Факультативный курс «Плавание» в общеобразовательной школе | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 30 ноября, печатный экземпляр отправим 4 декабря.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №2 (61) февраль 2014 г.

Дата публикации: 04.02.2014

Статья просмотрена: 407 раз

Библиографическое описание:

Мальгин, В. Е. Факультативный курс «Плавание» в общеобразовательной школе / В. Е. Мальгин, Е. К. Храмикова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2014. — № 2 (61). — С. 893-895. — URL: https://moluch.ru/archive/61/9245/ (дата обращения: 19.11.2024).

В статье рассматривается возможность преподавания факультативного курса по плаванию для учащихся 5–7 классов общеобразовательной школы.

Ключевые слова: спортивно-оздоровительная подготовка, здоровый образ жизни, профессиональное самоопределение.

Программа факультативного курса «Плавание» разработана и внедрена на базе МБОУДОД ДЮСШ ЗАТО г. Радужный Владимирской области и предназначена для учащихся 5–7 классов общеобразовательных школ.

Данная программа включает в себя теоретическую, практическую и спортивно-оздоровительную подготовку обучающихся. К последней допускаются все лица, желающие заниматься спортом и не имеющие медицинских противопоказаний.

Продолжительность курса обучения составляет 100 академических часов.

В процессе обучения осуществляется физкультурно-оздоровительная воспитательная работа, направленная на разностороннюю физическую подготовку, преимущественно оздоровительной направленности и овладение основами техники плавания.

Задачи:

-          укрепление здоровья и закаливание;

-          устранение недостатков физического развития;

-          овладение жизненно-необходимыми навыками плавания;

-          обучение основам техники всех способов плавания;

-          развитие выносливости, быстроты, скорости, силы и координации движений;

-          воспитание морально-этических и волевых качеств.

Цели:

-          формирование здорового образа жизни, привлечение учащихся к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

-          профессиональное самоопределение;

-          укрепление здоровья и всестороннее физическое развитие интеллектуальных и нравственных способностей.

Тематическое планирование факультативного курса «Плавание»

№ п/п

Наименование тем

Количество часов

Всего

Теоретич. обучения

Практич. занятий

1.

Введение. Здоровый образ жизни.

2

2

-

2.

Правила поведения в плавательном бассейне. Инструктаж.

2

2

-

3.

Гигиена физических упражнений

4

2

2

4.

Влияние физических упражнений на организм

4

2

2

5.

Техника и терминология плавания

6

2

4

6.

Основы физической подготовки

6

2

4

7.

Подвижные игры на воде

20

2

18

8.

Техника плавания стилем «дельфин»: работа рук, работа ног, упражнения на технику, плавание в полной координации

20

2

18

9.

Техника плавания на спине: работа рук, работа ног, упражнения на технику, плавание в полной координации

16

2

14

10.

Техника плавания стилем «брасс»: работа рук, работа ног, упражнения на технику, плавание в полной координации

10

2

8

11.

Техника плавания «вольным стилем» (кроль): работа рук, работа ног, упражнения на технику, плавание в полной координации

6

1

5

12.

Итоговое занятие: Спортивный праздник «Веселый дельфин»

4

1

3

Итого

100

22

78

При обучении плаванию применяются три основных группы методов: словесные, наглядные, практические [4, с.19].

К словесным методам относятся: рассказ, объяснение, пояснение, беседа, разбор, анализ, указания, команды, распоряжения.

Используя объяснение, рассказ, давая указания, оценку действий и др., тренер помогает ученикам создать представление об изучаемом движении, понять его форму, содержание, осмыслить, устранить ошибки. Краткая, образная и понятная речь педагога определяет успех применения этих методов.

Рассказ применяется при организации урока, игры, объяснении ее правил.

Описание создает предварительное представление об изучаемом движении. Описываются его основные, ключевые элементы, но без объяснения, почему оно выполняется, так или иначе.

Объяснение должно быть кратким, образным и легким для понимания, содержать элементарные теоретические сведения и конкретные практические указания по выполнению элементов и движений в целом, т. е. дает ответ, почему именно надо делать то или иное, так или по-другому. Пояснение позволяет уточнять непонятные моменты.

Беседа с обоюдными вопросами и ответами повышает самостоятельность и активность занимающихся, а педагог имеет обратную связь с учащимися, что дополнительно помогает ему узнать своих учеников.

Разбор какого-либо упражнения или задания в целом, игры проводится во время подведения итогов занятия.

Анализ и обсуждение ошибок направлены на коррекцию действий занимающихся. При этом необходимо уделить внимание каждому ученику индивидуально в виде поощрения или замечания.

Указания даются для предупреждения и устранения ошибок до и после выполнения упражнений. Указания заостряют внимание обучаемых на выполнении правильных исходных положений, основных ключевых моментов выполняемого движения, разъяснении условий для его правильного воспроизведения, подсказке о всевозможных ощущениях, которые возникают при этом. Например, при освоении правильно выполненного гребка рукой: «Почувствуй, как ты отталкиваешься от воды при каждом гребке».

При работе с детьми указания часто даются в форме образных выражений и различных сравнений, что облегчает понимание сущности задания. Например, при обучении выдоху в воду: «Дуй на воду, как на горячий чай».

Помимо решения учебных задач педагог устанавливает взаимоотношения с занимающимися, воздействуя на их чувства. Эмоциональная окраска речи усиливает значение слов, помогает решению учебных и воспитательных задач, стимулирует активность, уверенность, интерес.

Учитывая специфику плавания, все необходимые объяснения, обсуждения и другие объемные словесные методы и приемы инструктор проводит на суше — до или после занятий в воде.

Когда группа находится в воде, инструктор отдает только лаконичные команды, распоряжения, чтобы дети не замерзли. Например, он говорит: «Сейчас выполним скольжение на груди. Руки вытянуть вперед. Принять исходное положение. Сделать вдох — «толчок» (последняя команда дается голосом или свистком). После выполнения упражнения, когда ребята встали на дно и повернулись лицом к инструктору, подводятся итоги: «Хорошо. Тело нужно держать напряженным, больше тянуться вперед. А теперь посмотрим, кто дольше проскользит. Принять исходное положение. Сделать вдох и.»..

Таким образом, с помощью команд инструктор как бы управляет группой и ходом обучения.

Все задания на уроке выполняются под команду, она подается коротко, в приказном тоне. Команды определяют начало и окончание движения, исходные положения при выполнении заданий, место и направление для проведения учебных заданий, темп и продолжительность их выполнения.

Команды делятся на предварительные (например, «Опустить лицо в воду!») и исполнительные (например, «Толчок!»). С детьми младшего школьного возраста команды используются с большими ограничениями.

Подсчет в плавании применяется только в начальный период обучения — для созданий необходимого темпа и ритма выполнения движений. Подсчет осуществляется голосом, хлопками, односложными указаниями: «раз–два–три, раз–два–три» и т. д.; при изучении движений ногами кролем: коротким «вдох» и длинным «вы-ы-дох» — при освоении выдоха в воду [5, с.2].

Примеры упражнений для изучения видов плавания:

1.                 Вольный стиль (перекатывания, двенадцать толчков ногами, ноги-ласты, череда вертикальных толчков, ластообразная кука, акулий плавник и другие).

2.                 Плавание на спине (граница воды, «закипающая вода», толчок с вытянутыми коленями, штопор, собачьи уши, дыхательный карман, стрелки часов и другие).

3.                 Плавание брасом (утиные лапы, покачивания торсом, загребающие движения рук, поджимание плеч, вдох на высокой точке, взгляд обращен в воду, гребок, дыхание, толчок, скольжение и другие).

4.                 Плавание баттерфляем (наклоны, перенос веса тела, давление руками на воду, рисуя знаки вопроса, левая рука, правая рука, обе руки, время для выдоха, нырок «летающий дельфин» и другие) [1, с.31].

Каждое занятие необходимо дополнять тем или иным количеством игровой деятельности. Вот некоторые примеры игр и развлечений на воде.

1.                 Игра «Поплавок» — по свистку учителя учащиеся принимают положение «поплавок», плавают на поверхности — кто дольше.

2.                 Игра «Мяч на воде» — играющие делятся на две команды с равным числом участников и становятся в две шеренги друг напротив друга (на расстоянии 1м), педагог подбрасывает между шеренгами мяч, играющие стремятся первыми поймать мяч и доставить его в заранее обговоренную зону на стороне противников.

3.                 Играющие делятся па две команды: «рыбаки» и «рыбки». Команда «рыбаков» делится на тройки и выстраивается па берегу водоема или у бортика бассейна. По сигналу или команде учителя тройки «рыбаков», взявшись за руки, начинают ловить рыбок. «Рыбка» считается пойманной, если трое «рыбаков» сомкнут вокруг нее руки.

4.                 Все играющие (в зависимости от числа участников) делятся на 2–3 команды с равным числом игроков. Команды выстраиваются в колонны по одному параллельно друг другу (интервалы между игроками в колоннах 0,7–1 м, а между колоннами — 2 м. Из каждой команды выделяются по два игрока (первые номера), которые становятся перед колонной с раз-пых сторон, держа за концы гимнастическую палку на высоте 10–15 см над водой. По сигналу или команде учителя игроки с гимнастической палкой передвигаются в конец колонны, пронося палку над поверхностью воды. При приближении игроков с палкой очередной игрок, стоящий в колонне, должен присесть, погружаясь в воду с головой, а затем встает, не давая палке задеть себя. Когда оба игрока достигнут конца колонны, то один из них становится в колонну последним, а второй возвращается к началу колонны с гимнастической палкой, подаст второй конец палки игроку, стоящему теперь первым, п уже эта пара бежит в конец колонны. Игра продолжается до тех пор, пока участник, стоящий в начале игры последним, не окажется первым и не пройдет вдоль колонны с участником, первым ставшим в конец колонны. Таким образом, каждый из игроков проносит гимнастическую палку над колонной играющих два раза с разными партнерами [2, с.41].

Литература:

1.         Блайт Люсеро. Плавание: 100 лучших упражнений — М., ЭКСМО, 2011.

2.         Мартынова, Попкова: Игры и развлечения на воде. Издательство: Педагогическое общество России, 2006 г

3.         Плавание. Под общей редакцией профессора Н. Ж. Булгаковой, М.: «Физкультура и спорт» 2001

4.         Оздоровительное, лечебное, и адаптивное плавание: Учебник для вузов / Под общ. ред. Н. Ж. Булгаковой. — М.:Издательский центр “Академия”, 2006.

5.         Н. В. Чертов. Электронный учебник. Плавание. http://sport.pi.sfedu.ru/

Основные термины (генерируются автоматически): техник плавания, вод, гимнастическая палка, команда, конец колонны, полная координация, работа ног, работа рук, здоровый образ жизни, колонна, Плавание, факультативный курс.


Похожие статьи

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»

Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.

Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по п...

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной школе

В статье рассматриваются возможности курса ОБЖ в области формирования экологических знаний, современные проблемы формирования экологических знаний в курсе ОБЖ 5–9 классов.

Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании

В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Похожие статьи

Динамика основных двигательных качеств учащихся — юношей 5–9 классов при использовании фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика основных двигательных качеств школьников 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Исследование динамики показателей физического развития учащихся 5–9 классов в связи с применением фитнес-программы

В данной статье рассматривается динамика показателей физического развития учащихся 5–9 классов при использовании фитнес-программы на уроках по физическому воспитанию.

Внеклассная деятельность учащихся по технологии в 7 классах при изучении раздела «Кулинария»

Статья посвящена вопросам организации внеклассной деятельности по технологии при изучении раздела «Кулинария» с учетом введения новых школьных образовательных стандартов и их требований к организации учебно-воспитательной деятельности учеников.

Формирование экономического мышления в старших классах средней общеобразовательной школы

В данной статье рассматривается формирование целостного представления экономического мышления у школьников. Проведенные исследования в средней общеобразовательной школе позволили сформулировать проблемы преподавания экономики и дать рекомендации по п...

Формирование экологических знаний в курсе ОБЖ в основной школе

В статье рассматриваются возможности курса ОБЖ в области формирования экологических знаний, современные проблемы формирования экологических знаний в курсе ОБЖ 5–9 классов.

Изучение регионального компонента в школьном географическом образовании

В статье рассматриваются вопросы изучения краеведения в школьном курсе географического образования, различные варианты изучения, возможная структура изучения своего региона, в рамках элективного курса изучаемого в 8 классе.

Особенности организации познавательной деятельности младших школьников на уроках физической культуры

В статье представлен теоретический материал для учителей начальных классов и учителей физической культуры по реализации психолого-педагогических условий в образовательном процессе младших школьников.

Развитие творческой активности бакалавров педагогики в процессе изучения курса «Методика преподавания изобразительного искусства»

Статья раскрывает содержание, цель и задачи учебной дисциплины «Методика преподавания изобразительного искусства» на факультете начального образования в педагогическом вузе.

Использование географических карт в курсе «Окружающий мир» начальной школы

Значимость курса «Окружающий мир» как основы для изучения географии в старших классах неоспорима. Такому сложному курсу, как география (единственная дисциплина, знакомящая обучающихся с природой, населением и хозяйством России и других стран, изучающ...

Особенности работы со сказкой на уроках литературного чтения в начальной школе

Автор статьи описывает особенности работы с детьми начальной школы посредством сказок как одного из литературных жанров. Подчеркивается роль и место сказки в образовательном процессе начальной школы.

Задать вопрос