В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спорта.
Ключевые слова: спортсмены, обучение, воспитание, волейбол, предварительная подготовка, физические качества ребенка.
Подготовка высококвалифицированных спортсменов начинается на первых этапах многолетнего цикла. Она осуществляется в ДЮСШ, СДЮШОР, спортивных классах общеобразовательных школ. Но нельзя забывать и того, что начальная подготовка может проводиться за счет спортивного часа в режиме продленного дня общеобразовательной школы. Ежедневные занятия физической культурой по одному часу способствуют гармоничному развитию физических качеств ребенка, укреплению здоровья, приучают к систематическим занятиям спортом. В связи с этим, возникает вопрос: почему бы не готовить достойное пополнение в учебно-тренировочные группы спортивной школы? Дети, прошедшие предварительную подготовку в начальных группах, в дальнейшем хорошо усваивают программный материал спортивной школы и сознательно относятся к учебно-тренировочному процессу.
Значительные потери способных юных спортсменов обусловлены и методическими причинами, из которых главными являются: ориентация на отбор способных спортсменов уже в 10–11-летнем возрасте без предварительной начальной подготовки и последующая специализированная тренировка, мало отличающаяся от тренировки квалифицированных спортсменов; отсутствие этапности подготовки юных спортсменов, игнорирование основных принципов, а также самой структуры подготовки. Значит, главной задачей предварительной подготовки в нашей работе является разносторонняя физическая и техническая подготовка детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спорта. Предварительные трехгодичные исследования показали, что в первые два года занятий необходимо закладывать базу разносторонней физической подготовки, на третьем году можно обучать детей элементам техники волейбола, готовить их с целью ориентации в этот вид спорта. Реализуя это положение, нами был проведен годичный педагогический эксперимент, в котором участвовали юные спортсмены-волейболисты, прошедшие двухлетнее обучение в режиме продленного дня общеобразовательной школы.
Методика физической подготовки юных спортсменов строилась из целевой направленности одного занятия.
При составлении тренировочных заданий учитывались следующие основные организационно-методические положения:
- рациональный подбор тренировочных средств;
- количество и характер упражнений;
- очередность упражнений;
- темп выполнения упражнений;
- паузы отдыха между отдельными упражнениями;
- общее количество выполнений или подходов;
- количество выполненной работы в зависимости от зоны интенсивности;
- метод выполнения упражнений;
- общий объем нагрузки;
- нагрузка, выполненная в предыдущем тренировочном задании.
На основе опыта специалистов и соответствующих исследований было установлено, что для обеспечения технической и физической подготовки начинающих спортсменов лучше применять упражнения в комплексе, что дает возможность проводить тренировки более организованно, целенаправленно и разнообразно.
Комплексы упражнений и игры в виде тренировочных заданий включали 6–9 упражнений различной трудности и предусматривали воспитание всех физических качеств. Игровые упражнения рассматривались как тренировочное задание. Комплексы упражнений и игровых заданий были сгруппированы по их направленному воздействию на воспитание физических качеств юных спортсменов-волейболистов.
1. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание быстроты (быстрые движения всем телом, быстрота двигательной реакции из различных исходных положений, сильные удары и т. д.).
2. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание скоростно-силовых качеств.
3. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание выносливости, усиливая нагрузку на организм путем расширения игрового пространства, увеличения количества движений бегом, бросковых упражнений, увеличивая продолжительность заданий без значительных перерывов.
4. Комплексы упражнений и игры, направленные на воспитание силы (увеличивали мышечную работу за счет заданного положения тела, видов передвижений и бросков с использованием более тяжелых предметов, мячей, инвентаря).
Особенно большое оздоровительное значение имели игры, проводимые на воздухе в зимнее время на свежем воздухе. Организуя тренировочные занятия на воздухе, важно было сочетать более подвижные игры и задания с менее подвижными играми, регулируя нагрузку длительностью и количеством повторений задания. В учебно-тренировочном процессе использовались доступные для детей этого возраста спортивные игры, проводимые по упрощенным правилам на площадках меньших размеров и в более короткое время.
Перед началом педагогического эксперимента все экспериментальные группы сравнивались между собой по физической подготовленности. Разница показателей в группах не имела статистического подтверждения. Но по окончании эксперимента, в мае были проведены контрольные испытания. Увеличение тренировочных нагрузок позволяет вести начальную ориентацию в волейбол для зачисления юных спортсменов в учебно-тренировочные группы первого года обучения в детско-юношеских спортивных школах.
Построение учебно-тренировочного процесса юных спортсменов в режиме продленного дня общеобразовательной школы на основе использования стандартных тренировочных заданий позволяет обеспечить:
1. единообразие методики разносторонней подготовки;
2. дифференциацию и целенаправленное воздействие на юный организм с целью воспитания основных физических качеств;
3. снижение монотонности в занятиях с помощью метода вариативности упражнения;
4. увеличение диапазона целесообразных вариаций основного двигательного действия;
5. создание условий оптимального соотношения повторяемости и вариативности.
В процессе годичного цикла тренировки решаются следующие основные задачи: улучшение общей физической подготовки; повышение функциональных возможностей организма; воспитание необходимых физических качеств.
На первом общем подготовительном этапе постепенно повышается объем и интенсивность тренировочных нагрузок. При этом степень увеличения объема опережает рост интенсивности. На втором этапе, — специально-подготовительном постепенно сокращается объем нагрузок и увеличивается их интенсивность. На соревновательном этапе проводятся самые различные соревнования по физической подготовке: эстафеты, бег, всевозможные «связки».
В исследованиях дети были разделены на три группы, исходя из генетических факторов. Известно, что основой наследственности является генетическая информация, которая передается от родителей к детям. Она в значительной степени определяет рост и формирование организма, основные приспособительные реакции его на внешние воздействия, темпы поступательного развития на различных этапах онтогенеза. Наследственный фактор в значительной мере определяет физическое развитие, формирование двигательных качеств, аэробную и анаэробную производительность организма, величину прироста функциональных возможностей в процессе спортивной тренировки.
Названный подход к формированию групп по направленности полностью себя оправдал. Так, мы можем констатировать, что на этапе начальной подготовки необходимо ориентировать юных спортсменов в конкретный вид спорта.