В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.
Ключевые слова: футбол, координационные способности, тренировочный процесс.
Футбол — это одно из самых доступных, массовых и популярных средств физического развития и укрепления здоровья людей разного возраста и уровня подготовки. Игра в футбол не требует особенной экипировки, и поэтому данный вид спорта доступен для разных слоёв населения. Футболом в России занимается более 3,5 млн. человек. Игра занимает одно из основных мест в общей системе физического воспитания и пользуется популярностью среди остальных спортивных игр. Командная направленность футбольной деятельности воспитывает чувство дружбы, товарищества, взаимовыручки. Развивает такие важные моральные качества, как чувство ответственности, уважение к партнерам и соперникам, дисциплинированность, активность, самореализация.
Развитие современного футбола требует совершенствования тренировочного процесса, начиная со спортивно-оздоровительного этапа, учитывая возрастные особенности детей дошкольного и младшего школьного возраста. По мнению специалистов, качественное становление спортивного мастерства во многих видах спорта определяется поэтапным формированием двигательных способностей в соответствии с их возрастными особенностями.
Герасимова Е. Н. и Гамова С. Н. отмечают, что развитие координационных способностей является основой физической подготовки детей младшего школьного возраста.
Координация движений — это двигательная способность, которая развивается через сами движения. И чем больше у ребенка двигательных навыков, тем богаче будет его двигательный опыт и тем шире база для освоения новых форм двигательной активности. Мы знаем, что координационные способности человека достигают высокого уровня развития к 6–7 годам жизни. Также отмечается, что дети, занимающиеся спортом, достигают виртуозности движений, которым их учат. Это дает возможность тренировать и улучшать координацию движений.
Сейтвелиева Э. Э. отмечает, что в настоящее время, большинство детей младшего школьного возраста обладает малым запасом движений и они просто не способны выполнять упражнения для развития физических качеств.
Просмотр план-конспекта тренировочного занятия позволяет выявить количество времени и внимания уделяемого на развитие координационных способностей детей.
С целью выяснения точки зрения тренеров по футболу на использование в тренировочном процессе специальных упражнений для развития координации было проведено анкетирование, в котором приняло участие 60 человек:
80 % тренеры города Красноярска, из них 2 % тренеры с тренерской лицензией категории A PRO, 4 % тренеры с тренерской лицензией категории B, 50 % тренеры с тренерской лицензией категории С и остальные 33 % тренеры без тренерского образования, 20 % тренеры футбольной академии Краснодар, из них 67 % имеют тренерскую лицензию категории С, 33 % имеют тренерскую лицензию категории В.
Для максимального развития координационных способностей необходимо знать сенситивный период, мы выяснили, какое количество опрошенных знает, в каком возрасте начинается и заканчивается этот период (Рисунок 1).
Рис. 1. Сенситивный период развития координационных способностей по мнению тренеров по футболу.
На графике видно, в каком возрасте, по мнению респондентов, проявляется сенситивный период развития координационных способностей. Так нами было установлено что 30 % опрошенных считают, что возраст от 7-ми до 9-ти лет является сенситивным периодом развития координационных способностей, 25 % опрошенных посчитали, что сенситивны период развития координационных способностей начинается с 5-ти лет и заканчивается в 7 лет, 20 % тренеров отметили, что в возрасте от 7-ми до 12-ти лет создается возможность для максимального развития координационных способностей, всего 13 % опрошенных посчитали, что возраст от 9-ти до 12 лет является сенситивным периодом развития координационных способностей, 12 % считают, что в возрасте от 3-х до 5-ти лет создается возможность для максимального развития координационных способностей.
Важно отметить, что всего 20 % точно знают, в каком возрасте стоить максимально уделять время на развитие координационных способностей.
Далее нам было необходимо вычислить в течение какого времени тренера дают упражнения для развития координации (Рисунок 2).
Рис. 2. Время, затрачиваемое на упражнения для развития координации
На этом графике видно, что 58 % опрошенных дают упражнения на развитие координации по 5–10 минут за тренировочное занятие, 26 % тренеров используют 11–20 минут тренировочного занятия для развития координации, 12 % опрошенных указали свой вариант ответа, в котором уточнили, что в зависимости от цели тренировки, они задействуют время на развитие координации по разному и всего 4 % используют 21–30 минут тренировочного времени на развитие координационных способностей.
Более половины опрошенных затрачивают минимальное количество времени на развитие координационных способностей в тренировочном процессе.
После проведенного нами анализа, можно утверждать, что тренеры не в полной мере используют упражнения для развития координационных способностей и минимально задействуют их в тренировочном процессе. Так же можно отметить, что подавляющее большинство опрошенных не знают сенситивного периода развития координационных способностей.
Мы рекомендуем тренерам ответственно относиться к подготовке юных футболистов и использовать большее количество времени и упражнений на развитие координационных способностей. На наш взгляд, развитие координационных способностей является одной из важнейших задач физического воспитания детей младшего школьного возраста.
Литература:
- Лях В. И. Развитие координационных способностей у дошкольников. — М.: ООО «Издательство «Спорт», 2016. — 128 с.
- Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): учеб. для ин-тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с.
- Сейтвелиева Э. Э. Развитие координации у детей старшего дошкольного возраста как педагогическая проблема // Вопросы дошкольной педагогики. — Казань: ООО «Издательство Молодой ученый», 2016. — № 1(4). — С. 54–56.
- Футбол: учебник для институтов физической культуры / под общ. ред. М. С. Полишкиса, В. А. Выжгина. — М.: Физкультура, образование и наука, 1999. — 254 с.
- Герасимова Е. Н., Гамова С. Н. Развитие эмоциональной устойчивости у детей старшего дошкольного возраста средствами физической культуры // Вестник Тамбовского университета. — Тамбов: Тамбовский государственный университет им. Г. Р. Державина, 2007. — Серия: Гуманитарные науки. — № 5 (49). — С. 123–126.