В статье отражено изучение вопроса о влиянии занятий футболом на уровень физического развития школьников. Выявлено что, что в процессе тренировок и игр, у детей, занимающихся футболом, совершенствуется функциональная деятельность организма, обеспечивается правильное физическое развитие, формируются такие положительные навыки и черты характера, как умение подчинять личные интересы интересам коллектива, взаимопомощь, активность и чувство ответственности, что так необходимо школьнику.
Ключевые слова: физические качества: сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость; школьник, здоровье.
«Умственное и физическое образование так тесно связано между собой, что должно оставлять Единую неразлучную задачу школы: всякое одностороннее развитее непременно разрушит гармонию в образовании и не создаст условий для развития цельного человека»
Петр Лесгафт — врач, анатом и педагог. 20.09.1837–28.11.1909
В настоящее время все больше специалистов в области физической культуры и спорта обращают внимание на необходимость сохранения здоровья и высокой работоспособности детей, а также стремятся содействовать гармоничному развитию способностей и свойств.
Ведь именно в школьном возрасте должна быть создана прочная основа для укрепления здоровья и физического совершенствования человека.
Актуальность нашего исследования заключается в том, что с появлением компьютеров, смартфонов и планшетов резко сократилась двигательная активность людей и, что важно, детей. Всё это ведёт к недостаточной физической нагрузке, а, значит, к болезням. Спортивные секции позволяют
повышать уровень физической подготовленности и своего физического развития в целом. Игра в футбол требует разносторонней подготовки, большой выносливости, силы, скорости и ловкости, сложных и разнообразных двигательных навыков.
Вот почему мы считаем изучение вопроса о влиянии занятий в спортивной секции по футболу на уровень физического развития школьников таким актуальным.
Целью нашего исследования являлась необходимость определить характер влияния занятий футболом на уровень физического развития школьников.
Объектом исследований нашей работы стал тренировочный процесс секции по футболу, а предметом исследования явились особенности влияния занятий футболом на физическое состояние детей посещающих секцию футбола.
В процессе исследования мы решали несколько задач.
Необходимо было:
1.Изучить мнение специалистов по теме исследования посредством анализа научно-методической литературы.
2.Провести диагностику физической подготовленности юных футболистов на начало и конец года.
3.Проследить динамику физической подготовленности школьников.
4.Описать полученные в ходе исследования данные и сделать выводы.
Методы исследования: анализ научной литературы, наблюдение и тестирование, беседа с тренером, анализ результатов.
Всего в работе мы выделили четыре этапа:
1.Анализ научной литературы по теме нашего исследования. Сбор информации по проблеме.
2.Диагностический этап. Тестирование в начале и в конце учебного года.
3.Этап обработки полученных данных. Анализ.
4. Описание хода исследования и полученных результатов и сделанных выводов.
Спортивные специалисты обращают внимание на необходимость систематических занятий физическими упражнениями, которые оказывают разностороннее воздействие на все органы и системы организма и способствуют укреплению и развитию опорно-двигательного аппарата. Кроме того, в результате физкультурных занятий увеличивается мышечная масса тела и уменьшается жировая масса [4].
Занятия физическими упражнениями оказывают положительное влияние на сердечно-сосудистую систему, положительно влияют на изменения состава крови, улучшают деятельность пищеварительной и выделительной систем.
Основной задачей физической подготовки на начальном этапе овладения футболом является развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости, гибкости.
Отличное здоровье, крепкое и закаленное тело, сильная воля, формируемые в процессе развития физических качеств, являются хорошей основой для интеллектуального развития человека [4].
Исследование приводилось на базе ЗАО «ПФК «Крылья Советов», в течение учебного года (с мая 2020 по ноябрь 2020), среди детей школьного возраста.
В исследовании приняли участие только мальчики. Экспериментальную группу составили мальчики 9 лет в количестве 15 человек, посещающие секцию по футболу.
Уровень физического развития детей мы изучали в различных по форме движениях, в которых в той или иной мере проявляются быстрота, сила, ловкость, выносливость или их сочетание.
Для исследования на каждого ребенка заполнялся лист диагностики «Протокол выполнения нормативов по физической культуре», в который вносились данные о двигательных умениях на начало и конец учебного года. Также лист диагностики содержит нормативы, позволяющие сразу, оценить результат и определить у ребенка уровень сформированности тех или иных двигательных умений — высокий, средний или низкий.
Подбирая диагностический материал, в целях максимальной достоверности результатов, мы старались соблюдать единство условий испытаний, доступность и доходчивость требований, которые бы помогли выявить максимальные достижения ребенка.
Испытания проводились в привычной для детей обстановке — в спортивном зале и на школьном стадионе, где проходят уроки физической культуры в течение года.
К основным качествам, проявляемым в двигательной деятельности и характеризующие физическое развитие в целом, на данный момент мы определили скоростные качества и ловкость. Так и названы основные блоки в диагностике [5].
Каждый блок имеет по одному диагностическому упражнению, которые позволяют оценить уровень сформированности того или иного качества.
Исследуя скоростные качества ребенка, мы организовали бег 30м.
Тест из блока скоростных качеств «бег 30м» мы проводили следующим образом, помощник тренера стоит на линии старта, а тренер — на линии финиша. Ребенок разгоняется так, чтобы к линии старта он набрал максимально возможную для него скорость. В момент вбегания в стартовый створ помощник дает отмашку, по которой тренер включает секундомер, а в момент вбегания в финишный створ он выключает секундомер.
Мы устанавливаем стойки для того, чтобы точнее фиксировать момент страта и финиша.
В диагностический блок «Ловкость» мы определили прыжок в длину с места.
Тест «прыжок в длину с места» выполнялся стандартно. Из исходного положения (стоя, стопы вместе или слегка врозь, носки стоп на одной линии со стартовой чертой) выполнить прыжок вперед с места на максимально возможное расстояние [5].
При этом, были отмечены черта, от которой будет выполняться прыжок, и перпендикулярная ей черта с размеченными делениями через 1 см для определения длины прыжка.
При проведении данного испытания, у детей было три попытки, однако в лист диагностики заносился лучший результат.
Рис.1. Сводная диаграмма результатов диагностики в группе. Сравнение показателей начала и конца учебного года
Бег 30 метр. 17 мая 2020 г., (чел.) Бег 30 метр. 20 ноября 2020 г., (чел.)
Прыжки с места 17 мая 2020 г., (чел.) Прыжки с места 20 ноября 2020 г., (чел.)
Из проведенного исследования можно сделать выводы, что гипотеза о том, что занятия в спортивной секции футбола положительно влияют на уровень физического развития школьников, подтвердилась. На основании полученных в результате исследования данных, можно утверждать, что дети, посещавшие занятия в секции футбола значительно улучшили показатели физического развития.
Конечно, комплексы упражнений для развития физических качеств юных футболистов составлены с учетом их возраста, подготовленности, выполнение упражнений не требует сложного оборудования и ориентированы на проведение в спортивном зале и на спортплощадке, а подобранные упражнения направлены на решение задач общей физической подготовки. Однако, программа секции футбола должна быть доработана с учетом полученных данных, а именно, следует усилить блок по развитию ловкости детей.
В ходе исследования аспектов проблемы развития двигательной активности детей, мы пришли к выводу, что данная проблема приобретает все большее значение в наше время. Дети нашего поколения уделяют больше времени малоподвижному образу жизни. Медики и педагоги озабочены дальнейшим развитием детей. Специалисты указывают на необходимость гармонического развития двигательных способностей путем использования разнообразных средств, направленных на совершенствование ловкости, быстроты, гибкости. Именно в спортивных играх ребенок получает уникальную возможность проявить собственную активность, ликвидировать дефицит движений, реализовать и утвердить себя, получить массу радостных эмоций и переживаний.
Литература:
- Андреев. С. Н. Футбол в школе. М.: «Просвещение»,1986.-230с.;
- Артемьева Н. К., Капустин А. А. Повышение скоростно-силовых возможносте //Теория и практика — 1997. — № 8. — С. 46–47;
- Верхошанский Ю. В. Основы специальной физической подготовки спортсменов. — М.: Физкультура и спорт, 1988. — 331с.;
- Викулов А. Д., Бутин И. М. Развитие физических способностей детей. Ярославль, 1996;
- Гриндлер К., Пальке X., Хеммо X., «Техническая и тактическая подготовка футболистов», Москва, 1976.