Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения
Автор: Безменова Кристина Ивановна
Рубрика: 3. Система образования
Опубликовано в
VIII международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, июнь 2016)
Дата публикации: 03.06.2016
Статья просмотрена: 1584 раза
Библиографическое описание:
Безменова, К. И. Технология формирования профессиональной мобильности педагога дошкольного образовательного учреждения / К. И. Безменова. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы VIII Междунар. науч. конф. (г. Москва, июнь 2016 г.). — Москва : Буки-Веди, 2016. — С. 26-28. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/191/10582/ (дата обращения: 22.12.2024).
В «Профессиональном стандарте» педагога, вступившем в действие с 1 января 2015 года, указано, что «педагог — ключевая фигура реформирования образования» [8]. Характеристиками деятельности профессионала-педагога, в соответствии со Стандартом, являются: «готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений. Стандарт призван содействовать вовлечению педагогов в решении задачи повышения качества образования, обеспечить координированный рост свободы выбора и ответственности педагога за результаты своего труда и мотивировать педагога на постоянное повышение квалификации» [8].
Опираясь на результаты исследования Л. А. Амировой, мы выделяем три уровня развития профессиональной мобильности педагога [1, с. 31]:
‒ первый уровень — базовый или жизнеориентированный, отражает интегративность формируемого качества и включает в себя активность, готовность, креативность и адаптивность. Другими словами, этот уровень включает в себя допрофессиональную мобильность, формируемую в процессе обучения в вузе;
‒ второй уровень — деятельностный или мастерство. Компоненты:
‒ профессиональная компетентность как готовность к профессиональной деятельности;
‒ профессиональная гибкость;
‒ профессиональная адаптация;
‒ профессиональная деловитость;
‒ профессиональное новаторство.
Совокупность названных компонентов определяет общепрофессиональную мобильность.
‒ третий уровень — уровень профессиональной педагогической деятельности (компетентностный).
Составляющие: педагогическая компетентность, педагогическая гибкость, педагогическая деловитость, педагогическое новаторство.
Среди проблем, которые возникают при изучении профессиональной мобильности педагогов дошкольных образовательных учреждений, нам кажется, необходимо исследовать те их них, которые связаны с:
‒ конкретизацией научного представления о профессиональной деятельности воспитателей дошкольных образовательных учреждений;
‒ с определением педагогических условий, влияющих на становление профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации;
‒ с разработкой модели её формирования;
‒ с определением его содержания, форм и методов, обеспечивающих развитие ее компонентов.
Источником этих проблем в педагогической практике является противоречие между возрастающей потребностью общества в профессионально мобильных воспитателях дошкольных образовательных учреждений и недостаточной представленностью в педагогической науке теоретических оснований для разработки модели и технологии формирования такой мобильности.
Данную проблему, считает О. Г. Чеховских, «следует рассматривать с позиций теории и практики. В теоретическом плане это проблема разработки модели формирования профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений. В практическом плане — определение педагогических условий, обеспечивающих развитие профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации» [8, с. 5].
Для того, чтобы самореализоваться в педагогической профессии и ощущать себя наиболее комфортно в современном социуме, педагогу дошкольного образования необходимо приспосабливаться к изменяющимся условиям работы. Педагог должен быть готовым и к дальнейшим возможным изменениям в социально-профессиональной области.
Профессиональная мобильность воспитателя дошкольного учреждения становится необходимым условием, обеспечивающим ему возможность быстро адаптироваться к изменению содержания профессиональной деятельности. Насущность поиска способов формирования профессиональной мобильности у воспитателей дошкольных образовательных учреждений делает данную проблему одной из значимых.
За основу разработки модели профессиональной мобильности педагогов дошкольного образования, по нашему мнению, должна быть взята идея О. Г. Чеховских, «вертикального (повышение профессионального уровня, выражающееся в переходе из одной квалификационной категории в другую, более высокую, или в переходе с должности воспитателя на административную должность) и горизонтального (освоение смежных педагогических специальностей в системе дошкольного образования или переход в другое дошкольное образовательное учреждения) профессионального развития» [9, с. 6].
Так, педагогическими условиями, которые должны обеспечить успешную реализацию технологии формирования профессиональной мобильности педагогов ДОУ, должны стать:
‒ содержание системы повышения квалификации, которое разрабатывается в соответствии с ФГОС ДО, региональными и локальными требованиями к развитию системы ДО, в целом, и потребностями педагога ДОУ;
‒ контроль, который позволяет оценить базовые возможности педагогов в процессе повышения квалификации;
‒ становление мотивационной сферы, способствующей эффективному развитию у педагога ДОУ профессионального интереса к собственному самообразованию;
‒ наличие у педагога дошкольного образования индивидуальной линии профессионального развития;
‒ использование активных и современных методов и форм повышения профессиональной квалификации.
Дошкольное образовательное учреждение в свете современных требований ФГОС ДО должно создавать педагогу необходимые условия для его интеллектуального, творческого и нравственного развития. Эта задача лежит в основе технологии формирования педагогической мобильности.
Такая технология, по мнению В. А. Беликова, представляет собой «способ реализации педагогической мобильности, предусмотренного современными требованиями и стандартами к педагогу ДОУ. Данный способ представляет собой систему форм, методов и средств, который обеспечивает наиболее эффективное достижение поставленных целей» [2, с. 38].
В сфере профессиональной педагогической деятельности сегодня существует противоречие между растущим объемом актуальной научной и психолого-педагогической информации и устаревшими способами ее переработки, хранения и передачи.
Анализ современной психолого-педагогической литературы позволил нам предположить, что эффективному развитию профессиональных компетенций будущего педагога дошкольного образования будут способствовать следующие условия:
‒ организация процесса профессиональной подготовки с учетом всех компетенций и обеспечение доступа к образовательным ресурсам;
‒ содействие профессиональному самоопределению студентов в образовательном процессе колледжа;
‒ осуществление контекстного обучения будущих педагогов дошкольного образования.
Отсюда возникает необходимость внедрения таких образовательных технологий, в основе которых лежали бы личностно-деятельностный подход, критическое мышление, умение видеть и анализировать проблемы, принимать решения, сотрудничать в педагогическом коллективе.
Востребованное в современном обществе универсальное содержание профессиональной подготовки педагога ДОУ ставит задачу формирования педагогической мобильности как способности к вариативному изменению хода и содержания педагогической деятельности, позволяющей гибко преодолевать затруднения и штампы в педагогических ситуациях.
Для качественного формирования компетентности будущего педагога дошкольного образования необходимы базовые знания, умения, способности, которые будут совершенствоваться в процессе самообразования. Воспитатель должен быть компетентным в вопросах организации и содержания деятельности по следующим направлениям: образовательной; методической; социально-педагогической.
Таким образом, проблема педагогической мобильности на сегодняшний день решена не до конца. Это подтверждается тем обстоятельством, что интерес к данной проблеме не угасает, ежегодно проводятся различные исследования в данной области, защищаются диссертации и пишутся научные труды, проводятся научно-практические конференции. Проведенный нами анализ научной литературы по проблеме исследования показывает, что выделенные нами педагогические условия формирования педагогической мобильности хоть и являются достаточными, но не являются исчерпывающими, так как на формирование педагогической мобильности могут влиять и другие личностные характеристики, которые проявляются при становлении педагога во время его педагогической деятельности.
Литература:
- Амирова, Л. А. Развитие качеств мобильной личности на этапе допрофессиональной социализации: Монография / Л. А. Амирова, А. Ф. Амиров. — Уфа: Вагант, 2011. — 194 с.
- Беликов, В. А. Философия образования личности: Деятельностный аспект: Монография / В. А. Беликов. — М.: Владос, 2004. — 357 с.
- Богданова, Т. Д. Изменение профессиональной позиции воспитателей дошкольных образовательных учреждений в условиях повышения квалификации: автореф. дис. … канд. пед. наук: 13.00.08 / Т. Д. Богданова. — Барнаул. 2002. — 20 с.
- Игошев, Б. М. Организационно-педагогическая система подготовки профессионально мобильных специалистов в педагогическом университете: Монография / Б. М. Игошев. — М.: ВЛАДОС, 2008. — 201 с.
- Маркова, В. В. Развитие профессиональной рефлексии у будущих педагогов дошкольного образования в процессе подготовки в вузе / В. В. Маркова, Г. Р. Мансурова, Н. Н. Шмараева // Детский сад от А доЯ. — 2009. — № 6. — С. 135–146.
6. Маркова, В. В. Формирование потребностно-мотивационной сферы будущего специалиста системы дошкольного образования в процессе профессиональной подготовки / В. В. Маркова // Научные ведомости. — Белгород, 2002. — 2(17). — С. 161–170.
7. Никитина, Е. А. К вопросу о мобильности будущего педагога / Е. А. Никитина // Проблемы современного образования // Вестник ИГЛУ. Сер. Педагогика и психология / Под ред. О. А. Лапиной, Л. А. Ивановой. — Иркутск: ИГЛУ, 2005. — С. 41–44.
8. Профессиональный стандарт. Педагог (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании): Утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации от 18 октября 2013 г. № 544н, г. Москва: URL: http://www.rg.ru/2013/12/18/pedag0g-d0k.html (дата обращения 07.05.2016).
- Чеховских, О. Г. Формирование профессиональной мобильности воспитателей дошкольных образовательных учреждений в процессе повышения квалификации: АКД дис… канд. пед. наук / О. Г. Чеховских. — Самара, 2013. — 27 с.