К вопросу о развитии физических способностей младших школьников
Авторы: Кизиляева Екатерина Юрьевна, Барышникова Татьяна Владимировна, Безбородов Николай Иванович
Рубрика: 5. Педагогика общеобразовательной школы
Опубликовано в
II международная научная конференция «Педагогическое мастерство» (Москва, декабрь 2012)
Статья просмотрена: 1463 раза
Библиографическое описание:
Кизиляева, Е. Ю. К вопросу о развитии физических способностей младших школьников / Е. Ю. Кизиляева, Т. В. Барышникова, Н. И. Безбородов. — Текст : непосредственный // Педагогическое мастерство : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Москва, декабрь 2012 г.). — Москва : Буки-Веди, 2012. — С. 113-115. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/65/3187/ (дата обращения: 16.12.2024).
В последнее десятилетие катастрофически уменьшается доля здоровых детей. Это обусловлено усилением воздействия на организм неблагоприятных факторов – загрязнения окружающей среды, нерационального питания, различных стрессов в том числе чрезмерной учебной нагрузкой, предлагаемой школьникам на общеобразовательных предметах. Согласно нашим исследованиям за время обучения в школе число здоровых учащихся сокращается в пять раз. За последние годы более чем в два раза увеличилось число хронически больных детей. У школьников появляются такие заболевания, как нарушение осанки. Гипокинезия, гиподинамия ведут к ожирению и заболеваниям, связанным с ним. Характерны для школьников больших городов заболевания органов зрения, аллергия, расстройства нервной системы по типу неврозов. [3] Разнообразные движения, служат хорошим активным отдыхом для школьников после умственной работы во время учебы в школе и приготовления домашних заданий. На наш взгляд, три урока физической культуры в неделю не могут полностью восполнить дефицит двигательной активности детей, которые практически постоянно находятся в закрытых помещениях. В связи с чем, следует изменить ориентацию учащихся на здоровье и здоровый образ жизни. В настоящее время решение этой проблемы - задача общеобразовательных школ. Поиск наиболее эффективных путей формирования здорового образа жизни школьников являются ведущими задачами педагогической науки и практики. Следовательно, одним из основных направлений в развитии науки о физическом воспитании детей признано физическое воспитание, направленное на оздоровление учащихся, привлечение их к систематическим занятиям физической культурой и спортом, к здоровому образу жизни и всестороннему развитию личности на основе овладения учащимися личной физической культуры. Реализация данной цели связана с решением ряда задач: укрепление здоровья школьников посредством развития физических способностей и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма; совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта; формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности; развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга и т.д.
Для повышения интереса к игровой деятельности в разделы программного материала для начальной школы по предмету «Физическая культура» включены подвижные игры, в том числе с элементами спортивных игр. Игры больше, чем любые другие средства физического воспитания, соответствуют потребностям растущего организма, способствуют всестороннему гармоническому развитию детей. Правильно организованные подвижные игры оказывают благоприятное влияние на рост, развитие и укрепление всех систем организма, формирование правильной осанки, положительных черт характера, воспитание волевых качеств и т.д. В начальной школе (особенно в I - II классах) игры занимают ведущее место. Это объясняется необходимостью в движениях свойственных детям этого возраста. Кроме того основные двигательные действия, такие как бег, ходьба и прыжки дети лучше усваивают в игре. В подвижных играх происходит решение оздоровительных, образовательных и воспитательных задач в тесной взаимосвязи и единстве. Таким образом, подвижные игры - один из важных способов воспитания детей в коллективе и через коллектив при руководящей роли учителя. Как было отмечено ранее для эффективного развития физических способностей и приобщения школьников к ведению здорового образа жизни трех уроков физической культуры недостаточно. В связи с чем для решения этих задач следует использовать внеурочные занятия физической культурой. В нашей школе для достижения данной цели был выбран футбол по ряду причин. Во-первых, в настоящее время это один из популярных и массовых видов спорта в мире. Во-вторых, по результатам предварительного исследования (опрос младших школьников количестве 100 человек, проведенный в начале сентября 2011 года) это популярная и доступная для них игровая деятельность. В- третьих данные занятия не требует большого количества инвентаря и оборудования. Кроме того, в футбол можно играть самостоятельно во дворе, на пришкольном стадионе и т.д. Футбол (от англ. foot — нога, ball — мяч) — командный вид спорта, в котором целью является забить мяч в ворота соперника ногами или другими частями тела (кроме рук) большее количество раз, чем команда соперника. Футбол можно отнести к тем видам спорта, где к игрокам предъявляются повышенные требования по координированному проявлению физических качеств и выполнением технико-тактических действий в постоянно меняющихся игровых ситуациях. И от того насколько уверенно и точно игрок выполняет технические приёмы в конкретном игровом моменте зависит успех всей команды.
Цель исследования определить влияние занятий футболом на уровень развития физических способностей и образ жизни младших школьников.
Задачи исследования:
Выявить исходный уровень развития физических способностей (силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость.), а так же внешкольные интересы учащихся.
Выявить влияние занятий футболом на уровень развития физических способностей (силовые, скоростные, координационные способности, выносливость и гибкость).
Определить имеются ли изменения в проведении досуга в контрольной и экспериментальной группах.
Гипотеза организация во внеурочное время занятий футболом в начальной школе положительно влияет на развитие физических способностей школьников, способствует приобщению детей к активным занятиям физической культурой и спортом вне школы. Существенно повышает интерес школьников к данному предмету, а так же положительно влияет на формирование здорового образа жизни школьников.
Объектом исследования: организация физкультурно - оздоровительной работы со школьниками во внеурочное время.
Предмет исследования: мальчики, учащиеся 1-2 классов, посещающие занятия футболом, организованные во внеурочное время два раза в неделю.
Методы исследования: 1.Теоретический анализ и обобщение литературных данных. 2. Методы педагогического тестирования. 3. Метод математико-статистической обработки материала.
Теоретическая значимость исследования: результаты дополняют теорию и методику физической культуры знаниями в области развития физических способностей младших школьников.
Практическая значимость исследования: 1) Применение результатов исследования в учебном процессе для формирования здорового образа жизни и развития физических способностей младших школьников. 2) Применение результатов исследования при разработке программных документов для образовательных учреждений.
Организация исследования.
Наше исследование длилось в течение 2011- 2012 учебного года и проходило в три этапа. На первом этапе был проведён теоретический анализ и обобщение литературных данных по теме. Были определены цель и задачи исследования. На втором этапе исследования были сформированы две группы – контрольная и экспериментальная. Каждая группа состояла из 30 мальчиков, учащихся 1-2 классов ГБОУ СОШ № 98 Калининского района г. Санкт- Петербурга, ранее не посещавшие спортивные секции. Мальчики экспериментальной группы два раза в неделю посещали занятия по футболу, организованные в нашей школе во внеурочное время. В программу которых включены основы техники игры, подвижные игры с элементами футбола, а так же комплексы упражнений для развития физических способностей занимающихся. Изучив основы игры, дети участвовали в школьных и межшкольных соревнованиях. Школьники контрольной группы посещали только три урока физической культуры в неделю. С учётом поставленных целей и задач исследования в группах проводилось педагогическое тестирование. В начале сентября (до эксперимента) и в конце мая (после эксперимента) был проведен ряд тестов для оценки физических способностей занимающихся (силовых, скоростных, координационных способностей, общей выносливости и гибкости), а так же опрос в целях определения образа жизни и внешкольных интересов школьников. На третьем этапе исследования производилась систематизация и компьютерная обработка полученных данных (с помощью электронных таблиц Microsoft Excel и программы анализа данных Stat Graphics Plus 5.0), на основе которых были сформулированы выводы.
Результаты исследования.
Согласно теоретическому анализу данных литературы последнего периода физические способностей большинства младших школьников слабо развиты. Что подтверждают результаты тестирования, проведенного в сентябре 2011 года в двух группах, которые показали, что физическая подготовленность детей примерно одинакова и находится на невысоком уровне (примерно 3,5 балла из 5). Экспериментально доказано, что освоение основ игры футбол в единстве с содержанием образовательной программы в экспериментальной группе приводит к существенному повышению уровня развития физических способностей у мальчиков 1-2 классов (на уровне значимости р ≤ 0,05). Так приросты физических способностей составили: скоростные - 5.4%, скоростно-силовые - 12.3%, координационные - 4.7%, общая выносливость - 13,2%, гибкость - 4.2%. В контрольной группе так же наблюдается положительная динамика изменения общей выносливости, силовых, скоростных и координационных способностей, но данные статистически недостоверны, а показатели гибкости соответствуют исходным данным.
Эффективность разработанной экспериментальной методики подтверждена не только достоверными изменениями физических способностей школьников, но и результатами итоговых оценок по предмету «Физическая культура». Для сравнения были взяты оценки учеников вторых классов (т.к. первых классах оценки не выставляются) за первую и последнюю четверть учебного года. В экспериментальной группе количество учеников, получивших оценку «отлично», увеличилось на 10,7%, уменьшилось количество школьников, получивших оценку «хорошо» на 9,3%, что связано с их переходом в группу с оценкой «отлично».
На основании проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
До эксперимента физическая подготовленность в контрольной и экспериментальной группах примерно одинакова и находится на не высоком уровне (примерно 3,5 балла из 5). Около 90% интересов школьников связаны с различными компьютерными играми и просмотром телепередач.
Внеурочные занятия футболом благоприятно влияют на развитие физических способностей учащихся 1-2 классов начальной школы. Кроме того происходит развитие сообразительности, чувства товарищества, ответственности, активности каждого ребёнка. Подвижные игры и мероприятия соревновательного характера носят, воспитательный характер и помогают учащимся закрепить знания и умения, полученные на уроках по физической культуре и т.д.
Внеурочные занятия приобщают школьников к ведению здорового образа жизни, активным самостоятельным занятиям физической культурой во внеурочное время.
Литература:
Агеевец В.У. Физическая культура как фактор гармоничного развития личности / В.У. Агеевец. Всемирный научный конгресс «Спорт в современном обществе» (1980 Тбилиси) Педагогика: второе направление. – М, 1980. – С 23.
Белкин А.С. Основы возрастной педагогики: Учебное пособие. / А.С. Белкин. М. : «Академия», 2000. - 192 с.
Головина Л.Л. Третий урок физической культуры в общеобразовательной школе. Физическая культура. № 3. – 2006.
- Захаров Е.Н. Энциклопедия физической подготовки: Методические основы развития физических качеств /Под ред. Е.Н. Захарова, А.В. Карасёва, А.А. Сафонова и др. М. : Лентос, 1994. - 359 с.
Кузнецова Л.В. Гармоничное развитие личности младших школьников. Книга для учителей М.: Просвещение, 1988. – 224с.
Курамшин Ю.Ф. Теория и методика физической культуры: Учебник / Под ред. Проф. Ю.Ф. Курамшина. – 4 – е изд., стереотип. – М.: Советский спорт, 2010. - С. 106 – 197.