В статье приводится годичный план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.
Ключевые слова: годичный план подготовки, контроль интегральной подготовленности.
Современная практика спортивной деятельности студентов по футболу в основном основана на исключительно напряженных тренировочных нагрузках, превышающих нормы адаптационных возможностей организма юношей. При выборе тренировочных средств и методов, уровня и динамики задаваемых нагрузок, зачастую не учитываются особенности юношеского возраста и неблагоприятные условия бассейна Приаралья.
Другой, не менее важной, значимой причиной выступает отсутствие в теории и методике футбола особенностей подготовки студентов отделения спортивного совершенствования. Как правило, используются нагрузки, обоснованные для спортсменов высокой квалификации и в то же время не учитываются современные тенденции к конструированию плана подготовки спортсменов.
Инновационная технология построения годичного цикла подготовки футболистов отделения спортивного совершенствования.
В качестве замены традиционного метода многократного повторения строго регламентированного упражнения, предлагается широкое использование разнообразных обучающих, игровых упражнений [1].
1. Проблема формирования и совершенствования технико-тактического мастерства должна решаться путем максимально широкого применения ситуационного метода, который рассматривался как синтезированный «дворового футбола», при наличии организационно-методических норм учебно-тренировочного процесса.
2. Игровые упражнения для закрепления полученных навыков должны иметь специфичную направленность, предлагая студенту реализовать двигательные задачи посредством технико-тактических действий, которые изучались на занятиях. Для этого надо создавать условия в упражнениях, которые ставят студента перед выбором определенных тактических действий. Многократное повторение тактических действий в игровой ситуации позитивно воздействует, как на скорость обучения, так и на качество совершенствования.
Основными определяющими факторами при составлении плана учебно-тренировочного занятия являлись:
- соответствие содержания учебно-тренировочного занятия уровню подготовленности студентов;
- преемственность и согласованность между частями занятия;
- закрепление изучаемого материала в игровых упражнениях;
- применение разнообразных игровых упражнений при обучении и совершенствовании тактических действий;
- использование переменного метода на занятиях.
Таким образом, в построении учебно-тренировочного процесса в основном заложены следующие принципы:
1. Использовать соревновательный метод максимально широко.
2. Игровой метод увеличивает скорость выполнения ТТД и является мощным стимулом в развитии умений и навыков. При составлении плана на занятие особенно тщательно подбирать игровые упражнения основной части, закрепляющие навыки подготовительной.
3. Упражнения со строгой регламентацией, направленные на совершенствование технических приемов, используются в незначительном количестве.
4. Для эффективного, положительного переноса, важно увязывать задачи по развитию физических качеств с задачами по совершенствованию тактических действий, применяя метод сопряженного воздействия [2].
Рекомендуется сочетание:
- развитие быстроты — совершенствование ударных действий;
- развитие скоростно-силовых качеств — совершенствование ударов по мячу головой, ногой по воротам;
- воспитание общей ловкости — обучение финтам, дриблингу;
- воспитание общей и специальной ловкости — совершенствование остановок мяча и выполнение сложно-координационных ударов;
- комплексное воспитание двигательных качеств или воспитание общей выносливости — совершенствование групповых тактических действий;
- воспитание скоростной выносливости — совершенствование групповых, командных тактических действий;
- совершенствование передач мяча в процессе групповых, командных тактических действий.
Очень важно, сохраняя направленность, применять разнообразные тренировочные средства. Это создаёт эффективность новизны, не зацикливаясь на одних и тех же упражнениях. Кроме поддержания необходимого интереса к занятиям, важно учитывать неблагоприятные факторы, такие как скоростной барьер [3].
План подготовки студентов отделения спортивного совершенствования.
Годичный образовательный цикл отделения спортивного совершенствования студентов по футболу планируется и строится на основе определенной периодизации, деления на периоды и этапы. Годичная тренировка делится на три периода: подготовительный, соревновательный, переходный. Подготовительный период делится на три этапа: общеподготовительный (2 месяца — XI — XII); специально-подготовительный (2 месяца — I — II); предсоревновательный (1 месяц — III); соревновательный (2 месяца IV — VI); переходный (2 месяца — VII — IX).
Важно отметить особенности подготовки футболистов. Продолжительные общеподготовительный и специально-подготовительный этапы связаны прежде всего с тем, чтобы обеспечить хорошую физическую подготовленность в условиях низких температур в зимнее время бассейна Приаралья. В дальнейшем, тренировка в подготовительном периоде направлена на повышение специальной подготовленности — физической, технической, тактической, волевой.
Соотношение этих компонентов подготовки отражается в годичном почасовом плане.
Почасовой план подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу.
Общее количество часов — 152 часа. На теорию отводится 3 часа, на ОФП — 36 часов, СФП — 25 часов, совершенствование технических приёмов — 12 часов, совершенствование тактических действий — 33 часа, товарищеские игры — 7 часов, официальные игры — 24 часа, разбор матчей, тестирование — 12 часов (таблица 1, рисунок).
Рис. Распределение часов на компоненты годичного почасового плана подготовки студентов
Контроль интегральной подготовленности студентов и оценочные нормы игровой деятельности спортсменов
Чтобы управлять учебным процессом, вовремя вносить коррективы, необходимо вести контроль интегральной подготовленности студентов. Каждый студент обладает определенными двигательными качествами — силой, быстротой, выносливостью, координацией движения. В свою очередь футболисты разных амплуа — защитники, полузащитники, нападающие, в силу своих функций, выполняют свойственные специализации технико-тактические действия.
Значит, прежде всего надо уметь определить уровень интегральной и соревновательной подготовленности с учётом игровой специализации.
Снижение результатов в тестовых упражнениях и спортивных достижениях указывает на неправильную, недостаточно рациональную тренировку. Они не соответствуют уровню двигательной и соревновательной подготовленности занимающегося и его индивидуальным особенностям.
На основе данных экспериментальной группы, разработаны оценочные нормы интегральной и соревновательной подготовленности футболистов (таблицы 2, 3).
Планирование годичного образовательного цикла отделения спортивного совершенствования студентов по футболу, на основе инновационной методики совершенствования технико-тактических действий с использованием ситуационного метода, с учётом игровой функции, обеспечивает позитивное влияние на эффективность соревновательной деятельности.
Таблица 1
План подготовки студентов отделения спортивного совершенствования по футболу в годичном образовательном цикле
№ |
Периоды подготовки |
Всего |
|||||
Содержание материала |
Подготовительный |
Соревновательный |
Переходный |
||||
Общеподготовительный (2 месяца) |
Специально-подготовительный (2 месяца) |
Предсоревновательный (1 месяц) |
(2 месяца) |
(2 месяца) |
|||
I |
Теоретический раздел |
|
|
|
|
3 |
3 |
II |
Практический раздел |
|
|
|
|
|
|
1 |
ОФП |
18 |
4 |
1 |
|
13 |
36 |
2 |
СФП |
6 |
8 |
1 |
|
10 |
25 |
3 |
Совершенствование технических приёмов в упражнениях координационной сложности: |
|
|
|
|
|
|
|
простой |
2 |
2 |
|
|
|
4 |
|
сложной |
4 |
4 |
|
|
|
8 |
4 |
Совершенствование индивидуальных тактических действий в упражнениях: |
|
|
|
|
|
|
|
простой |
|
4 |
2 |
|
|
6 |
|
сложной координации |
|
6 |
1 |
|
|
7 |
5 |
Совершенствование групповых тактических действий |
|
2 |
3 |
4 |
|
9 |
6 |
Совершенствование командных тактических действий |
|
|
3 |
8 |
|
11 |
7 |
Участие в товарищеских играх |
|
|
3 |
|
4 |
7 |
8 |
Участие в официальных играх |
|
|
|
24 |
|
24 |
9 |
Разборы матчей |
|
|
|
4 |
|
4 |
10 |
Тестирование |
2 |
2 |
2 |
|
2 |
8 |
11 |
Самостоятельные занятия |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|
|
Всего часов |
32 |
32 |
16 |
40 |
32 |
152 |
Таблица 2
Оценочные нормы по параметрам физического развития, общей и специальной физической подготовленности студентов отделения спортивного совершенствования по футболу
№ |
Параметры |
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
1 |
Масса тела, кг |
68 |
67.5 |
67 |
66.5 |
66 |
2 |
Длина тела, см |
179 |
177 |
175 |
173 |
171 |
3 |
Индекс массы тела, кг\м² |
24 |
23 |
22 |
21 |
20 |
4 |
Удар на дальность, м |
42 |
39 |
35 |
31 |
27 |
5 |
Прыжки в длину с места, м |
284 |
264 |
244 |
224 |
204 |
6 |
Подъем переворотом, раз |
12 |
11 |
10 |
9 |
8 |
7 |
Без 3000 м, мин, сек |
12’66’’ |
12’69’’ |
12’72’’ |
12’75’’ |
12’78’’ |
8 |
Бег 7х50 м, мин, сек |
1’05’’ |
1’06’’ |
1’07’’ |
1’08’’ |
1’09’’ |
9 |
Бег 10х10 м, сек |
23.5 |
24.1 |
24.7 |
25.3 |
25.9 |
10 |
Вбрасывание мяча на дальность, м |
17 |
16 |
15 |
14 |
13 |
11 |
Бег 100 м, сек |
11.2 |
11.4 |
11.6 |
11.8 |
12.0 |
12 |
Всего действий, к-во |
49 |
45 |
41 |
37 |
33 |
13 |
Эффективность действий, % |
76 |
73 |
70 |
67 |
64 |
14 |
Передачи мяча, к-во |
34 |
31 |
28 |
25 |
22 |
Таблица 3
Оценочные нормы параметров соревновательной деятельности студентов с учётом игровой функции
№ |
|
5 |
4 |
3 |
2 |
1 |
|
Защитники |
|||||
1 |
Передачи мяча, к-во |
34 |
31 |
28 |
25 |
22 |
2 |
Всего ТТД, к-во |
49 |
45 |
41 |
37 |
33 |
3 |
Эффективность ТТД, % |
76 |
73 |
70 |
67 |
64 |
|
Полузащитники |
|||||
1 |
Передачи мяча, к-во |
41 |
38 |
35 |
32 |
29 |
2 |
Всего ТТД, к-во |
52 |
49 |
45 |
41 |
37 |
3 |
Эффективность ТТД, % |
82 |
79 |
76 |
73 |
70 |
|
Нападающие |
|||||
1 |
Передачи мяча, к-во |
37 |
34 |
31 |
28 |
25 |
2 |
Всего ТТД, к-во |
47 |
45 |
43 |
41 |
39 |
3 |
Эффективность ТТД, % |
74 |
73 |
72 |
71 |
70 |
Литература:
1. Губа В. П., Лексаков А. В. Основы интегральной системы подготовки футболистов. Теория и практика физической культуры. — 2010. — № 11. — С. 20–26.
2. Новицкий А. Н., Матвеев Ю. Г. Повышение технико-тактического мастерства как фактор результативности соревновательной деятельности футболистов. Материалы межд. научно-практической конф. студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г., т. II — С. 128–130.
3. Федорова Е. В. Инновационные процессы в физическом воспитании. Материалы межд. научно-практической конф. студентов и молодых учёных, 22 апреля 2011 г., т. I — С. 151–154.