В статье показана эффективность проведения тренировочной работы в учебно-тренировочной группе футболистов методом микроцикла преимущественно скоростно-силовой направленности.
Ключевые слова: футбол, студенты, скоростно-силовые качества, учебно-тренировочный процесс
Современный футбол характеризуется высокой двигательной активностью игроков, которая носит преимущественно динамический характер и отличается неравномерностью физических нагрузок и аритмичным чередованием работы и отдыха. Среди них основными являются действия с мячом и передвижения по полю (бег, ходьба). И от того, насколько футболист хорошо владеет своим двигательным аппаратом и как высоко у него развиты двигательные способности, зависят быстрота, точность и своевременность выполнения конкретной тактической задачи. Быстрота футболиста выступает при этом фактором, определяющим результативность соревновательной деятельности.
Интенсификация соревновательной деятельности часто приводит к тому, что увеличение объёма перемещений и технико-тактических действий не сопровождается повышением их эффективности. Связано это с недостаточной устойчивостью двигательных навыков, и особенно тех, что выполняются в скоростно-силовом режиме.
Ряд авторов увязывают дальнейший прогресс спортивных достижений с необходимостью совершенствовать все многообразие сторон систему подготовки спортсмена. Принципиально значимое место в данной системе занимает специальная физическая подготовка, которая во многом определяет реальные двигательные возможности спортсмена [1].
В настоящее время указанная подготовка становится все более конкретной и целеустремленной. В работах [2,3] многих других исследователей убедительно показано, что в ряде видов спорта специальная физическая подготовленность спортсмена определяется уровнем развития его скоростно-силовых качеств, а средства и методы повышения этого уровня занимают одно из центральных мест.
Содержание этапа целенаправленной индивидуализированной скоростной подготовки юных футболистов следует подчинять:
‒ главному принципу — адаптации и совершенствованию индивидуальных особенностей структуры скоростных качеств футболиста в игровой деятельности оптимального соответствующего амплуа;
‒ основным положениям функций и подготовки игроков разных амплуа;
‒ общим возрастным особенностям занимающихся.
На основании эксперимента принимали участие 20 студентов 18–21 года: 10 из них составили экспериментальную группу, 10 — контрольную. Основной принцип построения занятий для экспериментальной группы — это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности.
Восьмидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 18 практических занятий за 8 тренировочных дней. При этом в последний день каждого микроцикла проводится игра, продолжительность которой вместе с разминкой составляет 120 мин.
Первый день микроцикла считается после игровым, поэтому утренняя и дневная нагрузки выполнятся с преимущественной аэробной направленностью. Главная задача этого занятия — усилить восстановительные процессы функциональных систем организма.
Со второго дня начинается целенаправленное воздействие на развитие скоростно-силовых качеств. В утреннем занятии в течение 20 мин футболисты выполняют прыжковые упражнения. После выполнения серии из двух 10-кратных повторении даётся пауза 10 мин, в течение которой спортсмены совершенствуют технику владения мячом (жонглирование и передача в парах).
Вечернее занятие начинается с работы скоростно-силовой направленности, но с применением изометрических упражнений. Продолжительность комплекса с учетом последовательной смены работы в парах составляет 30 мин. Этот комплекс применяется также в утреннем занятии следующего дня, но его продолжительность сокращается до 10 мин.
Применяется еще один комплекс нетрадиционных средств: беговые упражнения «в гору» и под уклон (3–5°). Бег в гору применяется для того, чтобы научить футболистов повыше выносить бедро при беге и развивать при этом силу мышц передней поверхности бедра. Бег под уклон способствует развитию частоты движения ног при беге, что для футболиста имеет существенное значение.
В последний день микроцикла днем проводится педагогическое тестирование продолжительностью один час, а вечером — тренировочная игра. Эффективность построения тренировочного процесса юных футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.
Выявление эффективности проведения тренировочной работы, описанной выше, производилось на основе сравнения данных, полученных экспериментальным путём на начало и конец работы (Таблица 1).
Таблица 1
Изменение показателей скоростно-силовых качеств уфутболистов контрольной иэкспериментальной групп вначале иконце эксперимента
Показатели |
Контрольная группа |
Экспериментальная группа |
||||
|
Начало |
Конец |
Прирост |
Начало |
Конец |
Прирост |
Скорость 15 м со старта (м/с) |
5.30 |
5.36 |
0.06 (1.2 %) |
5.30 |
5.50 |
0.20 (4.20 %) |
Скорость 30 м со старта (м/с) |
5.70 |
5.85 |
0.08 (1.52 %) |
5.90 |
6.00 |
0.12 (2.32 %) |
Прыжок в длину (см) |
190 |
195 |
2 (1.05 %) |
190 |
200 |
10 (5.26 %) |
Тройной прыжок (см) |
5.73 |
5.75 |
2.0 (0.35 %) |
5.77 |
5.93 |
16 (2.77 %) |
На основании исследования скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов в конце эксперимента было выявлено, что в значительной степени возросли показатели скорости бега на 15 м со старта у футболистов экспериментальной группы. Прирост составил 4.20 %. У футболистов же контрольной группы скорость бега возросла всего на 1.2 %.
Прирост показателей скорости бега на 30 м со старта в экспериментальной группе был также выше, чем у футболистов контрольной группы; соответственно — 2.32 % и 1.52 %. В тренировочном процессе во время эксперимента по существу не применялись упражнения, в которых приходилось бы производить рывки на 30 м, что и не привело к положительным сдвигам скорости бега на этой дистанции.
Как показали исследования, результаты в прыжках в длину с места и в тройном прыжке значительно увеличились к концу эксперимента у футболистов экспериментальной группы по сравнению с футболистами контрольной группы.
Основной принцип построения занятий, который был выбран нами — это тренировочные микроциклы преимущественной скоростно-силовой направленности. Восьмидневный развивающий микроцикл предусматривал проведение 18 практических занятий за 8 тренировочных дней. Эффективность построения тренировочного процесса футболистов основана на том, что в основу построения педагогического эксперимента было положено предположение, что под воздействием двух развивающих микроциклов у юных футболистов может начаться снижение уровня подготовленности или возникнуть относительная стабилизация в развитии двигательных качеств.
В результате тестирования в начале эксперимента было выявлено, что различий скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов контрольной и экспериментальной групп не наблюдается. На основании исследования скоростных и скоростно-силовых качеств у футболистов в конце эксперимента было выявлено, что в значительной степени возросли все скоростно-силовые показатели у футболистов экспериментальной группы по сравнению с футболистами контрольной группы, что и подтверждает эффективность построения тренировочного процесса по данной методике.
Литература:
- Айсман Х. И. Взгляд врача на правильное построение процесса подготовки юных футболистов // Зарубежные научные исследования. Отбор и юношеский спорт. Вып. I. — М.: ФиС, 1992.
- Ионов С. Ф. Рекомендации по физической подготовке борцов // Спортивная борьба. — М.; Физкультура и спорт, 1978. — С. 21–26.
- Бабанин В. Ф. Экспериментальное обоснование средств и методов силовой и скоростно-силовой подготовки высококвалифицированных метателей — М., 2002.