Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста
Автор: Денисенко Алена Николаевна
Рубрика: 4. Дошкольная педагогика
Опубликовано в
V международная научная конференция «Проблемы и перспективы развития образования» (Пермь, март 2014)
Дата публикации: 03.03.2014
Статья просмотрена: 2777 раз
Библиографическое описание:
Денисенко, А. Н. Влияние фитбол-гимнастики на физическое развитие детей дошкольного возраста / А. Н. Денисенко. — Текст : непосредственный // Проблемы и перспективы развития образования : материалы V Междунар. науч. конф. (г. Пермь, март 2014 г.). — Т. 0. — Пермь : Меркурий, 2014. — С. 64-66. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/101/5235/ (дата обращения: 21.11.2024).
Детство — уникальный период в жизни человека, в процессе которого формируется здоровье, осуществляется развитие личности. Все, что приобретено ребенком в детстве, сохраняется потом на всю жизнь.
Дети современного общества испытывают «двигательный дефицит», проводя большую часть времени в статичном положении (за столами, телевизорами, компьютерами). Что вызывает утомление определенных групп мышц, в следствии чего происходит нарушение осанки, плоскостопие, торможение развития основных физических качеств: ловкости, быстроты, выносливости, координации движений. Детство — лучшее время для формирования привычки здорового образа жизни.
По данным за 2008 год в структуре заболеваний у детей дошкольных образовательных учреждений на 1 месте — болезни нервной системы у 23,4 % детей; на 2 месте — болезни костно-мышечной системы у 18,4 % детей; на 3 месте — болезни органов пищеварения у 14 % детей (информация по комплексной оценке состояния здоровья ребенка отражается в отчетной форме «Комплексная оценка состояния здоровья детей» по г. Сургуту.
Ученые указывают, что период дошкольного детства проходит под знаком интенсивного развития игровой деятельности, содержание и формы которой существенно обогащаются и усложняются. Наряду с этим в жизнь детей все шире начинают входить элементы труда и учения. Благодаря развитию игры и возникновению элементов этих новых видов деятельности у дошкольников интенсивно формируется произвольность (способность быть хозяином своего поведения) в ее разнообразных проявлениях (произвольное внимание и запоминание, овладение эмоциями, процессы поиска и принятия решений, предвосхищение и оценка последствий принимаемых решений и т. п.). По мере формирования произвольности, а значит, и обретения ребенком подлинной свободы в построении своего поведения, возрастает творческий потенциал его деятельности [1, с. 32].
Все это накладывает отпечаток и на развитие двигательный сферы жизни дошкольника.
В. Н. Шебеко в своих работах говорит о том, что в педиатрической практике приняты 4 критерия оценки состояния здоровья ребенка:
- уровень физического развития, его гармоничность;
- соответствие параметров функционального состояния основных систем жизнеобеспечения биологическому возрасту;
- степень резистентности (устойчивости, сопротивляемости) организма к внешне средовым факторам и неблагоприятным воздействиям;
- наличие или отсутствие хронических заболеваний [3, с.42].
Важно помнить, что каждый из указанных критериев, взятый самостоятельно, не может дать полную характеристику. Только совокупность информации по всем критериям в комплексе позволяет объективно оценить состояние здоровья ребенка.
Физическое воспитание и развитие в дошкольных учреждениях предусматривает охрану жизни и укрепление здоровья детей, своевременное формирование у них двигательных умений и навыков, развитие физических качеств, воспитание культурно — гигиенических навыков и привычек, развитие интереса к физическим упражнениям и подвижным играм, а так же способствует формированию моральных качеств и волевых черт личности. Для решения этих задач педагоги применяют разнообразные средства и способы.
Требования современной педагогики побуждают специалистов к поиску новых подходов к организации физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ. Например занятия фитбол-гимнастикой дают возможность тренировки вестибулярного аппарата, развития координации движений, а также снимают дополнительную нагрузку на позвоночник, что позволяет людям с проблемами позвоночника, людям с избыточным весом, чувствовать себя достаточно комфортно при занятиях фитболом. Необходимо использовать программы обучения, в которых должен быть учтен весь комплекс соматических, интеллектуальных и физических проблем ребенка. Поэтому большое внимание стали уделять развитию новых направлений оздоровительной гимнастики.
Популярность гимнастики основана на ее отличительных чертах — она эффективна, доступна, эмоциональна окрашена и внешне привлекательна. В общей сложности специалисты насчитывают около 200 различных оздоровительных программ по гимнастике.
Возможности её применения настолько широки и диапазон упражнений настолько огромен, что под умелым руководством педагога они являются мощным комплексным средством и методом воздействия как в оздоровительном и образовательном, так и в воспитательном направлении развития личности человека.
В разных странах программы с использованием гимнастических мячей большого размера применяют более 50 лет. В нашей стране — около 12 лет. Программы по фитбол-гимнастике уникальны по своему воздействию на организм занимающихся и вызывают большой интерес у детей и взрослых.
Упражнения с фитболом тренируют вестибулярный аппарат, развивают координацию движений и функцию равновесия, активизируют моторно-висцеральные рефлексы, оказывают стимулирующее влияние на обмен веществ в организме.
Также упражнения на мячах обладают оздоровительным эффектом, который подтвержден опытом работы специализированных, коррекционных и реабилитационных медицинских центров Европы. За счет вибрации при выполнении упражнений и амортизационной функции мяча улучшаются обмен веществ, кровообращение и микродинамика в межпозвонковых дисках и внутренних органах, что способствует разгрузке позвоночного столба, мобилизации различных его отделов, коррекции лордозов и кифозов.
Мяч-фитбол по своим свойствам многофункционален. Поэтому он может использоваться в комплексах упражнений фитбол-гимнастики как предмет, снаряд или опора. Комплексы упражнений на мячах в зависимости от поставленных частных задач и подбора средств могут иметь различную направленность:
- для развития функции равновесия и вестибулярного аппарата;
- для формирования осанки;
- для увеличения гибкости и подвижности в суставах;
- для развития ловкости и координации движений;
- для расслабления и релаксации как средств профилактики различных заболеваний (опорно-двигательного аппарата, внутренних органов);
- для укрепления мышц рук и плечевого пояса;
- для укрепления мышц брюшного пресса;
- для укрепления мышц спины и таза;
- для укрепления мышц ног и свода стопы;
- для развития танцевальности и музыкальности.
Уникальное сочетание физических упражнений, фитбола, музыки, проговаривание стихов в ритм движений или пения в такт любимой мелодии развивает ритмическое чувство, координацию, речь, равновесие, осанку, а так же вызывает эмоциональный подъём, чувство радости и удовольствия. В основе данной методике лежат определённые свойства мяча, используемые педагогами для оздоровительных, коррекционных и дидактических целей. Это и размер, и цвет, и запах, и его особая упругость.
Мяч имеет форму шара. Шар посылает оптимальную информацию всем анализаторам. Совместная работа двигательного, вестибулярного, зрительного и тактильного анализаторов, которые включаются при выполнении упражнении на мяче, усиливает эффект занятий. Кроме того, мячи имеют ванильно-конфетный запах и дети с удовольствием занимаются на таких тренажёрах.
Мячи могут быть не только разного размера, но и разного цвета. Различные цвета по-разному воздействуют на психическое состояние и физиологические функции человека.
Тёплый цвет (красный, оранжевый) оказывает эрготронное влияние, повышает активность, усиливает возбуждение центральной нервной системы. Холодный цвет (синий, фиолетовый) оказывает трофотронный эффект, то есть успокаивает. Жёлтый и зелёный цвет способствует проявлению выносливости. С помощью цветов можно регулировать психоэмоциональное состояние человека. Велика сигнальная роль цвета в предупреждении травматизма.
Кроме цветового влияния на организм, мячи обладают ещё и вибрационным воздействием. Вибрация активизирует регенеративные процессы, что позволяет использовать мячи в период реабилитации после различных травм и заболеваний опорно-двигательного аппарата. Мячи позволяют индивидуализировать лечебно-воспитательный процесс, конкретно корригировать имеющиеся нарушения осанки без использования специальных валиков и приспособлений под области кифоза или лордоза.
Упражнения верхом на мяче по своему физиологическому воздействию способствуют лечению таких заболеваний, как остеохондроз, сколиоз, неврастения, астено-невротический синдром и др. Механическая вибрация мяча оказывает воздействие на позвоночник, межпозвонковые диски, суставы и окружающие ткани.
Практически это единственный вид аэробики, где в выполнение физических упражнений включаются совместно двигательный, вестибулярный, зрительный и тактильный анализаторы, что в геометрической прогрессии усиливает положительный эффект от занятий на фитболах.
Таким образом, фитбол-гимнастика, является на данный момент инновационным направлением в физическом воспитании и оздоровлении детей, которая сочетает в себе все необходимые компоненты для гармоничного развития ребенка.
Литература:
1. Степаненкова Э. Я. Теория и методика физического воспитания и развития ребенка. — М.: Академия, 2001. — 368 с.
2. Шебеко В. Н. и др. Методика физического воспитания в дошкольных учреждениях: учебник для учащихся пед. колледжей и училищ. — Мн.: Университетское, 1998,. — 184с.
3. Шебеко В. Н. и Ермак Н. Н., Шишкина В. А. Физическое воспитание дошкольников. — М.: Академия, 2000. — 176с.