В статье представлены результаты сравнительного анализа показателей соревновательной деятельности (СД) студенческой и профессиональных команд в мини-футболе. Выявлены различия в данных показателях и факторы эффективности.
Ключевые слова: соревновательная деятельность, мини-футбол, оценка результатов, студенческие и профессиональные команды.
На сегодняшний день соревновательная деятельность предусматривает под собой как демонстрацию и оценку возможностей спортсменов в различных видах спорта в соответствии присущими им правилами, содержанием двигательных действий, способами соревновательной борьбы и оценки результатов [1;3].
Для этого спортсмены соревнуются между собой, и стремятся победить соперников, показать самый высокий результат, демонстрируя индивидуальные способности, командные взаимодействия. Победа на соревнованиях представляет собой конечную цель соревновательной деятельности, ее достижение складывается из последовательного решения спортсменами ряда частных задач, возникающих перед ними в процессе подготовки [3].
Знания о содержаниях и результатах в соревновательной деятельности позволяют определить общую стратегию подготовки спортсмена в данном виде спорта, выбора методов тренировки, параметров тренировочных нагрузок в мине-футболе [2;3].
Анализируя после проведения соревнований спортивные результаты возможно быстро и точно выяснить причины успеха или неудачи спортсменов, поэтому вопросы контроля и оценки соревновательной деятельности каждого мини-футболиста находились прямо или косвенно в центре внимания многих специалистов и аналитиков [3;4;5;10]. Однако каждый конкретный случай ограничивался решением лишь отдельных частных задач, которые стояли перед исследователем.
Актуальность темы заключается в существующей потребности у тренеров-практиков, специалистов, спортивных аналитиков в полноте анализа результатов соревновательной деятельности в мини-футболе. Таким образом, можно выделить противоречие между выявленной потребностью и тем фактом, что на данный момент в практике мини-футбола комплексная оценка показателей СД в полной мере не используется, теоретически и экспериментально не обосновано ее содержание и структура, а в связи с этим, отсутствует возможность сравнения, анализа и корректировки спортивной подготовки резервов на основе показателей команд высших разрядов. Данное противоречие обусловливает проблему нашего исследования, которая состоит в поиске и обосновании различий в показателях СД студенческой и профессиональной мини-футбольных команд.
Цель исследования: провести сравнительный анализ показателей соревновательной деятельности студенческой и профессиональной команды в мини-футболе и выявить различия в факторах эффективности СД.
Объект исследования: соревновательная деятельность студенческой команды ИПИ им. П. П. Ершова и национальных сборных команд России по мини-футболу.
Предмет исследования: совершенствование соревновательной деятельности студенческой мини-футбольной команды на основе выявления различий в факторах ее эффективности.
Практическая значимость: полученные результаты могут быть использованы тренерами-преподавателями по мини-футболу в ДЮСШ, СДЮШОР, вузах для корректировки тренировочной и соревновательной деятельности игроков и команд.
Методы исследования: анализ научно-методической литературы, педагогическое наблюдение (протоколирование), математико-статистические методы.
Результаты и их обсуждение. Для выявления факторов эффективности соревновательной деятельности нами проведено сравнение различных показателей СД двух команд — сборной России и студенческой команды ИПИ им. П. П. Ершова. Показатели СД сборных команд России были получены путем наблюдений по результатам выступлений в финальной части чемпионата Европы по футзалу Евро-2016.
Анализ показателей СД студенческой команды осуществлялся в процессе наблюдения игр чемпионата города Ишима по мини-футболу. Анализу подверглись 10 игр по видео записям и онлайн-трансляциям матчей чемпионата Европы и 12 игр чемпионата города.
Предметом анализа послужили следующие показатели СД в мини-футболе:удары, удары в створ, голы, эффективные обводки, голевые передачи, точные и неточные передачи, отборы, сейвы, потери, пропущенные мячи. Результаты анализа показателей СД представлены в табл.1:
Таблица 1
Сравнение показателей СД студенческой ипрофессиональной команд вмини-футболе
№ |
Показатели |
Команды/ кол-во всреднем за игру |
Статистические показатели |
||||
Испания |
ИПИ |
m1 |
m2 |
t |
p |
||
1 |
Удары |
41,2±6,9 |
22,8±3,3 |
3,4 |
1,1 |
5,10 |
<0,01 |
2 |
Удары в створ |
17,0±3,4 |
9,5±2,8 |
1,7 |
0,9 |
3,84 |
<0,01 |
3 |
Голы |
5,4±1,3 |
2,5±0,9 |
0,6 |
0,3 |
4,08 |
<0,01 |
4 |
Эффективные обводки |
21,0±8,6 |
7,6±2,2 |
4,3 |
0,7 |
3,08 |
<0,01 |
5 |
Голевые передачи |
2,8±0,9 |
1,4±0,4 |
0,4 |
0,1 |
3,12 |
<0,01 |
6 |
Точные передачи |
426,2±115,9 |
124,4±36,6 |
57,9 |
12,2 |
5,10 |
<0,01 |
7 |
Неточные передачи |
48,4±7,7 |
33,2±9,6 |
3,9 |
3,2 |
3,03 |
<0,01 |
8 |
Отборы |
45,6±7,3 |
26,5±3,6 |
3,6 |
1,2 |
4,97 |
<0,01 |
9 |
Потери |
23,0±4,7 |
18,9±2,3 |
2,4 |
0,8 |
1,65 |
>0,05 |
10 |
Сейвы |
12,4±3,4 |
2,8±0,4 |
1,7 |
0,1 |
5,58 |
<0,01 |
Пропущенные мячи |
2,2±0,9 |
1,6±0,4 |
0,4 |
0,1 |
1,34 |
>0,05 |
|
Анализ показателей СД с использованием математико-статистических методов свидетельствует о значимых различиях в показателях СД: так, почти по всем изучаемым нами параметрам наблюдаются статистически достоверные различия на уровне p<0,01, а по двум показателям (потери и пропущенные мячи) существенных различий не наблюдается (p>0,05).
Данный факт может говорить о том, что количество потерь и, соответственно, пропущенных мячей у студентов обусловлены невысокой технико-тактической подготовкой игроков, а эти же показатели у профессионалов обусловлены, на наш взгляд, наоборот высоким уровнем техники защиты и индивидуальной техники нападения игроков.
Необходимо отметить существенное отставание технико-тактических игровых действий студентов по показателям точные передачи, количество ударов и ударов в створ ворот, что свидетельствует о низком уровне технико-тактической подготовки студентов в сравнении с профессионалами. Соответственно, с целью повышения эффективности спортивной подготовки одной из рекомендаций может выступать увеличение интенсивности игровых действий и повышение их качества.
Кроме этого, на наш взгляд, резерв повышения эффективности СД находится в особенностях формировании личности студентов-мини-футболистов, процессы которого не завершены и оказывают существенное влияние на различные аспекты деятельности, в том числе на СД [6;7;8;9].
Выводы. Проводимый сравнительный анализ показателей СД команд различного уровня и квалификации позволяет выявить отличительные особенности в структуре СД команд, а затем определить отличия в содержании и качестве учебно-тренировочного процесса. Так, выявленные отличия в данном исследовании позволяют наметить пути совершенствования учебно-тренировочного процесса студенческой команды.
В проведенном исследовании по всем изучаемым показателям объем и эффективность технико-тактических действий (ТТД) команды студентов в 2–3 раза ниже соответствующих показателей профессионалов. Так, по основным показателям СД, обусловливающим ее результативность (ударам, ударам в створ ворот, обводкам, точным передачам и т. д.) наблюдаются значимые различия на уровне значимости p<0,01. И только по показателям потерь и пропущенных мячей достоверных различий не наблюдается.
Выявленные различия и факторы эффективности СД позволяют наметить пути совершенствования учебно-тренировочного процесса и изменения структуры СД студенческой мини-футбольной команды. Так, на наш взгляд, необходимо увеличить интенсивность тренировочного процесса, включаю упражнения с высокой скоростью выполнения, упражнения по скоростной технике мини-футбола, упражнения на совершенствование специальной быстроты и скоростной выносливости. Кроме этого, необходимо повысить качество выполнения ТТД в условиях тренировочного процесса за счет стабилизации техники и устойчивости ее к сбивающим факторам, таким как физическая усталость, противодействие и давление соперников, повышенная эмоциональность игры, более жесткое соперничество под «организованным» контролем судей.
Литература:
- Андреев, С. Н. Мини-футбол [Текст] / С. Н. Андреев. — М.: Изд-во Физкультура и Спорт. — 1978. — 111 с.
- Головков, В. В. Факторы, обеспечивающие эффективность соревновательной деятельности квалифицированных спортсменов в мини-футболе [Текст]: Автореф. дисс… канд. пед. наук 13.00.04. / В. В. Головков. — СПБГУФК, 2002–24 с.
- Дорошенко Э. Ю. Общие принципы управления соревновательной деятельностью в командных спортивных играх [Текст] / Дорошенко Э. Ю. // Проблемы и перспективы развития спортивных игр и единоборств в высших учебных заведениях. — 2008. — С. 45–48.
- ЕВРО по футзалу: Статистика // Официальный сайт европейского футбола — UEFA.com. — URL: http://ru.uefa.com/futsaleuro/season=2016/statistics/index.html/ (дата обращения: 13.05.2016).
- Поливаев, А. Г. Автоматизированная система оценки коэффициента полезности игрока в мини-футболе [Текст] / Поливаев А. Г. // Омский научный вестник. — 2015. — № 4(141). — С. 219–224.
- Поливаев, А. Г. Взаимосвязь индивидуально-психологических особенностей личности студентов — мини-футболистов с показателями эффективности соревновательной деятельности [Текст] / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2015. — № 17. — С. 593–596.
- Поливаев, А. Г. Влияние индивидуально-психологических особенностей личности студентов факультетов физической культуры на эффективность их профессиональной подготовки [Текст] / А. Г. Поливаев, А. А. Гераськин, И. Н. Григорович // Спортивный психолог. — 2011. — № 1. — С. 85–89.
- Поливаев, А. Г. Индивидуально-ориентированный подход в формировании профессионально-педагогических умений и компетенций студентов факультета физической культуры [Текст] / А. Г. Поливаев, А. Н. Родионов // В сборнике: XXIII ЕРШОВСКИЕ ЧТЕНИЯ Межвузовский сборник научных статей. отв.ред. Л. В. Ведерникова. — Ишим, 2013. — С. 46–47.
- Поливаев, А. Г. Психолого-педагогический аспект в процессе совершенствования подготовки современного педагога по физической культуре / А. Г. Поливаев // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 627–629.
- Фисунов, А. В. Автоматизированная система оценки показателей соревновательной деятельности в мини-футболе [Текст] / А. В. Фисунов // Молодой ученый. — 2015. — № 11. — С. 610–615.