Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (362) май 2021 г.

Дата публикации: 15.05.2021

Статья просмотрена: 1081 раз

Библиографическое описание:

Пирогов, С. В. Обоснование применения методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста с элементами мини-футбола на уроках физической культуры / С. В. Пирогов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2021. — № 20 (362). — С. 436-440. — URL: https://moluch.ru/archive/362/81085/ (дата обращения: 26.12.2024).



В статье рассматривается значимость и актуальность развития координационных способностей младших школьников 7–11 лет, приводится методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола и обоснование применения в образовательном процессе начальной школы.

Ключевые слова: средство мини-футбола,младший школьный возраст,начальная школа,образовательный процесс,физическая культура,упражнение , развитие.

В настоящее время одной из основных задач физического воспитания детей младшего школьного возраста является обеспечение всесторонней физической подготовленности каждого ребёнка, приобретением запаса прочных знаний, умений и двигательных навыков, необходимых человеку на протяжении всей его жизни.

Проблема развития координационных способностей младших школьников, но, на современном этапе приобретает особую актуальность в связи с тем, что одним из путей эффективного управления своими движениями является совершенствование координационных способностей. И это требует поиска эффективных средств развития координации младших школьников.

Большое внимание вопросу развития координационных способностей школьников уделялось такими учеными как, как Аустер Б. В., Ботяев В. Л., Лях В. И. Вопрос физического воспитания детей младшего школьного возраста показано в работах Матвеева Л. П., Холодова Ж. К. Изучением особенностей развития координации младших школьников в школе, занимались Баландина В. А., Верхлина В. Н., Тарасова Л. И.

По мнению ученых, особую важность имеет формирование именно координационных двигательных способностей в возрасте 6–11 лет, когда происходит «закладка фундамента» для их развития. Достижению этой цели может способствовать применение средств мини-футбола, так как использование элементов этой игры дает возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий и необходимости управлять различными звеньями опорно-двигательного аппарата.

Однако, в современном образовательном пространстве существуют недостатки практики использования мини-футбола как средства развития координационных способностей детей 7–11 лет и возникает противоречие между тем, что спортивные и подвижные игры обладают разнообразными возможностями влияния на развитие двигательных способностей детей, что в образовательном процессе начальной школы образовательного учреждения потенциал такого вида игры, как как мини-футбол реализуется недостаточно.

Одним из популярных видов спорта, среди подрастающего поколения признается игра в мини-футбол. Как следствие этого, многие специалисты предлагают использовать ее в качестве средства всестороннего физического развития школьников, комплексного развития основных физических качеств, ведь мини-футбол дает возможность решения двигательной задачи в условиях вариативности, быстрой смены различных двигательных действий 4.

Занятия мини-футболом у детей развивают несколько основных двигательных качеств: способность к быстрому перестроению темпа и направленности движения, дифференцирование движений на кинетическом уровне (чувство мяча), ощущение ритма собственных движений, способность к согласованию своих действий, быструю ориентацию на футбольном поле и вообще в пространстве, универсальность реакции, умение сохранять равновесие в любой игровой ситуации, в том числе и после столкновения с игроком команды соперника 3, с. 42. Мини-футбол — это вид спорта с повышенными требованиями к игрокам по координации и физическим качествам к выполнению сложно-технических действий в постоянно меняющихся ситуациях. Ни в одном виде спорта не используется такой широкий спектр движений 1, с. 3.

В соответствии с этим, и исходя из условий организации образовательного процесса младших школьников, была разработана методика развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола. В основе разработанной экспериментальной методики развития координационных способностей младших школьников лежит разнообразное совершенствование координационных двигательных способностей обучающихся начальной школы, основанное на использовании большого разнообразия упражнений. Необходимо, чтобы в отдельно взятом уроке техническое совершенствование тесно увязывалось с необходимостью конкретных тактических задач мини-футбола, что особенно существенно для развития различных двигательных качеств у детей 7–11 лет.

Характеристика методики развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола представлено в таблице 1.

Предлагаемая методика направлена на развитие наиболее значимых для эффективного освоения в младшем школьном возрасте координационных способностей, включающая в своем содержании оптимально подобранные средства мини-футбола.

Таблица 1

Характеристика методики развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола

Цель

развитие и совершенствование координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола

Время реализации

учебный год в начальной школе (33–34 учебных недель). Так как курс «Физическая культура» изучается с 1 по 4 класс из расчёта 3 ч. (третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889, где было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания») в неделю (всего 102 ч.): в 1 классе — 99 ч., во 2 классе — 102 ч., в 3 классе — 102 ч., в 4 классе — 102 ч.), соответственно, методика реализуется на третьем часу в неделю (33–34 учебных недель — 33–34 часа)

Задачи

– развить базовые и специфические для мини-футбола координационные способности: способность к реагированию, ритму, дифференциации и согласованности движений, ориентированию в пространстве, способность к быстрому перестроению темпа и направленности движения, оценке и отмериванию пространственных, временных и силовых параметров движений;

– совершенствование физической подготовленности;

– привитие интереса к систематическим занятиям физической культурой;

– предупреждение травматизма

Принципы

– комплексного подхода к развитию координационных способностей;

– единства развития психических и моторных компонентов двигательных способностей;

– единства обучающих и развивающих воздействий на школьников, вариативности этих воздействий;

– непрерывности и постепенного наращивания воздействий на координацию;

– акцентированное развитие и совершенствование, наиболее значимых для детей младшего школьного возраста, координационных способностей

– дифференцированное применение специфических средств, значимых для качества выполнения отдельных технических элементов мини-футбола;

– показ и объяснение координационного упражнения или комбинации с выделением ключевых элементов движения;

– преемственность и усложнение координационных упражнений

Направленность

на развитие наиболее значимых для эффективного освоения в младшем школьном возрасте координационных способностей, включающая в своем содержании оптимально подобранные средства и методы мини-футбола

Отличительная особенность

практически никем не применяются средства мини-футбола в организации учебного процесса по предмету «Физическая культура» для 1–4 классов начальной школы. Мини-футбол — игра в спортивном зале, что, учитывая погодные особенности в ХМАО-Югре, более приемлемо в образовательном процессе, чем просто футбол — игра на футбольном поле, на улице. Применение разработанной методики в учебном процессе школьников начального звена, с помощью средств мини-футбола, обеспечивает существенное повышение темпов развития координационных способностей детей и оказывает положительное влияние на развитие физических качеств школьников 7–11 лет

Содержание методики

Разработан комплекс упражнений, направленный на развитие координационных качеств средствами мини-футбола, наиболее хорошо формирующихся в младшем школьном возрасте. Вариативность упражнений и заданий для развития координации движений осуществляется следующими способами:

– изменение количества частей тела (рук, туловища и ног), участвующих в упражнении;

– использование различных плоскостей движений разными частями тела (сагиттальной, фронтальной, горизонтальной);

– использование разнонаправленных движений в суставах различных частей тела;

– использование различного ритма движения рук и ног;

– изменение частоты использования новых движений,

– изменение направления выполнения движений;

– использование перемещений в пространстве;

– ускорение или замедление темпа движений.

При подборе упражнений учитываются характеристики координационных способностей — точность (правильность принятия заданных положений и выполнения отдельных и целостных движений), ориентировка в пространстве (меняющиеся условия конкретной двигательной деятельности), равновесие (статические и динамические положения тела).

Применение методики планируется в течение 33–34 часов.

Длительность урока — 40–45 мин.

Рекомендуется включать координационные упражнения в каждую часть урока.

В ходе урока по физической культуре, также, можно применять по 2–5 упражнения из разработанного нами комплекса на развитие координации и применять их в начале основной части урока и длятся 10–15 мин.

Продолжительность упражнений — от 30 с. до 2–3 минут. Количество повторений упражнения в одной серии — от 2–4 до 10–12 раз, в зависимости от сложности и продолжительности упражнения. Для реализации этих условий рекомендуется применять следующие методические приемы: варьирование скорости, усилий, темпа, ритма и амплитуды движений; зеркальное выполнение упражнений; усложнение упражнений дополнительными движениями; варьирование и применение необычных исходных положений; выполнение знакомых двигательных действий в новых непривычных сочетаниях; изменение внешних и внутренних условий выполнения упражнений.

Подвижные игры с элементами мини-футбола применяются в рамках игрового метода. Количество повторений подвижной игры на одном занятии — в пределах 1–3 раз, продолжительность — от 3 до 5 минут. Игры на развитие координации применяются в конце основной части урока и длятся 3–5 мин.

Средства

– физические упражнения, с учетом их преимущественной направленности на развитие отдельных видов координационных способностей;

– подводящие и специальные упражнения, направленные на обучение элементам техники мини-футбола, обеспечивающие формирование умений и навыков их выполнения, а также, являясь относительно новыми по отношению к двигательному опыту младших школьников, стимулируют развитие координационных способностей;

– подвижные игры с элементами мини-футбола, с акцентом на развитие различных видов координационных способностей

Методы

– наглядные методы: показ упражнений на схеме, макете, просмотр соревнований;

– словесные методы: рассказ, объяснение, указание, замечание;

– практические методы: метод вариативного упражнения (первоначальное разучивание приемов в целом или по частям), метод многократного повторения, методы строго регламентированного варьирования (приемы строго заданного варьирования отдельных характеристик или всей формы привычного двигательного действия, приемы выполнения привычных двигательных действий в непривычных сочетаниях, приемы введения внешних условий, строго регламентирующих направление и пределы варьирования), игровой метод;

– индивидуальный, групповой и фронтальный методы

Оценка эффективности

для оценки координационных способностей младших школьников, нами были предложены тесты, хорошо зарекомендовавшие себя во многих исследованиях по развитию координационных способностей детей 7–11 лет на контроль уровня координационных способностей школьников 1–4 класса. Они естественны, доступны и относительно просты для этой возрастной категории учащихся, не требовали сложного оборудования и давали чёткое представление о динамике изменения координационных способностей.

Тесты:

– «Поза Ромберга-2» (способность сохранять равновесие тела) (Ромберг М. Г.);

– «Бросок мяча в цель, стоя спиной к цели» (оценка способности к кинестетическому дифференцированию) (Хиртц П.);

– «Бег «змейкой» в прямом (20 м) и обратном (20 м) направлении» (оценка способности к перестроению двигательных действий) (Кузнецов В. С.);

– «Бег к пронумерованным набивным мячам» (оценка способности к ориентированию в пространстве) (Хирц П.);

– «Подтягивание мяча стопой» (оценка способности к ритму) (Лях В. И., Витковски З., Жмуда В).

Использование данных тестов возможно для индивидуального и группового контроля уровня координационной подготовленности детей.

Рекомендуется проводить тестирование координационных способностей младших школьников в первой половине первой четверти учебного года и контрольное тестирование — во второй половине четвертой четверти учебного года.

Расчет показателей уровня развития координационных способностей производиться по средней арифметической ± среднеквадратическое отклонение. Показатели сравниваются и определяется достоверность данных, затем делается вывод об эффективности применении методики развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола.

Использование тестов оценки координационной подготовленности, позволяет осуществлять контроль этих показателей в ходе учебного процесса младших школьников, а также коррекцию образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в начальной школе, в случае необходимости

Приложения

Примерный план-конспект и технологические карты урока по физической культуре с использованием средств мини-футбола

Методика развития координационных способностей младших школьников с применением средств мини-футбола, включающая комплекс упражнений и игр на развитие координации. Комплекс развивающих упражнений включает в себя 40 упражнений и 9 игр с элементами мини-футбола. Упражнения и игры подбирались таким образом, чтобы в одном комплексе упражнений или игры, применяемых на уроке, были затронуты несколько компонентов координации, чтобы у школьников могло проходить развитие нескольких координационных способностей. Схема с включением координационных упражнений в каждую часть урока представлена на рисунке 1.

Применение координационных упражнений у младших классов на уроках физической культуры включают последовательное включение упражнений в каждой части урока 2, с.127.

Схема урока физической культуры у младших школьников, с применением координационных упражнений

Рис. 1. Схема урока физической культуры у младших школьников, с применением координационных упражнений

В подготовительную часть занятия включаются: разные виды ходьбы, легкие прыжковые движения, общеразвивающие упражнения для мышц верхнего плечевого пояса, нижних конечностей. И прежде, чем приступить к разминке, учащиеся, с помощью учителя, должны настроиться на продолжительную, в чем-то однообразную работу, с установкой на то, что выполненная добросовестно физическая работа принесет большую пользу ученику.

Основная часть урока состоит из комплекса координационных упражнений. Продолжительность выполнения упражнений проводится в пределах 5–20 минут, в зависимости от задач урока и составляет 10–45 % от общего времени урока.

Упражнения заключительной части занятия способствуют снятию напряжения в мышцах, связках, позвоночнике: медленный бег до 2–3 минут, ходьба, упражнения на расслабление, гибкость, выполняемые на месте и в движении, упражнения для восстановления дыхания 4.

В случае необходимости коррекции наиболее отстающих компонентов координационных способностей младших школьников, направленность и сложность занятия регулируется путем подбора и комплектования соответствующих средств. Для этого, необходимо оценить уровень развития координационных способностей каждого ученика, и осуществлять дифференцированный подбор комплексов упражнений, акцентируя внимание на отстающих компонентах. Например, при низком уровне развития способности к ориентированию в пространстве, рекомендуется акцентировано применять упражнения, направленные на развитее этих способностей, без изменения общей продолжительности урока.

Уровень сложности предлагаемых в методике средств подбирается с учетом исходного уровня координационной подготовленности младших школьников.

Таким образом, система построения методики развития координационных способностей младших школьников средствами мини-футбола, скомплектованная по направленности средств и условиям их применения, позволяет не только использовать методику в целом, но и легко подбирать и комбинировать отдельные упражнения и игры, опираясь на исходный уровень координационной подготовленности обучающихся 1–4 классов, условия и материально-техническое обеспечение образовательного процесса по предмету «Физическая культура» в начальной школе.

Литература:

  1. Андреев, С. Н. Играй в мини-футбол / С. Н. Андреев. — М.: Советский спорт, 2016. — 47 с.
  2. Барчуков, И. С. Основы физической культуры. Теория и методика: учебное пособие для студентов высших учебных заведений / И. С. Барчуков, Г. В. Барчукова, Ю. Н. Назаров. — Москва: ЮНИТИ, 2016. — 294 с., [1] с.; 22 см.
  3. Платонов, В. Н. Координация и методика ее совершенствования: Общая теория и ее практические приложения: учеб метод. пособие / В. Н. Платонов, М. М. Булатова. — 5-е изд., исп. и доп. — М.: Советский спорт, 2010. — 54 с.
  4. Средства и особенности методики развития координационных способностей у детей младшего школьного возраста. — URL: https://infourok.ru/statya-po-teme-sredstva-i-osobennosti-metodiki-razvitiya-koordinacionnih-sposobnostey-u-detey-mladshego-shkolnogo-vozrasta-479397.html (дата обращения: 04.04.2021).
Основные термины (генерируются автоматически): средство мини-футбола, способность, начальная школа, школьник, младший школьный возраст, образовательный процесс, упражнение, развитие, физическая культура, методика развития.


Похожие статьи

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...

Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе

В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Мини-футбол как средство комплексного развития воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье рассматриваются аспекты использования на занятиях по «Физической культуре» в разделе «Спортивные и подвижные игры» мини-футбола, а также на секционных занятиях. Данные занятия используются как фактор развивающего обучения и развития в...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Особенности методики обучения слабовидящих подростков технике игры в настольный теннис в условиях внеурочных занятий

Представлены результаты оценки динамики сформированности элементов техники игры в настольный теннис слабовидящих подростков в процессе внеурочных занятий. Показано, что методика, основанная на использовании специальных приемов по формированию чувства...

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей...

Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников

В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового...

Похожие статьи

Роль фитнес-технологий в физическом развитии детей младшего школьного возраста на уроках физической культуры

Статья посвящена вопросу снижения интереса к занятиям физической культурой в школе и анализу причин роста заболеваемости младших школьников. Рассматриваются подходы к повышению эффективности уроков физической культуры на основе внедрения в процесс фи...

Роль и значение секции дзюдо в физическом развитии детей дошкольного возраста

В статье рассматривается значение занятий по дзюдо для физического развития детей дошкольного возраста, а также возможности организации секции дзюдо в дошкольной образовательной организации. Отмечаются особенности воспитания интереса к дзюдо и формир...

Влияние занятий мини-футболом на нравственно-волевое развитие детей, занимающихся в группах начальной подготовки в спортивной школе

В статье рассматривается значимость и актуальность формирования нравственно-волевых качеств детей 7–9 лет, приводятся результаты исследования эффективности нравственно-волевого воспитания спортсменов, занимающихся на начальном этапе спортивной подгот...

Воспитание гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки

В статье рассматривается значимость и актуальность воспитания гибкости у спортсменов, занимающихся мини-футболом, на этапе начальной подготовки, приводятся результаты исследования включения в тренировочный процесс упражнений, направленных на воспитан...

Мини-футбол как средство комплексного развития воспитанников общеобразовательных организаций Министерства обороны Российской Федерации

В данной статье рассматриваются аспекты использования на занятиях по «Физической культуре» в разделе «Спортивные и подвижные игры» мини-футбола, а также на секционных занятиях. Данные занятия используются как фактор развивающего обучения и развития в...

Оздоровительная аэробика как средство развития физических качеств детей младшего школьного возраста с нарушением речи

В данной статье представлены результаты внедрения в процесс физической культуры младших школьников с нарушением речи оздоровительной аэробики, которая оказывает влияние на физическое и речевое развитие детей с диагнозом ОНР. В статье рассматривается ...

Особенности совершенствования двигательных умений и качеств у учащихся 12–13 лет на уроках физической культуры средствами спортивных игр

В статье дается теоретическое обоснование возможности развития двигательных качеств у учащихся 12–13 лет с помощью средств и методов спортивных игр, реализуемых на уроках физической культуры. Автор предлагает комплекс специальных упражнений интеграль...

Особенности методики обучения слабовидящих подростков технике игры в настольный теннис в условиях внеурочных занятий

Представлены результаты оценки динамики сформированности элементов техники игры в настольный теннис слабовидящих подростков в процессе внеурочных занятий. Показано, что методика, основанная на использовании специальных приемов по формированию чувства...

К вопросу формирования культуры здорового образа жизни у учащихся начальной школы

В статье рассматривается проблема, связанная с сохранением и укреплением здоровья детей и подростков; представлены результаты опроса по вопросу формирования культуры ЗОЖ учащихся 4-го класса (лицея 410) и анализа современных требований к существующей...

Фигурное катание как средство оздоровления младших школьников

В статье показано благоприятное влияние занятий фигурным катанием на коньках на физическую подготовленность и здоровье младших школьников. Подчеркивается актуальность проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения на фоне массового...

Задать вопрос