В статье представлены результаты исследования, проводимого с детьми старшего дошкольного возраста, с использованием игровой методики обучения плаванию. Показаны результаты и уровень эффективности игрового метода в сравнении с традиционным обучением плаванию.
Ключевые слова: плавание, дошкольники, игровой метод
Физическое воспитание детей дошкольного возраста является не только важной частью общего учебного процесса, но и направлено на формирование здорового организма ребенка, укрепление иммунитета и оздоровление. На современном этапе развития педагогической науки важно сформировать правильные физические навыки, не допустить искажений и патологий в физиологическом развитии ребенка.
К принципам правильного физического воспитания можно отнести:
1. акцентирование внимания на личности ребенка;
2. превращение обучающей деятельности в активный творческий процесс;
3. демократия в отношениях между педагогом и воспитанниками.
Соблюдение этих принципов позволит усилить эффективность обучения, а также выбрать наиболее подходящий вид спорта для каждого ребенка.
Наиболее эффективным способом общего оздоровления ребенка дошкольного возраста является плавание. Плавание представляет собой целую систему комплексного положительного воздействия на нервную, опорно-двигательную, сердечнососудистую и дыхательную системы организма.
Сам процесс плавания является стимулирующим механизмом воздействия на систему кровообращения и связочный аппарат. Ребенок, занимающийся плаванием, в значительной степени превосходит своих сверстников по уровню физического развития и достигает высоких показателей двигательной активности. Также плавание усиливает сопротивляемость иммунной системы и является естественным способом профилактики простудных заболеваний [2; 3].
Необходимо отметить, что положительное физиологическое воздействие плавания на организм ребенка можно сочетать с педагогическими методиками.
Применение игрового метода на занятиях плаванием является обязательным требованием физического воспитания. Для этого метода характерны:
− эмоциональность и соперничество, проявляемые в рамках правил игры;
− вариативное применение полученных умений и навыков в связи с имеющимися условиями игры;
− умение проявлять инициативу и принимать самостоятельные решения в игровых ситуациях;
− комплексное совершенствование физических и морально-волевых качеств: ловкости, силы, выносливости, быстроты ориентировки, а также находчивости, смелости, воли к победе [2].
Предполагается, что применение различных игр и игровых приёмов при обучении детей плаванию повысит эффективность занятий и ускорит формирование навыка плавания у детей старшего дошкольного возраста.
В связи с этим, целью исследования является изучение и экспериментальная проверка эффективности использования игрового метода при обучении плаванию старших дошкольников.
В ходе исследования проводимого на базе плавательного бассейна дошкольного отделения ГБОУ школа № 2017 в 2016–2017 учебном году с детьми старшего дошкольного возраста была выявлена общая тенденция снижения психической возбудимости, нервозности и эмоциональной нестабильности детей, которые занимались плаванием. Стоит отметить, что вода имеет физическое свойство обволакивания, воздействия на нервные рецепторы, оказывая успокоительное действие. В процессе плавания не только улучшается физическое состояние, но и в рамках педагогического влияния улучшается коммуникативная способность ребенка [6].
На первом этапе исследования применялась программа обучения плаванию детей старшего дошкольного возраста, состоящая из 25 упражнений, продолжительность занятия — 25–30 минут. Упражнения были разделены по следующим категориям:
Таблица 1
№п\п |
Вид упражнения по обучению плаванию |
Объем использования врамках программы |
1. |
Упражнения на освоение свойств воды, взаимодействия тела и воды |
10 % |
2. |
Упражнения по погружению в воду и правильному всплыванию из нее |
3 % |
3. |
Упражнения для освоения навыка лежания на воде |
9 % |
4. |
Упражнения для освоения навыка правильного скольжения по воде |
25 % |
5. |
Дыхательные упражнения |
13 % |
6. |
Плавательные упражнения: выработка и закрепление |
32 % |
7. |
Упражнения на освоение навыка правильных прыжков в воду |
6 % |
Оставшийся объем занятий отводится упражнениям на закрепление пройденного материала на каждом этапе |
12 % |
Важным аспектом в рамках исследования являются основной традиционный и новый дополнительный методы, которые использовались в процессе обучения детей плаванию. В двух группах программа обучения длилась одинаково и состояла из основных этапов освоения плавания, но методы использовались разные. В первой исследуемой группе детей старшего дошкольного возраста применялся традиционный метод обучения, а во второй, аналогичной возрастной группе — игровой метод.
Для того чтобы в рамках игрового метода достигнуть высоких результатов, стоит учитывать следующие аспекты данного метода обучения:
1. избегать допуска ошибок во время игровых упражнений и заигрывания детей;
2. достигать во время игры поставленной цели упражнения;
3. использовать только посильные задания и упражнения, в соответствии с возрастом и полученными навыками детей;
4. игровая основа упражнения должна быть направлена на повышение активности ребенка;
5. степень эмоциональности детей во время игры должен постоянно контролировать педагог;
6. во время игры нельзя забывать о развитии физических навыков и способностей.
На начальном этапе были отобраны дети, которые имеют примерно одинаковое физическое развитие и навыки, при этом не умеют плавать.
Первые занятия с детьми обеих групп были направлены на ознакомления с водой, ее свойствами и положением тела в воде. При этом в группе, где применялся игровой метод, использовались различные игровые упражнения, такие как «Крокодил», «Насос», «Резвый мячик», «Поплавок» и т. д.
Следующим этапом стало закрепление навыков держаться на воде и приобретение уверенности в выполнении данного упражнения.
На всех последующих этапах, в рамках программы, для усвоения основных упражнений использовались различные игровые приёмы. Общее число игровых приёмов составило 8 основных видов и 4 дополнительных упражнения на закрепление навыков плавания [4; 5].
В начале и в середине учебного года в двух группах проводилось контрольное тестирование изучаемых показателей.
Важно отметить, что специальная игровая методика, даже к середине учебного года, на практике, уже дала высокие показатели эффективности освоения плавательных навыков. Полученные результаты отображены в таблице 2.
Таблица 2
Процентное соотношение детей по контрольным показателям вгруппах сразными методами обучения плаванию
Вид упражнения |
Группа сприменением игрового метода обучения (%) |
Группа сприменением традиционного метода обучения (%) |
||||
Начало года |
Середина года |
Начало года |
Середина года |
|||
«Крокодил» |
10 |
72 |
8 |
48 |
||
«Резвый мячик» |
20 |
86 |
18 |
64 |
||
«Насос» |
5 |
80 |
10 |
72 |
||
«Поплавок» |
5 |
83 |
10 |
68 |
||
«Стрела» |
16 |
76 |
14 |
70 |
||
«Торпеда» |
14 |
70 |
10 |
61 |
||
«Дельфин» |
0 |
54 |
0 |
37 |
||
«Прыжок в колодец» |
0 |
69 |
0 |
58 |
||
Как видно из таблицы дети в возрасте от 5 до 6 лет, которые получали обучение по игровому методу лучше выполняли контрольные задания и имели высокие показатели усвоения навыков плавания уже на промежуточном этапе, в отличие от детей традиционной группы. В группе с традиционной методикой обучения количество детей, выполнивших контрольные упражнения, составило, в среднем, 53 %, а в группе с применением игрового метода — 75 %. Что подтверждает положительное влияние применения игрового метода на уровень освоения плавательных навыков и более высоких показателей к середине учебного года. Обучение плаванию детей в этом возрасте происходит наиболее эффективно, так как этот период является сенситивным для освоения техники движения разных двигательных действий и формирования двигательного стереотипа, сохраняющегося в дальнейшем на протяжении всей жизни. Поэтому можно выявить закономерность значительно лучших результатов обучения по игровой методике.
По результатам проведенного исследования можно сделать следующие выводы:
- Игровой метод имеет стабильно высокую эффективность при использовании на системных занятиях по обучению плаванию, так как игровые формы позволяют ребенку легко, доступно и непринужденно усваивать навыки плавания.
- Игровая методика приводит к снижению психоэмоциональной напряженности ребенка, успокаивает и стабилизирует. Происходит гармоничное физическое и психическое развитие ребёнка.
- В игровом процессе стимулируется познавательный процесс, дети получают важные навыки коммуникации, достижения поставленных целей путем взаимодействия в коллективе.
- Игровой метод в значительной степени эффективнее традиционного метода обучения, направлен на выполнение задач здоровьесбережения ребенка, правильное физическое воспитание и физиологическое развитие без патологий и искажений.
- Так же можно предположить, что дальнейшее применение игровой методики на занятиях плаванием с детьми старшего дошкольного возраста ещё более увеличит количество детей, имеющих высокие показатели усвоения навыков плавания к концу учебного года.
Литература:
- Булгакова Н. Ж. Отбор и подготовка юных пловцов. М: ФиС, 2001. 265 с.
- Карпенко Е. Н., Короткова Т. П., Кошкодан Е. Н. Плавание: игровой метод обучения. — М.: ЧЕЛОВЕК, Пространство, 2009. — 48 с.
- Кузнецова Ж. В. Плавание в дошкольных образовательных учреждениях как одна из форм развития двигательных качеств у дошкольников // Вестник Хакасского государственного университета им. Н. Ф. Катанова. 2013. № 6. С. 104–106.
- Нагорнова Л. В., Волынкин В. И. Игра как метод обучения младших школьников // Гуманитарные исследования. 2014. № 2(50). С. 160–164.
- Осокина Т. И, Тимофеева, Е. А., Богина Т. Л. Обучение плаванию в детском саду: книга для воспитателей детского сада и родителей. М: Просвещение, 1991. 159 с.
- Чертов Н. В. Обучение плаванию. Ростов, Южный федеральный университет. 2010 г., 178 с.