Применение фитболов в оздоровлении детей | Статья в журнале «Молодой ученый»

Отправьте статью сегодня! Журнал выйдет 28 декабря, печатный экземпляр отправим 1 января.

Опубликовать статью в журнале

Автор:

Рубрика: Физическая культура и спорт

Опубликовано в Молодой учёный №38 (537) сентябрь 2024 г.

Дата публикации: 18.09.2024

Статья просмотрена: 4 раза

Библиографическое описание:

Быкова, П. А. Применение фитболов в оздоровлении детей / П. А. Быкова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2024. — № 38 (537). — С. 268-270. — URL: https://moluch.ru/archive/537/117714/ (дата обращения: 17.12.2024).



В статье автор представляет одну из форм работы с детьми дошкольного возраста, гимнастика на фитболах.

Ключевые слова: фитбол, дети.

Развитие детей и забота об их здоровье в процессе обучения в дошкольных образовательных учреждениях — это важная задача современного образования.

Исследования показали, что здоровье детей и подростков становится всё хуже. С каждым годом увеличивается количество детей с сердечно-сосудистыми болезнями, ожирением и другими нарушениями, включая проблемы с осанкой и координацией. Поэтому важно находить эффективные способы для укрепления здоровья детей, коррекции физического развития, профилактики заболеваний и повышения их двигательной активности, что играет значительную роль в их интеллектуальном и эмоциональном развитии.

В последнее время наблюдается растущий интерес к альтернативным методам оздоровления дошкольников. Одним из таких методов является гимнастика на фитболах, которые, как видно, способствуют улучшению физического состояния. Яркие мячи положительно влияют на психику и физиологические функции детей. Цвета мячей могут менять эмоциональное состояние, поднимая активность или успокаивая.

Музыкальное сопровождение занятий также помогает развивать координацию и ощущение ритма. Включение танцевальных движений в физические активности обогащает эстетическое восприятие и способствует развитию двигательной активности. Вибрации мячей оказывают своеобразное воздействие на органы и системы организма, улучшая психоэмоциональное состояние и поддерживая здоровье.

Влияние танцевальных движений фитбол-аэробики на физическое и психическое здоровье детей дошкольного возраста является значительным. Их применение в физкультурно-игровой деятельности способствует развитию моторных навыков и формированию эстетических предпочтений, благодаря глубокому эмоциональному воздействию танца.

Танец, кроме того, что учит координации, создает художественные образы, развивает внимание и пространственную ориентацию. Занимающийся танцами чувствует свободу и легкость движений, наслаждаясь красотой выполнения упражнений.

Мячи, помимо цветового и музыкального воздействия, оказывают вибрационное влияние, которое положительно сказывается на нервной системе, расслабляя ее. Колебания мячей воздействуют на позвоночник и суставы, а также активизируют работу головного мозга, поддерживая психическое и интеллектуальное развитие детей.

С раннего возраста важно развивать вестибулярные функции, поддерживая здоровье мозжечка, который отвечает за координацию. Занятия с мячом укрепляют основные группы мышц и способствуют формированию правильной осанки. Мячи разнообразны в применении и могут использоваться для выполнения множества общеразвивающих и игровых упражнений.

  1. Используя мяч как объект, можно выполнять разнообразные упражнения для общего развития, удерживая мяч в руках в разных исходных позах (стоя, сидя, лежа и т. д.), а также осуществлять броски, ловлю, удары об пол и другие действия.
  2. Мяч может служить опорой, когда занимающийся сидит верхом на нем или находится в различных лежачих положениях (мяч под спиной, животом, боком, а также мяч под ногами, когда лежишь на спине и т. д.).
  3. Мяч также можно использовать как ориентир в различных подвижных играх и эстафетах (например, обойти мяч и т. д.), а также для выполнения упражнений, таких как наклон назад из положения на коленях до касания мяча руками или наклон вперед из сидячего положения с широко расставленными ногами и т. д.
  4. В качестве амортизирующего устройства и тренажера мяч помогает развивать силу мышц рук и ног (зажимы мяча) и содействует улучшению равновесия.
  5. Мяч, выполняя функцию отягощения (в руках, ногах, на голове), используется в различных исходных позициях: стоя, лежа, сидя и т. д. для укрепления мышечных групп и коррекции фигуры.
  6. Кроме того, мяч может выступать в роли препятствия для перешагивания, преодоления или различных прокатываний (на животе — вперед и назад, в сидячем положении — вправо и влево).
  7. Фитболы также применяются как массажные устройства при выполнении парных упражнений. Один партнёр находится на животе, а другой с мячом осуществляет массажные движения по спине (прокатывания, постукивания, вибрации и круговые движения и т. д.).

Правила фитбол-гимнастики:

– При выборе мячей для детей важно учитывать их рост. При сидении на мяче угол между туловищем и бедром, бедром и голенью, а также голенью и стопой должен составлять 90 градусов. Правильная посадка также включает поднятую голову, опущенные и разведенные плечи, ровный позвоночник и подтянутый живот.

– Перед началом занятий следует проверить, чтобы рядом не находились острые предметы, которые могут повредить мяч. Одежда должна быть комфортной и не сковывать движения, а обувь — нескользкой.

– Рекомендуется начинать с простых упражнений, постепенно увеличивая их сложность. Важно, чтобы занятия не вызывали боли и исключали резкие движения и повороты в шее и пояснице.

– При выполнении упражнений на мяче голова и позвоночник должны быть на одной линии. Комбинация музыки, танца и механической вибрации, создаваемой фитболами, приносит оздоровительные преимущества. Упражнения развивают координацию, равновесие и моторику, что способствует улучшению эмоционального состояния и снижению заболеваемости.

Дети, занимающиеся фитбол-гимнастикой, замечают улучшение осанки и настроения, а процесс обучения навыкам проходит быстрее и легче.

Консультация для родителей

Защита и укрепление здоровья, а также оптимизация функций организма и полноценное физическое развитие детей являются важными аспектами работы педагогов в детских садах. В последнее время количество здоровых детей сократилось в пять раз, составляя лишь 10 % от общего числа. В этой связи одно из решений для улучшения здоровья детей и профилактики различных заболеваний — это занятия фитбол-гимнастикой.

Фитбол-гимнастика включает упражнения с большими эластичными мячами. Фитбол выступает в роли универсального тренажера, который можно использовать для развития физических навыков у детей.

Эта методика, основанная на научных подходах, предлагает разнообразные комплексы упражнений, которые помогают восстановить тонус мышц спины, развивать вестибулярный аппарат и улучшать функции внутренних органов. Занятия фитбол-гимнастикой проходят в игровой форме, что способствует развитию у детей гибкости, силы мышц, координации и ловкости, а также создает положительный эмоциональный климат.

Фитбол-гимнастика служит для достижения следующих целей:

– Совершенствование физических качеств;

– Освоение базовых моторных навыков;

– Улучшение координации движений и баланса;

– Укрепление мышечного каркаса и формирование правильной осанки;

– Оптимизация работы сердечно-сосудистой и дыхательной систем;

– Нормализация функций нервной системы, поддержка психоэмоционального развития;

– Улучшение кровообращения в области позвоночника, суставов и внутренних органов, избавление от венозного застоя;

– Развитие коммуникативных навыков и эмоциональной устойчивости;

– Стимуляция работы анализаторов и улучшение проприоцептивной чувствительности;

– Совершенствование мелкой моторики и речевых навыков;

– Адаптация организма к физическим нагрузкам.

Фитбол-гимнастика должна проводиться не реже двух раз в неделю, продолжительностью по 30 минут. Упражнения следует выбирать с учетом возрастных, физических и индивидуальных особенностей детей. Занятие делится на три этапа: подготовительный, основной и заключительный. На подготовительном этапе дети настраиваются на работу и их организм готовится к основной нагрузке. В основной части выполняются наиболее интенсивные упражнения, которые должны быть адаптированы под уровень физической подготовки детей. При этом важно учитывать их возрастные и индивидуальные характеристики. Заключительная часть направлена на восстановление и расслабление организма. Весь процесс проходит с музыкальным сопровождением.

Подходящие размеры мячей для детей следующие: для 3–4 лет — 45 см в диаметре; для 5–6 лет — 50 см; для 7–10 лет — 55 см. При выборе фитбола нужно обращать внимание на его качество: он должен быть прочным и эластичным, швы должны быть практически невидимыми и не ощущаться во время занятий.

Фитбол-гимнастика подходит для всей семьи, главное — это желание, поддержка ребёнка и позитивный настрой. Желаю успехов в спорте!

Литература:

  1. Веселовская, С. В. Фитбол тренинг С. В. Веселовская, О. Ю. Сверчкова, Т. В. Левчинкова // Пособие по фитбол-аэробике и фитбол-гимнастике. — М.: ННОУ Центр «Фитбол», 1998
  2. Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения методическое пособие для руководителей физического воспитания дошкольных учреждений / Под ред. С. О. Филипповой. — СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2007.- 416с.
  3. Е. И. Подольская Формы оздоровления детей 4–7 лет: учебное пособие для воспитателей. — Волгоград: Учитель, 2009.
Основные термины (генерируются автоматически): мяч, ребенок, выполнение упражнений, двигательная активность, дошкольный возраст, нервная система, последнее время, правильная осанка, сидячее положение, эмоциональное состояние.


Ключевые слова

дети, фитбол

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих упражнений на уроках физкультуры и в жизненной деятельности

В статье автор исследует проблему искоренения физкультуры у современных детей и раскрывает возможности избежания этого недуга.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Антистрессовая пластическая гимнастика в процессе обучения школьников

В статье рассматриваются особенности антистрессовой пластической гимнастики и возможности ее использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Занятия физической культурой и спортом для студентов с различной степенью близорукости

Статья рассматривает вопросы, связанные с занятиями физкультурой у студентов с миопией. Тема является актуальной из-за широкого распространения миопии среди студентов.

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Использование координационных лесенок при работе с дошкольниками: развитие ловкости, скорости и координации движений

В статье автор исследует тренажер координационная лесенка и упражнения, выполняемые на ней, для детей дошкольного возраста.

Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)

В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Похожие статьи

Применение здоровьесберегающих упражнений на уроках физкультуры и в жизненной деятельности

В статье автор исследует проблему искоренения физкультуры у современных детей и раскрывает возможности избежания этого недуга.

Роль спортивной гимнастики для ученика начальных классов

В данной статье рассказывается о влиянии комплексных физических упражнений на коррекцию нарушений осанки у детей младшего школьного возраста.

Антистрессовая пластическая гимнастика в процессе обучения школьников

В статье рассматриваются особенности антистрессовой пластической гимнастики и возможности ее использования на занятиях в общеобразовательных учреждениях.

Фитбол-гимнастика как средство развития двигательной активности и укрепления здоровья детей дошкольного возраста в ДОУ

В статье рассматривается одна из актуальных задач современной педагогики — развитие двигательной активности и укрепление здоровья детей дошкольного возраста в образовательном учреждении.

Кинезиологические упражнения в коррекционной работе с детьми дошкольного возраста

В статье автор рассказывает о пользе кинезиологических упражнений в коррекционной работе.

Занятия физической культурой и спортом для студентов с различной степенью близорукости

Статья рассматривает вопросы, связанные с занятиями физкультурой у студентов с миопией. Тема является актуальной из-за широкого распространения миопии среди студентов.

Использование кинезиологических упражнений на занятиях по физической культуре в детском саду

В статье автор рассматривает комплекс упражнений и игр, которые стимулируют развитие интеллекта ребёнка.

Использование координационных лесенок при работе с дошкольниками: развитие ловкости, скорости и координации движений

В статье автор исследует тренажер координационная лесенка и упражнения, выполняемые на ней, для детей дошкольного возраста.

Степень готовности дошкольников к занятиям спортом на спортивно-оздоровительном этапе (на примере художественной гимнастики)

В статье авторы затрагивают проблему физической готовности современных дошкольников к занятиям спортом.

Методика развития координационных способностей у младших школьников с применением средств ритмической гимнастики

В статье дано краткое описание методики, связанной с влиянием ритмической гимнастики на координационные способности младших школьников.

Задать вопрос