Конструирование годичного цикла подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: , ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №20 (79) декабрь-1 2014 г.

Дата публикации: 02.12.2014

Статья просмотрена: 586 раз

Библиографическое описание:

Кошбахтиев, И. А. Конструирование годичного цикла подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу / И. А. Кошбахтиев, Д. К. Исмагилов, Т. Ш. Сейтмуратов. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 20 (79). — С. 679-682. — URL: https://moluch.ru/archive/79/14049/ (дата обращения: 16.11.2024).

В статье приводится годичный план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Ключевые слова: годичный план подготовки, контроль интегральной подготовленности.

 

Современная практика спортивной деятельности студентов по футболу в основном основана на исключительно напряженных тренировочных нагрузках, превышающих нормы адаптационных возможностей организма юношей. При выборе тренировочных средств и методов, уровня и динамики задаваемых нагрузок, зачастую не учитываются особенности юношеского возраста и неблагоприятные условия бассейна Приаралья.

Другой, не менее важной, значимой причиной выступает отсутствие в теории и методике футбола особенностей подготовки студентов отделения спортивного совершенствования. Как правило, используются нагрузки, обоснованные для спортсменов высокой квалификации и в то же время не учитываются современные тенденции к конструированию плана подготовки спортсменов.

Инновационная технология построения годичного цикла подготовки футболистов отделения спортивного совершенствования.

В качестве замены традиционного метода многократного повторения строго регламентированного упражнения, предлагается широкое использование разнообразных обучающих, игровых упражнений [1].

1.                  Проблема формирования и совершенствования технико-тактического мастерства должна решаться путем максимально широкого применения ситуационного метода, который рассматривался как синтезированный «дворового футбола», при наличии организационно-методических норм учебно-тренировочного процесса.

2.                  Игровые упражнения для закрепления полученных навыков должны иметь специфичную направленность, предлагая студенту реализовать двигательные задачи посредством технико-тактических действий, которые изучались на занятиях. Для этого надо создавать условия в упражнениях, которые ставят студента перед выбором определенных тактических действий. Многократное повторение тактических действий в игровой ситуации позитивно воздействует, как на скорость обучения, так и на качество совершенствования.

Основными определяющими факторами при составлении плана учебно-тренировочного занятия являлись:

-          соответствие содержания учебно-тренировочного занятия уровню подготовленности студентов;

-          преемственность и согласованность между частями занятия;

-          закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;

-          применение разнообразных игровых упражнений при обучении и совершенствовании тактических действий;

-          использование переменного метода на занятиях.

Таким образом, в построении учебно-тренировочного процесса в основном заложены следующие принципы:

1.                  Использовать соревновательный метод максимально широко.

2.                  Игровой метод увеличивает скорость выполнения ТТД и является мощным стимулом в развитии умений и навыков. При составлении плана на занятие особенно тщательно подбирать игровые упражнения основной части, закрепляющие навыки подготовительной.

3.                  Упражнения со строгой регламентацией, направленные на совершенствование технических приемов, используются в незначительном количестве.

4.                  Для эффективного, положительного переноса, важно увязывать задачи по развитию физических качеств с задачами по совершенствованию тактических действий, применяя метод сопряженного воздействия [2].

Рекомендуется сочетание:

-          развитие быстроты — совершенствование ударных действий;

-          развитие скоростно-силовых качеств — совершенствование ударов по мячу головой, ногой по воротам;

-          воспитание общей ловкости — обучение финтам, дриблингу;

-          воспитание общей и специальной ловкости — совершенствование остановок мяча и выполнение сложно-координационных ударов;

-          комплексное воспитание двигательных качеств или воспитание общей выносливости — совершенствование групповых тактических действий;

-          воспитание скоростной выносливости — совершенствование групповых, командных тактических действий;

-          совершенствование передач мяча в процессе групповых, командных тактических действий.

Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создаёт эффективность новизны, не зацикливаясь на одних и тех же упражнениях. Кроме поддержания необходимого интереса к занятиям, важно учитывать неблагоприятные факторы, такие как скоростной барьер [3].

План подготовки студентов отделения спортивного совершенствования.

Годичный образовательный цикл отделения спортивного совершенствования студентов по футболу планируется и строится на основе определенной периодизации, деления на периоды и этапы. Годичная тренировка делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный. Подготовительный период делится на три этапа: общеподготовительный (2 месяца — XI — XII); специально-подготовительный (2 месяца — I — II); предсоревновательный (1 месяц — III); соревновательный (2 месяца IV — VI); переходный (2 месяца — VII — IX).

Важно отметить особенности подготовки футболистов. Продолжительные общеподготовительный и специально-подготовительный этапы связаны прежде всего с тем, чтобы обеспечить хорошую физическую подготовленность в условиях низких температур в зимнее время бассейна Приаралья. В дальнейшем, тренировка в подготовительном периоде направлена на повышение специальной подготовленности — физической, технической, тактической, волевой.

Соотношение этих компонентов подготовки отражается в годичном почасовом плане.

Почасовой план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Общее количество часов — 152 часа. На теорию отводится 3 часа, на ОФП — 36 часов, СФП — 25 часов, совершенствование технических приёмов — 12 часов, совершенствование тактических действий — 33 часа, товарищеские игры — 7 часов, официальные игры — 24 часа, разбор матчей, тестирование — 12 часов (таблица 1, рисунок).

Рис. Распределение часов на компоненты годичного почасового плана подготовки студентов

 

Контроль интегральной подготовленности студентов и оценочные нормы игровой деятельности спортсменов

Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, необходимо вести контроль интегральной подготовленности студентов. Каждый студент обладает определенными двигательными качествами — силой, быстротой, выносливостью, координацией движения. В свою очередь футболисты разных амплуа — защитники, полузащитники, нападающие, в силу своих функций, выполняют свойственные специализации технико-тактические действия.

Значит, прежде всего надо уметь определить уровень интегральной и соревновательной подготовленности с учётом игровой специализации.

Снижение результатов в тестовых упражнениях и спортивных достижениях указывает на неправильную, недостаточно рациональную тренировку. Они не соответствуют уровню двигательной и соревновательной подготовленности занимающегося и его индивидуальным особенностям.

На основе данных экспериментальной группы, разработаны оценочные нормы интегральной и соревновательной подготовленности футболистов (таблицы 2, 3).

Планирование годичного образовательного цикла отделения спортивного совершенствования студентов по футболу, на основе инновационной методики совершенствования технико-тактических действий с использованием ситуационного метода, с учётом игровой функции, обеспечивает позитивное влияние на эффективность соревновательной деятельности.

 


Таблица 1

План подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в годичном образовательном цикле

Периоды подготовки

Всего

Содержание материала

Подготовительный

Соревновательный

Переходный

Общеподготовительный (2 месяца)

Специально-подготовительный (2 месяца)

Предсоревновательный (1 месяц)

(2 месяца)

(2 месяца)

I

Теоретический раздел

 

 

 

 

3

3

II

Практический раздел

 

 

 

 

 

 

1

ОФП

18

4

1

 

13

36

2

СФП

6

8

1

 

10

25

3

Совершенствование технических приёмов в упражнениях координационной сложности:

 

 

 

 

 

 

 

простой

2

2

 

 

 

4

 

сложной

4

4

 

 

 

8

4

Совершенствование индивидуальных тактических действий в упражнениях:

 

 

 

 

 

 

 

простой

 

4

2

 

 

6

 

сложной координации

 

6

1

 

 

7

5

Совершенствование групповых тактических действий

 

2

3

4

 

9

6

Совершенствование командных тактических действий

 

 

3

8

 

11

7

Участие в товарищеских играх

 

 

3

 

4

7

8

Участие в официальных играх

 

 

 

24

 

24

9

Разборы матчей

 

 

 

4

 

4

10

Тестирование

2

2

2

 

2

8

11

Самостоятельные занятия

+

+

+

+

+

 

 

Всего часов

32

32

16

40

32

152


Таблица 2

Оценочные нормы по параметрам физического развития, общей и специальной физической подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования по футболу

Параметры

5

4

3

2

1

1

Масса тела, кг

68

67.5

67

66.5

66

2

Длина тела, см

179

177

175

173

171

3

Индекс массы тела, кг\м²

24

23

22

21

20

4

Удар на дальность, м

42

39

35

31

27

5

Прыжки в длину с места, м

284

264

244

224

204

6

Подъем переворотом, раз

12

11

10

9

8

7

Без 3000 м, мин, сек

12’66’’

12’69’’

12’72’’

12’75’’

12’78’’

8

Бег 7х50 м, мин, сек

1’05’’

1’06’’

1’07’’

1’08’’

1’09’’

9

Бег 10х10 м, сек

23.5

24.1

24.7

25.3

25.9

10

Вбрасывание мяча на дальность, м

17

16

15

14

13

11

Бег 100 м, сек

11.2

11.4

11.6

11.8

12.0

12

Всего действий, к-во

49

45

41

37

33

13

Эффективность действий, %

76

73

70

67

64

14

Передачи мяча, к-во

34

31

28

25

22

 

Таблица 3

Оценочные нормы параметров соревновательной деятельности студентов с учётом игровой функции

 

5

4

3

2

1

 

Защитники

1

Передачи мяча, к-во

34

31

28

25

22

2

Всего ТТД, к-во

49

45

41

37

33

3

Эффективность ТТД, %

76

73

70

67

64

 

Полузащитники

1

Передачи мяча, к-во

41

38

35

32

29

2

Всего ТТД, к-во

52

49

45

41

37

3

Эффективность ТТД, %

82

79

76

73

70

 

Нападающие

1

Передачи мяча, к-во

37

34

31

28

25

2

Всего ТТД, к-во

47

45

43

41

39

3

Эффективность ТТД, %

74

73

72

71

70

 

Литература:

 

1.                  Губа В. П., Лексаков А. В. Основы интегральной системы подготовки футболистов. Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 11. — С. 20–26.

2.                  Новицкий А. Н., Матвеев Ю. Г. Повышение технико-тактического мастерства как фактор результативности соревновательной деятельности футболистов. Материалы межд. научно-практической конф. студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г., т. II — С. 128–130.

3.                  Федорова Е. В. Инновационные процессы в физическом воспитании. Материалы межд. научно-практической конф. студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г., т. I — С. 151–154.

 

Основные термины (генерируются автоматически): спортивное совершенствование, действие, передача мяча, совершенствование, упражнение, час, годичный образовательный цикл, месяц, футбол, годичный почасовой план.


Ключевые слова

годичный план подготовки, контроль интегральной подготовленности., контроль интегральной подготовленности

Похожие статьи

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом.

Тренировка студентов отделения спортивного совершенствования по футболу на общеподготовительном этапе подготовительного периода

В статье приводятся методы, средства подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в подготовительном периоде.

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на специально-подготовительном этапе подготовительного периода, студентов отделения спортивного совершенствования

В статье приводится структура специально-подготовительного этапа подготовительного периода студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе

В статье приведено исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе.

Оптимизация подготовки футболистов высокой квалификации в годичном цикле

Статья посвящена вопросам оптимизации тренировочных нагрузок футболистов высокой квалификации в годичном цикле.

Изменение параметров интегральной подготовленности студентов в процессе занятий спортивно-ориентированным физическим воспитанием по мини-футболу

В статье приводятся параметры и анализируются результаты сравнительного педагогического эксперимента по использованию технологии спортивно-организованного физического совершенствования студентов на основе мини-футбола с участием в соревнованиях любит...

Факультативный курс «Плавание» в общеобразовательной школе

В статье рассматривается возможность преподавания факультативного курса по плаванию для учащихся 5–7 классов общеобразовательной школы.

Определение научно-обоснованных средств для занятий футболом студентов отделения спортивного совершенствования

В статье рассматриваются зависимости между параметрами физического развития, специальной, физической подготовленности студентов занимающихся футболом в отделении спортивного совершенствования.

Факторная структура подготовленности спортсменок высокой квалификации по мини-футболу

В статье рассматривается факторная структура как базис проектирования целенаправленной индивидуальной и специальной подготовки спортсменок высокой квалификации по мини-футболу.

Структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов

В статье приводится структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов.

Похожие статьи

Анализ интегральной подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования, занимающихся футболом

В статье анализируется интегральная подготовленность студентов отделения спортивного совершенствования занимающихся футболом.

Тренировка студентов отделения спортивного совершенствования по футболу на общеподготовительном этапе подготовительного периода

В статье приводятся методы, средства подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в подготовительном периоде.

Содержание учебно-тренировочных занятий по футболу на специально-подготовительном этапе подготовительного периода, студентов отделения спортивного совершенствования

В статье приводится структура специально-подготовительного этапа подготовительного периода студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.

Исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе

В статье приведено исследование интегральной подготовленности студентов, занимающихся мини-футболом в техническом вузе.

Оптимизация подготовки футболистов высокой квалификации в годичном цикле

Статья посвящена вопросам оптимизации тренировочных нагрузок футболистов высокой квалификации в годичном цикле.

Изменение параметров интегральной подготовленности студентов в процессе занятий спортивно-ориентированным физическим воспитанием по мини-футболу

В статье приводятся параметры и анализируются результаты сравнительного педагогического эксперимента по использованию технологии спортивно-организованного физического совершенствования студентов на основе мини-футбола с участием в соревнованиях любит...

Факультативный курс «Плавание» в общеобразовательной школе

В статье рассматривается возможность преподавания факультативного курса по плаванию для учащихся 5–7 классов общеобразовательной школы.

Определение научно-обоснованных средств для занятий футболом студентов отделения спортивного совершенствования

В статье рассматриваются зависимости между параметрами физического развития, специальной, физической подготовленности студентов занимающихся футболом в отделении спортивного совершенствования.

Факторная структура подготовленности спортсменок высокой квалификации по мини-футболу

В статье рассматривается факторная структура как базис проектирования целенаправленной индивидуальной и специальной подготовки спортсменок высокой квалификации по мини-футболу.

Структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов

В статье приводится структура технологии применения футбола в отделении спортивного совершенствования студентов.

Задать вопрос