций, которые способствуют установлению эффективных взаимоотношений с клиентом и максимальное удовлетворение их потребностей, а именно: эмоциональный интеллект и эмпатия. Кроме этого, развитие личности самого специалиста сферы услуг представляется важной целью данного тренинга.

Задачи тренинга:

  1. Создание условий для развития рефлексии и самопознания, своего внутреннего мира каждого участника тренинга;
  2. Развитие навыков эффективного межличностного общения;
  3. Создание условий для развития способности безоценочного принятия эмоций других участников;
  4. Формирование умения управлять выражением своих чувств и эмоциональных реакций;
  5. Расширение знаний участников о собственных и чужих эмоциях и чувствах;
  6. Создание атмосферы открытости и доверия в тренинговой группе.

Целевая группа:молодые специалисты сферы услуг в возрасте 16–23 лет в количестве 10 человек.

Методическая базой послужили тренинги личностного роста и тренинги по формированию эмоционального интеллекта, специально разработанные психологами-практиками [1; 4; 5; 6]. Ниже представлен тематический план занятий (Таблица 1).

Таблица 1

Тематический план занятий тренинга личностного роста «Привет, индивидуальность!»

Тема занятия

Цель

Упражнения

Количество часов

«Каков я на самом деле?»

Введение участников группы в процесс социально-психологического тренинга, активизация потребности участников в самопознании

  1. Упражнение на знакомство;
  2. Правила работы;
  3. Тест на самоопределение «Каков я на самом деле?»;
  4. Упражнение «Принятие себя»;
  5. Упражнение «Эмоциональное поле»;
  6. Упражнение «Привет, индивидуальность!»;
  7. Обратная связь «Откровенно говоря…».

2

«Я — личность»

Создание условий для глубокого самораскрытия каждого участника, анализа и принятия сильных сторон собственной личности и её эмоций.

  1. Упражнение «Привет, индивидуальность!»;
  2. Упражнение «Я — реальное, я — идеальное»;
  3. Упражнение «Под микроскопом»;
  4. Упражнение «Фантом»;
  5. Упражнение «Чистый лист бумаги»;
  6. Упражнение «Точка опоры»;
  7. Обратная связь «Откровенно говоря…».

2

«Мои эмоции»

Расширение знаний участников о эмоциях и личного опыта переживания эмоций, развитие рефлексии.

  1. Упражнение «Привет, индивидуальность!»;
  2. Упражнение «Называем чувства»;
  3. Упражнение «Мое самочувствие»;
  4. Упражнение «Что во мне?»;
  5. Упражнение «Эмоция — действие»;
  6. Упражнение «Воздушный шар»;
  7. Обратная связь «Откровенно говоря…».

2

«Моя эмпатия»

Создание условий для личностного роста участников, развитие способности к осознанию и пониманию эмоций других людей.

  1. Упражнение «Привет индивидуальность!»;
  2. Упражнение «Доверяющее падение»;
  3. Упражнение «Зеркало»;
  4. Упражнение «Говорящие жесты»;
  5. Упражнение «Почувствуй меня»;
  6. Обратная связь «Откровенно говоря…»

2

«А что дальше?»

Подведение итогов, закрепление достигнутых результатов, завершение групповой работы.

  1. Упражнение «Привет индивидуальность!»;
  2. Упражнение «Мой герб»;
  3. Упражнение «Каков я на самом деле?»;
  4. Упражнение «А что дальше?»;
  5. Обратная связь «Откровенно говоря…».

2

Предполагаемые результаты тренинга:

  1. Личностный рост молодых специалистов сферы услуг;
  2. Формирование адекватной самооценки;
  3. Развитие рефлексии и самопознаний;
  4. Умение воспринимать и понимать собственные и чужие эмоции;
  5. Умение регулировать эмоциональные состояния.

Следующим этапом работы после проведения тренинга будет организация повторной диагностики и анализ эффективности разработанной нами программы.

Литература:

  1. Минуллина А. Ф., Гурьянова О. А. Тренинг личностного роста: Методическое пособие. — Казань: Издательство «Бриг», 2015. — 96 с.
  2. Опросник для диагностики способности к эмпатии А. Мехрабиана, Н. Эпштейна. — Текст: электронный // Тестотека: [сайт]. — URL: http://testoteka.narod.ru/lichn/1/03.html (дата обращения: 17.04.2023).
  3. Опросник EQ // Е. И. Ильин. Эмоции и чувства. — СПб.: Питер, 2001. — С. 633–634.
  4. Прутченков А. С. Трудное восхождение к себе. Методические разработки и сценарии занятий социально-психологических тренингов. —М.: Российское педагогическое агентство, 1995. — 140 с.
  5. Пугач, В. Ю. Программа тренинговых занятий по формированию навыков саморегуляции и снятию напряжения в стрессовых ситуациях «В ладу с самим собой» / В. Ю. Пугач. — Текст: электронный // ГБПОУ АО «Североонежское специальное учебно-воспитательное учреждение»: [сайт]. — URL: http://www.severspu.ru/dok/proekt/trening2.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
  6. Рожкова, Н. А. Программа тренинга эмоционального интеллекта / Н. А. Рожкова. — Текст: электронный // Информационно-методический центр г. Тюмени: [сайт]. — URL: https://imc72.ru/content/07082018/18.pdf (дата обращения: 17.04.2023).
  7. Сергиенко Е. А., Ветрова И. И. Тест Дж. Мэйера, П. Сэловея, Д. Карузо «Эмоциональный интеллект» (MSCEIT v. 2.0): Руководство. — М.: «Институт психологии РАН», 2010. — 176 с.
  8. Тест самооценки личности — опросник «Личностный дифференциал» (ОЛД). — Текст: электронный // ВикиЧтение: [сайт]. — URL: https://marketing.wikireading.ru/hIoVwhyFSL (дата обращения: 17.04.2023).

Ключевые слова

эмоциональный интеллект, эмпатия, личностный рост, тренинг личностного роста

Похожие статьи

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Влияние ценностно-ориентированной психотерапии на уровень самоотношения и психологического благополучия

Статья посвящена исследованию роли групповой программы ценностно-ориентированной направленности в повышении психологического благополучия и позитивного самоотношения. Исследование актуально в связи с активным внедрением ценностно-ориентированной псих...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...

Похожие статьи

Изучение сформированности коммуникативной компетентности у студентов педагогического вуза

В статье рассмотрен вопрос о значении коммуникативной компетентности в профессиональной деятельности педагога. Проанализированы результаты эмпирического исследования сформированности коммуникативных умений у студентов педагогического вуза, даны реком...

Инструменты мотивирования студенческой молодежи к успешному обучению

В статье рассматриваются проблемы повышения мотивации к обучению. Представлены результаты опроса о причинах отсутствия желания учиться и пути их решения. Описана авторская разработка методического пособия, включающего тренинги для студенческой молоде...

Прокрастинация как предиктор творческого развития обучающихся среднего звена в школе (на примере уроков технологии)

Исследована прокрастинация в трех учебных классах респондентов с целью анализа и предположения творческого развития обучающихся пятых классов в зависимости от учебной мотивации, потребностей, социальной адаптации и профессионального самоопределения. ...

Влияние ценностно-ориентированной психотерапии на уровень самоотношения и психологического благополучия

Статья посвящена исследованию роли групповой программы ценностно-ориентированной направленности в повышении психологического благополучия и позитивного самоотношения. Исследование актуально в связи с активным внедрением ценностно-ориентированной псих...

Социально-психологический тренинг как метод интерактивного обучения общению при изучении психологии

В статье анализируется эффективность использования социально-психологического тренинга как интерактивного метода обучения студентов. На основе теоретических исследований выделено понятие социально-психологического тренинга в узком и широком смысле, п...

Мотивация персонала

Основная цель представленного исследования — анализ системы мотивации персонала компании ООО «Планетавто». В работе рассматриваются теоретические основы мотивации сотрудников, а также их практическое применение в ООО «Планетавто». Раскрывается сущно...

Имидж образовательного онлайн-сервиса: структура и факторы эффективности

В центре внимания авторов находится такая проблема, как формирование имиджа крупной образовательной платформы и сохранения лояльности аудитории в рамках динамичного рынка онлайн-образования. Авторами определена структура имиджа, обозначены наиболее з...

Инновационное педагогическое сотрудничество ученика и учителя при обучении английскому языку

В работе рассматривается актуальная задача педагогического сотрудничества ученика (класса, группы) и учителя (тьютора) в процессе обучения с учетом технологического и образовательного потенциала обучения, учебной среды, в частности, школы. Методами а...

Роль самооценки в установлении межличностных отношений у студентов

В статье описан ход и результаты проведённого нами психологического исследования, направленного на выявление уровня общей самооценки среди студентов и изучение роли самооценки в установлении межличностных отношений.

Особенности взаимосвязи синдрома эмоционального выгорания и агрессивности менеджеров call-центров

В статье рассматриваются особенности формирования фаз эмоционального выгорания и уровня агрессивности менеджеров call-центров. Цель исследования: определить наличие взаимосвязи между симптомами синдрома эмоционального выгорания и агрессивностью менед...