Особенности развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Авторы: ,

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №15 (462) апрель 2023 г.

Дата публикации: 12.04.2023

Статья просмотрена: 317 раз

Библиографическое описание:

Алексеева, О. П. Особенности развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях / О. П. Алексеева, П. А. Железняк. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2023. — № 15 (462). — С. 382-384. — URL: https://moluch.ru/archive/462/101518/ (дата обращения: 30.10.2024).



Обучение плаванию детей 4–5 лет имеет ряд задач: общее укрепление организма, оздоровительные цели, организацию привыкания и освоения воды и овладения элементарными плавательными движениями и дыхательными упражнениями

Целью настоящего обзора явился анализ особенностей развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях.

Проанализированы особенности физиологии и психологии детей дошкольного возраста, имеющие отношение к процессу обучения плаванию. Исходя из этого, приведена четырехэтапная программа обучения, описаны особенности каждого этапа в зависимости от возраста ребёнка. Отмечено, что дети ети регулярно посещавшие занятия в бассейне и обученные по приведенной схеме не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всему бассейну и с интересом и желанием выполняют упражнения, что позволяет им быстрее и легче освоить навыки плавания.

Ключевые слова: плавание, дошкольный возраст, обучение, программа.

Плавание — это один из жизненно-важных сберегающих здоровье навыков человека. Во время плавания очищаются потовые железы, активируется кожное дыхание и приток крови к периферическим органам. Горизонтальное положение тела во время плавания является своеобразным аналогом невесомости, также способствующим активизации кровотока, развивая и укрепляя сердечно-сосудистую и нервную системы, опорно-двигательный аппарат [1,3,6].

В настоящее время плавание признано одним из первостепенных разделов физического воспитания и поэтому включено в соответствующие программы дошкольных учреждений, общеобразовательных школ, средних и высших специальных учебных заведений [3,8,9]. При этом, по официальным данным процент детей, умеющих плавать, остается на достаточно низком уровне [2].

Установлено, что наиболее подходящим для начала осознанного плавания является дошкольный возраст. К 4-м годам у ребенка формируется локомоция, хотя она ещё нестабильна и не ритмична, но уже способствует формированию сочетанного движения рук и ног — навыка, необходимого для освоения методов плавания [4, 5].

Целью настоящего обзора явился анализ особенностей развития навыков плавания у детей дошкольного возраста в детских учреждениях.

Результаты и обсуждение

Обучение плаванию детей 4–5 лет на первых порах несет целый ряд задач: общее укрепление организма, оздоровительные цели, организацию привыкания и освоения воды и овладения элементарными плавательными движениями и дыхательными упражнениями [4, 6, 11].

К важным моментам, которые необходимо учитывать при обучении плаванию детей 4–5 лет относятся особенности развития нервной системы: к этому возрасту умственное развитие достигает уровня, позволяющего концентрировать внимание малыша на задании тренера. В связи с этим обязателен индивидуальный подход: несформированность систем детского организма требует учета способностей, склонностей, а главное — возможностей каждого ребенка. С учётом пола, возраста, степени физического развития и состояния здоровья обучаемого и формируется программа с применением наиболее подходящих приемов [9,10]. Без учёта этих моментов невозможно достигнуть положительных результатов: по данным ряда авторов [7] только 15 % детей в возрасте 4–6 лет испытывали удовольствие и радость на первых занятиях плаванием, у 10–12 % контакт с водой вызывал резко отрицательную психическую реакцию [1, 7].

Однако, учитывая быструю истощаемость способности сосредотачиваться у детей этого возраста, занятия не должны быть длительными, но носить регулярный характер. Кроме того, они должны быть разнообразными: чередование упражнений в воде (в присутствии инструктора и при его непосредственном контроле) и на суше, включение элементов общей физической подготовки и игровых моментов. Объяснения ведутся в доступной для понимания ребёнка форме с использованием мотивационных элементов: похвала за хорошо выполненные задания. В процессе обучения используются вспомогательные средства: круги, пояса, жилеты, доски. Установлено, что оптимальная длительность занятий: для детей младшей группы — 20 мин, средней группы-30 мин, старшей группы — 40 мин. Кроме того, так как официальные сроки плавательного сезона с 1 октября по 30 апреля, то есть непродолжительный промежуток времени и с учётом частых простуд у детей в организованных коллективах выработка необходимых навыков вызывает сложности [5, 8, 10].

Схематично можно выделить несколько этапов обучения [1, 6, 9]. Первый (дети раннего и младшего дошкольного возраста) начинается с ознакомления ребенка с водой, ее свойствами (плотностью, вязкостью, прозрачностью). Он осваивает дыхательные упражнения, которые проходят «на суше»: учится ритмично делать вдох через рот, а выдох через нос и рот. Для этого можно использовать игровые упражнения: сдувание бумажных снежинок, пушинок с ладони воздушных шариков и др. Дальнейшие упражнения возможно проводить с использованием тазика с водой (дуть на поверхность воды до образования воронки, опускать лицо в воду и выдувать пузыри и т. д.). Этот этап завершается после того, как ребенок освоится в воде, сможет безбоязненно и уверенно с помощью взрослого и самостоятельно передвигаться по дну, совершать простейшие действия, играть.

Второй этап (младший и средний дошкольный возраст) связан с выработкой умений и навыков, которые помогут чувствовать себя в воде достаточно надежно. Детям этого возраста необходимо в среднем 4 занятия чтобы научиться входить в воду с постепенным увеличением глубины. С тревожными детьми необходимо заниматься отдельно, соблюдая деликатность, убеждая в посильности задания на примере других детей. Дальше ребенок осваивает навыки самостоятельного погружения, выдыхания в воду, удерживания на поверхности воды (всплывать, лежать, скользить — с помощью вспомогательных средств: жилета, круга и т. д.) хотя бы краткое время, получает представление о ее выталкивающей и поддерживающей силе. Кроме того, он самостоятельно, произвольно выполняет упражнение «вдох-выдох в воду» — не менее 10 раз.

В результате третьего этапа (старший дошкольный возраст) дети должны уметь проплыть 10–15 м на мелкой воде (глубина воды по грудь), сохраняя в основном согласованность движений рук, ног и дыхания, характерную для определенного осваиваемого способа плавания.

На последнем, четвертом этапе (старший дошкольный и младший школьный возраст) начального обучения продолжается усвоение и совершенствование техники способов плавания, простых разворотов и прыжков в воду. В результате у детей формируется умение плавать в глубокой воде (там, где ноги не достают дна).

Выводы:

Таким образом, дети регулярно посещавшие занятия в бассейне и обученные по приведенной выше схеме не испытывают страха в воде, безбоязненно передвигаются по всему бассейну и с интересом и желанием выполняют упражнения, что позволяет им быстрее и легче освоить навыки плавания.

Литература:

  1. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь — плавание; ООО «Издательство ACT»: ООО «Издательство Астрель», 2002., 160с.
  2. Ведерникова О. Б., Клещенкова Н. Е., Ушаков А. С., Перельман Е. Б. Использование комплекса оздоровительных мероприятий в режиме дня дошкольников Человек, спорт, медицина 2019; Т. 19(№ S1): 137–142 DOI: 10.14529/hsm19s118
  3. Виниченко С. Н., Перевощикова Н. К., Дракина С. А., Черных Н. С. Роль плавания в системе оздоровительных мероприятий дошкольного образовательного учреждения Мать и дитя в Кузбассе 2015; № 3(62): 8–13
  4. Давыдов В. Ю., Манкевич А. Н., Морозова О. В. Изучение элементов и техники плавания детьми дошкольного возраста разных типов конституции Вестник Мозырского государственного педагогического университета им. И. П. Шамякина. 2018; № 1 (51): 67–71.
  5. Егоров Б. Б., Ведерникова О. Б., Яковлева А. В. и др. Оздоровительный комплекс в детском саду: бассейн — фитобар — сауна: методическое пособие М.: Изд-во «ГНОМ и Д», 2004. — 160 с.
  6. Котляров, А. Д. Теоретико-методические подходы к формированию физического здоровья дошкольников 3–7 лет средствами плавания Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2002. — 220 с
  7. Котляров А. Д., Котлярова Г. Л. Методика обучения плаванию в дошкольном учреждении: учебное пособие Челябинск: Изд-во УралГАФК, 2004. — 112 с
  8. Осокина Т. И., Богина Т. Л., Тимофеева Е. А. Обучение плаванию в детском саду: Кн. для воспитателей д/с и родителей. М.: Просвещение, 1991.
  9. Протченко Т. А., Семенов, Ю. А. Обучение плаванию дошкольников и младших школьников: методическое пособие М.: Айрис дидактика, 2003.
  10. Rocha H. A., Marinho D. A., Garrido N. D., Morgado L. S., Costa A. M. The acquisition of aquatic skills in preschool children: deep versus shallow water swimming lessons Motricidade 2018, V.14, № 1: p.66–72 http://dx.doi.org/10.6063/motricidade.13724
  11. Simón-Piqueras JA, Prieto-Ayuso A., Gómez-Moreno E., Martínez-López M., Gil-Madrona P. Evaluation of a program of aquatic motor games in the improvement of motor competence in children from 4 to 5 years old Children (Basel). 2022 Jul 29;9(8):1141. doi: 10.3390/children9081141.
Основные термины (генерируются автоматически): дошкольный возраст, ребенок, вод, плавание детей, упражнение, анализ особенностей развития навыков плавания, время плавания, навык плавания, нервная система, общее укрепление организма.


Похожие статьи

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Сухое плавание как единственно возможный процесс тренировки воспитанников 5–6-х классов НВМУ по плаванию в период ограничений занятий в бассейне, связанных с эпидемиологической обстановкой

В данной статье мы поделились опытом по коррекции тренировочного процесса воспитанников 5–6-х классов по плаванию, в условиях ограничений занятий в бассейне в связи с эпидемиологической обстановкой. Вся тренировочная программа построена на основе зан...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Влияние плавания на осанку школьников

В данной статье рассказывается о пользе плавания и его влияние на формирование правильной осанки человека. Цель: изучить положительное влияние плавания на осанку занимающихся. Метод исследования: для изучения данной темы были изучены теоретический ан...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Похожие статьи

Использование элементов лечебной гимнастики в комплексе физкультуры для детей дошкольного возраста

Целью анализа литературных данных явилось выделение и систематизация особенностей лечебной гимнастики в комплексе физкультуры у детей дошкольного возраста. Специфика лечебной физкультуры у детей дошкольного возраста состоит в сочетании общеоздоровит...

Физическое воспитание дошкольников 4–5 лет

Физическое воспитание является одним из важных аспектов развития ребенка. Особенно важно начинать заниматься спортом и физической активностью с самого раннего детства. Дети в возрасте 4–5 лет находятся на стадии активного физического и психического р...

Физическое воспитание дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе

Статья посвящена вопросам физического воспитания дошкольников с низким уровнем готовности к обучению в школе. Авторы рассматривают важность физической подготовки для успешного обучения и развития ребенка, а также предлагают методы и подходы, которые ...

Сухое плавание как единственно возможный процесс тренировки воспитанников 5–6-х классов НВМУ по плаванию в период ограничений занятий в бассейне, связанных с эпидемиологической обстановкой

В данной статье мы поделились опытом по коррекции тренировочного процесса воспитанников 5–6-х классов по плаванию, в условиях ограничений занятий в бассейне в связи с эпидемиологической обстановкой. Вся тренировочная программа построена на основе зан...

Применение игровых технологий в младшем школьном возрасте и их влияние на процесс занятий хоккеем

Использование игр в психолого-педагогическом контексте имеет большое значение для детей. Игровые технологии являются мощным стимулом повышения заинтересованности и стимуляции желания учащихся младших классов в занятиях хоккеем. От педагога зависит во...

Организация коррекционной работы с детьми дошкольного возраста с ОНР I и II уровня речевого развития

Овладение речевыми навыками и организация речевого воспитания является актуальной проблемой в свете реализации задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. В связи с этим, одинаковое внимание должно уделятьс...

Конспект занятия по развитию речи во второй младшей группе «Маша-растеряша»

Проблема развития речи дошкольников с из года в год становится все более актуальной. Увеличивается количество детей с задержкой речевого развития. Важно, чтобы речевое развитие детей происходило своевременно, в соответствии с теми нормами, которые пр...

Влияние плавания на осанку школьников

В данной статье рассказывается о пользе плавания и его влияние на формирование правильной осанки человека. Цель: изучить положительное влияние плавания на осанку занимающихся. Метод исследования: для изучения данной темы были изучены теоретический ан...

Плавательная подготовка синхронисток высокой квалификации

В статье представлены результаты исследования плавательной подготовки синхронисток высокой квалификации. Плавательная подготовка в синхронном плавании имеет очень важную роль в тренировочном процессе спортсменок. От плавательной подготовки зависит ре...

Игровое пособие «Мультикуб» для развития связной речи детей с ОВЗ

Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста является развитие речи, речевого общения. Связная речь представляет собой наиболее сложную форму речевой деятельности. Она носит характер последовательного систематического разве...

Задать вопрос