В статье представлен анализ научно-методической литературы, рассматривающей опыт использования современных фитнес технологий в процесс физического воспитания детей дошкольного возраста. В том числе применение средств вида спорта прыжки на батуте в составе нового направления фитнес-джампинга.
Ключевые слова: дошкольники, физическое воспитание, координационные способности, прыжки на батуте, фитнес-джампинг
Дефицит двигательной активности серьезно ухудшает здоровье растущего организма человека, ослабляет его защитные силы, не обеспечивает полноценное физическое развитие [11, 10]. Результаты исследования уровня развития кондиционных способностей детей, проживающих на Крайнем Севере, показали, что большинство из них (61–72 %) имеет уровень «ниже среднего» в соответствии с нормативами, разработанными для детей из центральных регионов нашей страны. По параметрам скоростно-силовых способностей, показатели лишь 3 % детей 5–7 лет находятся в пределах «выше среднего» уровня. В беге на выносливость результаты 4 % обследованных 5 и 7 лет и 1 % — 6 лет соответствуют уровню «выше среднего» [1]. Представленные данные позволяют говорить о том, что физическое воспитание в дошкольных учреждениях, зачастую, не справляется с задачей сохранения и укрепления здоровья детей, которую ставит Федеральный государственный образовательный стандарт. В большей степени это связано с недостаточной эффективностью физкультурных занятий, характеризующихся однообразием упражнений, низким уровнем интенсивности физической нагрузки, отсутствием заинтересованности детей в используемых средствах, недостаточной эмоциональностью.
Вместе с этим, нельзя не отметить, что в последнее время стали активно внедряться различные средства и методы для повышения уровня здоровья, физической подготовленности, а также интереса к занятиям физическим воспитанием. Так, например, авторы Г. Н. Пономарев, Н. В. Казакевич и др. применили детский фитнес в дошкольном образовательном учреждении. Педагогический эксперимент проводился четыре года, внедрялись различные фитнес-технологии (аква-гимнастика, степ-аэробика, фитбол-гимнастика). Проведенное исследование показало, что средства всех использованных видов фитнеса имели положительный результат в повышении физической подготовленности, а также широкий выбор средств детского фитнеса формирует интерес к занятиям физическим воспитанием [9].
Внедряются в процесс занятий с дошкольниками средства вида спорта прыжки на батуте. Этот вид спорта предусматривает выполнение спортсменом серии высоких сложно-координационных прыжков с многократными вращениями вокруг поперечной и продольной осей тела на специальных снарядах посредством использования упругой деформации опоры. Из исследований Казанцевой Н. В. мы видим положительное влияние занятий на состояние сводов стопы детей 5–7 лет. По окончанию 9-ти месячного эксперимента, особенностью которого стало использование средств вида спорта прыжки на батуте, на 62 % увеличилось количество детей с нормальным сводом стопы. В то время как занятия по традиционной методике коррекции плоскостопия дошкольников в условиях дошкольного образовательного учреждения позволили улучшить показатели на 41 % [4]. Также с использованием прыжков на батуте была создана методика «Лого-батут» для обучения чтению детей, где ребенку предлагается прыгать на небольшом батуте и одновременно читать буквы вслух, слоги или слова. В результате у детей улучшились навыки чтения, исчез негативизм к чтению [3].
Важность развития координационных способностей, как возможности индивида, определяющие его готовность к оптимальному управлению и регулировки двигательного действия, трудно переоценить. Не овладев в полной мере данными способностями невозможно максимально эффективно управлять своими движениями, проявлять быструю реакцию, контролировать свое тело в различных изменяющихся условиях, это говорит о том, что координацию важно развивать в дошкольном возрасте, когда наступает период оптимального развития этих способностей [2, 6, 7].
Изучение специфических координационных способностей детей дошкольного возраста, занимающихся прыжками на батуте и не занимающихся этим видом спорта, посещающих дошкольные образовательные учреждения, показало отличие в тестах, характеризующих перестроение к двигательному действию, способность к равновесию и к реагированию, что подтолкнуло нас на создание тренировочного модуля [8]. Использование комплекса упражнений на развитие специфических координационных способностей, состоящих из средств вида спорта прыжки на батуте в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, без применения батута, показало, что упражнения более эффективно способствуют развитию координации, положительные результаты были выявлены в тестах на способность к равновесию, ориентированию в пространстве, к согласованности движений [5].
В последнее время создаются все больше направлений фитнеса, некоторые из которых внедряются в процесс физического воспитания дошкольников, школьников, а также студентов. Одним из разновидностей фитнеса с применением батута является фитнес-джампинг.
Фитнес-джампинг — это сравнительно новое направление фитнес-индустрии и представляет из себя сочетание аэробных (кардио) нагрузок, упражнений на формирование и укрепление основных групп мышц, а также комплекса на растяжку. Данная система фитнеса не имеет ограничений по возрасту. Джампинг предполагает использование круглых батутов, оснащенных ручками служащих опорой [12]. Благодаря прыжкам на батуте тренируется вестибулярный аппарат, укрепляется опорно-двигательный аппарат, также это профилактика плоскостопия, прыжки на батуте способствуют стимуляции внутренних органов, за счет чего происходит усиление циркуляции лимфы, при этом токсины выводятся из клеток, и к ним подводятся питательные вещества. Прыжки на батуте положительно сказываются на здоровье детей, постоянное смещение центра тяжести побуждает прыгуна к быстрой адаптации положения тела и компенсирующим движениям. При этом повышается координация и умение держать равновесие, что в дальнейшем пригодится при любой физической активности. Батут — это способ детоксикации и усиления иммунной системы. Но при этом существуют и противопоказания. Занятия на батуте не рекомендованы детям, страдающим бронхиальной астмой, диабетом, слабостью костной ткани [14].
При использовании батутов важно помнить о технике безопасности: устанавливать батут нужно только на твердую, ровную поверхность. Место установки должно быть свободно от препятствий и других объектов в радиусе 2 метра от батута, если не используется защитная сетка. Также при установке батута в помещении важно обратить внимание на расстояние до потолка [13].
Таким образом, анализ научно-методической литературы показал важность использования новых направлений фитнеса в процессе физического воспитания детей дошкольного возраста, что позволит целенаправленно развивать координационные способности, активизировать двигательную активность, повышать эмоциональный фон занятий. Одним из таких направлений является фитнес-джампинг.
Литература:
- Ведерникова Л. В. Совершенствование координационных способностей дошкольников 5–7 лет, проживающих в регионах крайнего Севера / Л. В. Ведерникова: автореф. дисс. … канд. пед. наук. 2005. С. 8–9.
- Горская И. Ю. Развитие и совершенствование координационных способностей спортсменов с учетом уровня квалификации и индивидуально-типологических способностей: методические рекомендации / И. Ю. Горская, И. В. Аверьянов, А. М. Кондакова. — Омск: из-во СибГУФК, 2014. — 80 с.
- Ефимова В. Л., использование методики «лого-батут» в процессе педагогического сопровождения младших школьников с учебными затруднениями // историческая и социально-образовательная мысль. 2015. № 6–1 том 7. — С. 290.
- Казанцева Н. В. Использование прыжков на упругой опоре для коррекции плоскостопия у детей дошкольного возраста / Н. В. Казанцева // Вестник Красноярского государственного педагогического им. В. П. Астафьева. 2010. № 3. 2–3 с.
- Калашников А. А. Эффективность использования средств вида спорта прыжки на батуте в физическом воспитании детей дошкольного возраста / А. А. Калашников, Р. Ф. Хазиева // Теория и практика современной науки»Образование и педагогика. — 2017. — № 6 (24).
- Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие / В. И. Лях. — М.: ТВТ Дивизион, 2006.
- Пащенко Л. Г., Гончарова Ю. О. Развитие координационных способностей у юных акробаток / Семнадцатая региональная студ. науч. конф. Нижневартовского государственного университета: Статьи докладов (г.Нижневартовск, 2–3 апреля 2015 года). — Нижневартовск: Изд-во Нижневарт. ун-та, 2015. С. 655–657.
- Пащенко Л. Г. Изучение координационных способностей детей, занимающихся прыжками на батуте/ Л. Г. Пащенко, Р. Ф. Хазиева, А. А. Калашников // Культура, наука, образование: проблемы и перспективы: материалы VI международной научно-практической конференции Изд-во Нижневарт. гос. ун-та, 2017. Ч. I. Общественные и гуманитарные науки. — С.347–349.
- Пономарев Г. Н. Применение детского фитнеса в дошкольных образовательных учреждениях / Г. Н. Пономарев, Н. В. Казакевич, Кузьмина С. В. // Культура физическая и здоровье. — 2013. — № 4 (46). С. 20–23.
- Холодов Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. Пособие для студ. Высш. Учеб. Заведений / Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. — 5-е изд.,стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. — С.
- Храмцов П. И. Состояние здоровья и образ жизни современных дошкольников /П. И. Храмцов, Березина Н. О. // Сборник материалов Ежегодной международной научно-практической конференции «Воспитание и обучение детей младшего дошкольного возраста». — 2014. № 2. С. 1–3.
- Джампинг фитнес // Sportwiki, спортивная энциклопедия. URL: http://sportwiki.to/Джампинг_фитнес (дата обращения: 4.07.2017).
- Мини батут, инструкция по использованию // Hast tings. URL: http://dostsport.ru/d/754231/d/information_items_property_726.pdf (дата обращения: 5.07.2017).
- Польза прыжков на батуте для детского здоровья // Батутный парк «Маугли». URL: https://maygli-jump.ru/stati/polza-batuta-dlya-detskogo-zdorovya/ (дата обращения: 5.07.2017).