Начальная техническая подготовка юных футболистов | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №6 (65) май-1 2014 г.

Дата публикации: 05.05.2014

Статья просмотрена: 22690 раз

Библиографическое описание:

Сухобский, А. В. Начальная техническая подготовка юных футболистов / А. В. Сухобский, С. С. Огородников. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 6 (65). — С. 851-855. — URL: https://moluch.ru/archive/65/10742/ (дата обращения: 16.12.2024).

В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.

Ключевые слова:футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обучение удару по мячу, подготовка юных футболистов.

Под технической подготовкой спортсмена понимают обучение основам техники двигательных действий и совершенствование избранных форм спортивной техники (характерных для вида спорта), обеспечивающих достижение высоких спортивных результатов. Для построения процесса обучения технике футбола решающее значение имеет структура обучения специфическим двигательным действиям и составленная на её основе систематизация средств технической подготовки [6].

Техническая подготовка начинается с этапа обучения базовым элементам техники. На начальном этапе необходимо обучить технике ведения, остановок, передач мяча и простейшим финтам. Основными задачами на данном этапе выступают формирование логического, зрительного и двигательного представления о действии, мотивационной и кондиционной готовности к обучению [2].

Для формирования представления традиционно применяется объяснительно-иллюстративный тип обучения, метод проблемного изложения и частично-поисковый метод. Для формирования двигательного представления о техническом приеме ввиду малого возраста занимающихся рекомендуется использовать метод целостного обучения, т. к. уровень двигательных способностей часто не позволяет соединить отдельные приемы техническое действие. При этом подбираются одноцелевые упражнения, которые выполняются в простых условиях: на месте или на малой скорости, без дефицита времени, без сопротивлений и т. д., благодаря чему формируются прочные навыки в стабильных условиях. Внимание занимающихся акцентируется на правильности выполнения технического приема, а не на его результативности [3].

Анализ современных программ по футболу для ДЮСШ [1,4] показал, что на данный момент средства технической подготовки, которые предложены нормативными документами, подобраны для детей в возрасте 6–7 лет. В программах обучение техническим приемам начинается с непосредственного выполнения приема техники футбола с последующим исправлением ошибок: ведения мяча, жонглирования от пола, ударов по воротам и т. д. Однако в данный момент минимальный возраст набора в футбольные школы составляет 4 года. Большинство детей в данном возрасте имеют низкий уровень координационных способностей, в виду чего выполнение простейших технических приемов для них вызывает большие сложности и характеризуется низкой устойчивостью и эффективностью, так как структура техники приемов футбола значительно отличается от естественных повседневных движений. Вследствие большого количества сбивающих факторов в коре больших полушарий не может сформироваться четкое двигательное представление технического действия. Дикие и агрессивные движения портят пластичность движущейся модели и приводят к задержанным, медлительным и ошибочным техническим действиям [7].

Для детей, которые имеют низкий уровень координационных способностей и выполняют базовые приемы техники футбола с большим количеством ошибок, необходимо подобрать посильные упражнения, которые они смогут успешно выполнить с минимальным количеством ошибок. Данные подводящие упражнения должны быть направлены на освоение двигательной структуры технических приемов футбола. Их выполнение должно иметь высокую стабильность для формирования четкой двигательной модели. Чем больше положительных эффективных действий, тем больший успех обучения.

Для формирования двигательных представлений о способах выполнения базовых приемов техники применяются адекватные их содержанию подводящие упражнения, представляющие собой «методические лесенки», с помощью которых осваивают элементы приема, главным образом — его основное звено. В качестве подводящий упражнений широко применяются упражнения на «чувство мяча», направленные на формирование двигательного представления и координационной готовности к обучению техническим приемам. На основе простейших движений с мячом в дальнейшем будет строиться обучение более сложным техническим приемам по принципам от простого к сложному [5].

Упражнения на «чувство мяча» развивают способность тонко дифференцировать выполняемые движения по кинетическим (пространственным, временным, пространственно-временным) и динамическим (величина мышечных усилий, распределение их во времени и пространстве) характеристикам, обеспечивая высокий уровень развития проприоцептивной чувствительности ног [3].

С учетом характера технических действий с мячом выделяются три группы упражнений на развитие «чувства мяча»:

-                   упражнения с перекатыванием мяча подошвой;

-                   упражнения с толканием мяча;

-                   упражнения с ударами по мячу.

Упражнения на развитие «чувства мяча» с перекатыванием мяча подошвой направлены на освоение в упрощенных условиях биомеханической структуры технических приемов, в которых действия с мячом производятся подошвой. Такими приемами являются некоторые виды остановок и ряд финтов. Упражнения с толканием мяча способствуют освоение биомеханической структуры технических приемов ведения. Одним из наиболее распространенных упражнений, направленных на развитие «чувства мяча» при ударе, является жонглирование.

Бельгийскими специалистами предложен способ, при котором достигается большое количество выполненных ударов по мячу более контролируемым способом: удары наносятся по мячу, который игрок держит в сетке в руке перед собой.

Благодаря освоению двигательной структуры технических приемов через многократное выполнение положительных эффективных действий в упражнениях на «чувство мяча», игрок осваивает большое количество двигательных моделей, на основе которых в дальнейшем строится выполнение ударов по воротам, передач и остановок мяча [7].

Почти все современные тренеры используют упражнения на «чувство мяча» в технической подготовке, однако чаще всего выполнение данных упражнений происходит при отсутствии логической связи с выполнением технических приемов в условиях игры. Поэтому основной задачей эксперимента являлось построение системы подводящих упражнений, направленных на освоение двигательной структуры базовых технических приемов в соответствии с требованиями для минимального возраста начального набора в спортивные школы по футболу.

Эксперимент проводился на базе ЗАО ФК «Динамо-Минск» с командами 2007 года рождения в период с 15 января по 15 апреля 2014. В эксперименте принимали участие 2 команды по 12 человек каждая с сопоставимым начальным уровнем физической и технической подготовки. Сущность эксперимента заключалась в использовании в качестве средств начальной технической подготовки разработанной системы подводящих упражнений. Только после освоения разработанных упражнений приступали к обучению и совершенствованию приемов техники футбола (ведения, передачи мяча, ударов по воротам). Ниже представлена разработанная нами система подводящих упражнений для начального обучения технике футбола (Таблица 1–5).

Начинать обучение «чувству мяча» наиболее целесообразно с катания мяча подошвой в виду того, что подошва является наиболее чувствительной частью стопы и контроль мяча ею отличается наибольшей управляемостью. Далее подбираются упражнения, которые направлены на развитие «чувства мяча» других частей стопы и на освоение моторной схемы технических приемов через близкие по своей структуре, но более простые упражнения.

При правильном ведении мяча происходит толчок мяча, а не удар, внешней стороной подъема, поэтому в начале обучения ведению необходимо развить «чувство мяча» внешней части подъема для правильного контакта ноги с мячом. Далее осваивается сам толчок мяча на месте и в движении, однако и на этом этапе сохраняется необходимость использования подошвы.

Обучение разворотам подошвой заключается в перекате мяча подошвой к себе или назад в сочетании с поворотами занимающегося через разные стороны.

Таблица 1

Система подводящих упражнений, для обучения ведению мяча по прямой и разворотам подошвой

1. Двигать мяч по всей подошве вперед-назад не отрывая ноги от мяча

2. Перекат мяча с подошвы на внешнюю сторону подъема и обратно не отрывая ноги от мяча

6. Покатить мяч назад подошвой перед собой — повернуться и остановить его подошвой другой ноги

9. Серединой подошвы двигать мяч по диагонали в сторону другой ноги вперед-назад

4. Покатить мяч к себе подошвой — толкнуть мяч перед собой внешней стороной подъема (поочередно двумя ногами)

7. То же, только одной ногой не отворачиваясь от мяча

10. Тоже, только в конце остановка мяча внутренней стороной стопы

5. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние шага)

8. Покатить мяч назад подошвой за собой — остановить подошвой другой ноги

11. Тоже, только в конце продлить движение мяча в сторону внутренней или внешней стороной стопы

Ведение мяча по прямой

Развороты под себя подошвой

Развороты в сторону от себя подошвой

Развитие «чувства мяча» внутренней стороны стопы благоприятно сказывается на дальнейшем обучении передачам и остановкам мяча данным способом. Начинают обучение с плавных толчков мяча после наступания подошвой, затем обучают перебросам мяча — легким ударам по мячу внутренними сторонами стопы двумя ногами поочередно. Ряд специалистов рекомендует совершенствовать технику разворотов именно после перебросов, так как данным способом достигается в разы большее касание мяча за тренировку.

Перекаты мяча в различных направлениях схожи по своей моторной схеме с убираниями мяча внутренней и внешней стороной стопы.

Таблица 2

Система упражнений для совершенствования «чувства мяча» внутренней стороны стопы, подводящих упражнений для обучения ведению и разворотам

12. Двигать мяч в стороны перекатом с внешней стороны стопы на подошву и далее на внутреннюю сторону стопы, не отрывая ноги от мяча

13. Толкнуть подошвой в сторону от себя и не отрывая ноги от мяча остановить внутренней стороной стопы

16. Ставить ногу с разных сторон мяча после касания мяча подошвой

14. Тоже, только не остановить, а толкнуть к другой ноге внутренней стороной стопы

17. Стоя боком перекаты мяча подошвой себе на ход по прямой дальней ногой

20. Перекаты вперед в сторону двумя ногами поочередно с продвижением вперед

15. Перебросы мяча между ног

18. Стоя боком перекаты мяча подошвой себе на ход по прямой ближней ногой

21. Убирания мяча в стороны внутренней и внешней стороной стопы с продвижением вперед

Совершенствование «чувства мяча» внутренней стороны стопы для выполнения остановок и передач мяча

19. Перекаты вокруг себя поочередно двумя ногами

Ведение мяча внутренней и внешней стороной стопы

 

Развороты внутренней и внешней стороной стопы

 

Выполнение ударов с мячом в сетке позволяет добиться выполнения большого количества ударов по мячу более управляемым способом, по сравнению с традиционным набиванием мяча [7].

Таблица 3

Система подводящих упражнений с мячом в сетке для обучения удару по мячу

22. Удар подъемом — остановка мяча подошвой

23. Удары подъемом поочередно двумя ногами

24. Удары в стороны с остановками мяча (все внутренними сторонами стопы)

25. Удары в стороны поочередно двумя ногами внутренними сторонами стопы

26. Удар внутренней стороной стопы вперед — остановка мяча подошвой

27. Удар внутренней стороной стопы вперед — остановка мяча внутренней стороной стопы

28. Поочередно двумя ногами удары внутренними сторонами стопы

Выполнение разворотов подошвой в прыжке является эффективным средством ведения соревновательной борьбы. Начинают обучение с простых наступаний на мяч, затем смена ноги происходит в безопорном положении. Далее обучают убирать мяч подошвой от противника в различных направлениях в зависимости от его положения. Следующим шагом является обучение сочетать развороты подошвой с другими приемами техники футбола.

Таблица 4

Система подводящих упражнений для обучения разворотам подошвой с прыжком

29. Наступать на мяч поочередно двумя ногами

30. Наступать на мяч поочередно двумя ногами, смена ноги в прыжке

31. Подошвами катить мяч от одной ноги к другой стоя на месте

32. Подошвами катить мяч от одной ноги к другой, смена ноги в прыжке

33. Прыжки на одной ноге вперед, назад и вокруг себя, двигать мяч носком другой ноги.

Обучение финтам следует начинать после обучения элементам техники, входящих в состав финтов. В таблице курсивом указаны упражнения, на основе которых строится обучение финтам.

Таблица 5

Система подводящих упражнений для обучения финтам.

5. Толкнуть мяч внешней стороной подъема — остановить подошвой (одной ногой, толкать на расстояние одного шага)

20. Перекаты вперед в сторону двумя ногами поочередно с продвижением вперед

1. Двигать мяч по всей подошве вперед-назад не отрывая ноги от мяча

34. Толкнуть мяч вперед внешней стороной подъема — остановить подошвой (смена ноги)

37. Убирания мяча в стороны внешними сторонами стопы поочередно двумя ногами

42. Подошвой покатить мяч за опорную ногу — покатить в сторону внутренней сторону стопы

35. Толкнуть мяч вперед внешней стороной подъема — подошвой покатить мяч к другой ноге

38. Убирание мяча в сторону внешней стороной стопы — переступить этой же ногой за мяч (смена ноги)

 

36. Толкнуть мяч в сторону внешней стороной подъема — подошвой покатить мяч к другой ноге (смена ноги в прыжке)

39. Ложный шаг в одну сторону — убирание мяча внешней стороной стопы в другую

Убирание мяча подошвой под себя с продлением движения мяча внешней стороной стопы

40. Махи ногой перед мячом поочередно двумя ногами

 

41. Мах ногой перед мячом — убирание мяча внешней стороной стопы другой ноги в противоположную сторону

Результаты исследования и их обсуждение. В начале и в конце эксперимента проводилось исследование содержания и качества выполнения ТТД в матче между экспериментальной и контрольной группой.

Таблица 6

Исследование структуры соревновательной деятельности контрольной группы

Кол-во до эксперимента

% успешно выполненных

Кол-во после эксперимента

% успешно выполненных

Ведение мяча

52

48

62

53

Обводка

59

35

60

44

Передача мяча

54

53

63

65

Остановка мяча

48

65

59

63

Удар по воротам

25

29

36

35

Общее количество

238

280

Среднее значение

46,0

52,0

Таблица 7

Исследование структуры соревновательной деятельности экспериментальной группы

Кол-во до эксперимента

% успешно выполненных

Кол-во после эксперимента

% успешно выполненных

Ведение мяча

53

40

75

68

Обводка

54

47

70

56

Передача мяча

69

63

85

75

Остановка мяча

50

46

69

63

Удар по воротам

23

43

32

68

Общее количество

249

331

Среднее значение

47,8

61

Анализ структуры соревновательной деятельности после выявил несущественный прирост количества выполненных в матче ТТД (p>0.05) и существенный прирост качества выполненных ТТД (p≤0,01), что свидетельствует об эффективности предложенной нами методики. Данный результат получен главным образом за счет того, что подобранные нами упражнения позволяют выполнить большее количество технических приемов более управляемым способом, чем при традиционном обучении технике футбола.

Литература:

1.                         Андружейчик, М. Я. Футбол: программа для специализированных учебно-спортивных учреждений и училищ олимпийского резерва / М. Я. Андружейчик. — Минск: РУМЦ ФВН, 2006. — 110 с.

2.                         Боген, М. М. Обучение двигательным действиям / М. М. Боген. — М.: Физкультура и спорт, 1985. — 192 с.

3.                         Кудяшев, Н. Х. Техническая подготовка юных футболистов на начальном этапе обучения: дис. … канд. пед. наук: 13.00.04 / Н. Х. Кудяшев. — Набережные Челны, 2001. — 159 с.

4.                         Поурочная программа подготовки юных фуболистов 6–9 лет. / Годик М. А., Мосягин С. М., Швыков И. А. — Н.Новгород: РА «Квартал», 2012–256 стр.

5.                         Спортивные игры: Техника, тактика, обучение: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений /Ю. Д. Железняк, Ю. М. Портнов, В П. Савин, А. В. Лексаков / под ред. Ю. Д. Железняка, Ю. М. Портнова. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 520 с.

6.                         Суворов, В. Я. Техническая подготовка юных футболистов на основе структуры соревновательной деятельности: дис.... канд. пед. наук: 13.00.04 / П. В. Анисимов. — Н. Новгород, 2005. — 370 с.

7.                         SenseBall // CogiTraining and SenseBall — Intelligent football training programs [Электронный ресурс]. — 2012. Режим доступа: http://www.cogitraining.com/en/the_senseball_practice — Дата доступа: 27.04.2014.

Основные термины (генерируются автоматически): мяч, сторона, нога, подошва, остановка мяча, упражнение, внутренняя сторона стопы, ведение мяча, обучение, убирание мяча.


Ключевые слова

футбол, техника футбола, техническая подготовка, ведение мяча, чувство мяча, обуче-ние удару по мячу, подготовка юных футболистов

Похожие статьи

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Особенности занятий по настольному теннису в учреждении дополнительного образования

В статье отражён педагогический опыт по некоторым особенностям современных занятий по настольному теннису в условиях учреждения дополнительного образования.

Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой

В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.

Особенности занятий художественной гимнастикой

В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми д...

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Влияние тактической подготовки на соревновательную деятельность боксеров

В статье рассматриваются и применяются практическая подготовка на соревновательную деятельность боксеров на различных этапах подготовки.

Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет

В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений в тренировочном процессе по футболу

Инновационные технологии совершенствования двигательно-координационных способностей юных вратарей

Использование тренажеров в настольном теннисе

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования различных тренажеров на стадии начальной спортивной подготовки.

Похожие статьи

Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях

В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...

Особенности занятий по настольному теннису в учреждении дополнительного образования

В статье отражён педагогический опыт по некоторым особенностям современных занятий по настольному теннису в условиях учреждения дополнительного образования.

Технология привлечения студентов к занятиям физической культурой

В данной статье рассмотрена проблематика привлечения студентов к занятиям физической культурой.

Особенности занятий художественной гимнастикой

В статье рассмотрено понятие художественной гимнастики, ее значение на международном уровне и в Олимпийском виде спорта. Так же описаны требования к спортсменам и особенности физической подготовки, характер исполнения упражнений, качества, которыми д...

Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме

В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.

Влияние тактической подготовки на соревновательную деятельность боксеров

В статье рассматриваются и применяются практическая подготовка на соревновательную деятельность боксеров на различных этапах подготовки.

Выявление особенностей построения тренировочного процесса у детей 6–7 лет

В данной статье представлены результаты исследования, полученные методом анкетирования тренеров. Нами было выявлено, что тренеры не уделяют в тренировочном процессе должного внимания развитию координационных способностей.

Физиология силовых и контрольно-нормативных упражнений в тренировочном процессе по футболу

Инновационные технологии совершенствования двигательно-координационных способностей юных вратарей

Использование тренажеров в настольном теннисе

В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования различных тренажеров на стадии начальной спортивной подготовки.

Задать вопрос