Правильно говорят, что, если человек талантлив, то талант у него многогранен. Однако он должен еще суметь развить в себе все эти дарования, отшлифовать свои способности и правильно воспользоваться ими с пользой для себя и для людей, но удается это далеко не всем и уж во всяком случае, не сразу.
Али Апшерони
В последнее время во многих странах большое внимание обращено к проблеме одаренности детей, в связи с этим актуальной является проблема выявления возможностей ребенка или его одаренности.
Анализ проблемы одаренности во многом будет предопределяться тем содержанием, которое мы будем вкладывать в это понятие.
По мнению Б. М. Теплова одаренность — это качественно-своеобразное сочетание способностей, от которого зависит возможность достижения большего или меньшего успеха в выполнении определенной деятельности. Это значит, что одаренность обеспечивает не успех в какой-либо деятельности, а только возможность достижения этого успеха [3].
Психологический словарь дает иное определение: «Одаренность — наличие у человека хороших задатков к развитию способностей, позволяющих ему быстро развивать у себя эти способности, успешно осваивать и справляться с различными видами деятельности».
Как отмечают авторы статьи «Определения одаренности» в настоящее время не существует четких определений одаренности. Разработка методов определения способностей и одаренности была начата в рамках психометрии, направленной на оценку индивидуальных различий и личностных особенностей. Многое здесь основывалось на допущении, что каждый индивид обладает определенными способностями, психологическими свойствами и личностными чертами. Целью психометрии была разработка надежных инструментов для измерения степени развития тех или иных индивидуальных свойств или способностей. Исследование Термина (1956) привело к тому, что интеллект стал рассматриваться как главный показатель одаренности. Как справедливо отметила Галлахер (1966), в течение многих лет высокий интеллект, установленный с помощью стандартизированных тестов, служил, по сути, рабочим определением «одаренности» [4].
При толковании понятия «одаренность», мы затрагивали такие понятия как «задатки», «способности». Многие авторы также дают разные определения данных понятий.
Способности — это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность деятельности [1].
Способности не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, умениям, навыкам. Они обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приемами деятельности.
Одаренность определяется обладанием большими способностями. Иногда способности считают врожденными, «данными от природы». Однако научный анализ показывает, что врожденными могут быть лишь задатки, а способности являются результатом развития задатков.
Задатки — это врожденные анатомо-физиологические особенности мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональные особенности организма человека, составляющие природную основу развития его способностей.
Различными задатками от природы наделены люди, именно задатки лежат в основе развития способностей. Задатки вовремя не развитые исчезают. Все мы знаем случаи, что дети, попав в логово зверей и не получив, там возможности развивать свои задатки, навсегда теряли их.
Какими бы задатками не обладал человек, он никогда не станет талантливым художником, музыкантом, хореографом, ученым, если он не будет много и упорно заниматься соответствующей деятельностью.
На основе одних и тех же задатков могут развиваться неодинаковые способности, в зависимости опять-таки от характера требований деятельности, которой занимается человек, а так же от условий жизни и особенно воспитания. Таким образом, можно отметить, что задатки многозначны.
В соответствии с задатками и способностями человека определяется его одаренность. Различают общую одаренность и одаренность специальную. Общая одаренность человека является его способностью к обучению, специальная — характеризует высокую степень уникальных способностей, таких как гениальность и талант.
Талант представляет собой способность к достижению наивысших успехов в деятельности.
Гениальностью с точки зрения психологии принято считать способность человека к созданию чего-то принципиально нового.
Для гениальности характерны следующие особенности:
− осознание человеком своих задатков и способностей;
− незаурядность личности;
− проникновение способности в характер.
Основными показателями одаренности считаются легкость и быстрота усвоения материала, время проявления, широта переноса, а также сопоставимость условий с результатами [2].
Дети, которые склонные к высоким достижениям, могут не демонстрировать их сразу, но зато иметь высокий потенциал к ним в любой из следующих областей (в одной или в сочетании): конкретные академические способности, общие интеллектуальные способности, творческое или продуктивное мышление, лидерские способности, художественные способности.
Углубленные исследования последующих лет привели к тому, что уже признанные виды одаренности стали рассматриваться дифференцированно. Это проявилось в возникновении новых концепций интеллектуальной и творческой одаренности. Одной из получивших признание является теория множественности видов интеллекта Хаварда Гарднера.
Сопоставление видов интеллекта по Гарднеру и известных видов одаренности показывает, что они почти совпадают.
- Художественная одаренность— способность продуцировать, выдвигать новые идеи, изобретать, также способность блестяще исполнять, использовать то, что уже создано. Этот вид одаренности поддерживается и развивается во многих специальных заведениях дополнительного образования — кружках, школах, студиях. Он подразумевает высокие достижения в области художественного творчества и исполнительского мастерства в музыке, живописи, скульптуре, актерские способности и многое другое.
- Общая интеллектуальная иакадемическая одаренность.Дети с общей интеллектуальной одаренностью быстро овладевают основополагающими понятиями, легко запоминают и сохраняют информацию. Высокоразвитые способности переработки информации позволяют им преуспевать во многих областях знаний. Несколько иной характер имеет академическая одаренность, которая проявляется в успешности обучения отдельным учебным предметам и является более частной. Эти дети могут показывать высокие результаты по легкости, глубине, быстроте продвижения — в математике или иностранном языке, физике или биологии и иногда иметь неважную успеваемость по другим предметам, которые воспринимаются ими не так легко. Выраженная избирательность устремлений в относительно узкой области создает свои проблемы в школе и семье.
- Творческая одаренность. До сих пор продолжаются споры о необходимости выделения этого вида одаренности. Целесообразность выделения творческой одаренности как отдельного вида определяется тем, что стандартные учебные программы и учебный процесс дают много возможностей для ее проявления и развития.
Исследования показывают, что дети с творческой направленностью нередко обладают рядом поведенческих характеристик, которые вызывают не только положительные эмоции в окружающих людях:
− отсутствие внимания к условностям и авторитетам;
− большая независимость в суждениях;
− тонкое чувство юмора;
− отсутствие внимания к порядку и «должной» организации работы;
− яркий темперамент.
- Социальная одаренность. Одно из определений социальной одаренности гласит, что это исключительная способность устанавливать зрелые, конструктивные взаимоотношения с другими людьми. Такое определение просуществовало недолго, так как очевиден комплексный характер этой способности.
Социальная одаренность выступает как предпосылка высокой успешности в нескольких областях. Она предполагает наличие способности понимания, любить, сопереживать, ладить с другими людьми [2].
Выделение многих видов одаренности служит важной целью — привлечь внимание к более широкому спектру способностей, которые должны получить признание и возможности для развития.
Из приведенного анализа взглядов ученых на проблему одаренности ребенка, можно сделать вывод, что данный феномен — это не столько дар природы, сколько целенаправленный процесс развития определенных задатков, способностей, качеств личности, которые могут быть скрыты у отдельных людей, которые необходимо развернуть, раскрыть через создание благоприятной среды и включения в деятельность.
При этом темп развития каждого ребенка индивидуален, в этом процессе могут быть скачки и замедления, однако в каждом возрастном периоде существуют свои преимущества и своеобразие.
Таким образом, многозначность терминов «одаренность» указывает на многоаспектность целостного подхода к проблеме одаренности.
В нашей статье мы будем опираться на понятие, предложенное Немовым Р. С.: «Одаренность — наличие у человека хорошо выраженных задатков к развитию способностей, позволяющих ему успешно осваивать и справляться с видами деятельности, связанными с соответствующими способностями», так как считаем, что оно наиболее полно и точно передает содержание этого понятия.
Литература:
- Андреев В. И., «Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности. Основы педагогики творчества», Казань, 2007.
- Лейтес Н. С. Возрастная одаренность и индивидуальные различия: избранные труды. — М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003.
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России. Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции / Науч. ред. Н. Ю. Синягина, Н. В. Зайцева. — М.: Арманов-центр, 2010.
- Опыт работы с одаренными детьми в современной России: материалы Всероссийской научно-практической конференции. Москва, 6–8 февраля 2003 года/ Научный редактор Л. П. Дуганова