Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования
Автор: Панова Валентина Николаевна
Рубрика: Среднее профессиональное образование
Опубликовано в Образование и воспитание №1 (27) февраль 2020 г.
Дата публикации: 08.01.2020
Статья просмотрена: 9019 раз
Библиографическое описание:
Панова, В. Н. Повышение профессионального уровня педагогов как необходимое условие повышения качества образования / В. Н. Панова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2020. — № 1 (27). — С. 46-48. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/154/4788/ (дата обращения: 16.11.2024).
Профессионализм педагогов в сегодняшней системе образования играет решающую роль. Профессионализм педагога — это интегральная характеристика личности педагога, предполагающая владение им видами профессиональной деятельности и наличие у педагога сочетания профессионально важных психологических качеств, обеспечивающих эффективное решение профессиональных педагогических задач по обучению и воспитанию обучающихся. [4] От профессионализма учителя зависит и качество освоения студентами профессиональных компетенций. Поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность учителя, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире. [2]
Современный учитель является не только носителем профессиональных знаний и умений, но он ещё должен умело передать свои знания, научить студентов самостоятельно добывать необходимые знания, уметь применять различные педагогические технологии для организации качественного образовательного процесса, творчески подходить к процессу передачи знаний, уметь действовать в нестандартных ситуациях. Современный учитель должен быть инициативным, постоянно учиться, пополняя недостаток профессиональных знаний. В профессиональном стандарте так и написано: «Педагогические работники обязаны систематически повышать свой профессиональный уровень» [3]. И здесь, пожалуй, главным является желание самого педагога постоянно самообразовываться, не отставать от времени, заботиться о своём авторитете, быть в курсе всего нового. Как же добиться всего этого? Попробуем остановиться на некоторых составляющих.
Профессия преподавателя в системе СПО требует постоянного совершенствования, регулярного обновления знаний, использования современных технологий. Уровень профессионализма педагога практически полностью зависит от того, какие педагогические технологии он применяет в своей деятельности, насколько они современны и своевременны. [4] Одним из основных условий повышения профессионализма является прохождение курсов повышения квалификации. В статье 2 Закона «Об образовании в РФ» зафиксировано, что повышение квалификации — это обновление теоретических и практических знаний, совершенствование навыков специалистов (в данном случае — педагогов) в связи с постоянно повышающимися требованиями к их квалификации. Рекомендовано проходить курсы по педагогике, психологии и по профилю преподаваемых дисциплин — один раз в три года. Главная задача курсов повышения квалификации — помочь педагогам в короткие сроки ознакомиться с новшествами в педагогике, методике обучения, помочь методически грамотно строить учебный процесс и внеурочную деятельность; расширить общий кругозор педагогических работников, обменяться опытом проведения уроков и внеклассных мероприятий. Утверждение К. Д. Ушинского о том, что учитель живёт до тех пор, пока учится, сейчас актуально, как никогда.
Обязательным элементом повышения своей квалификации является изучение передового педагогического опыта через взаимопосещение уроков своих коллег. Что касается нашего учебного заведения, учителя должны посещать учебные занятия коллег по графику, составленному на заседании МО учителей-предметников два урока в месяц. Это бесценный опыт. Часто это посещение позволяет по-новому взглянуть на учебный процесс, сравнить его со своими уроками, перенять способы ведения урока и интересные методы подачи материала.
Проведение открытых уроков и открытых внеклассных мероприятий — это особый опыт педагога. Проведение таковых — попытка поделиться с коллегами опытом, показать своё мастерство, освоенные вами новые технологии. При подготовке урока преподаватель старается перерыть кучу литературы, дополнительных источников, пытаясь осмыслить сильные и слабые стороны методики преподавания своего предмета, стараясь показать лучшие достижения современной педагогики. Обращение к опыту коллег, обогащает преподавателя передовыми педагогическими решениями.
Немаловажную роль играет в жизни педагога аттестация. Это своеобразная ступенька, которая заставляет подвести итоги, исправить ошибки и наметить программу своей будущей педагогической деятельности. Стимулировать творческую инициативу, продуктивность педагогического труда — вот цель аттестации. В течении нескольких лет педагог собирает своё портфолио и, готовя документы, должен показать все свои достижения.
Успешность педагога зависит во многом от систематической профессиональной работы по самообразованию. Самообразование педагога — это один из важных направлений развития и совершенствования педагогического мастерства. Оно опирается на имеющиеся знания педагога и индивидуальные особенности интеллектуальной деятельности. Опыт работы над собой в плане самосовершенствования составляет предпосылку профессионального самовоспитания, которое предполагает сознательную работу по развитию своей личности как профессионала: адаптация своих индивидуально неповторимых особенностей к требованиям педагогической деятельности, постоянное повышение профессиональной компетентности и непрерывное развитие социально-нравственных и других свойств личности. [1] Как можно достичь этого? Преподаватель может изучать и внедрять новые педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения, периодически проводить анализ своей профессиональной деятельности, совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.
Конференции, вебинары, семинары, круглые столы, мастер-классы, конкурсы профессионального мастерства (по профилю преподаваемых дисциплин, методические и педагогические) расширяют кругозор преподавателя. А если преподаватель ориентирован на профессиональный рост, он будет пытаться заявить о себе широкой общественности. Он будет делиться своими достижениями и распространять опыт своей работы, активно выступая на очных и заочных мероприятиях, показывая результаты своей работы с учениками. Участвуя в конкурсах профессионального мастерства, учитель демонстрирует определенную смелость и профессиональные умения. Накопленный опыт педагога участия в подобных мероприятиях помогает ему чувствовать себя увереннее, повысить свой профессиональный статус, получить признание у своих коллег. Участие в конкурсе — лакмусовая бумажка, взгляд на свою деятельность со стороны. Каждый учитель на таких конкурсах пытается доказать, что он относится к той группе современных учителей, которые используют современные образовательные технологии, обобщают и распространяют собственный педагогический опыт, проводят открытые уроки и мероприятия, участвуют в круглых столах, тем самым повышают свою квалификацию и совершенствуют мастерство.
Участие в конкурсе — большая эмоциональная нагрузка и огромное физическое напряжение. Это можно понять, только участвуя в конкурсе. Но это стоит того. Я, например, ежегодно стараюсь принимать участие в очных и заочных конкурсах, конференциях, Всероссийских педагогических чтениях. Атмосфера единения, взаимной помощи и поддержки единомышленников вселяют уверенность и заставляют идти вперед.
В типовом Положении о предметно-цикловой комиссии записано, что одной из целей её работы является «совершенствование методического мастерства, систематическое пополнение профессиональных, психолого-педагогических знаний преподавателей…». На заседаниях ПЦК, которые обычно проводятся один раз в месяц, рассматриваются общие вопросы с коллегами, готовятся и заслушиваются доклады на актуальные профессиональные темы, обсуждаются открытые уроки и мероприятия. Обсуждая эти вопросы, педагоги вместе ищут пути повышения качества обучения, повышают свой профессиональный уровень.
Развитие профессионализма педагога — постоянный во времени процесс овладения профессией. И, если мы неравнодушны к своей профессии, способны реагировать на любые изменения образовательного процесса, если готовы работать творчески, делиться своим опытом, самообразовываться, успех нам обеспечен.
Литература:
- Сластенин, В. А. Учителю о педагогической технике / В. А. Сластенин. — Казань, 1993. — 98
- Панфилова О. И. Повышение профессиональной компетенции педагогов в области воспитания в процессе педагогической деятельности // Молодой ученый. — 2016. — № 15. — С. 488–491. — URL https://moluch.ru/archive/119/33107/ (дата обращения: 05.01.2020).
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ
- Лапшова А. В. Критерии и показатели профессионализма педагога в системе дополнительного образования. — URL https://cyberleninka.ru/article/n/17737855