Дифференцированный подход как основа методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 4 января, печатный экземпляр отправим 8 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №23 (418) июнь 2022 г.

Дата публикации: 06.06.2022

Статья просмотрена: 288 раз

Библиографическое описание:

Арсентьев, П. И. Дифференцированный подход как основа методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу / П. И. Арсентьев. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2022. — № 23 (418). — С. 167-169. — URL: https://moluch.ru/archive/418/92683/ (дата обращения: 22.12.2024).



В статье приведены результаты оценки уровня технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу, которые свидетельствуют о необходимости дифференциации подготовки игроков. Предложены условия эффективности дифференцированного подхода как основы методики технической подготовки студенческой команды юношей по мини-футболу.

Ключевые слова: мини-футбол, студенческий спорт, техническая подготовка, дифференцированный подход, дифференциация подготовки.

Известно, что мини-футбол — популярный и значимый вид спорта, выбираемый для занятий по физической культуре. Согласно статистике, к 2025 году количество занимающихся спортом студентов должно достичь 90 % от общего количества обучающихся [1]. Реализуемый в настоящее время проект «Мини-футбол — в вузы» способствует росту интереса студентов к здоровому образу жизни, формированию потребности в регулярных физических нагрузках.

Исследование, проведенное на базе Череповецкого государственного университета, позволило установить, что часть игроков сборной команды университета по мини-футболу имеют уровень технической подготовленности ниже среднего (см. рисунок 1).

Распределение результатов оценки технической подготовленности игроков сборной команды университета по мини-футболу по уровням, %

Рис. 1. Распределение результатов оценки технической подготовленности игроков сборной команды университета по мини-футболу по уровням, %

Анализ полученных результатов показал, что основные проблемы в подготовке команды состоят именно в технической части и работе с мячом. Спортсмены с невысоким уровнем технической подготовленности требуют пристального внимания со стороны тренерского состава и трудоемкой работы, как в группе, так и индивидуально [2].

Техническая подготовка студентов-футболистов не может осуществляться без дифференцированного подхода, поскольку в рамках одной команды могут встречаться игроки как с очень высокими техническими показателями, так и с очень низкими.

В научно-методической литературе дифференцированный подход рассматривается, прежде всего, как совокупность организационных решений, средств и методов для подготовки к соревнованиям [3]. В спортивной подготовке он предполагает создание стабильных и мобильных подгрупп, различающихся по ряду признаков, например, уровню технической подготовленности. Дифференцированное обучение должно учитывать физические возможности хорошо подготовленных и слабо подготовленных спортсменов и способствовать росту результатов у спортсменов обеих групп.

Очевидно, что применение дифференцированного подхода к технической подготовке спортсменов в мини-футболе будет эффективным, если созданы специальные условия. По нашему мнению, одним из основных условий является сочетание приемов внешней и внутренней дифференциации подготовки.

Внешняя дифференциация спортивной подготовки в нашем исследовании рассматривается как организация технической подготовки студентов-спортсменов, которая предусматривает выделение внутри команды двух подгрупп в зависимости от уровня спортивной квалификации, имеющих разные программы подготовки и календарь соревнований за рамками городских, региональных и межрегиональных студенческих соревнований. В этом случае выделяется группа спортсменов, имеющих спортивный разряд и значительный стаж занятий футболом в спортивной школе, и группа, сформированная из числа студентов без спортивного разряда. В нашем исследовании была выделена группа спортсменов, имеющих спортивную квалификацию от II спортивного разряда до кандидата в мастера спорта по футболу (n=5), которые совершенствовали свое техническое мастерство в течение учебного года преимущественно в рамках участия в турнире любительской (коммерческой) мини-футбольной лиги г. Череповца. Остальные члены команды, не имеющие разряда, занимались по утвержденному расписанию под руководством тренера команды 4 часа в неделю, при этом основное внимание на таких занятиях отводилось технической подготовке.

Под внутренней (внутригрупповой) дифференциацией мы понимаем организацию процесса технической подготовки, позволяющую учитывать индивидуально-типологические особенности спортсменов внутри группы.

Так, в процессе технической подготовки проводились занятия, как с целой группой спортсменов, так и с группами, выделенными по уровням технической подготовленности. В таблице 1 представлены упражнения для студентов различного уровня подготовленности.

Таблица 1

Упражнения для разноуровневых групп футболистов

Уровень

Упражнения

% времени

Низкий

– подвижные игры и игровые упражнения;

– общеразвивающие упражнения;

– скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов;

– обучение работе с мячом;

– обучение ударам;

– обучение финтам;

– обучение отбору мяча.

5 %

10 %

10 %

30 %

20 %

10 %

15 %

Средний

– подвижные игры и игровые упражнения;

– общеразвивающие упражнения;

– скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов;

– обучение работе с мячом;

– обучение ударам;

– обучение финтам;

– обучение отбору мяча.

5 %

10 %

15 %

20 %

15 %

20 %

15 %

Высокий

– подвижные игры и игровые упражнения;

– общеразвивающие упражнения;

– скоростно-силовые упражнения отдельные и в виде специальных комплексов;

– обучение работе с мячом;

– обучение ударам;

– обучение финтам;

– обучение отбору мяча.

5 %

5 %

20 %

20 %

15 %

25 %

10 %

Как видно из таблицы 1, подбор упражнений осуществлялся дифференцированно для студентов различных уровней технической подготовленности. Чем выше уровень студента, тем больше внимания должно уделяться поддержанию его физической и игровой формы посредством его участия в соревновательной и игровой деятельности. Если у игрока в команде низкий уровень, тогда больше внимания со стороны тренерского состава должно уделяться процессу тренировки, в которой участвует игрок, группа игроков. Для такой тренировки составляют план-конспект тренировочного занятия с конкретными упражнениями, направленными на изучение либо закрепление технических элементов, с которыми у спортсмена возникают проблемы. Каждое упражнение подбирается в зависимости от индивидуальных особенностей. Такой дифференцированный подход в тренировочном и игровом процессе позволяет точно регулировать физическую нагрузку, повысить активность, уменьшить риск перетренированности и в целом обеспечить планомерное повышение уровня технической подготовленности спортсменов.

Следующим условием эффективности дифференцированного подхода к технической подготовке студентов-футболистов, на наш взгляд, является выделение базовых элементов техники, необходимых и достаточных для участия в соревнованиях студенческих мини-футбольных команд, и акцентированная отработка данных игровых приемов.

К базовым техникам в студенческом мини-футболе можно отнести: различные техники передвижений игрока, удары по мячу, техники остановки мяча, а также технику владения и овладения мячом, ряд силовых упражнений и работа с мячом [4]. Наши наблюдения показали, что разные спортсмены в команде в разной степени владеют этими приемами. Для реализации дифференцированного подхода тренер должен давать упражнения на отработку и совершенствование базовых техник отдельным группам спортсменов, в зависимости от уровня владения тем или иным элементом.

Например, для отработки удара по мячу могут быть предложены следующие разноуровневые задания: базовый уровень — удар внутренней стороной стопы по неподвижному мячу с места в стену; продвинутый уровень — удар серединой подъема по катящемуся мячу с разбега в ворота после передачи партнера и т. д.

Таким образом, в процессе технической подготовки необходимо учитывать различия в спортивной квалификации студентов-футболистов и дифференцировать формы, средства и приемы работы, что позволяет значительно улучшить показатели команды в целом.

Литература:

  1. Алиев Э. Г. Перспективы развития мини-футбола (футзала) в Российской Федерации в период до 2030 года //Ученые записки университета им. П. Ф. Лесгафта. 2020. № 7 (185). С. 3–6.
  2. Арсентьев П. И., Варфоломеева З. С. Особенности технической подготовленности студенческой команды по мини-футболу (на примере сборной команды Череповецкого государственного университета) // Современные подходы к совершенствованию физического воспитания и спортивной деятельности учащейся молодежи [Электронный ресурс]: материалы междунар. науч.-практ. конф., посвящ.50-летию высш. физ-культур.-спортив. образования во Владим. обл.15 нояб. 2021 г., г. Владимир / Координац. науч.-метод. Центр кафедр физ. воспитания Евраз. ассоц. ун-тов; Владим. гос. ун-т им. А. Г. и Н. Г. Столетовых, Ин-т физ. культуры и спорта. — Владимир: Изд-во ВлГУ, 2022. — С. 15–20.
  3. Палий В. И. Особенности формирования мотивации у подростков к занятиям мини-футболом на этапе начальной подготовки //Вестник спортивной науки. 2020. № 5. С. 31–35.
  4. Шумихин Н. А., Лукашов Д. А. Дифференцированный подход в физической подготовке спортсменов-многоборцев по гимнастике // Сборник статей итоговой научной конференции военно-научного общества военного института физической культуры за 2019 год / под. ред. В. Л. Пашута. — СПб, 2020. — С. 244–246.
Основные термины (генерируются автоматически): дифференцированный подход, техническая подготовка, техническая подготовленность, упражнение, обучение, отбор мяча, спортивный разряд, уровень, спортивная квалификация, спортивная подготовка.


Похожие статьи

Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Анализ соревновательной деятельности студенческих и профессиональных команд в мини-футболе

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности (СД) студенческой и профессиональных команд в мини-футболе. Выявлены различия в данных показателях и факторы эффективности.

Условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров в детско-юношеском хоккее

В данной статье рассмотрена проблемная ситуация: отсутствие информации об условиях, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренерского состава в детско-юношеском хоккее. На основе опыта подготовки юных хоккеист...

Сравнительный анализ двигательной активности в соревновательной деятельности женских профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу

В статье приведен сравнительный анализ результатов педагогических наблюдений за двигательной активностью спортсменок профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу. Выявлены наиболее значимые параметры эффе...

Организация тренировочного процесса в секциях по групповым видам спорта

В статье представлена технология проектирования качества организации обучения по физической культуре в секциях по групповым видам спорта. Эта технология, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования, позволяет ре...

Сравнительный анализ физической и технической подготовленности футболистов различного амплуа в студенческой команде

В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной в...

Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора

В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тр...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Общее представление о спортивной подготовке в пляжном волейболе

Содержание статьи представляет общее представление о спортивной подготовке и ее влияние на успешность деятельности команды в пляжном волейболе.

Похожие статьи

Интеграция спорта в систему физического воспитания студентов в процессе спортивно-ориентированного подхода

Рассмотрено использование элементов технологии применения мини-футбола в процессе физического воспитания студентов.

Анализ соревновательной деятельности студенческих и профессиональных команд в мини-футболе

В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности (СД) студенческой и профессиональных команд в мини-футболе. Выявлены различия в данных показателях и факторы эффективности.

Условия, влияющие на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренеров в детско-юношеском хоккее

В данной статье рассмотрена проблемная ситуация: отсутствие информации об условиях, влияющих на профессиональную квалификацию и рост педагогического мастерства у тренерского состава в детско-юношеском хоккее. На основе опыта подготовки юных хоккеист...

Сравнительный анализ двигательной активности в соревновательной деятельности женских профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу

В статье приведен сравнительный анализ результатов педагогических наблюдений за двигательной активностью спортсменок профессиональных клубов Азии, Российской Федерации и Республики Узбекистан по мини-футболу. Выявлены наиболее значимые параметры эффе...

Организация тренировочного процесса в секциях по групповым видам спорта

В статье представлена технология проектирования качества организации обучения по физической культуре в секциях по групповым видам спорта. Эта технология, являющаяся одним из компонентов в системе обеспечения качества высшего образования, позволяет ре...

Сравнительный анализ физической и технической подготовленности футболистов различного амплуа в студенческой команде

В исследовании проведен анализ различий и модельных характеристик игроков различного амплуа в технической и физической подготовке. Выявлены особенности подготовленности игроков и установлены различия по показателям специальной быстроты и скоростной в...

Индивидуализация технико-тактической подготовки студенток, занимающихся волейболом, на основе учета их когнитивных стилей и реакции выбора

В статье рассмотрена проблема индивидуализации спортивной подготовки студенток, занимающихся волейболом. Определены особенности студенческого спорта в аспекте индивидуализации технико-тактической подготовки. Целью исследования является оптимизация тр...

Психологическая подготовка в системе управления тренировочным процессом юношей в пауэрлифтинге

В статье даны определения взаимосвязи между силовыми показателями юношей в пауэрлифтинге и основными психологическими факторами развития личности юных спортсменов, с учетом которой предложена методика психологической подготовки.

Динамика развития и значение специальной силовой выносливости у юношей в пауэрлифтинге

В статье представлены результаты исследования по определению уровня развития специальной силовой выносливости у юношей занимающихся пауэрлифтингом. Дана сравнительная характеристика развития силовой выносливости при применении общепринятой методики т...

Общее представление о спортивной подготовке в пляжном волейболе

Содержание статьи представляет общее представление о спортивной подготовке и ее влияние на успешность деятельности команды в пляжном волейболе.

Задать вопрос