В статье рассматриваются и применяются практическая подготовка на соревновательную деятельность боксеров на различных этапах подготовки.
Ключевые слова: тактическая подготовка, техническая подготовка, боксеры, совершенствования, подготовка, результативность, навык
Актуальность. Уровень спортивного мастерства квалифицированных боксеров определяется комплексом различных факторов: показателями физической, технической, теоретической, психологической и других сторон подготовки, каждая из которых решает конкретные задачи. Так, если физическая подготовленность обеспечивает развитие мышечной силы, скорости движений, выносливости, специальной ловкости, точности выполнения ударных приемов; повышение устойчивости тела, то техническая подготовка призвана сформировать навыки рационального выполнения атакующих и защитных приемов в различных, неожиданно возникающих ситуациях в соответствии с их пространственно-силовыми и пространственно-временными параметрами двигательных действий. [2], [4], [5]. Теоретическая подготовка направлена на усвоение системы специальных знаний, позволяющих выявить особенности техники ударных и защитных приемов; последовательность их усвоения; соответствие их содержания и способов выполнения морфофункциональному состоянию организма. [7], [8], Психологическая подготовка решает задачи готовности спортсмена к нервно-мышечным нагрузкам, деятельности в стрессовых ситуациях противоборства с опытным соперником. [1], [3], [6],
Цель работы. Целью данной работы является теоретическое и методическое обоснование значимости совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров.
В процессе работы решались следующие задачи:
- Выявить особенности тактики ведения спортивной борьбы в ближнем бою в зависимости от манеры ведения поединка.
- Разработать методику совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров и проверить ее эффективность в ходе педагогического эксперимента.
Организация иметоды исследования. Для проверки эффективности разработанной нами методики совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров был проведен педагогический эксперимент с участием 24 боксеров 16–18 лет I разряда, КМС и МС. Были организованы контрольная (КГ) и экспериментальная (ЭГ) группы, в каждой по 12 человек. Тренировочные занятия в КГ проводились по общепринятой методике в соответствии с программой спортивной подготовки, рекомендованной федерацией бокса Республики Узбекистан. В ЭГ использовалась предложенная нами методика. Перед началом педагогического эксперимента было проведено тестирование для выявления исходного уровня физической подготовленности, для чего использовали следующие контрольные упражнения: бег 60 м (с); челночный бег 3х10 м (с); 6-минутный бег (с); прыжок в длину с места (см); подтягивание на перекладине (кол-во раз); сгибание и разгибание рук в упоре лежа (кол-во раз); толкание ядра (4 кг) правой и левой рукой.
Результаты иих обсуждения. Анализ результатов исследования не выявил существенных различий по уровню физической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). Уровень технической подготовленности определялся по следующим показателям: количеству применяемых атакующих действий, количеству защитных приемов, частоте смены дистанций, увеличению скорости двигательных действий к концу раунда. Обработка полученных показателей не выявила существенных различий по уровню технической подготовленности боксеров КГ и ЭГ (р>0,05). Тактическая подготовленность боксеров КГ и ЭГ оценивались по следующим показателям: — количеству обманных движений; — количеству финтов; — опережению действий противника к концу раунда; — обеспечению позиционного преимущества. Сопоставительный анализ полученных данных не выявил существенных различий по уровню тактической подготовленности спортсменов КГ и ЭГ. После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование с целью выявления динамики показателей физической, технической и тактической подготовленности боксеров КГ и ЭГ. Были получены следующие данные. Уровень физической подготовленности повысился в обеих группах, КГ и ЭГ, при различных показателях. Так, при исходных данных прыжка в длину с места в КГ 207,1±8,31 см к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились и составили 216,9±6,55 см (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 213,7±7,35 см к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 223,4±12,41 см (р<0,05). При исходных данных количества подтягиваний в КГ 12,3±0,56 раза к окончанию педагогического эксперимента показатели повысились и составили 14,7±0,81 раза (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 11,8±0,44 раза к завершению педагогического эксперимента результаты возросли до 17,9±0,50 раза (р<0,05).
Подобная тенденция существенного улучшения показателей физической подготовленности боксеров в ЭГ была выявлена и по другим тестам. Результаты педагогического эксперимента показали также, что уровень технической подготовленности повысился в обеих группах: КГ и ЭГ, однако у боксеров ЭГ он оказался выше. При исходных данных количества атакующих действий в КГ 3,78±0,18 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели увеличились и составили 3,93±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,69±0,20 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 4,26± 0,21 балла (р<0,05). В КГ при исходных данных увеличения скорости движений к концу раунда 2,71±0,11 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились до 2,94±0,17 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,64±0,15 балла к завершению педагогического эксперимента показатели возросли до 3,39± 0,18 балла (р<0,05) Уровень тактической подготовленности после окончания педагогического эксперимента изменился следующим образом. В КГ при исходных данных количества обманных движений 2,47±0,12 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели улучшились и составили 2,83±0,08 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,79±0,17 балла после завершения педагогического эксперимента результаты возросли и составили 3,61±0,16 балла (р<0,05). При исходных данных количества финтов в КГ 2,11±0,14 балла к окончанию педагогического эксперимента показатели повысились до 2,33±0,14 балла (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,13±0,13 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли и составили 2,94±0,14 балла (р<0,05). При исходных данных показателя «опережение действий противника к концу раунда» в КГ 2,44±0,19 балла к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились до 2,57±0,18 балла (р<0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 2,45±0,11 балла к завершению педагогического эксперимента результаты возросли и составили 3,11±0,15 балла (р<0,05).
Выводы. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали, что тактическая подготовка квалифицированных боксеров является важным структурным компонентом, обеспечивающим рост спортивного мастерства. Усвоение тактических приемов представляет собой сложный, длительный процесс, который должен осуществляться одновременно с технической подготовкой. Для реализации цели соревновательной деятельности необходимо выбрать момент наименьшей защищенности противника и провести точный, сильный, прицельный, атакующий прием. Данные навыки формируются по мере совершенствования техники ударных и защитных действий с учетом их пространственно-временных и пространственно-силовых параметров возникшей ситуации, манеры ведения боя противником. Разработанная нами методика совершенствования тактической подготовки квалифицированных боксеров была доказана в ходе педагогического эксперимента.
Литература:
- Александров, Ю. М. Прочность и вариативность двигательного навыка как факторы повышения спортивного мастерства / Ю. М.
- Александров, И. С. Колесник // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. — Набережные Челны. — 2013. — № 4 (29). — С. 24–30.
- Галкин, П. Ю. Тактика ведения боя в боксе / П. Ю. Галкин // Спорт и личность: материалы международной научно-практической конференции. — Челябинск, — 2000. — С. 15–16.
- Киселев, В. А. Совершенствование спортивной подготовки высококвалифицированных боксеров / В. А. Киселев. — М.: Изд-во «ФК», 2006. — 127 с.
- Колесник, И. С. Формирование внимания как важного структурного компонента технической подготовленности квалифицированных боксеров 15–17 лет /
- Колесник, Л. Д. Назаренко, Ю. М. Александров //«Олимпийский спорт и спорт для всех» XVIII Международный научный конгресс: материалы конгресса. — Алматы: КазАСТ, 2014, 132–135 с.
- Колесник, И. С. Интеллектуальная подготовка боксеров. — М.: Теория и практика физической культуры. — 2015. — 132 с.
- Кузнецова, З. М. Анализ особенностей подготовки к соревновательной деятельности боксеров-новичков 15–18 лет / З. М. Кузнецова, Ш. Р. Зайнуллин // Вестник спортивной науки. — 2007. — № 3. — С. 27–29.