Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Психология

Опубликовано в Молодой учёный №20 (310) май 2020 г.

Дата публикации: 12.05.2020

Статья просмотрена: 473 раза

Библиографическое описание:

Петрожитская, Д. В. Эмпирическое исследование тревожности у студентов педагогического вуза / Д. В. Петрожитская, Н. Г. Иванова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 20 (310). — С. 651-653. — URL: https://moluch.ru/archive/310/69953/ (дата обращения: 16.11.2024).



В статье представлен теоретический обзор по проблеме изучения тревожности и проведено эмпирическое исследование уровня тревожности у студентов педагогического университета.

Ключевые слова: тревожность, студент, личность.

Проблема тревожности является, вероятно, одной из самых распространенных проблем, рассматриваемых в отечественной и зарубежной психологии. Изучением проблемы тревожности занимались А. М. Прихожан, К. Шнайдер, З. Фрейд, Ю. В. Щербатых, Р. С. Немов и др.

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования позволил нам сделать вывод о том, что в научной литературе существует множество определений понятия «тревожность». Чаще всего, тревожность определяют, как устойчивую черту, проявляющуюся в повышенной склонности личности испытывать чувство тревоги. Также тревожность может проявляться как свойство темперамента.

В понимании Прихожан А. М., тревожность рассматривается как переживание эмоционального дискомфорта, связанное с ожиданием неблагополучия, с предчувствием грозящей опасности [2].

Термин «тревога» чаще всего используется для описания неприятного по своей окраске эмоционального состояния, которое характеризуется, с одной стороны, субъективными ощущениями напряжения и беспокойства, а с другой — физиологическими изменениями в организме. Такие изменения могут сопровождаться активацией нервной системы и типичными вегетативными признаками. В качестве таких признаков, например, могут выступать, учащение пульса и дыхания, повышение артериального давления, усиление потоотделения и т. д. [3].

Тревожность свойственна абсолютно всем людям без исключения. Как показывает анализ литературы, определенный уровень тревожности — обязательный компонент активной деятельности человека. У каждого человека существует оптимальный уровень тревожности, рассматриваемый в трудах авторов, как полезная тревожность. Такая тревожность помогает человеку мобилизовать силы для достижения каких-либо целей. В отличие от полезной тревожности, повышенный уровень тревожности выступает субъективным показателем неблагополучия личности, негативно сказывающийся на самооценке и особенностях эмоционально-волевой сферы человека.

Проблеме исследования тревожности посвящено немало работ. Однако все эти работы сосредоточенны вокруг изучения отдельных аспектов эмоционально-волевой сферы личности у детей дошкольного и школьного возраста. В связи с чем нами было решено провести исследование тревожности в студенческой группе, с целью описать данный факт, обогатив тем самым раздел акмеологии теоретическими и практическими выводами по изученному вопросу.

Для выявления уровня тревожности в студенческой группе нами было проведено пилотажное исследование первокурсников Красноярского государственного педагогического университета им. В. П. Астафьева. В исследовании принимали участие 20 студентов Института социально-гуманитарных технологий — направление «Специальное (дефектологическое) образование» профиль «Специальная психология в образовательной и медицинской практике». Обследование проходило в два этапа: Первый этап — апрель 2019 года, второй этап — октябрь 2019 года.

С целью диагностики тревожности в студенческой группе были использованы методики: «Шкала реактивной и личностной тревожности» Спилбергера-Ханина, «Шкала тревоги» Бека и «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация В. Г. Норакидзе).

По результатам апреля 2019 года по методике Спилбергера-Ханина в ответах 65 % студентов выявлен высокий уровень личностной тревожности, 35 % опрашиваемых показали умеренный уровень личностной тревожности. Таким образом, более половины студентов имеют высокий уровень личностной тревожности, проявляющийся в необоснованном беспокойстве.

По показателю ситуативной тревожности результаты распределились следующим образом: высокий уровень ситуативной тревожности характерен для 50 % студентов, 40 % опрашиваемых продемонстрировали умеренный уровень, низкий уровень выявлен в ответах 10 % респондентов. Данные показатели указывают на то, студентам, в большей степени свойственна ситуативная тревожность.

По методике Бека нормальную степень тревожности имеют 10 % опрошенных. У 5 % респондентов выявлена легкая степень тревожности и у 40 % — средняя. Высокая степень тревожности отмечена в ответах 45 % опрошенных.

По методике «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) результаты по шкале лжи у всех респондентов находятся в пределах нормы. В ответах 35 % испытуемых выявлен средний уровень тревожности с тенденцией к низкому, 30 % студентов имеют средний уровень с тенденцией к высокому, и 35 % респондентов имеют высокий уровень тревожности. Показатели распределились равномерно по всем уровням тревожности, обозначенным в тесте.

По результатам диагностики (в апреле 2019 г.), мы предположили, что преобладание высокого и среднего уровня тревожности у студентов первокурсников можно объяснить адаптацией к новым условиям (организация учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, приближение экзаменационной сессии и др.). Однако, результаты исследования октября 2019 года, показали следующую тенденцию: По методике Спилбергера-Ханина высокий уровень личностной тревожности выявлен у 70 % испытуемых, у 30 % респондентов отмечен умеренный уровень. Высокий уровень ситуативной тревожности выявлен для 40 % опрошенных студентов, умеренный — для 55 % (11 человек), низкий — для 5 % (1 человек).

По методике Бека высокую степень тревожности имеют 40 % респондентов, среднюю степень также имеют 40 %, 10 % студентов имеют легкую степень тревожности и 10 % опрошенных имеют нормальную степень тревожности.

Методика «Личностная шкала проявления тревоги» (Дж.Тейлор, адаптация Т. А. Немчинова) позволила нам определить, что в ответах 40 % испытуемых проявляется высокий уровень тревожности, средний уровень тревожности с тенденцией к высокому проявляется в ответах 25 % опрошенных, средний уровень с тенденцией к низкому имеют 30 %, для 5 % характерен низкий уровень тревожности.

Таким образом, в результате проведенного диагностического обследования первокурсников КГПУ мы пришли к выводу, что высокие показатели уровня тревожности сохраняются у студентов и на втором курсе обучения. Данный факт, вероятно, можно объяснить преобладающей личностной тревожностью у студентов, а также кризисами личностно-профессионального становления студентов педагогического вуза [1]. Разрешение данной проблемы и сглаживание кризисов личностно-профессионального становления видится в разработке программы сопровождения личностно-профессионального становления будущих специалистов и снижении тревожности у студентов педагогического вуза.

Литература:

  1. Иванова Н. Г. Профессиональное самосознание в контексте личностно-профессионального становления будущих психологов (коллективная монография). Актуальные психолого-педагогические, философские, экономические и юридические проблемы современного российского общества: коллективная монография / Выпуск 2. — Ульяновск: Зебра, 2017. с.75–93.
  2. Прихожан А. М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. Воронеж: НПО «МОДЕК», 2007. 304 с.
  3. Украинцева Ю. В., Берлов Д. Н., Русалова М. Н. Индивидуальные поведенческие и вегетативные проявления эмоционального стресса у человека // Журнал высшей нервной деятельности. 2006. Т. 56, № 2. С. 183–192.
Основные термины (генерируются автоматически): уровень тревожности, высокий уровень, личностная тревожность, тревожность, ситуативная тревожность, студент, педагогический вуз, умеренный уровень, полезная тревожность, студенческая группа.


Похожие статьи

Связь проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов

В статье автор пытается провести исследование и сделать выводы по поводу связи проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Исследование мотивационно-потребностной сферы обучающихся педагогического факультета (по материалам эмпирического исследования)

В статье авторы представляют результаты исследования мотивационно-потребностей сферы обучающихся педагогического факультета.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного вуза

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно с...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Выгорание студентов медицинских вузов

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследовани...

Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе

Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии учащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Похожие статьи

Связь проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов

В статье автор пытается провести исследование и сделать выводы по поводу связи проявлений учебного стресса и межличностной конфликтности у студентов.

Особенности учебно-профессиональной мотивации у студентов с высоким уровнем тревожности

В статье представлен краткий анализ научной литературы по теме исследования влияния тревожности на учебно-профессиональную деятельность и описание данных, полученных в ходе эмпирического исследования, направленного на выявление особенностей учебно-пр...

Исследование мотивационно-потребностной сферы обучающихся педагогического факультета (по материалам эмпирического исследования)

В статье авторы представляют результаты исследования мотивационно-потребностей сферы обучающихся педагогического факультета.

Исследование мотивационной среды студентов педагогического вуза

Статья посвящена исследованию детерминанты активности студентов педагогических вузов в межсессионный период. Обработка данных по посещаемости позволила выявить основные проблемы, связанные с активизацией личности и получить комплексный результат иссл...

Стратегии понимания болезни бакалаврами гуманитарного вуза

Статья посвящена раскрытию стратегии понимания бакалаврами гуманитарного ВУЗа понятий «болезнь». Проведенный в свободной форме письменный опрос показал, что у студентов, характеризующихся невротическим конфликтом, основные суждения о болезни обычно с...

Исследование эмоциональной тревожности студентов на разных этапах обучения в педагогическом вузе

В статье рассматривается проблема экзаменационной тревожности студентов на разных этапах обучения. Приводятся результаты диагностики ситуативной и личностной тревожности студентов I и III курсов Арзамасского филиала ННГУ.

Исследование учебного стресса у студентов медицинского университета

В статье представлен теоретический и эмпирический анализ материалов по исследованию учебного стресса у студентов медицинского университета в период обучения в вузе, проведен сравнительный анализ экзаменационного стресса у студентов разных курсов, выя...

Выгорание студентов медицинских вузов

В настоящее время все большее внимание уделяется процессам, связанным с психологическими аспектами в педагогике. Именно поэтому в представленной статье проведен анализ актуального вопроса выгорания студентов медицинских вузов. Методология исследовани...

Взаимосвязь профессионального самоопределения со степенью тревожности учащихся старших классов в школе

Данная статья посвящена проблеме осознанного выбора профессии учащимися старших классов в школе. Раскрывается взаимосвязь уровня тревожности и профессионального самоопределения.

Особенности работы с психической травмой у детей дошкольного возраста

В статье на основе опыта работы автор раскрывает значимость темы коррекционной работы с психотравмой на современном этапе развития общества.

Задать вопрос