Закон «Об образовании в Российской Федерации» актуализирует инновационную деятельность в целях обеспечения модернизации системы образования [9, с.23].
Инновационная деятельность ориентирована не только на совершенствование учебно-методического, организационного, правового, финансово-экономического, материально-технического, но и, в первую очередь, на совершенствование научно-педагогического и кадрового обеспечения системы образования [9, с.23].
Принцип инновационности обеспечивает высокий уровень подготовки профессиональных кадров, стимулирует внедрение новых педагогических технологий, качественно меняет отношение педагога к процессу обучения и самообучения.
Таким образом, мобильность специалистов, выражающаяся в готовности к постоянно меняющимся социально-экономическим условиям и оперативному реагированию на них, является одной из главных составляющих модернизации образования.
Именно поэтому интерес к проблеме мобильности со стороны педагогической науки в последние годы значительно возрос.
Анализ работ по обсуждаемой проблеме показал, что в педагогических исследованиях феномена профессиональной мобильности отчетливо просматривается тенденция двух направлений — это исследование профессиональной мобильности обучаемого и исследование профессиональной мобильности педагога.
Большая часть исследований относится к первому направлению. Это работы А. И. Архангельского, Б. М. Игошева, Э. А. Морылевой, Е. Г. Неделько, Н. В. Сидоровой и др.
Актуальность исследования второго направления обусловлена тем, что, не смотря на большое количество научных работ по мобильности, сущность профессиональной мобильности педагога, являющейся необходимым условием модернизации всей системы образования, недостаточно изучена.
В данной статье мы обратимся к феномену «профессиональная мобильность педагога», рассмотрим различные подходы к исследованию профессиональной мобильности, к определению ее сущности и психолого-педагогическим характеристикам мобильной личности.
Современное понятие «профессиональная мобильность» достаточно емкое и неоднозначное. Как целостное явление, профессиональная мобильность, имеет сложную структуру и может рассматриваться с позиции социологии, педагогики и психологии.
Анализ энциклопедической, педагогической, социальной и психологической литературы показывает, что понятие «мобильности» трактуется в различных научных источниках сообразно разным историческим периодам.
«Профессиональная мобильность» в современной научной литературе возникла в первой половине ХХ столетия, в начале, как чисто социологическое, а затем только как социально-педагогическое понятие.
Термин «социальная мобильность» был введен в научный оборот русским социологом П. А. Сорокиным в 20-е гг., на что ссылаются все современные публикации.
Автор рассматривал понятие достаточно широко, — как «любой переход индивида или социального объекта (ценности), т. е. всего того, что создано или модифицировано человеческой деятельностью, из одной социальной позиции в другую» [2, с.373]. Он подразделил социальную мобильность на виды: вертикальную и горизонтальную.
Вертикальная социальная мобильность — это перемещение индивида или группы в системе социальной иерархии, включая изменение социального статуса (бывает восходящей и нисходящей). Горизонтальная социальная мобильность связана с перемещением индивида или группы в социальной структуре без изменения социального статуса (смена гражданства, профессии, места жительства или работы) [4, с.31].
Понятием «социальная мобильность» вслед за П. А. Сорокиным в своих работах пользовались многие философы и социологи, как отечественные (Ю. В. Арутюнян, Т. И. Заславская, Ю. А. Карпова, И. Л. Смирнова, М. Н. Руткевич, Ф. Р. Филлипов и др.), так и зарубежные (П. Блау, Ф. Гато, Д. Глас, С. Липсет, Р. Бендикс, Р. Хаузер и др.).
Впервые понятия «социальная мобильность» и «профессиональная мобильность» были разделены в 80-е гг. XX в. Так, в «Кратком философском словаре» понятие «социальная мобильность» определяется как перемещение людей из одного социального слоя в другой или смена занятий в пределах одного и того же социального слоя. А «профессиональная мобильность» — как изменение группой лиц или индивидом одной профессии на другую [4, с.31].
Такие исследователи, как И. В. Удалова и Е. Д. Гражданников считали, что «профессиональная мобильность» является своеобразным вектором «социальной мобильности» и ввели в оборот категорию «социально-профессиональной мобильности», под которой понимали смену профессии, сопровождаемую изменением социального статуса.
Следует отметить, что на сегодняшний день, не смотря на то, что существует огромное количество видов мобильности (социальная, профессиональная, социально-профессиональная, культурная, академическая, отраслевая, квалификационная и др.), все эти виды берут свое начало у истоков социальной мобильности.
Так, Б. М. Игошев охарактеризовал этот процесс следующим образом: по мере изучения социальных перемещений и изменений представления о мобильности в обществе постепенно расширяются и углубляются, а само понятие социальной мобильности наполняется новым содержанием.
В педагогическом аспекте профессиональную мобильность такие исследователи, как В. А. Мищенко, рассматривают в качестве специализированной психолого-педагогической подготовки учащегося в период обучения в профессиональных образовательных учреждениях квозможной смене профессии или специальностей внутри одной профессии в процессе будущей трудовой деятельности [6, с.78].
В качестве способа и готовности личности достаточно быстро и успешно овладевать новой техникой и технологией, приобретать недостающие знания и умения, обеспечивающие эффективность новой профессиональной деятельности, «профессиональную мобильность» определяет С. В. Нужнова [7, с. 1].
Такое же определение профессиональной мобильности предлагает и Педагогический словарь [8, с.467].
Рассматривая профессиональную мобильность с позиции социологии и педагогики, можно сказать, что это, прежде всего, процесс.
В свою очередь, впсихологии «профессиональная мобильность» рассматривается, главным образом, как качество личности.
Исследователь В. А. Мищенко отмечает, что «это качество в определенной степени присуще различным лицам в разной степени изначально, и, в то же время, оно может быть сформировано в процессе социализации» [6, с.78].
По мнению, Е. И. Огарева, социально мобильным считается тот индивид, который обладает гибкостью, способностью к изменениям, умеющий оперативно реагировать на вызов времени [4, с.31].
Е. И. Огарев рассматривает «профессиональную мобильность» в двух разных аспектах: 1) как горизонтальные и вертикальные перемещения индивида в социально-профессиональной структуре общества, связанные с изменениями его образовательного статуса и 2) как личностное качество, приобретенное в процессе учебной деятельности (способность легко и быстро осваивать все новое и находить адекватные способы разрешения неожиданных проблем и выполнение нестандартных задач).
В начале XXI века в исследованиях феномена мобильности педагогов, прослеживается прямая связь между образованием и мобильностью. Так, например, Ю. К. Калиновский, считает, что, чем образованнее человек, тем он мобильнее. По мнению автора, социально-профессиональная мобильность — это интегративное качество личности, определяющее ее способность быстро менять свой статус или положение в социальной, культурной, профессиональной среде под влиянием меняющихся природных, культурных, социальных ситуаций и обстоятельств ее деятельности [5, с.21].
Профессиональная мобильность начинает рассматриваться как составляющая профессионализма современного специалиста (Н. В. Василенко).
Мобильность связывают с профессионально значимыми качествами: компетентностью и профессионализмом (Е. Л. Шарова).
С нашей точки зрения, более целостное определение предложено Л. Н. Горюновой, которая полагает, что понятие профессиональной мобильности включает в себя триединый комплекс составляющих:
‒ качество личности, обеспечивающее внутренний механизм развития человека через сформированность ключевых, общепрофессиональных компетентностей;
‒ деятельность человека, детерминированная меняющими среду событиями, результатом которой выступает самореализация человека в профессии и жизни;
‒ процесс преобразования человеком самого себя и окружающей его профессиональной и жизненной среды [3, с.116].
В соответствии с таким пониманием профессиональной мобильности Л. В. Горюнова выделяет следующие основные ее составляющие:
‒ совокупность компетенций, обеспечивающих профессиональную мобильность педагога, в их числе ключевые компетенции: здоровьесбережения, гражданственности, социального взаимодействия, общения, информационно-технологическая и общепрофессиональные компетенции: педагогического взаимодействия, организационная, проективная;
‒ готовность к переменам как синтез устойчивости и «реактивной» адаптации;
‒ активность как способность к преобразованию педагогической деятельности и себя в ней [1].
На наш взгляд, такое определение охватывает почти все аспекты профессиональной мобильности, ее сущности.
Итак, проведя анализ научной литературы в области исследуемого феномена, под определением «профессиональная мобильность» мы будем понимать интегральное качество личности, обеспечивающее готовность личности быстро модифицировать свою деятельность при постоянно изменяющихся условиях внешней среды, а также процесс, направленный на преобразование человеком самого себя и окружающей профессиональной среды.
В настоящее время формирование мобильности рассматривается с позиции компетентностного подхода. В определении сущности профессиональной мобильности, ее структурных компонентов большое значение имеет трактовка субъекта деятельности, предложенная Б. Ф. Ломовым (рис.1):
Рис. 1. Б. В. Ломов. Трактовка субъекта деятельности
Таким образом, данные структурные характеристики субъекта деятельности позволяют выделить и структурные компоненты профессиональной мобильности: психологическая готовность; мотивационная установка; креативность, как проявление чувствительности к неопределенности ситуаций; интеллектуальная лабильность (гибкость); активность, выполняющая функцию преодоления нормативно заданной деятельности; волевая направленность; рефлексия, являющаяся условием глубокого осознания и критического анализа; индивидуальный стиль деятельности; самоконтроль; саморегуляция; самостоятельность; ответственность; интеракция (социальное взаимодействие субъектов инновационной деятельности); социальная перцепция (восприятие, понимание и оценка социальной ситуации, обусловленной инновационными процессами); коммуникабельность (способность эффективно взаимодействовать в процессе совместной инновационной деятельности с целью реализации своих мотивов и удовлетворения потребностей); включенность в профессиональную деятельность на основе использования потенциала внешней среды, предполагающая принцип целостности и открытости.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, что мобильность педагога, являющаяся необходимым условием модернизации всей системы образования, рассматривается учеными широко. Одни исследователи понимают ее как процесс, другие — как качество личности, третьи — как интегративное свойство, обеспечивающее формирование необходимых компетенций специалиста. В свою очередь, определение сущности феномена «профессиональная мобильность педагога», ее психолого-педагогических характеристик, а также ее структурных компонентов позволяют говорить о возможности целенаправленного формирования и развития профессиональной мобильности педагога как индивидуального качества человека.
Литература:
- Библиотека авторефератов и диссертаций по педагогике [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://nauka-pedagogika.com/pedagogika-13–00–08/dissertaciya-professionalnaya-mobilnost-spetsialista-kak-problema-razvivayuschegosya-obrazovaniya-rossii#ixzz4WXMYV4Fv
- Горюнова Л. В. Профессиональная мобильность специалиста как проблема развивающегося образования России: автореф. дис. …д-ра пед. наук. Ростов н/Д, 2006.
- Горюнова Л. В. Научно-педагогические проблемы развития профессиональной мобильности специалиста / Л. В. Горюнова. — Ростов-на-Дону, 2005.-137с.
- Зеер Э. Ф. Многозначность феномена «мобильность» в профессиональном образовании / Социально-профессиональная мобильность в XXI в. Сборник материалов и докладов Международной конференции (Екатеринбург, 29–30 мая 2014г), Екатеринбург, РГППУ, 2014,т с30–36.
- Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрогога в контексте социокультурной образовательной политики региона / Ю. И. Калиновский.дисс на соиск.уч.степ.д.п.н.-СПб., 1999
- Мищенко В. А.. К трактовке понятия «профессиональная мобильность» в современной научной литературе / Сибирский педагогический журнал. ВАК. Выпуск 15/2008, с.75–81
- Нужнова, С. В. Сущность и структура понятия профессиональной мобильности в современном обществе [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.rusnauka.com/Pedagog/185.html
- Педагогический словарь –М., АПН, 1980.-Т.1.-774с.
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»/Москва, 2014. 134с.