Вопросы физического воспитания детей дошкольного возраста в последние годы устойчиво занимают важное место в сфере научных интересов специалистов разного профиля. Повышенный интерес к поиску эффективных средств педагогического воздействия на детский организм обусловлен в основном двумя группами факторов: с одной стороны, детский организм наиболее восприимчив к различным внешним воздействиям, с другой — именно на этом этапе закладывается основа почти всех характеристик взрослого человека.
В основе физического воспитания дошкольников лежит развитие двигательной активности. И наиболее оптимальным видом физической активности является плавание, так как оказывает на ребёнка благоприятное укрепляющее и психологическое воздействие.
В медико-физиологическом аспекте — это укрепление различных функциональных систем детского организма (сердечно-сосудистой, дыхательной, опорно-двигательной и пр.), в психологическом аспекте — формирование произвольной регуляции движений и действий, в педагогическом. В то же время акватория бассейна — это, прежде всего иная среда обитания, которая предъявляет особые требования к двигательным способностям ребенка.
Современная педагогическая и учебно-методическая литература предлагает разнообразные методики и технологии в овладении плавательных навыков у младших дошкольников.
Опыт показывает, что не всем детям дошкольного возраста доступен набор столь сложных упражнений, рекомендуемых методикой Т. И. Осокиной, которая утверждает, что к концу учебного года дети младшей группы в воде должны уметь: достать со дна игрушку, погружаясь в воду с открытыми глазами; и т. д.
По мнению Слуцкой С. Л., научного руководителя АНО ДО «Планета детства «Лада», «игра — естественный спутник жизни ребёнка, источник радостных эмоций, поэтому игры были и остаются традиционным средством педагогики». Проведение занятий в бассейне в игровой форме доставляет детям большое удовольствие, избавляет их от скучного, нарочитого изучения движений.
Н. Ж. Булгаков писал, что игра на воде помогает быстрее, освоится с водой, избавиться от страха, изучить плавательные движения. Превращение учебного материала в игровую ситуацию способствует последовательный переход от простого передвижения по дну к разучиванию определенных плавательных движений. Принцип перехода от простого к сложному выступает, как условие усвоения более сложных приемов плавания, их технике и приучения ребенка к самостоятельному выполнению упражнений на все большей глубины: по пояс, по грудь, по плечи.
Целью можно определить: создание системы занятий в бассейне с использованием игр и игровых упражнений, направленныхна формирование первоначальных навыков плавания у детей дошкольноговозраста.
Задачи:
Осуществить теоретический анализ естественнонаучной, психолого-педагогической литературы по проблеме опыта.
Исследовать основные формы, средства и методы обучения плаванию детей дошкольного возраста, а также особенности проведения занятий в воде с использованием игрового метода.
Разработать методику начального обучения плаванию с использованием игр на занятиях.
Оценить эффективность использования методики по начальному обучению плаванию детей дошкольного возраста на основе игр и влияние их на физическое, психическое, функциональное развитие, и овладение начальными навыками плавания.
Подобрать и систематизировать игровые упражнения, способствующие эффективному овладению навыкам плавания.
Основная цель занятий на первом этапе по обучению плаванию младших, средних дошкольников направлена на преодоление у детей страха перед водой и на ознакомление с ее свойствами воды: плотностью, текучестью, сопротивлением и т. д. Для этого совместно с воспитателями групп было запланировано ряд образовательных развивающих ситуаций на игровой основе по темам: «Вода, водичка», «Где живут рыбки», «Тонет не тонет», «Поплывет не поплывет», «Веселые лягушата», «Волшебные превращения» составленных на основе интеграции образовательных областей: познание, художественное творчество, чтение художественной литературы, физическая культура. Широко используется метод экспериментирования и активного включения ребенка в деятельность.
Для преодоления у детей страха перед водой и для ознакомления с ее свойствами используются надувные бассейны с водой и разнообразные яркие плавающие и тонущие предметы, пластмассовые кольца и шарики, а так же нестандартное оборудование. Проводятся игры «Дождик», «Поймай рыбку», «Кораблик», «Тонет, не тонет», «Кто быстрее», «Лягушата» и другие.
Также используются пальчиковые игры, которые вырабатывают ловкость, умение управлять своими движениями, концентрируют внимание на одном виде деятельности дети, повторяя движения в воде, активизируют моторику рук, это игры: «Мотаем ниточки», «Ковшик», «Бокс», «Кулачки и пальчики», «Фонтаны», «Разотру ладошки», «Волны» и другие. На этом этапе педагог использует заводные игрушки, различное нестандартное оборудование.
И только после того как детей заинтересовали игры с водой, начинается знакомство малышей с бассейном и правилами поведения в воде. В непосредственно образовательной деятельности на игровой основе продолжается ознакомление со свойствами воды на основе игр: «Фонтан», «Игра с мячом», «Найди свой домик», «Пузырь», «Волшебные мячики» и другие. Предлагаются игры с лейками, брызгалками, водными пистолетами. Детям нравится выполнять простые действия: набирать, выливать воду, поливать себя и соседа. Такие игры — не пустая забава. Они имеют высокий смысл и глубокое значение: проявляется творчество, самостоятельность детей, способствующих возникновению у ребенка уверенности в себе и ощущения, что вода его любит и держит.
На следующем этапе по освоению ребенком пребывания в воде и обучение движениям в ней используется блок игр: «Змейка»» «Караси и щука», «Пятнашки»,
«Карусели», «Переправа» и др. Так как у детей младшего возраста еще сохраняется стремление ползать, то планируются такие игры как «Кошечки», «Каракатицы», «Раки», «Фонтаны» и др. полезные для укрепления различных групп мышц и разгрузки позвоночника. Эти игровые упражнения являются подготовительными для освоения скольжения на груди. Обучая детей плаванию, надо не останавливаться на том, что уже усвоено ими. Постепенно повышая требования к детям, необходимо создать условия на занятиях, чтобы они стремились овладеть более сложными движениями.
Тренировке и приобретению навыков пребывания в воде и обучение движениям помогают игры: «Поймай меня» (бег в воде на мелком месте), «Лягушка» (прыжки на мелководье), «Дельфин» (погружение с головой в воду с последующим выскакиванием из нее по пояс), «Водолаз» (ныряния для доставания предметов со дна). Используются также надувные резиновые круги и пенопластовые плотики, с помощью которых малыши совершенствуют навыки движения рук.
Самое трудное на данном этапе — это научить ребенка делать выдох в воду медленно и постепенно. Так как психологически трудно малышу окунуться в воду, очень важно, чтобы он сделал это в первый раз совершенно самостоятельно, для того, чтобы решить данную проблему предлагаются игры: «Котенок умывается», «Умой личико» (дети, стоя в воде, умывают лицо), «Прятки», «Летний дождик», «Поливаем цветочки» (дети, стоя в воде, брызгают вверх).
А чтобы научить ребенка делать быстрый вдох через нос и продолжительный выдох педагог использует игровые упражнения: «Пусти пузыри», «Переправа», «Футбол» (на выдохе дети загоняют теннисные мячики в обруч, не касаясь их руками), «Оса». Каждое занятие в воде — для малышей большая радость.
В средней группе после того как, ребенок овладеет навыками выдоха в воду, планируется ряд игр на приобретение навыков лежания на воде с помощью игровых упражнений: «Крабы», «Раки», «Крокодилы». Во время игр обращать внимание на правильность выполнения используются игровые приемы: «Какая ровная спинка у Ваниного «крокодильчика», а как красиво плывет Колин «крокодильчик», а Таниному «крокодильчику» надо выпрямить ручки». Для закрепления навыков лежания на груди и спине с помощью поддерживающих предметов (круг, мяч, доска, игрушка) на основе игр: «Звезда», «Медуза», «Акула», «Море волнуется».
При обучении передвижениям в воде, (бегу, ходьбе, прыжкам) педагог использует игры на звукоподражание, например «Машина», «Пчелки», «Самолеты», и др. Передвигаясь в воде, дети с произвольной громкостью произносят подражаемые звуки. Такие движения развивают координацию, дети учатся ориентироваться в водном пространстве и двигаться в заданном темпе и ритме.
На занятиях по плаванию инструктор по физической подготовке решает задачи не только по развитию физических качеств ребенка, но и умственных способностей, с помощью игр «Найди свой домик», «Разноцветные шары», «Добеги до флажка», «Радуга — дуга» (уточнение формы, цвета, свойств предметов, ориентировка в пространстве).
Одним из средств, используемым педагогом в обучении детей младшего, среднего дошкольного возраста, являются игры с элементами соревнования в упрощенной форме, такие игры как: «Переправа», «Рыбалка», «Загони мяч в ворота», «Кто вперед» (плавание на кругах до флажка) и другие, позволяющие детям чувствовать себя на начальном этапе обучения детей плаванию более безопасно и уверенно.
Игры на воде позволяют не только совершенствовать и закреплять технику плавания, но и расширяет диапазон двигательных возможностей в воде, способствуют раскрепощению и комфорту детей в водной среде. После занятия по плаванию с включением игры с элементами соревнования, у малышей заметно повышается настроение и появляется больше желания посещать занятия по плаванию.
Итогом таких занятий является награждение, как правило, призы получают все. В качестве поощрительных призов используются маленькие медали, или вырезанные веселые картинки, морские камешки, ракушки, картинки-смайлики. Все это создает у ребенка положительное отношение к плаванию в целом и повышает его эмоциональный уровень.
Для повышения интереса к выполнению двигательных заданий в воде планируются игры со считалками, стихи. Такие образно-игровые движения в воде развивают способность к импровизации, слух, внимание, мышление, творческую фантазию и память. В результате чего у детей расширяется двигательный опыт в воде. Младшие дошкольники стали лучше, быстрее адаптироваться в водной среде, воспринимают воду, как еще одну жизненную среду, не боятся и любят ее. Они научились без боязни передвигаться по ней различными способами, погружаться с головой в воду и лежать на поверхности воды, освоили технику дыхания. В дальнейшем дети быстрее овладевают более сложными плавательными умениями и навыками.
Литература:
- Большаков И. А. Маленький дельфин. Нетрадиционная методика обучения плаванию детей дошкольного возраста. М., 2005. — 24 с;
- Булгакова Н. Ж. Плавание. /Азбука спорта / М., 1999. — 184 с;
- Булгакова Н. Ж. Познакомьтесь — плавание. М., 2002. — 160 с;
- Булгакова Н. Ж. Игры у воды и на воде и под водой. М., 2000. -77 с;
- Велитченко В. Как научиться плавать. М., 2000. — 96 с;
- Еремеева Л. Ф. Научите ребенка плавать. Программа обучения плаванию детей дошкольного и младшего школьного возраста. С-П., 2005.- 108 с;
- Рыбак М., Глушкова Г. «Раз, два, три, плыви» Методическое пособие для дошкольных образовательных учреждений М., 2008.- 105 с;
- Чеменева А. А., Столмакова Т. В. Система обучения плаванию детей дошкольного возраста. С-П., Детство-Пресс, 2005 г. — 334 с.