Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 19 июля, печатный экземпляр отправим 23 июля
Опубликовать статью

Молодой учёный

Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза

Психология
23.12.2020
1234
Поделиться
Библиографическое описание
Рыжова, Е. С. Исследование уровня и видов тревожности у студентов вуза / Е. С. Рыжова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 389-391. — URL: https://moluch.ru/archive/342/77014/.


Данная статья посвящена изучению уровней и видов тревожности студентов вуза. Выбор исследования составили студенты вуза, в количестве 60 человек, в возрасте 19–22 лет (50 % девушек, 50 % парней).

Ключевые слова: ситуативная тревожность, уровень тревожности, результат диагностики, студент.

На первом этапе исследования изучался уровень тревожности студентов с помощью методик, определенных диагностическим инструментарием по показателям тревожности: тесту МИУТ Дж. Тейлора [1] и методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина) [2].

Сводные результаты изучения уровня тревожности по тесту МИУТ Дж. Тейлора. По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения (табл. 1).

Таблица 1

Уровневое распределение тревожности в группе студентов

Уровень

Количество студентов

низкий уровень тревожности

9

cредний (с тенденцией к низкому) уровень тревожности

21

средний (с тенденцией к высокому) уровень тревожности;

7

высокий уровень тревожности

16

очень высокого уровня тревожности

7

Для наглядного представления результаты диагностики представлены на рис. 1.

Распределение уровней тревожности в группе студентов (по методике измерения уровня тревожности (МИУТ), %

Рис. 1. Распределение уровней тревожности в группе студентов (по методике измерения уровня тревожности (МИУТ), %

Как можно видеть из данных диагностики, в группе студентов выявлено с низким уровнем тревожности 15 % человек, со средним (с тенденцией к низкому) уровнем тревожности — 35 %, со средним (с тенденцией к высокому) уровнем тревожности — 12 % человек, с высоким уровнем — 26 % и с очень высоким уровнем тревожности — 12 % человек.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, в исследуемой выборке есть студенты, как с высоким уровнем тревожности, так и с низким. По данному основанию можно разделить группу на две подгруппы:

В группе А определяются студенты с низкими показателями тревожности, со средними показателями (с тенденцией к низкому уровню тревожности) — 30 человек.

В группе Б определяются студенты с высокими показателями тревожности, с очень высокими и средними с тенденцией к высокому уровню тревожности — 30 человек.

На следующем этапе изучалась специфика тревожности в каждой группе студентов с помощью методики на выявление личностной и ситуативной тревожности (Ч. Д. Спилбергер, адаптация Ю. Л. Ханина).

По результатам диагностики была составлена таблица уровневого распределения каждого вида тревожности в группе А и в (табл. 2) и в группе Б (табл. 3).

Таблица 2

Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе А

Показатель

Количество студентов

Низкая

Умеренная

Высокая

Личностная тревожность

6

17

7

Ситуативная тревожность

5

12

13

Как можно видеть из данных табл. 2 в группе А (респонденты с низким уровнем общей тревожности) определяется превалирование умеренной личностной тревожности и высокой ситуативной тревожностью.

Таблица 3

Распределение личностной и ситуативной тревожности в группе Б

Показатель

Количество студентов

Низкая

Умеренная

Высокая

Личностная тревожность

4

9

17

Ситуативная тревожность

4

8

18

Как можно видеть из данных табл. 3 в группе Б (респонденты с высоким уровнем общей тревожности) определяется у большинства студентов высокий уровень как личностной, так и ситуативной тревожности.

На рис. 2 представлены сравнительные данные обеих групп.

Сравнительное распределение уровневых показателей личностной и ситуативной тревожности в обеих группах студентов, %

Рис. 2. Сравнительное распределение уровневых показателей личностной и ситуативной тревожности в обеих группах студентов, %

Анализ данных обеих групп позволил выделить такую специфику тревожности студентов:

У студентов с низким уровнем тревожности определяется преимущественно умеренный уровень личностной тревожности и высокий уровень ситуативной. Такие студенты испытывают дискомфорт и тревогу в ситуациях стресса, экзамена, но тревожность не является их личностной чертой, что позволяет прогнозировать адекватные и продуктивные реакции на стресс и тревогу.

У студентов с высоким уровнем тревожности определяется высокий уровень как ситуативной, так и личностной тревожности. Такие студенты склонны воспринимать угрозу своей самооценке и жизнедеятельности в обширном диапазоне ситуаций и реагировать выраженным состоянием тревожности. Это дает основание предполагать у студентов появления состояния тревожности в разнообразных ситуациях (особенно, когда они касаются оценки компетенции и престижа). Очень высокая личностная тревожность может свидетельствовать о наличии невротического конфликта, который при неблагоприятных условиях способен спровоцировать эмоциональные срывы и даже психосоматические заболевания, нарушения пищевого поведения.

Результаты изучения уровня тревожности и специфики проявления тревожности в группах студентов позволили выявить качественные различия в двух выборках по основанию тревожных и не тревожных студентов.

Литература

  1. Методика измерения уровня тревожности Тейлора. — Текст: электронный // test-metod.ru: [сайт]. — URL: http://test-metod.ru/index.php/metodiki-i-testy/1/22-metodika-izmereniya-urovnya-trevozhnosti-tejlora (дата обращения: 22.12.2020).
  2. Методика Ч. Д. Спилбергера на выявление личностной и ситуативной тревожности. — Текст: электронный // nevrologia.info: [сайт]. — URL: https://nevrologia.info/testing/anxiety/test.pdf (дата обращения: 20.12.2020).
Можно быстро и просто опубликовать свою научную статью в журнале «Молодой Ученый». Сразу предоставляем препринт и справку о публикации.
Опубликовать статью
Ключевые слова
ситуативная тревожность
уровень тревожности
результат диагностики
студент
Молодой учёный №52 (342) декабрь 2020 г.
Скачать часть журнала с этой статьей(стр. 389-391):
Часть 6 (стр. 383-461)
Расположение в файле:
стр. 383стр. 389-391стр. 461

Молодой учёный