Особенности занятий по настольному теннису в учреждении дополнительного образования
Авторы: Каретникова Галина Александровна, Паршутина Светлана Владимировна
Рубрика: 6. Внешкольная педагогика
Опубликовано в
IX международная научная конференция «Инновационные педагогические технологии» (Казань, март 2019)
Дата публикации: 28.02.2019
Статья просмотрена: 2121 раз
Библиографическое описание:
Каретникова, Г. А. Особенности занятий по настольному теннису в учреждении дополнительного образования / Г. А. Каретникова, С. В. Паршутина. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, март 2019 г.). — Казань : Молодой ученый, 2019. — С. 50-53. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/326/14889/ (дата обращения: 23.12.2024).
В статье отражён педагогический опыт по некоторым особенностям современных занятий по настольному теннису в условиях учреждения дополнительного образования.
Ключевые слова: настольный теннис, практические навыки, игра, физические упражнения, мотивация, самореализация
The article reflects the pedagogical experience on some features of modern table tennis lessons in the conditions of additional education.
Keywords: table tennis, practical skills, game, physical exercises, motivation, self-realization
Современные занятия по настольному теннису в учреждениях дополнительного образования должны соответствовать новому социальному заказу детей и родителей, должны быть наделены потребностью к познанию нового, умением находить и отбирать нужную информацию, содержательным компонентом. Основная задача педагога — проанализировать новые нормативно-правовые документы в сфере развития дополнительного образования, включить в образовательно-воспитательный процесс наиболее эффективные технологии и методики, отвечающие новым современным требованиям. Это очень не простая задача. Обучение детей надо построить и с учётом золотого правила «Не навреди». Так, с учетом многолетнего опыта, практики, методом проб и ошибок, можно «осовременивать» занятие, включать новые технологии, методы и формы работы, не переставать находится в постоянном поиске, проявлять активность. Эта позиция позволяет определить обучающую стратегию развития в учебно-воспитательном процессе. Современная секция настольного тенниса в дополнительном образовании — это прежде всего дружный сплочённый коллектив, готовый ко всему новому. Современные учащиеся в информационном плане во многом превосходят нас, педагогов. Этот факт заставляет повышать свою педагогическую компетентность, осваивать новую технику, информационно-коммуникативные технологии, включать в учебный план темы по ознакомлению с профессией тренера, педагога, хорошо владеть компьютером, постоянно совершенствовать личные спортивно-волевые качества и способностью развивать данные качества у своих воспитанников. Принципиально изменяется позиция педагога, который перестаёт быть «носителем» знаний, умений, навыков. Главная задача педагога- мотивировать своего воспитанника на проявление самостоятельности, инициативы, активности. Эти качества ребёнку пригодятся прежде всего в процессе дальнейшей его социализации и самореализации. Почувствовать ребёнку уверенность в себе, обладать позитивными волевыми и моральными качествами личности, иметь глубокое убеждение «Я за здоровый образ жизни!» поможет педагог. В настоящее время существует большое разнообразие педагогических технологий, обеспечивающих высокое качество образовательно-воспитательного процесса (технология поддержки ребёнка, педагогика сотрудничества с коллективом, здоровьесберегающие и игровые технологии и др.). Но лучшими из них является позитивный опыт, который «шлифуется» годами. Обучение настольному теннису в учреждении дополнительного образования имеет некоторые особенности. Более творческий подход, отсутствие жёстких рамок, комфортная психологическая атмосфера, широкий спектр возможностей отличает учреждение дополнительного образования от общеобразовательной школы. Ребёнок, приходя в учреждение дополнительного образования, хочет не только научиться какому-нибудь делу, но и найти друзей, общаться с «понимающим» педагогом. Современный педагог учреждения дополнительного образования должен обладать многими качествами, быть профессионалом своего дела, обладать многими современными компетенциями, которые надо изучить, освоить, применить на практике. Многолетняя педагогическая практика помогает лучше овладеть новыми компетенциями в сфере образования. Методическая работа педагогов является важнейшим средством повышения педагогического мастерства. В процессе модернизации современного образования предъявляются и новые требования к методической работе педагогов учреждений дополнительного образования, которые должны быть «виртуозами» своего дела. Прежде всего, должны хорошо ориентироваться не только в своей предметно-педагогической области, но и владеть современными педагогическими технологиями, умело действовать в профессионально-педагогической ситуации, уметь работать в информационном пространстве, обладать креативными способностями, аналитической и рефлексивной культурой. Данные составляющие помогут сориентировать детей к спортивному направлению, игре в настольный теннис, так как ига оказывают всестороннее влияние на физическое развитие и оздоровление организма ребенка.
Настольный теннис, как спортивная игра, требует достаточно сложных практических навыков. И это касается не только техники игры, но и общей физической подготовки (ОФП). Как развить необходимые для настольного тенниса навыки у детей не очень способных к нему и слабо физически развитых? Интересен опыт педагога дополнительного образования, руководителя объединения «Настольный теннис» Каретниковой Г. А., МБУДО «ДДТ», г.Тула. Очень важно создать ситуацию успеха, использовать в процессе занятий игровой вариант тренировки. Рассмотрим, каким образом можно создать примерную ситуацию успеха. Чтобы подойти к теннисному столу надо преодолеть определённые препятствия, задания, которые ставит педагог для обучающихся, игру надо «заслужить». Допуском служит сдача нормативов по специальной физической подготовке (CФП). В последнюю, входит большой комплекс упражнений с ракеткой и мячом. Это подбрасывание и ловля теннисного мяча вверх и в сторону, индивидуально и с партнером. Подбивание мяча на ракетке (сидя, стоя, сидя-стоя попеременно, во время ходьбы; разными сторонами ракетки (левой, правой, левой-правой попеременно); на разную высоту. Для каждого упражнения существует свой норматив, который ребенок должен сдать. Норматив — минимальное количество повторений упражнения, которое нужно выполнить без ошибок. Сдавший норматив получает зачет и переходит к выполнению другого, более трудного задания. Нормативы определены исходя из своего практического опыта. Схема достаточно простая: для детей 7 лет — 10 ударов без ошибок, 8 лет — 20 ударов без ошибок, 9лет — 30 ударов без ошибок и т. д.
Воспитанник сам следит за своим личностным ростом и отмечает свои успехи, достижения. Хорошим стимулом является метод поощрения. Ребёнка обязательно надо похвалить, подбодрить, добиться положительной мотивации к дальнейшим занятиям. Ребёнок в процессе занятий старается выполнить требования педагога, а когда эти усилия замечены и поощрены, то он получает большое удовлетворение от тренировки. Как же счастлив ребенок, когда ему удается сдать норматив! Он постепенно преодолевает одно препятствие за другим и выходит победителем. Вначале, как правило, дела идут медленно. Но по мере того, как кто-то вырывается вперед, все остальные начинают быстро подтягиваться. Никому не хочется быть аутсайдером. К тому же вознаграждением является игра на столе. А им уже так хочется начать играть на столе! Они поверили в свои силы! Ведь столько много препятствий преодолели! Однако детям 7–9 лет еще не хватает необходимых физических навыков. У них слабая координация, реакция, мало сил, ловкости. Им тяжело заниматься однообразными физическими упражнениями. И здесь на выручку приходят подвижные развивающие игры, которые подобраны по определённым темам: «органы чувств»; «реакция, координация»: «сила, ловкость»; «внимание, память, интеллект»; «коллективизм». Например, в начале занятия мы делаем упражнения для глазодвигательных мышц, а потом играем в игру, развивающую глазомер. Или делаем массаж ушей, а потом играем в игру, направленную на развитие слуха. Таким образом, не только играем, но и развиваем органы чувств, которые активно задействованы в настольном теннисе. Далее делаем небольшую разминку, прыгаем на скакалке, 10–15 минут делаем упражнения по СФП и снова играем в какую-нибудь подвижную игру, например, «Берег — река». Эта игра хорошо развивает реакцию и внимание. Ее суть заключается в следующем. На пол кладут две веревочки (скакалки) примерно на расстоянии 30 см друг от друга. Веревочки символизируют два берега реки. Между ними протекает река. Все дети стоят на одном берегу. Если педагог говорит: «Берег», все должны стоять на берегу. Если педагог говорит: «Река», все должны войти в реку, т. е. встать внутрь между двумя веревочками. Но если педагог скажет: «Мост», то дети должны поставить свои ноги на два берега. В этом случае ноги разводятся шире, чтобы попасть на оба берега, т. е. за пределы двух веревочек. Педагог сначала говорит медленно, произнося слова «берег, река, мост» в хаотичном порядке. Потом ускоряет произношение слов. Дети должны успевать делать правильные движения. Кто ошибется или начнет делать медленнее остальных, выбывает из игры. Выигрывает тот, кто делал все быстро и ни разу не ошибся. Его желательно поощрить. Обычно наградой является назначение ребёнка главным (водящим) в другой игре. Снова делаем упражнения по CФП и снова играем в другую игру, например, «Тише едешь — дальше будешь». Эта игра хорошо развивает реакцию и координацию.
Так, играя, ребёнок обучается. Иногда какая-нибудь игра заменяется эстафетой. При этом капитанами команд выбираются не самые сильные, а слабые дети. Когда они видят, что подводят команду, они начинают подтягиваться и стараются улучшить свои результаты по ОФП или СФП. В таком режиме с младшими детьми первого года обучения работаем примерно полгода. Потом, если нормативы сданы, приступаем к освоению ударов на теннисном столе. Сначала осваиваем только половину стола, которая раскладывается, как обычно, горизонтально. Вторая половина стола не раскладывается и стоит вертикально. Ее используют как стенку для подбивания мяча. Опять нужно сдать небольшой норматив по подбиванию мяча от стола и об эту стенку.
Играть на теннисном столе доставляет детям много позитивных эмоций. В процессе занятия приходится индивидуально каждому ребенку показать, каким должен быть угол наклона ракетки, чтобы мячик летел низко над сеткой; куда должен смотреть носик ракетки, чтобы мячик попал на стол; как вести руку. Первое освоение простых ударов мы производим с помощью большого количества мячей (БКМ). Поначалу подачи должны быть удобными для удара мяча. Потом задания постепенно усложняются. Ребенок старается принять подачу. Аналогично с большим количеством мячей ребенок изучает подачи. Берет мячик и подает подачу, берет мячик и подает подачу, пока не закончатся все мячи. Освоение простейшей техники чередуется с подвижными развивающими и интеллектуальными играми.
Когда ребенок научился подавать подачу и совершать удар, он играет с педагогом на столе на удержание мяча. Между собой дети еще не могут играть на удержание мяча, не хватает соответствующих навыков. Только с педагогом у них получается. А это очень важно, чтобы игра получилась! Иначе может быть разочарование. Но детей много, а тренер — один. И здесь на помощь пришла новая, придуманная авторская игра, которая называется «Игра на бонусы». Ее смысл состоит в следующем. Дети становятся в очередь. У каждого из них свой мячик и ракетка. Они разыгрывают с педагогом очко. Если очко выиграли, получают бонус и продолжают играть дальше. Если очко проиграли, то идут за своим мячом и встают в конец очереди. Выигрывает тот, кто за определенный промежуток времени набрал больше бонусов.
Другой вариант игры. Педагог ставит вместо себя ребёнка, которого надо за что-то поощрить. Дети играют с ним, как с педагогом. Они набирают свои бонусы. Тот, кто первый набрал десять бонусов (число бонусов может быть любое — по договоренности) становится новым учителем. Игра начинается заново. Все очки обнуляются.
Игра пришлась детям по душе. Так как силы игроков практически равные, каждый из них может стать учителем. Это их вдохновляет. Игра через некоторое время усложняется, детям предлагается играть на бонусы по какой-нибудь схеме: только левой стороной ракетки, только правой стороной ракетки, только срезкой слева, только накатом справа и т. д. Можно предложить играть по всему столу, а можно сказать, чтобы играли только в правую зону или только в левую зону стола. Все зависит от уровня подготовки игроков и от фантазии тренера.
По мере того, как дети учатся удерживать мяч на столе, педагог старается познакомить их с правилами игры на счет и сыграть пробные партии. Игра на счет — дело очень чувствительное. Никто не хочет проигрывать. А выигрывать еще не получается. И здесь детям предлагается авторская игра на счет по схемам, как это было в случае с бонусами. То есть дети играют на счет до 11 очков, подавая по две подачи, как обычно. Но играют не свободным стилем, а по какой-нибудь схеме. Как правило, педагогом выбирается схема с учетом той техники, которую мы на данный момент разучивается на занятии. Например, изучаем накат справа, значит, они играют на счет только накатом справа. Здесь также возможны вариации: игра на счет накатом справа только по диагонали, только по прямой или по всему столу. Такой вариант игры на счет меньше травмирует психику ребенка и в то же время сильно активизирует тренировочный процесс.
Чем старше дети и чем больше они тренируются, тем более сложные схемы они получают. Правда для старших детей все меньше остается подвижных развивающих игр, но возрастает время игры на теннисном столе. И эта игра для них становится все более увлекательной, интересной, обладает преимуществом в плане физического развития, укрепляет мышцы рук, развивает координацию движений, стабилизирует кровяное давление, тренирует зрение, выносливость, повышает общий тонус организма. Более того у детей развивается интеллектуальное развитие, мышление, внимание. Уверенность в своих силах, позитивный эмоциональный подъём в процессе увлекательных занятий настольным теннисом способствует самореализации ребёнка.
Литература:
- Андреев О., Ролевая игра: как ее спланировать, организовать и подвести итоги/-2010-№ 2-с.107–114.
- Байгулов Ю. П. Основы настольного тенниса. М.:М.: ФиС, 2004
Ключевые слова
мотивация, самореализация, игра, физические упражнения, практические навыки, настольный теннисПохожие статьи
Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Особенности занятий волейболом в период дистанционного обучения
В статье рассматриваются особенности занятий физической культурой на примере волейбола в дистанционном формате. Неполное прохождение курса.
Использование тренажеров в настольном теннисе
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования различных тренажеров на стадии начальной спортивной подготовки.
Специфика проведения соревнований по картингу в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматриваются особенности организации соревнований по картингу в учреждении дополнительного образования. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для проведения успешного мероприятия, включая выбор места и подготовку картодром...
Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков
В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...
Особенности проведения учебно-тренировочных сборов для юных дзюдоистов в летний период в оздоровительном лагере
В статье освещаются особенности проведения тренировок по дзюдо в условиях летнего лагеря, включая планирование занятий, выбор оборудования и инвентаря, а также разработку программ упражнений с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки спортс...
Приобщение детей дошкольного возраста к спорту через занятия-тренировки по футболу
В данной статье раскрывается опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к спорту через занятия-тренировки по футболу.
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Начальная техническая подготовка юных футболистов
В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.
Похожие статьи
Методика подготовки юных волейболистов в современных условиях
В статье рассматриваются вопросы, связанные с методикой подготовки юных волейболистов в современных условиях. Автором сделан упор на разностороннюю физическую и техническую подготовку детей на основе овладения элементами волейбола и других видов спор...
Методика и особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме
В данной статье рассматривается методика особенности проведения подготовительной части занятия в игровой форме, задачи и свойства разминки. Определяется ее позиция в ходе всего урока.
Особенности занятий волейболом в период дистанционного обучения
В статье рассматриваются особенности занятий физической культурой на примере волейбола в дистанционном формате. Неполное прохождение курса.
Использование тренажеров в настольном теннисе
В статье рассматриваются вопросы повышения эффективности учебно-тренировочного процесса по настольному теннису путем использования различных тренажеров на стадии начальной спортивной подготовки.
Специфика проведения соревнований по картингу в учреждениях дополнительного образования
В статье рассматриваются особенности организации соревнований по картингу в учреждении дополнительного образования. Авторы описывают шаги, которые необходимо предпринять для проведения успешного мероприятия, включая выбор места и подготовку картодром...
Педагогические методы обучения плаванию на открытой воде для детей и подростков
В статье обозначены предпосылки важности занятия физической культурой и спортом, в особенности плаванием. Выявлен основной стиль плавания, освоение которого гарантирует получение навыка плавания как в бассейне, так и на открытой воде. Проанализирован...
Особенности проведения учебно-тренировочных сборов для юных дзюдоистов в летний период в оздоровительном лагере
В статье освещаются особенности проведения тренировок по дзюдо в условиях летнего лагеря, включая планирование занятий, выбор оборудования и инвентаря, а также разработку программ упражнений с учетом возрастных особенностей и уровня подготовки спортс...
Приобщение детей дошкольного возраста к спорту через занятия-тренировки по футболу
В данной статье раскрывается опыт работы по приобщению детей старшего дошкольного возраста к спорту через занятия-тренировки по футболу.
Методика построения тренировочного процесса квалифицированных пауэрлифтеров в предсоревновательном периоде
В статье представлены результаты исследования по определению влияния разработанной методики управления тренировочным процессом квалифицированных пауэрлифтеров на развитие подготовленности и изменения силовых способностей путём внедрения комплекса сор...
Начальная техническая подготовка юных футболистов
В данной статье отражены результаты эксперимента по совершенствованию системы начальной технической подготовки юных футболистов.