Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).
Ключевые слова: ситуативная тревожность, уровень тревожности, результат диагностики, студент.
На первом этапе исследования изучался уровень тревожности студентов с помощью методик, определенных диагностическим инструментарием по показателям тревожности: тесту МИУТ Дж. Тейлора [1] и методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) [2].
Сводные результаты изучения уровня тревожности по тесту МИУТ Дж. Тейлора. По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения (табл. 1).
Таблица 1
Уровневое распределение тревожности в группе студентов
Уровень |
Количество студентов |
низкий уровень тревожности |
9 |
cредний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности |
21 |
средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности; |
7 |
высокий уровень тревожности |
16 |
очень высокого уровня тревожности |
7 |
Для наглядного представления результаты диагностики представлены на рис. 1.
Рис. 1. Распределение уровней тревожности в группе студентов (по методике измерения уровня тревожности (МИУТ), %
Как можно видеть из данных диагностики, в группе студентов выявлено с низким уровнем тревожности 15 % человек, со средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности — 35 %, со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности — 12 % человек, с высоким уровнем — 26 % и с очень высоким уровнем тревожности — 12 % человек.
Таким образом, мы можем сделать вывод о том, в исследуемой выборке есть студенты, как с высоким уровнем тревожности, так и с низким. По данному основанию можно разделить группу на две подгруппы:
В группе А определяются студенты с низкими показателями тревожности, со средними показателями (с тенденцией к низкому уровню тревожности) — 30 человек.
В группе Б определяются студенты с высокими показателями тревожности, с очень высокими и средними с тенденцией к высокому уровню тревожности — 30 человек.
На следующем этапе изучалась специфика тревожности в каждой группе студентов с помощью методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина).
По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения каждого вида тревожности в группе А и в (табл. 2) и в группе Б (табл. 3).
Таблица 2
Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе А
Показатель |
Количество студентов |
||
Низкая |
Умеренная |
Высокая |
|
Личностная тревожность |
6 |
17 |
7 |
Ситуативная тревожность |
5 |
12 |
13 |
Как можно видеть из данных табл. 2 в группе А (респонденты с низким уровнем общей тревожности) определяется превалирование умеренной личностной тревожности и высокой ситуативной тревожностью.
Таблица 3
Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе Б
Показатель |
Количество студентов |
||
Низкая |
Умеренная |
Высокая |
|
Личностная тревожность |
4 |
9 |
17 |
Ситуативная тревожность |
4 |
8 |
18 |
Как можно видеть из данных табл. 3 в группе Б (респонденты с высоким уровнем общей тревожности) определяется у большинства студентов высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.
На рис. 2 представлены сравнительные данные обеих групп.
Рис. 2. Сравнительное распределение уровневых показателей личностной и ситуативной тревожности в обеих группах студентов, %
Анализ данных обеих групп позволил выделить такую специфику тревожности студентов:
У студентов с низким уровнем тревожности определяется преимущественно умеренный уровень личностной тревожности и высокий уровень ситуативной. Такие студенты испытывают дискомфорт и тревогу в ситуациях стресса, экзамена, но тревожность не является их личностной чертой, что позволяет прогнозировать адекватные и продуктивные реакции на стресс и тревогу.
У студентов с высоким уровнем тревожности определяется высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. Такие студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Это дает основание предполагать у студентов появления состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки компетенции и престижа). Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания, нарушения пищевого поведения.
Результаты изучения уровня тревожности и специфики проявления тревожности в группах студентов позволили выявить качественные различия в двух выборках по основанию тревожных и не тревожных студентов.
Литература
- Методика измерения уровня тревожности Тейлора. — Текст: электронный // test-metod.ru: [сайт]. — URL: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/1/22-metodika-izmereniya-urovnya-trevozhnosti-tejlora (дата обращения: 22.12.2020).
- Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности. — Текст: электронный // nevrologia.info: [сайт]. — URL: https://nevrologia.info/testing/anxiety/test.pdf (дата обращения: 20.12.2020).