Психологические аспекты обучения плаванию детей младшего школьного возраста | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 9 ноября, печатный экземпляр отправим 13 ноября.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №27 (317) июль 2020 г.

Дата публикации: 03.07.2020

Статья просмотрена: 1237 раз

Библиографическое описание:

Балашова, Н. А. Психологические аспекты обучения плаванию детей младшего школьного возраста / Н. А. Балашова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 27 (317). — С. 348-350. — URL: https://moluch.ru/archive/317/72301/ (дата обращения: 30.10.2024).



В статье рассматривается психологический аспект при начальном обучении плаванию детей младшего школьного возраста.

Ключевые слова: начальное обучение, младший школьный возраст, плавание .

Плавание является жизненно необходимым навыком для каждого человека. Ежегодно во всем мире происходят несчастные случаи на воде, связанные с неумением людей плавать. Поэтому обучение плаванию — это наиважнейшая социальная задача. Плавание — это уникальный вид спорта, который несет оздоровительный эффект для всего организма и показан даже тем людям, которые имеют противопоказания к занятиям спортом на суше, отсутствует риск травматизма. Систематические занятия плаванием влияют на системы организма: нервную, сердечно-сосудистую, дыхательную, опорно-двигательный аппарат. В настоящее время спортивное плавание — это одним из самых массовых видов спорта во всем мире, а также одним из самых зрелищных.

Младший школьный возраст (7–10 лет) является наиболее благоприятным для начального обучения и оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания. Пловцы, обученные плавать в этом возрасте, добиваются наибольших результатов, среди них высокий процент спортсменов высокого класса (по сравнению с детьми, начавшими плавать в другом возрасте). Работа с детьми младшего школьного возраста крайне важна и требует от тренера индивидуального подхода, поиска новых средств и методов обучения. Водная среда является новой и непривычной для занимающихся. Она может вызывать негативные реакции, страхи и неприятные ощущения. Тренер должен помочь ребенку справиться со всеми негативными эмоциями, которые может вызвать водная среда.

Дети младшего школьного возраста склонны к возникновению страхов. Некоторые страхи возникают неосознанно, другие же могут быть культивированы родителями и другими родственниками. Все это может негативно сказываться при начальном обучении плаванию. Понимание этой проблемы и умение найти индивидуальный подход к детям, страдающим водобоязнью, значительно увеличит продуктивность занятия. Чтобы нейтрализовать детские страхи тренеру рекомендуется обратить внимание на повышение самооценки у занимающихся. Не допускается сравнение детей друг с другом, первое время желательно избегать соревновательного элемента на занятии. Тренер должен установить с ребенком контакт глаз, можно наклониться к ребенку и разговаривать с ним на уровне его глаз.

Огромную роль в начальном обучении плаванию играют подготовительные упражнения на освоение с водной средой. По мнению Булгаковой Н. Ж., «Выполнение подготовительных упражнений позволяет новичку ознакомиться с физическими свойствами воды (плотностью, вязкостью, температурой), испытать выталкивающую подъемную силу воды и чувство опоры о воду. В результате устраняется инстинктивный страх перед водой; вырабатываются умение ориентироваться и уверенность поведения в непривычных условиях водной среды». [1]

Начинать ознакомление с водой стоит с самых элементарных упражнений, которые позволят занимающимся постепенно и без страха освоить новую для себя среду. Такими упражнениями являются: «Умывание», постепенное погружение лица в воду. Важно придерживаться постепенности выполнения упражнения (погружение до уровня подбородка, до уровня носа, до уровня глаз, полное погружение лица в воду). Постепенно дети избавятся от страха погружаться в воду с головой. На данном этапе тренер должен отслеживать возникновение негативных реакций у занимающихся, искать индивидуальный подход к тем детям, кому данные упражнения даются с трудом, а таже обеспечить дисциплину исполнения, избегая ситуаций, когда другие занимающиеся могут напугать учеников с негативной реакцией на водную среду. Таких детей нельзя торопить, им нужно время, чтобы освоиться, привыкнуть к температуре воды, нельзя стыдить боязливых детей и сравнивать их с более успешными учениками. Дети с водобоязнью нуждаются в похвале, сравнивать их успехи можно только с их же прошлыми успехами.

Далее вводятся такие упражнения, как хождение по дну (держась за бортик бассейна, в парах, в одиночку, со сменой направления, с гребковыми движениями руками).

Упражнения, помогающие познакомиться с плотностью и сопротивлением воды: «Полоскание белья», «Восьмерки руками», а также гребковые движения руками в различных положениях.

Особая роль в подготовительных упражнениях отведена выполнениям упражнений на задержке дыхания, что позволяет занимающимся ощутить, что они способны держаться на воде без поддержки и избавиться от своих страхов.

Для нейтрализации страха отсутствия опоры в воде используют упражнения на всплывание и лежание на воде, они являются важной частью подготовительных упражнений, помогают научиться находиться в воде в горизонтальном положении, почувствовать состояние невесомости в воде и обрести уверенность в своих силах. При постепенном освоении с водой можно вводить новые упражнения и включать в них небольшие соревнования («кто выше выпрыгнет из воды?», «у кого самые большие брызги?», «кто дольше пролежит на воде?»).

Все подготовительные упражнения для освоения с водой великолепно описала Булгакова Н. Ж. в своей книге «Плавание:Учебник для вузов».

Важнейшей частью обучения плаванию детей младшего школьного возраста является игра. Игровой метод всегда положительно воспринимается детьми. С помощью игры можно достичь таких целей, как:

− сплочение коллектива;

− повышение эмоциональной окраски занятия;

− вовлечение в процесс занятия даже самых неактивных детей;

− борьба со страхами, связанными с нахождением в воде;

− умение применять ранее полученные навыки в заданной ситуации;

− воспитание таких качеств, как решительность и настойчивость;

При всех плюсах игрового метода есть моменты, которые должен учитывать тренер, если в группе есть тревожные дети.

  1. Игра должна бы простой и знакомой ребенку, тренер должен максимально четко и просто объяснить правила. Допускается вовлечение ребенка в игру после того, как он посмотрел, как играют другие дети. Присоединиться к игре ребенок должен по своему желанию.
  2. Соревновательная направленность игры может восприниматься такими детьми негативно.
  3. Необходимо соблюдать принцип постепенности при введении новых игр. В каждой игре есть задача, помогающая осваивать технику плавания. Игра должна быть подобрана соответственно уровню занимающихся.
  4. Необходимо правильно дозировать игру и следить за эмоциональной обстановкой. Игра должна закончиться, раньше, чем дети устали, но также дети должны получить удовольствие от игры. Рекомендуется заблаговременно сообщать об окончании игры.
  5. Следить за выполнением правил и психологическим комфортом всех занимающихся.

Нельзя недооценивать роль мотивации при обучении плаванию. Для младших школьников занятия плаванием это в первую очередь приятное нахождение в водной среде, игровая атмосфера, общение в коллективе сверстников. Данные мотивы постепенно заменяются на желание быть здоровым, овладевать новыми навыками, заниматься престижным видом спорта, осознанием важности занятий спортом. Тренер должен способствовать смене мотивации по мере взросления ребенка, побуждать в нем интерес к спорту, использовать дидактический материал для повышения интереса к занятиям, благодаря чему будет повышаться результативность.

Литература:

  1. Плавание:Учебник для вузов / Под общ. ред. Н. Ж. Булгако.-вой. — М.: Физкультура и спорт, 2001. — 400 с, ил. ISBN5–278–00707–9
  2. Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: Игровой метод обучения. — М.: Олимпия Пресс; Донецк: Пространство, 2006.-48 с., (Библиотечка тренера) ISBN 5–94299–072–7
  3. Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь — плавание / Н. Ж. Булгакова. — М.: 000 «Издательство ACT»: 000 «Издательство Астрель», 2002. — 160с, ил. — (Первые шаги в спорте). ISBN 5–17- 012503–8 (000 «Издательство ACT») ISBN 5–271–03879–3
  4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Л49 Шпаргалка для родителей: Психокоррекционная работа с гиперактивными, агрессивными, тревожными и аутичными детьми. — СПб.: Издательство «Речь», 2007. — 136 с: ил. ISBN 5–9268–0055–2
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, водная среда, младший школьный возраст, вод, начальное обучение, упражнение, игра, индивидуальный подход, плавание, страх.


Похожие статьи

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Значение силовых тренировок в плавании

В данной работе исследуется влияние силовых тренировок на улучшение результатов в различных аспектах плавания.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Развитие выносливости у студентов, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

В данной статье рассмотрено понятие «выносливость», её виды, развитие и принципы достижения, а также значение и польза для здоровья.

Психологическая подготовка самбистов

В статье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Похожие статьи

Эффективность применения игрового метода в обучении плаванию детей дошкольного возраста

В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением п...

Значение силовых тренировок в плавании

В данной работе исследуется влияние силовых тренировок на улучшение результатов в различных аспектах плавания.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Физическая подготовленность детей по спортивной гимнастике на спортивно-оздоровительном этапе

В статье авторы изучают уровень физической подготовленности гимнастов на спортивно-оздоровительном этапе подготовки с целью разработки планирования тренировочного процесса.

Организация педагогического контроля в комплексной спортивной школе

В статье рассматриваются методы изучения тренировочного процесса в комплексной спортивной школе.

Теоретические предпосылки активности студентов в спорте

В статье описывается важность физической активности и её теоретические предпосылки в отношении студентов.

Анализ методики проведения занятий физической культуры для студентов технического вуза

В данной статье авторы пытаются проанализировать различные методики проведения занятий по физической культуре для студентов технического вуза и не только.

Развитие выносливости у студентов, занимающихся плаванием, в рамках дисциплины «Физическая культура»

В данной статье рассмотрено понятие «выносливость», её виды, развитие и принципы достижения, а также значение и польза для здоровья.

Психологическая подготовка самбистов

В статье рассматривается проблема психологической подготовки самбистов с помощью психотехнических игр.

Идеомоторная тренировка в процессе подготовки юных теннисистов

В статье рассматриваются вопросы применения психологических методов в процессе спортивной подготовки теннисистов 10–12 лет. Приводятся результаты исследования эффективности применения идеомоторной тренировки в тренировочном процессе.

Задать вопрос